Статья "К проблеме становления письменной речи у младшего школьника"
статья по теме

Эта статья о тех проблемах, с которыми сталкивается младший школьник при написании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Статья  учителя начальных классов

                          МБОУ СОШ № 3 х. Киреевка

Октябрьского района,  Ростовской области

                                 Просандеевой Елены Викторовны

«К проблеме становления письменной речи

у младшего школьника»

        Письмо возникло на базе звучащей речи,  как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний и накопленного опыта, как зеркало культуры и традиций каждой страны. «Подобно тому, как индивидуальное сознание обладает своими механизмами памяти, коллективное сознание, обнаруживая потребность фиксировать нечто общее для всего коллектива, создает механизмы коллективной памяти. К ним следует отнести и письменность». [1]

        При построении письменного текста автор следует, как правило, определенной логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат: цепь логических звеньев отражается в семантико-синтаксической и лексико-грамматической структуре текста. Письменная фиксация информации как комплекс сложных речевых умений во многом совпадает с порождением устных высказываний.

        Пишущий проходит путь от мысли, осознаваемой в форме внутренней речи, к языковым средствам. Отбор лексических единиц и тонизация их в грамматически оформленные предложения, абзацы и текст осуществляется через этапы выбора, сличения, комбинирования и контроля. Цепочка последовательных речевых действий развертывается при этом в соответствии с коммуникативным намерением автора. Механизм внутренней речи, то есть составление внутреннего плана и конспекта будущего текста, играет в процессе письма значимую роль.

        При письменном высказывании мыслей, как и при говорении, функционируют одни и те же переходы между внешне выражении и внутренне произносимыми языковыми формами. При письме осуществляется переход от слова, произносимого вслух или про себя к слову видимому. В процессе говорения действует переход от слова, произносимого про себя, к слову, произносимому вслух (Жинкин Н.И.). Пишущий сначала представляет себе или воспринимает ( при записи со слуха) те звуковые комплексы, которые подлежат фиксации. Затем он соотносит их с соответсвующими графемами. При порождении письменного высказывания с опорой на печатный текст работа начинается с восприятия графем, после чего происходит ассоциация их с соответствующими фонемами.

        Выдвинутое Н.И. Жинкиным положение об «интонационном укладе» записываемого предложения свидетельствует о том, что связное письменное высказывание упреждается не только проговариванием порождаемого текста, но и сокращенным прослеживанием порядка изложения, включая ход развития мысли. Упреждающий синтез предполагает прежде всего умение выбирать нужные слова, распределять предметные признаки (т.е. элементы соединения) в соответствии с замыслом, находить синтаксические структуры, наиболее подходящие для выражения тех или иных мыслей, выделять предикат как основную часть в смысловой организации предложения и т.д.

        Разница между устным и письменным высказыванием сводится к тому, что в первом случае общение завершается передачей информации, причем этот процесс отличается большой степенью автоматизации, при которой содержание текста и его языковое оформление передаются синхронно. Письмо как дистантная форма общения рассчитано на реципиентов, не связанных с автором письменного текста общностью языковых средств и ситуацией непосредственного общения, оно лишено и паралингвистических средств, которые значительно облегчают устное сообщение. С учетом вышесказанного письменный текст должен быть развернутым логичным, точным и последовательным, с более тщательным отбором лексических и грамматических средств и знаков пунктуации, которые выполняют роль «заместителей реальной паралингвистической ситуации, свойственной устной речи» [2].

        Человек, активно владеющий письмом, должен уметь представить в своем сознании, как будет восприниматься его текст, поскольку пишущему необходимо определить возможности непонимания, а для этого надо глубже проникнуть в сознание других людей. Корректировка речи «на ходу», как это делается в устном  общении, когда по реакции собеседника, выясняется, что непонятно, а что понятно, здесь исключена. Затрудненность, задержка обратной связи вынуждает объемно и системно представлять смысл излагаемого, предвидеть возможные вопросы, заранее подготавливать на них ответы. Это выглядит парадоксально, фактически при письменной речи диалогичность и плилогичность ее содержательной стороны возрастает, хотя по внешней форме она кажется монологичной по преимуществу.

        Овладение письменной речью – это переход на новую, более высокую ступень развития, во-первых, системы общественных связей отдельного человека, во-вторых, его сознания в целом и, в-третьих, его языка. Соответственно, для совершения такого перехода необходим определенный уровень зрелости данных трех взаимопроникающих способов жизни.

        Д.Б. Эльконин отмечал, что в зависимости от того, как понимается разница между устной и письменной речью, решаются методический вопросы. Одни методисты считают необходимым введение самостоятельных письменных работ на ранних этапах обучения, другие, напротив, признают целесообразным более позднее их введение. Одни подчеркивают необходимость творческих письменных работ, другие – разного рода изложений, пересказов и т.д. Существуют разные теоретические взгляды на взаимоотношения между устной и письменной речью. Многие исследователи и методисты отличие устной и письменной речи видели лишь в иной ее технике: устное высказывание производится органами речи, а письменное – рукой и т.д. Внутренние механизмы оформления мысли в словопри этом остаются невыясненными. На сегодняшний день учеными признается тот факт, что письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки.

        Как отмечает Д.Б. Эльконин, «отстаивание» письменной речи от устной, с которым мы встречаемся, не может быть объяснено только необходимостью звуко - буквенного анализа. Письменная речь как продукт развития культуры человечества предъявляет ребенку новые запросы, требует от него нового типа операций, до сих пор не имеющих места в его психической деятельности. Следовательно, на этапе начальной школы перед учителем стоит задача развития различного типа операций, способных приобщить его к новому опыту деятельности посредством письма.

Литература

  1. Лотман Ю.М., М., Просвещение, 1987, с. 3.
  2. Колшанский Г.В., М., Просвещение, 1974,  с. 22.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР.

Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР....

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников.

Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения....

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....

"Проблемы в развитии устной и письменной речи у младших школьников"

В статье рассматриваются причины  недоразвития устной и письменной речи младших школьников....