Методический семинар "Применение технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"
статья

Карпович Татьяна Анатольевна

В материале описан опыт применения технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар «Применение технология проблемного диалога на уроках в начальной школе»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри! Надеюсь на благотворное сотрудничество и вашу поддержку.

В настоящее время общество изменило свои приоритеты. В мире, который динамично и активно развивается, человеку необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком и объемом информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. Современное образование должно стать процессом личностного развития ученика. Социальный заказ государства направлен на формирование компетентной, высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию отрывок из кинофильма «Улыбка Мона Лизы» режиссёра Майка Ньюэлла. При просмотре обратите внимание – какие методы и приёмы педагога вы можете отметить и к какой технологии их можно отнести? актуально ли их применение в современном образовательном процессе?

Просмотр отрывка.

В фильме продемонстрированы события 1953 года, но в отрывке мы заметили приемы проблемного обучения, которые актуальны и на сегодняшний день. Я представлю Вашему вниманию технологию проблемного диалога, которая помогает обеспечить достижение в комплексе предметных, метапредметных и личностных результатов, включить учащихся в активный познавательный процесс, позволяющий самим искать, пробовать, удивляться и докапываться до истины, а не получать эту истину готовой из уст учителя. Данная технология применима при изучении любой школьной дисциплины и на любой образовательной ступени и потому необходима каждому учителю.

Работая по технологии проблемно - диалогического обучения, многое я почерпнула в работах автора данной технологии Мельниковой Елены Леонидовны.  

Кроме того, современные условия привносят новое в образовательный процесс. Сегодня всё чаще говорят о коучинге в образовании, когда учитель должен выступать не наставником, не тьютором (советчиком), а коучем (союзником). Как раз с помощью технологии проблемно-диалогического обучения решаются многие педагогические задачи образовательного коучинга:

- Самостоятельный поиск обучающимися новых понятий и способов действий.

- Последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем.

- Активное усвоение новых знаний.

- Мотивация к творчеству

- Формирование новых способов мышления.

- Включенность в деятельность всех обучающихся.

- Прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Работая учителем начальных классов, я понимаю, что специфика обучения основана на формировании универсальных учебных действий у учащихся. Человек начинает мыслить только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, возмущения. На уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира я создаю проблемные ситуации с учётом реальных противоречий, значимых для детей, что является источником мотивации познавательной деятельности, активизирует мыслительную деятельность.

При постановке учебной проблемы я использую три основных метода:

- побуждающий от проблемной ситуации диалог;

- подводящий к теме диалог;

- сообщение темы с мотивирующим приемом.

Приведу некоторые примеры:

На уроке русского языка в 3 классе при изучении темы «Правописание суффиксов –ик, -ек» я использовала приём «Столкновение мнений»

Задание: записать слова по диктовку на доске: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик.

 Обращаюсь к ученикам: «Сравните, как Вы выполнили задание? Что же вас удивило? (мы выполнили его по-разному)

Предлагаю сравнить их варианты. Сравните, как это задание выполнила я (на слайде)

Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?

-У нас два мнения: либо –ик-, либо –ек-

Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)

Мы не знаем, какой суффикс писать (формулировка проблемы)

Значит, какая будет тема урока?

Правописание суффиксов -ик- и -ек- (формулировка темы урока)

Таким образом подвожу к теме урока.

«Прием, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез», предмет русский язык, 2 класс, тема: «Решение орфографических задач в корне  слова».

Прочитайте диалог учеников и реши, кто прав?

Костя: «Снег липкий, поэтому напишу липить».

Настя: «Снеговика лепят, поэтому напишу лепить».

Возникает необходимость в процессе дискуссии выяснить кто прав: Костя или Настя?

Подводящий к теме диалог. Урок математики 4 класс по теме: «Литр».

У нас на пути камень на распутье 3-х дорог со словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём

- Разбейте слова на группы по смыслу, и мы узнаем куда нам держать путь за новыми открытиями: влево, вправо или прямо. Влево положите слова, связанные между собой одной группы, вправо – слова, связанные между собой другой группы. Работаем в парах.

Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.2. Длина, сантиметр, линейка.

Объясните свой выбор.

- Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм.

 - Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.

- Почему слово «объём» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает).

- Что предстоит выяснить сегодня на уроке?

Приём «Выполнение практического задания, не схожего с предыдущим»

Урок математики в 4-м классе по теме «Умножение на двузначное число». Предлагаю задание: Найти площадь прямоугольника со сторонами 15 см и 3 см. Ученики выполняют без затруднений. Следующее задание: найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 см и 21 см. (обучающие испытывают затруднение, осознают проблему, формулируют тему «Умножение на двузначное число)

Приём «Предъявление противоречивых мнений»

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Устройство Вселенной»

Предлагаю рассмотреть в учебнике иллюстрации «Мир по Птолемею» и «Мир по Копернику. Задаю вопросы «Что вас удивило? Что интересного заметили?». Дети осознают противоречия. Вследствие возникает вопрос «Кто из учёных прав?»

Сообщение темы с мотивирующим приёмом: 
• Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.) 
• Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся).

По результатам применения технологии проблемно-диалогического обучения могу утверждать, что она эффективна т.к. повышается уровень учебной мотивации (вы видите результаты диагностики по Н.Г. Лускановой). Ребята приобретают навыки общения, учатся высказывать свою точку зрения, отстаивать её или принимать чужую, но верную. Данная технология эффективна и в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству. На первых этапах обучения активно работали 24% учеников в классе, теперь – 68 %, и буду в дальнейшем работать над повышением этого результата.

Подводя итог проделанной работе, хочу отметить, что технология проблемного диалога – это совершенно особая педагогическая технология.  Она может быть реализована на любом предметном содержании любой образовательной системы. Проанализировав свои результаты работы за столь короткое время, уверена, что нахожусь на правильном пути применения данной технологии.

Закончить своё выступление, считаю возможным, высказыванием Сократа: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный диалог на уроках в начальной школе

1.Теоретическое обоснование1.1. Понятие и методы проблемного обучения.............................................. 1.2. Технология проблемно-диалогического обучения...........................

Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе

В статье говорится о том, что применение технологии проблемного обучения дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы....

Проблемный диалог на уроках в начальной школе.

В качестве одной из главных психических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом ...

Методический семинар Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС.

Актуальность технологии проблемного обучения, применеие на уроках в начальной школе. Технология проблемного обучения развивает самостоятельную деятельность по решению учебных задач, развивает мыслител...