Современные формы и технологии педагогического наставничества
статья по теме
Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профессиональных компетенций начинающих учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_i_sotrudnichestvo.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии и формы педагогического наставничества
Кириллова Ирина Олеговна,
учитель МБОУ «СОШ №198»
Профессия учителя зачастую определяет не только особенности профессиональной деятельности, но и образ жизни человека, её избравшего. Учительство – жизнь, посвящённая детям. Учитель – образец для подражания в любой житейской ситуации. Предназначение учительства традиционно определялось как утверждение высоких нравственных идеалов в жизни общества, как сохранение культурно-исторической преемственности, как живая связь времен и поколений.
Как воспитать учителя? Достаточны ли для этого знания методики предмета или навыки организации работы с детьми? Вырастет ли из вчерашнего студента завтрашний учитель? Сможет ли он сформироваться сам или этому нужно способствовать извне?
Школьное наставничество сегодня - это разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, на которой они не имеют опыта работы. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
· впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
· выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
· выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
· учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
· учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков по определенной тематике.
Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог- наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей.
Какими именно качествами должен обладать наставник?
Независимо от сферы приложения своей наставнической деятельности специалисты выделяют следующие необходимые качества наставника:
• является профессионалом в своем деле, обладает хорошей теоретической базой, практическими навыками и достаточным опытом работы;
• всегда находит контакт с наставляемыми и, в первую очередь, заботится о создании благоприятной обстановки для работы;
• полностью понимает цели наставничества (как для наставляемого, так и для учреждения) и получает нужный результат;
• составляет четкие, прозрачные и достижимые планы работы с наставляемым;
• находит интересные, нестандартные формы постановки задач для наставляемых, в том числе с учетом их индивидуальных особенностей и интересов;
• владеет разнообразными методиками педагогической работы и применяет их в соответствии с индивидуальными особенностями наставляемых;
• постоянно занимается своим саморазвитием, поиском новых форм обучения и развития;
• имеет высокую степень заинтересованности в воспитании специалиста и передаче ему своего опыта.
Традиционными формами работы наставника являются совместное планирование педагогической деятельности (от составления календарно-тематического плана на год до плана конкретного урока, занятия, мероприятия), взамопосещение уроков и занятий с их последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности как наставника, так и молодого специалиста – элементы коучинга), работа по самообразованию (поиск общих профессиональных интересов – элементы тьюторинга), отработка конкретных профессиональных приёмов на модельных занятиях (шлифовка мастерства – элементы менторинга).
Отдельным видом педагогического наставничества, отличающимся от воспитания, образования, обучения, несущим особый педагогический смысл становится сопровождение. Сущность и своеобразие сопровождения связано с оказанием помощи в саморазвитии и осуществлении самостоятельных профессиональных действий молодому специалисту. Педагогическое сопровождение, по мнению М.В. Шакуровой, это «вспомогательный процесс становления и развития социокультурной идентичности личности, имеющий конкретные задачи и обеспечивающий основной процесс необходимыми ресурсами и структурами».
Собственно сопровождение профессионального становления молодого специалиста может выстраиваться в различных подходах:
- сопровождение самоопределения и творческой индивидуальности;
- сопровождение развития субъектности и качества продуктивной деятельности человека;
- сопровождение ценностно-смысловой ориентации и межличностного взамодействия в соответствии с профессиональными и социальными требованиями;
- сопровождение профессиональной адаптации, создание благоприятных условий для социализации личности в коллективе.
Таким образом, сопровождение является одной из базовых категорий современного наставничества, особым гуманистически ориентированным процессом оказания помощи молодому специалисту. Сопровождение способствует развитию самоопределения, повышению качества самостоятельной деятельности, решению профессиональных и жизненных проблем субъектов образовательного процесса.
Литература
1. Барыбина, И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина // Справ. педагога-психолога. Школа. – 2012. – №7. – 67 c.
2. Дворядкина, Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года / Д.А. Дворядкина. – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.
3. Зарина, Г.Д. Адаптация молодого специалиста / Г.Д. Зарина // Директор шк. – 2009. – №2. – 84c.
4. Нелепко, К.С. Проблема адаптации молодого учителя в современной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:.http://iori.hse.ru/news/oecd/page2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся
Данный материал позволяет получить объективную информации о состоянии и динамике уровня сформированности компетенций у школьников в условиях реализации нашего проекта и позволяет своевременно пр...
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Презентация к педсовету....
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....
Современные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи учащихся начальных классов
Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно, главным партнером школы в самореализации личности ребенка, активным участником образовательно-воспи...
Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования
Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования...