Презентация «Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе»
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе» | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе»
«Технология смыслового чтения, ее использование при реализации ФГОС». Всякое приятное чтение имеет влияние на разум, без которого ни сердце не чувствует, ни воображение не представляет. Н.М.Карамзин
«Технология смыслового чтения, ее использование при реализации ФГОС». Всякое приятное чтение имеет влияние на разум , без которого ни сердце не чувствует, ни воображение не представляет. Н.М.Карамзин
Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию) Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить В.А. Сухомлинский Читается трояким образом: первое – читать и не понимать, второе – читать и понимать, третье – читать и понимать даже то, что не написано Я. Б. Княжнин В Примерной основной образовательной программе под смысловым чтением понимается « осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»
Основные умения смыслового чтения умение осмысливать цели чтения (для чего); умение выбирать вид чтения (как? каким образом?)в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию ; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
I этап Работа с текстом до чтения II этап Работа с текстом во время чтения III этап Работа с текстом после чтения Технология продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения. 1 этап. Работа с текстом до чтения 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
2 этап Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста ( Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 4. Выразительное чтение.
3 этап. Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания)
«Приёмы использования технологии продуктивного чтения».
Антиципация - это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится: по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста . Это существенно ускоряет темп чтения. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
Прогнозирование происходит: - на уровне слова; - на уровне предложения; - на уровне текста; - на уровне иллюстрации. Есть сладкое слово – конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть кислое слово - … , Есть слово с окошком - … , Есть слово колючее - …, Есть слово промокшее -…, Есть слово упрямое -… , Есть слово колючее- … , Есть книжное слово - …, Есть слово лесное - …, Есть слово пушистое - … , Есть слово весёлое - …
Прогнозирование происходит: - на уровне слова; - на уровне предложения; - на уровне текста; - на уровне иллюстрации. Есть сладкое слово – конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть кислое слово - лимон, Есть слово с окошком - вагон, Есть слово колючее - ёжик, Есть слово промокшее -дождик, Есть слово упрямое -цель, Есть слово колючее- ель, Есть книжное слово - страница, Есть слово лесное - синица, Есть слово пушистое - снег, Есть слово весёлое – смех.
Прогнозирование при работе над концептом Четыре девочки (рассказ Д. Лунича ) Идёт мама по улице и ведёт за руку четырёх маленьких девочек. Мама говорит: Куплю большую сумку. Четыре девочки говорят: - И ещё четыре маленьких сумочки! Мама говорит: Куплю большой платок. Четыре девочки говорят: И ещё четыре… Мама говорит: А ещё куплю большую щётку, пол мыть. …
Заголовок – окошко для взгляда вперёд. Посмотри и подумай, что тебя ждёт? Заголовок это не просто слова, Эти слова – всему голова! С. Бондаренко Обратитесь в кладовую своих знаний. Вспомните заголовки : 1. имя-характеристика персонажа 2. обозначающие место действия 3. сформулированные в форме вопроса 4. непонятные, интригующие
К. Паустовский "Кот-ворюга" . Прогнозирование на уровне иллюстрации
Работайте с заголовком! Прочитав заголовок, остановитесь! 1. Сформулируйте для себя, о чём пойдет речь в тексте. 2. Вспомните всё, что вы уже знаете на эту тему 3. Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, будут даны ответы в тексте. 4. Попытайтесь, на сколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста. 5. После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.
С вопроса, с удивления начинается мышление. Работа с вопросами - важный этап в понимании текста.
С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной , подтекстовой , концептуальной. Фактуальную ( о чём в тексте сообщается в явном виде) информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Подтекстовая (о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк) информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д. К онцептуальная (основная идея текста, его главная мысль) понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем.
Мои достижения по чтению (1 класс) Внимательно прочти текст. Ответь на все вопросы теста. Виктор Хмельницкий В саду красили зелёной краской Скамейки. - Ага, мы уже зелёные! - хвастались свежеокрашенные Скамейки. - Мы тоже скоро зазеленеем, - отвечали Деревья и Кусты. - Когда это ещё будет? - улыбались Скамейки. На душе у них было весело: еще бы - они зазеленели первыми! Задание 1. Укажите, в какое время года происходит действие (обведи в кружок верный ответ). А. Весна. Б. Лето. В. Осень. Г. Зима. Задание 2. Укажи, где происходит действие (обведи в кружок верный ответ). А. В парке. Б. В лесу. В. В саду. Г. На улице. Задание 3. Озаглавь этот текст. Это текст можно озаглавить _______________________________________________________ Самооценка
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: Умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации 1. «Чертёж , изображающий на плоскости, какую – либо местность, сооружение». (урок природоведения) 2. «Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ» (проект) 3. «Предположение, предусматривающее ход, развитие чего – нибудь (план действий). 4. «Взаимное расположение частей, краткая программа какого – нибудь изложения». (план рассказа, изложения, сочинения). 5. «Место расположения какого – нибудь предмета в перспективе. Передний, задний план» (на уроках изобразительного искусства). «Словарь русского языка» С.И.Ожегова
Виды планов
В. Д. Берестов «Честное гусеничное» Если текст запомнить сложно – Нарисуй его тогда. Разделив его на части - Ты расскажешь без труда!
Капля в море Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. Г. Цыферов
Критерии понимания текста Основными критериями считается выделение концепта текста (концептуальной информации) и его выражение во внешней речи. В качестве другого критерия понимания рассматривается пересказ текста , то есть логическое изложение фактуальной информации текста с развёрнутой фабулой. Ещё одним критерием понимания можно считать выразительность чтения.
Критерии оценивания выразительного чтения Я Учитель 1. 2. 3. 4. 5.
Критерии оценивания выразительного чтения Я Другой ученик Учитель прогноз после чтения 1. Четкое и правильное произношение 2. Выбор темпа чтения 3.Соблюдение нужной интонации 4. Постановка логического ударения 5. Проявление своего отношения к прочитанному
Выпускник Научится: декламировать стихотворные произведения Получит возможность : научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов)
«Совесть в ушах» «Историческая память народа» «Практическая философия» «Устная школа» «Свод правил жизни» «Золотые зёрна» «Стоглазый Аргус» - мифический бессонный страж , каждое око которого глядит на мир, всё видит, всё понимает, обо всём догадывается. Н.В.Гоголь
Пословица похожа на орешек. В ней , как и в орешке, есть скорлупа и ядрышко. «Скорлупка» – это то, о чём говорится напрямую. «Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль. О ней не говорится прямо, она спрятана за «скорлупкой». Пословица – это народа творенье. В ней мудрость его и его наблюденья. Одна только фраза, Её не растянешь, Поймёшь её смысл И умнее ты станешь! Е .Баратынский Основные умения
Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения? Метапредметные: Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника. Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму). Личностные: в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения.
«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело». К.Д. Ушинский
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе… ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ стр. 3 В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (методическое пособие)
Цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать осмысленное чтение на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, математики и др. В пособии приводятся п...
Презентация. ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с по...
презентация Применение технологии моделирования на логопедических занятиях в начальной школе.
Моделирование- это метод познания окружающего мира,состоящий в создании и исследований моделей. Обобщенные графические модели можно рассматривать и как учебную опору искусственно созданную наглядную п...
Использование смыслового чтения на уроках в начальной школе
Представлен проект "Смысловое чтение на уроках в начальной школе", в котором не только раскрывается понятие "смысловое чтение", его стратегии и приемы, но и представлены зада...
Презентация "Работа над смысловым чтением на уроках в начальной школе"
В презентации представлены упражнения, направленные на формирование смыслового чтения на всех уроках в начальной школе....
Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...
Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...