Применение технологий диалогового взаимодействия на уроках в начальной школе
статья на тему
Применение технологий диалогового взаимодействия на уроках в начальной школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
АГАФОНОВА Галина Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №163
Центрального района г. Санкт-Петербурга,
Россия, г. Санкт-Петербург
E-mail: galun2525@mail.ru
Применение технологий диалогового взаимодействия, как средства формирования у учащихся начальной школы интеллектуальной успешности.
Аннотация. На сегодняшний день современное общество испытывает потребность в творчески мыслящих, самостоятельных, интеллектуально развитых людях, способных реализовать свои личностные запросы, решать проблемы общества, создавать новые продукты деятельности. Так как становление личности происходит еще с раннего возраста и обучение в начальной школе имеет непосредственное значение в развитие личности, то исходя из запросов общества, исполнение основных программ образования обеспечивает ФГОС. В Федеральном стандарте прописывается портрет выпускника начальных классов, который владеет основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом и т.д. Опираясь на требования ФГОСа, важная задача учителя сформировать у учащихся интеллектуальную успешность. Выполняя данную задачу, преподавателю предстоит использовать различные технологии обучения. По моему мнению, применение технологии диалогового взаимодействия позволяет в полном объеме создать необходимые условия осуществления данной задачи. Данная технология обеспечивает активное погружение в деятельность, благодаря которой каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативной деятельностной личности, но и разбирается в способах их развития.
Ключевые слова: успешность, интеллект, интеллектуальная успешность, диалог.
Анализ психолого-педагогической литературы, научных теорий и концепций показал, что в психологии понятие «успешность» обсуждается как особое состояние учащегося, выражающее его личное отношение к деятельности и/или ее результатам (В.К. Вилюнас , Л.Н. Белопольская, С.Н. Лысенкова, Е.А. Никитина, С.Л. Рубинштейн), в педагогике «успешность» описывается с точки зрения качества образования, в контексте проблемы эффективности и результативности обучения ( Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Г.Д. Кириллова, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.Ю. Питюков, Г.И. Щукина и др. ) [3]
В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушаков указывает на образование существительного «успешность» от прилагательного «успешный», т.е. заключающий в себе успех, представляющий собой успех, делающий что-нибудь с успехом. «Успешность» в словаре русских синонимов стоит в ряду таких понятий, как «благополучность», «спорость», «удачность», «благополучие», «небезуспешность». [4]
Таким образом мы можем сделать вывод, что успешность- это удача в задуманном деле, которая признана и одобрена со стороны окружающих. Успешность в школе определяется уровнем интеллекта обучающегося. Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. По словарю С.И. Ожегова интеллект означает ум, мыслительную способность, умственное начало у человека. Следовательно, интеллектуальная успешность- это определенный устойчивый конечный результат комплексного характера, подразумевающий наличие таких составляющих как здравое и позитивное мышление, творческая самореализация, которое выражается в личностном позитивном отношение к деятельности, позволяющая ощущать собственную удовлетворенность. [1]
Согласно Стратегии модернизации содержания начального образования, одним из оснований обновления образования является развитие универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске, где необходимо уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.
При решении проблемы формирования интеллектуальной успешности учащихся востребован технологический подход, поскольку именно технология как процесс, спроектированный и реализованный как целесообразная последовательность определенных действий, предусматривает подробную инструментальную методологическую оснащенность каждого этапа, обладает выверенной алгоритмичной последовательностью действий; предполагает высокую степень вероятности достижения запрограммированного результата; обладает четкой ориентацией на решение стандартных и нестандартных проблем образовательного процесса; сводит к минимуму излишние усилия и экспромт. На основе изложенного была разработана и апробирована технология диалогового взаимодействия, которую можно использовать при освоении и при закреплении учебной темы учащимися начальных классов. [2]
Цель технологии: формирование интеллектуальной успешности учащихся в информационном взаимодействии с учителем.
Задачи технологии: целостное осмысление, обобщение и интериоризация учащимися полученной информации; выработка собственного отношения учащихся к изученной информации; установление взаимоотношений посредством информационного взаимодействия; анализ собственной деятельности в процессе учения; выявление (осознание) учащимися новых проблем; определение учителем динамики развития механизмов саморегуляции учащихся; проведение педагогической рефлексии и на основании этого внесение корректив в педагогическую деятельность.
Достижению данной цели способствует целенаправленная организация образовательного процесса в начальной школе на основе инновационных технологий, различных форм сотрудничества, групповой работы, совместной деятельности детей. [5]
В технологии диалогового взаимодействия важную роль играет диалог двоих или разговоры нескольких учеников. Диалог в толковом словаре С.И.Ожегова рассматривается в двух направлениях 1. Разговор между двумя лицами, обмен репликами. 2. перен. Переговоры, контакты между двумя странами, сторонами. В энциклопедическом словаре диалог представлен, как форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Это является главным условием в реализации учебной деятельности. Деятельность в технологии диалогового взаимодействия осуществляется в четырех организационных группах: индивидуальной, парной, групповой, коллективной - работа в парах сменного состава.
В организации обучающего диалога важна не только гносеологическая его сторона как событие, в ходе которого осуществляется познание, но и онтологическая его сторона как категория бытия некой бесконечной сущности.
Когда ученик, работая в группе, слушает выступающего, слушание предполагает полное проникновение в понимание собеседника. Это возможно только тогда, когда в состоявшемся диалоге задействованы глаза, эмоции– происходит заинтересованность друг в друге, при этом мотивации могут носить и противоположную окраску. Таким образом, только пара может обеспечить необходимые условия для развития качества собеседника.
Работая в паре, ученики учатся, попадая в конфликт, выходить из него, идти на компромиссы и уметь договариваться, быть внимательными и считаться с партнерами, с их мировоззрениями и интересами, развивается чувство ответственности за свои поступки и за поступки собеседника.[4]
В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа информации, обсуждать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссии, общаться с другими людьми. Также формируются межличностные отношения..
Для развития интеллектуальных умений рекомендуется использовать технологии диалогового взаимодействия:
- работа в парах постоянного и сменного состава;
- работа в малых группах;
- «взаимообмен заданиями»;
- технология рефлексивного чтения. Методика Ривина.
- технология взаимного обмена текстами − методика «Взаимопередача тем».
В своей работе я часто использую работу в парах сменного состава, где каждый участник поглощен работой и общением со сверстниками.
Класс делится на группы с равным количеством учащихся. Каждой группе выдаются одинаковые задания. У каждого ученика на столе ручка, пронумерованный листок для записи ответов на задания и свое задание под определенным номером (по количеству участников). На математике это могут быть задания на: вычисление, неравенства, уравнения, задачи на устный счет и т.д. По русскому языку: словарные слова, предложения с пропущенными словами, правила с пропусками и т.д. По чтению: стихотворения, загадки, вопросы по произведению или биографии автора. Учитель составляет задания по своему усмотрению: связанных с темой нового урока или для проверки изученного материала.
В начале работы в парах сменного состава учитель проговаривает правила.
У каждого из вас на столе лежит карточка с номерами от 1 до .., также у каждого лежит свое задание под номером, вам нужно прочитать свое задание, на карточке отметить ответ, который вы поставили рядом с номером своего задания, затем поменяться с соседом карточкой и написать его ответ в своей карточке под его номером, забираете свое задание идете к другим, так у вас должно получиться … ответов. Кто выполнит, садится на свое место и поднимает руку. Затем проверяем ваши работы.
Например, на уроке чтения изучая тему «Поэтическая тетрадь», где стихотворения посвящены временам года, можно предложить следующее задание.
У каждого из вас на столе лежит карточка с номерами от 1 до 4, также у каждого из вас лежит свое предложение под номером, вам нужно прочитать свое предложение, на карточке написать слово, которое пропущено рядом со своим номером, затем поменяться с соседом карточкой и написать его пропущенное слово в своей карточке под его номером, забираете свое предложение идете к другим, так у вас должно получиться 4 слова Кто заполнит карточку ответами, садится на свое место и поднимает руку. Затем проверяем ваши работы.
Задание:
1. Все дорожки в парке покрыты опавшими … .
2. Небо затянуто серыми…
3. Далеко на юг улетели …
4. Вот-вот пойдет надоевший…
Ответы: 1.Листьями 2.Тучами 3.Птицы 4.Снег. В ходе работы учитель в роли консультанта - если у кого-то не написан ответ, выяснить причину (не успел или не понял задание), направить на нужный ответ. В итоге каждый ребенок выполняет задание, при этом общается и настраивается на тему занятия.
Таким образом, при использовании технологии диалогового взаимодействия у учащихся исчезает один из вечных школьных страхов – страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, страх не угадать то направление размышления, которое соответствует теме урока, страх не справиться с таким огромным объемом материала, тем самым формируется интеллектуальная успешность обучающихся, так как дети в период работы не оценивают свои действия отметкой, а осознает свою значимость в учебном коллективе, при этом закрепляют полученные знания на уроке.
Список литературы
- Вахрушев А.А. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах / А.А. Вахрушев, И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 6.
- Данюшевская Г.А. Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников / Г.А. Данюшевская // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8.
- Дьяченко В.К. «Работа в парах сменного состава». М.: «Народное образование» № 5-8, 1989 г.
- Окунев А.В. «Так удобнее, так лучше». М: «Народное образование» № 1-2, 1993 г.
- Мкртчян М.А. «Фазы переходного периода от группового способа обучения к коллективному»// Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. - 1995. - № 2. - С.8-11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологий диалогового взаимодействия - необходимое условие самореализации младшего школьника
Стать посвящена применению технологии диалогового взаимодействия в начальной школе....
Статья "Применение технологии разноуровневой дифференциации на уроках в начальной школе"
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...
Применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе
В статье описывается применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе...
Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе.
Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоян...
Презентация «Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе»
«Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе» ...
Методический семинар "Применение технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"
В материале описан опыт применения технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе....
Методический семинар "Применение технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"
Презентация к методическому семинару....