Современные формы и технологии педагогического наставничества
статья по теме

Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профессиональных компетенций начинающих учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_i_sotrudnichestvo.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии и формы педагогического наставничества

Кириллова Ирина Олеговна,

учитель МБОУ «СОШ №198»

Профессия учителя зачастую определяет не только особенности профессиональной деятельности, но и образ жизни человека, её избравшего.  Учительство – жизнь, посвящённая детям. Учитель – образец для подражания в любой житейской ситуации. Предназначение учительства традиционно определялось как утверждение высоких нравственных идеалов в жизни общества, как сохранение культурно-исторической преемственности, как живая связь времен и поколений.

Как воспитать учителя? Достаточны ли для этого знания методики предмета или навыки организации работы с детьми? Вырастет ли из вчерашнего студента завтрашний учитель? Сможет ли он сформироваться сам или этому нужно способствовать извне?

Школьное наставничество сегодня -  это разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, на которой они не имеют опыта работы. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.

Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:

·        впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

·        выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;

·        выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

·        учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;

·        учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков по определенной тематике.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

 Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог- наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей.

Какими именно качествами должен обладать наставник?

Независимо от сферы приложения своей наставнической деятельности специалисты выделяют следующие необходимые качества наставника:

• является профессионалом в своем деле, обладает хорошей теоретической базой, практическими навыками и достаточным опытом работы;

• всегда находит контакт с наставляемыми и,  в первую очередь,   заботится о создании благоприятной обстановки для работы;

• полностью понимает цели наставничества  (как для наставляемого, так и для учреждения)  и получает нужный результат;

• составляет четкие, прозрачные и достижимые планы работы с наставляемым;

• находит интересные, нестандартные формы постановки задач для наставляемых, в том числе с учетом их индивидуальных особенностей и интересов;

• владеет разнообразными методиками педагогической работы и применяет их в соответствии с индивидуальными особенностями наставляемых;

• постоянно занимается своим саморазвитием, поиском новых форм обучения и развития;

• имеет высокую степень заинтересованности в воспитании специалиста и передаче ему своего опыта.

Традиционными формами работы наставника являются совместное планирование педагогической деятельности (от составления календарно-тематического плана на год до плана конкретного урока, занятия, мероприятия), взамопосещение уроков и занятий с их последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности как наставника, так и молодого специалиста – элементы коучинга), работа по самообразованию (поиск общих профессиональных интересов – элементы тьюторинга), отработка конкретных профессиональных приёмов на модельных занятиях (шлифовка мастерства – элементы менторинга).

Отдельным видом педагогического наставничества, отличающимся от воспитания, образования, обучения, несущим особый педагогический смысл становится сопровождение. Сущность и своеобразие сопровождения связано с оказанием помощи в саморазвитии и осуществлении самостоятельных профессиональных действий молодому специалисту. Педагогическое сопровождение, по мнению М.В. Шакуровой, это «вспомогательный процесс становления и развития социокультурной идентичности личности, имеющий конкретные задачи и обеспечивающий основной процесс необходимыми ресурсами и структурами».

Собственно сопровождение профессионального становления молодого специалиста может выстраиваться в различных подходах:

  • сопровождение самоопределения и творческой индивидуальности;
  • сопровождение развития субъектности и качества продуктивной деятельности человека;
  • сопровождение ценностно-смысловой ориентации и межличностного взамодействия в соответствии с профессиональными и социальными требованиями;
  • сопровождение профессиональной адаптации, создание благоприятных условий для социализации личности в коллективе.

Таким образом, сопровождение является одной из базовых категорий современного наставничества, особым гуманистически ориентированным процессом оказания помощи молодому специалисту. Сопровождение способствует развитию самоопределения, повышению качества самостоятельной деятельности, решению профессиональных и жизненных проблем субъектов образовательного процесса.

Литература

1. Барыбина, И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина // Справ. педагога-психолога. Школа. – 2012. – №7. – 67 c.

2. Дворядкина, Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года / Д.А. Дворядкина. – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.

3. Зарина, Г.Д. Адаптация молодого специалиста / Г.Д. Зарина // Директор шк. – 2009. – №2. – 84c.

4. Нелепко, К.С. Проблема адаптации молодого учителя в современной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:.http://iori.hse.ru/news/oecd/page2.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся

Данный материал позволяет получить объективную информации о состоянии и динамике уровня сформированности компетенций у школьников в условиях реализации нашего проекта и позволяет своевременно пр...

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия  учителя и учащихся....

Современные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи учащихся начальных классов

Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно, главным партнером школы в самореализации личности ребенка, активным участником образовательно-воспи...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования...