«Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога в условиях здоровьесберегающего пространства школы».
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Гончар Инна Николаевна

О целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provedenie_uroka_s_pozitsii.docx23.83 КБ
Файл urok_s_pozitsii_zdorovesberezheniya.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Проведение урока с позиции

технологии здоровьесбережения

   Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта.

  Однако основной организационной формой образовательного процесса остаётся урок. И только в том случае, если здоровьесберегающим станет каждый урок, можно говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. Перечислим кратко, на что следует обращать внимание при рациональном процессе обучения с позиции критериев здоровьесбережения (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»):

>   Гигиенические условия в классе (кабинете);

чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

>   Число видов учебной деятельности, используемых учителем;

Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем  необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

>   опрос учащихся,

> письмо,

> чтение,

> слушание,

> рассказ,

> рассматривание наглядных пособий,

> ответы на вопросы,

> решение примеров, задач,

> практические занятия и т. д.

>   Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;

Ориентировочная норма: 7-10 минут.

>   Число использованных учителем видов преподавания;

словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

самостоятельная работа и др.

>   Чередование видов преподавания;

не позже чем через 10-15 минут.

>   Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

- активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и

взаимооценки) и др.

>   Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;

Для инсценирования дискуссии,  обсуждения, привития интереса к познавательным программам,  т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

>   Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;

-  Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

-  Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

>   Физкультминутки и физкультпаузы;

-  Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

>   Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

 >   Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;

интерес к занятиям,

стремление больше узнать,

радость от активности,

интерес к изучаемому материалу и т.п.

 Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

 >    Благоприятный психологический климат на уроке;

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

>   Преобладающее выражение лица учителя;

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

> улыбок,

> уместных остроумных шуток,

> использования поговорок,

> афоризмов с комментариями,

> музыкальных минуток и т.д.

>   Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;

 >   Темп и особенности окончания урока;

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

       учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,

 учитель мог прокомментировать задание на дом,

 попрощаться со школьниками.

>   Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

-  Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

 -  Стоит обратить внимание  и на состояние учителя.

Упражнения для использования на уроке с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся

              -«растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все    

               системы   организма;

разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, всю ушную раковину; в конце упражнения растереть уши ладонями;

-«перекрестные движения» - активизирует оба полушария головного мозга;

под спокойную музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот, ставится рука и нога вперед, в сторону, назад;

-«качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение;

головой медленно покачивать из стороны в сторону, подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию, дыхание глубокое, плечи опущены вперед;

-«ленивые восьмерки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания;

в воздухе в горизонтальной плоскости рисуется цифра восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками;

-«симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию;

в воздухе обеими руками рисуются симметричные фигуры;

-«медвежьи покачивания» - расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз;

покачиваться стороны в сторону, изображая медведя;

-«поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника;

сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, представить себя деревом,

удерживать позу 15-20 секунд;

-«медуза» - снимает психофизическое напряжение;

сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Результат здоровьесберегающих технологи:

  • сохранение здоровья школьника в ходе всего периода обучения;
  • сформированность необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
  • умение использовать полученные знания в повседной  жизни.

 

Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову)

  • Смотрите на вещи оптимистично;
  • Стремитесь побороть страх;
  • Найдите время побыть наедине с собой;
  • Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого ;
  • Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно;
  • Не оказывайте давление на своих детей;
  • Не говорите: «Я этого не могу сделать»;
  • Используйте возможность выступить с речью;
  • Помните: маленькие радости в ваших рука;
  • Не забывайте, что вы красивы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок с позиции здоровьесберегающей технологии

Слайд 2

Цель здоровьесберегающих технологий Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе Сформировать необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ Научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Слайд 3

Задача педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его

Слайд 4

Гигиенические условия в классе чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Слайд 5

Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д .

Слайд 6

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Ориентировочная норма: 7-10 минут.

Слайд 7

Число использованных учителем видов преподавания: словесный наглядный аудиовизуальный самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок

Слайд 8

Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут

Слайд 9

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки ) и др.

Слайд 10

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

Слайд 11

Физкультминутки и физкультпаузы Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Слайд 12

Схема проведения физкультминуток Классы Количество и время проведения на уроке Продолжи тельность Содержание 1 класс Две (через 10 минут после начала урока и на 20 минуте) Не менее 1,5-2 минуты каждая 1 физкультминутка: 2-3 упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища 2 я физкультминутка: 1-2 упражнения для улучшения мозгового кровообращения , снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища, на мобилизацию внимания. Один из комплексов упражнений для глаз. 2-4 класс Одна (на 20-25 минуте) Не менее 3 минут 1-2 упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища, на мобилизацию внимания. Один из комплексов упражнений для глаз.

Слайд 14

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук Исходное положение - стоя, руки на поясе. 1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Исходное положение - сидя или стоя. Кисти тыльной стороной на поясе. 1 -2 - свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3-4-локти назад, прогнуться. Исходное положение - сидя, руки вверх. 1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний, Повторить 5-6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Слайд 15

Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся. Три - нагнулся. Руки в стороны развёл. Ключик, видно не нашёл. Чтобы ключик нам достать. Надо на носочки стать. Руки тянем вверх. Наклон головы вперед. Руки и голову держим на весу.(Движения повторяем 3 раза). Сжимаем пальцы правой руки в кулачок, указательный выпрямлен. Производить движения рукой влево -вправо, как маятник часов. Поднимаются на носочках и тянут руки вверх.

Слайд 16

Команды на улучшение качества зрения, которые отлично тренируют глазную мышцу, предотвращают ее спазмы: Вращения Вращать глазами сначала 10 раз по часовой стрелке, а потом в обратную сторону. Закрыть глаза и повторить то же самое. Вертикали – горизонтали Не поворачивая головы, интенсивно двигать глазами вверх – вниз, вправо – влево (10-15 раз).

Слайд 17

Удивление Сильно зажмурить и посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, как будто чему-то удивляетесь. Диагонали Направить взгляд в левый нижний угол, сосредоточить взгляд на этой точке. После трех морганий повторить в правую сторону. После скосить глаза в левый верхний угол, а теперь в правый.

Слайд 18

Схема зрительно-двигательных траекторий С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.

Слайд 19

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Слайд 20

Благоприятный психологический климат на уроке Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие на здоровье.

Слайд 21

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы. Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся учебным материалом - порождает напряженность.

Слайд 22

Преобладающие эмоции, испытываемые ребенком : При благоприятном психологическом климате При неблагоприятном психологическом климате Доброжелательность Агрессивность Защищённость Незащищенность Мобильность Леность Креативность Зажатость Оптимизм Пессимизм Инициативность Пассивность

Слайд 23

Памятка учителю Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроением. Учитель должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми. Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме. Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке, учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.

Слайд 24

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия в педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Слайд 25

Преобладающее выражение лица учителя Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

Слайд 26

Наличие эмоциональных разрядок поговорка, высказывание, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка Необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.

Слайд 27

Рекомендации В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.

Слайд 28

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.

Слайд 29

Темп и особенности окончания урока Желательно, чтобы завершение урока было спокойным : учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Слайд 30

Состояние и вид учеников, выходящих с урока. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока . Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Слайд 31

Результат здоровьесберегающих технологий Сохранение здоровья школьника в течение всего периода обучения в школе. Сформированность необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ. Умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

Слайд 32

Грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса

Слайд 33

УРОКИ ДЕТИ ЗАВУЧ ЖУРНАЛЫ СОВЕЩАНИЯ ЁПЭРЭСЭТЭ…. ПОМОГИИИТЕЕЕ….

Слайд 34

Советы учителю, помогающие получать больше радости от жизни Смотрите на ве щ и оптимистично ; Найдите время побыть наедине с собой; Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого ; Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно; Не оказывайте давление на своих детей; Не говорите: «Я этого не могу сделать»; Используйте возможность выступить с речью; Помните: маленькие радости в ваших руках; Не забывайте, что вы красивы .

Слайд 35

Будьте здоровы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

В статье   говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....

Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС

Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 покол...

Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС

Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....

Статья: « Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни....

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения.

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

       Образование в России переживает сложный период, характеризующийся резким ростом темпов сменяемости и обновления знаний, изменениями основополагающих подходов и принци...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...