Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС
статья на тему
Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС
Выполнила: Альгпеус Евгения Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ лицея № 470
Калининского района
г. Санкт-Петербурга
Мы живём и работаем в двадцать первом веке. Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции.
Понятно, что увеличение автономии школ, объемов финансирования и снижения числа учеников в классе не могут повысить качество школьного образования. Согласно данным некоторых исследований, рост качества образования не может быть достигнут лишь в ходе изменения организационной структуры, финансирования и децентрализации системы образования. Ясно, что повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Мы понимаем, что «учащиеся в классах высококвалифицированных учителей развиваются быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации».
- Таким образом, по нашему мнению, для повышения образовательных результатов обучающихся необходимо повышать качество профессиональной деятельности учителей, уровня профессиональной компетентности. И, наверное, при этом главные условия развития:
- способность осознавать недостатки своей профессиональной деятельности,
-владение передовыми педагогическими технологиями,
-мотивация к совершенствованию своей профессиональной практики.
- Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
- Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – это характеристика человека, а компетенция – то, чем он уже владеет (способность, умение).
Основные компетенции современного учителя: умения учиться со своими учениками, планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать учащихся, занимать экспертную позицию, оценивать, подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности.
Владение этими компетенциями необходимо учителю для того, чтобы в ходе урока стимулировать у обучающихся «…освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности на основе развития своих способностей», а также «оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки».
Для осмысления этих приоритетов нам необходимо определиться с ответами на такие вопросы:
- Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными учебными действиями?
- Как организовать деятельность учащихся для реализации задачи формирования УУД?
Авторы-разработчики концепции развития УУД рассматривают сущность данного понятия, как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле термин УУД означает» умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А в более узком значении этот термин определяется как «совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение учебных знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
1. формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
2. проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
3. активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
4. построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В составе основных видов УУД, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
Теперь ученики активно участвуют в каждом шаге обучения: активно принимают учебную задачу, анализируют способы её решения, выдвигают версии, определяют причины ошибок. И школа, и семья должны сформировать мотивацию к обучению. У ребёнка должен появиться личностный интерес.
Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными учебными действиями?
УУД |
Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Прогнозирование Коррекция Оценка |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешении конфликтов Управление поведением партнера Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли |
общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. |
самоопределение смыслообразование нравственно-этическая ориентация |
Профессиональные компетенции педагога |
Умение управлять своей деятельностью и деятельностью ученика на уроке по формированию целей, задач, контролю, коррекции деятельности Саморегуляция учителя, способность к рефлексии успеха/неуспеха Умение организовать процесс рефлексии на уроке. |
Навыки учебного сотрудничества с учениками и эффективной совместной профессиональной деятельности; речевая и коммуникативная культура. |
Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке: Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации; Владение учителем логическими операциями и умение организовать учебный процесс с их применением деятельности ученика; Способность оперировать знаково-символическим моделированием в своей деятельности и организовать данный процесс на уроке; Способность выделять и решать профессиональные проблемы, способность применять приемы проблематизации в учебном процессе. |
Ценностные ориентации гражданина и самореализующейся личности. Мотивация профессиональной деятельности. |
Таким образом, чтобы реализовать метапредметную технологию, педагог САМ должен обладать определенными профессиональными компетенциями. Эти компетенции тоже должны носить характер универсальности:
во-первых, для того, чтобы формировать у детей УУД, нужно знать как «работают» УУД и как отслеживать и оценивать;
во- вторых, если учитель сам владеет универсальными действиями, то может служить моделью поведения для своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ-компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию предлагается опытформирования ИКТ-компетентности учащихся младших классов....
Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС НО и СПО
Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия ...
Программа занятий с элементами социально-психологического тренинга по формированию внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС
Качество обучения и здоровье учащихся напрямую зависит от личности учителя, и прежде всего, его профессионально-педагогической направленности, ценностных ориентаций, нравственных...
Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС
В статье описывается опыт работы по развитию профессиональных компетентностей учителя....
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения...
Повышение компетентности педагога в условиях реализации ФГОС НОО
Статья для сборника ГОУ ДПО ТО «Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» «Из опыта работы по достижению качест...
Педагогический совет с элементами деловой игры «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности....