Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР.
консультация (1 класс) по теме
Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР.
Консультация для педагогов.
Учитель-логопед Кушнарёва Л.Н.
Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания.
К. Д. Ушинский
Цели
- - Обозначить проблемы, возникающие при письме у младших школьников.
- - Знакомить с данными логопедического обследования и этапами коррекционно-логопедической работы.
- - Разъяснять причины возможных нарушений письменной речи.
- - Оказывать помощь учителям начальных классов и воспитателям ГПД в предупреждении и коррекции дисграфий у детей, давать необходимые рекомендации.
Прежде чем говорить о приёмах работы по формированию письменной речи, давайте попробуем разобраться, что такое письменная речь: как формируется, что управляет процессами письма, куда собираются все ниточки, по которым идёт команда делать то или другое?
Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:
- - речеслухового, помогающего производить отбор нужного звука;
- -речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;
- -двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц и всей руки;
- - зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).
Речеслуховой анализатор
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма. У детей с ЗПР очень часто нарушены несколько этих функций.
Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого(гласный от согласного, твёрдый от мягкого, звонкий от глухого),определения разницы между словами дочка – точка, угол – уголь и т.п. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребёнок учится навыкам звукового анализа и синтеза слов – фонематическому восприятию. Развитие этих навыков позволяет диагностировать фонематический слух и восприятие и определить ошибки, свидетельствующие об их нарушении. К ним относятся:
- замена звонких и глухих согласных;
- замена твёрдых и мягких согласных;
-пропуски гласных, согласных букв;
- пропуски слогов;
- перестановки букв, слогов;
- недописывание слова;
- несоблюдение границ предложений.
Для развития речеслухового анализатора необходимо использовать различные методы и приёмы.
- Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.
- Систематическое повторение слоговых цепочек разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-ба и др.).
- Использование графических обозначений звуков: гласный звук – красным цветом(кружок или квадрат),согласный твёрдый – синим, согласный мягкий – зелёным.
- Определение места звука в слове: в начале, середине, конце слова(показать на схеме слова, назвать, написать, подчеркнуть).
- Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.
- Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове.
- Звуко-буквенный анализ слов (выкладывание схем из фишек, рисование кружочков или квадратиков).
- Придумывание слова по заданной схеме.
- Придумывание слова из звуков с заданным количеством; с заданным звуком.
Двигательный анализатор
Для младших школьников важно развитие мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
- дрожащие линии;
- колебание наклона и высоты букв;
- быстрое наступление мышечного утомления;
- небрежное выполнение письменных работ.
Коррекционная работа должна строиться с учётом того, что нарушения тонкой моторики у детей с ЗПР носит системный комплексный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта. Поэтому её следует проводить по четырём направлениям:
- Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. Вначале необходимо обучить ребёнка приёмам самомассажа. Он оказывает тонизируещее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. После выполнения самомассажа можно приступать к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта(«Пальчиковый бассейн», «Волшебный мешочек» и др.).
- Развитие кинетического компонента двигательного акта. Это упражнения для развития движений кистями рук и пальцами рук и упражнения, выполняемые двумя руками совместно.
- Развитие динамической координации движений. Движения выполняются сначала поочередно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.
- Развитие реципрокной координации движений.
Речедвигательный анализатор
Если у ребёнка в речи имеются, ниже приведённые нарушения произношения, они могут отразиться на письме. Ребёнок с нарушением звукопроизношения, опираясь на своё дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу». Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.
В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушения звуков в устной речи устранены. Причина – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора.
- Контроль над правильным произношением звуков.
- Развитие движений губ, языка, щёк.
- Скороговорки, чистооворки.
- Упражнения для формирования напора выдыхаемого воздуха.
- Закрепление произношения звуков в словах, предложениях, стихах.
Зрительный анализатор
Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:
- смешение букв по оптическому сходству: б –д, п – т, о – а, и – у.
- зеркальность (с, э, з, е).
- трудность удержания строки, наклона.
Рекомендации по формированию зрительного анализа и синтеза.
- - назвать предметы по их контурам;
- - выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке;
- - назвать перечёркнутые изображения;
- - выделить предметные изображения, наложенные друг на друга;
- - показать правильно написанную букву;
- - распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры).
Развитие зрительной памяти:
- - запомнить картинки(4-5), а потом найти их среди других(8-10);
- - запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно;
- - игра «Чего не стало?»(находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало);
- - игра «Что изменилось?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формирования связной письменной речи у младших школьников с ОВЗ.
Методические рекомендации по формированию связной письменной речи у учащихся начальной школы как с ОВЗ, так и общеобразовательной....
Приемы формирования функциональной и операциональной готовности к овладению навыками связной письменной речи у младших школьников.
В материале даные методические рекомендации по подготовке детей к овладению навками самостоятельной письменной речи, приведены примеры развивающих упражнений и заданий....
Формирование устной и связной письменной речи у младших школьников.
Успешность формирования готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи зависит от состояния общей готовности к школьному обучению и уровня овладения навыкам...
Формирование самостоятельной письменной речи у младших школьников
Практически каждому известно, что владение речью обслуживает все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако принято считать, что речевые умения...
Приёмы работы над развитием связной речи у младших школьников.
СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...
Средства и приёмы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
В данной статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Выделены приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках лите...
Психологические особенности формирования письменной речи у младших школьников
Письменная речь и, в частности, письмо – это сложный психический процесс, который до сих пор недостаточно изучен, несмотря на большой интерес исследователей различных областей научного знания к ...