Статья: « Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»
статья на тему
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья: « Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»
Автор: Сапогина С.Ю.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 8 г. Когалым
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».
В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Схема 1.
Схема 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога в условиях здоровьесберегающего пространства школы».
О целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий....
Статья "Профессиональная компетентность педагога – главный ресурс современного качества образования"
laquo;Как никто на может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».А. Дистер...
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...
Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС
Образование в России переживает сложный период, характеризующийся резким ростом темпов сменяемости и обновления знаний, изменениями основополагающих подходов и принци...
ИППРУ педагога, на тему «Совершенствование профессиональной компетентности педагога в области управления качеством процессов и результатов в системе «учитель-ученик»
Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС НОО...
Доклад на тему: Профессиональный рост педагога как условие повышение качества дополнительного образования
В докладе рассматриваются основные профессиональные компетенции педагога дополнительного образования,а также инструменты повышения качества дополнительного образования и профессионального роста педаго...
Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика
Вчитываешься в каждое слово и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...