Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся
учебно-методический материал по теме
Данный материал позволяет получить объективную информации о состоянии и динамике уровня сформированности компетенций у школьников в условиях реализации нашего проекта и позволяет своевременно произвести корректировку процесса формирования заявленных личностных компетенций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся
В Федеральном законе (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) "Об образовании в Российской Федерации говориться, что инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, финансово-экономического, кадрового, материально-технического, правового обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов. При реализации инновационного проекта, программы должны быть направлены на предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом.
В нашей школе разработан и реализуется проект внеурочной деятельности младших школьников «Школа формирования личностных компетенций».
По итогам второго ямальского образовательного форума «Учитель – инновации – успех» школа стала обладателем Гранта Губернатора ЯНАО и по результатам деятельности присвоен статус «Региональная инновационная площадка по реализации инновационного проекта».
Целью проекта является формирование и развитие в ребёнке таких личностных качеств, которые позволят ему совершенствоваться на протяжении всей жизни и подготовят его к бесконфликтному взаимодействию в обществе
Внеурочная деятельность невозможна без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка. При реализации проекта пришли к выводу, что необходимо применение максимально точных параметров оценки результатов работы с детьми на основе методик, специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей, уровня воспитанности и др.
Итогом второго года работы инновационной площадки стала разработка и внедрение Технологической карты контроля сформированности личных компетенций обучающихся. (Приложение 1)
Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта - это форма технологической документации, в которой указаны материалы, производственное оборудование, инструмент, временные затраты и другое.
Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся
Цель разработки Технологической карты контроля сформированности личных компетенций обучающихся (далее Карты): получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности компетенций у младших школьников в условиях реализации проекта; своевременная корректировка процесса формирования заявленных личностных компетенций
Задачи:
- выявить уровень сформированности компетенций обучающихся;
- определить перспективы развития и мероприятия по коррекции формирования личностных компетенций
Под личностными компетенциями мы понимаем качества личности, которые хотим сформировать у школьника.
Из рассматриваемых семи компетенций, предложенных в стандарте, отдали приоритет трем сферам: социальной, познавательной, коммуникативной. Деление на сферы условно, т.к. любая из них носит многоспектный характер.
Чтобы ответить на вопрос – насколько реализуется инновационный проект и освоен обучающимися, разработана Карта, которая определяет когда, какими методами, кем будет отслеживаться в течение года уровень сформированности личностных компетенций.
Наша работа над Картой состояла из следующих этапов.
На первом была проведена большая работа по подбору методик к каждой из компетенций, в ходе которой, рассмотрены более 150 диагностик. Апробированы на трудоемкость и длительность обработки и проведения – 23, но свой выбор мы остановили на 14 мониторингах.
В процессе работы определили, кто проводит данные диагностики. Опыт показал, что некоторые из них может провести только психолог, а другие - как учитель, так и психолог, есть такие, которые ориентированы на личную самооценку.
Представленные на карте диагностики проводятся во время работы ГПД, а также на классных часах.
Хотим обратить внимание, что такое количество проводимых диагностик не обременительно для ребенка. Подобранные нами методики содержат рисунки, карты, игры, тесты, которые нравятся детям. В ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения и личностной активности, а также помощь в решении конкретных жизненных ситуаций, что способствует снятию эмоционального напряжения, свободному самоопределению, получению социального опыта.
Слева на Карте расположены выбранные компетенции и качества личности обучающегося, которые хотим сформировать. Любые из представленных качеств отслеживаются несколько раз в год. К каждой из компетенций, качеству, которые расположены слева, подобрана диагностика, название которой зафиксировано за определенным месяцем учебного года. Предлагаем инструментарий с перечнем методик, диагностик, которые мы подобрали (Приложение 2).
Для примера возьмем компетентность под номером два – организация собственной деятельности. На карте видно, что в сентябре запланировано проведения теста "Моя самостоятельность", целью которого является определение уровня самостоятельности. В феврале используются методики «Рисование по точкам» в первом классе и «Корректурная проба» во 2- 4 классах, направленных на определение уровня способности сознательно контролировать свои действия. Мониторинговое исследование, которое охватывает все сферы компетенций «Изменение уровня воспитанности личности школьника с учетом его возрастных особенностей и индивидуального развития», проводится в январе.
Рассмотрим составляющие некоторых из диагностик, о которых говорилось выше. Методика «Рисование по точкам» включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе, выдаваемой ребенку (Рисунок 1).
Рисунок 1. Рисунок 2.
Образцами в задачах различные геометрические фигуры. Нужно соединить эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой, то есть точки одинаковые по цвету соединять нельзя.
Со 2-4 класс применяется методика «Корректурная проба». Для того, чтобы вы убедились, что методика нетрудна, интересна, предлагаем пройти эту диагностику. Для этого возьмите ручку и лист со стимульным материалом, на котором написаны ряды букв (Рисунок 2).
Задача заключается в том, чтобы, просматривая эти ряды слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. На работу отводится 2 минуты.
Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Как он выводится по первой диагностике, подробно описывается в методике.
Ключ к «Корректурной пробе» такой: нужно сосчитать количество строк, в которых успели вычеркнуть буквы без ошибок. В результате определяются уровни:
- все строки обработаны без ошибок или допущено 1-5 ошибок - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, вы можете сознательно контролировать свои действия;
- не обработаны 8 строк или 8-12 ошибок - ориентировка на систему требований развита недостаточно;
- не обработаны более 7 строк или 10-15 ошибок – чрезвычайно низкий уровень регуляции действий.
По данным диагностики определяем коррекционные мероприятия для формирования данной компетенции – организация собственной деятельности у детей.
Диагностики, представленные в карте должны охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путем систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) эти срезы должны быть проведены в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущены. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности.
Результаты диагностик доводятся до сведения учащихся и родителей, что позволяет мотивировать детей к самосовершенствованию и самоактуализации.
На основании такой подробной Карты, для облегчения работы управленцев, была разработана Матрица контроля сформированности личностных компетенций (Приложение 3). В ней отражены компетенции, формы проводимых диагностик по месяцам года. Матрица позволяет отслеживать систему проводимых диагностик, своевременно вносить коррективы для исключения перегрузок и накладок. Идеальный вариант – проведение 4-х методик по каждой из компетенций. В нашей карте запланировано по три таких диагностики в год, а по некоторым компетенциям – 4 раза.
Внедрение Карты позволяет получить объективную информации о состоянии и динамике уровня сформированности компетенций у школьников в условиях реализации нашего проекта и позволяет своевременно произвести корректировку процесса формирования заявленных личностных компетенций.
Приложение 1
Технологическая карта контроля сформированности личностных компетенций обучающихся
месяц компетенции | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
коммуникати вность | Опросник (для родителей), 1.1. | Тест «Какой я в общении?», 1.2. | Мониторинговое исследование «Изменение уровня воспитанности личности школьника с учетом его возрастных особенностей и индивидуального развития | Методика «Незаконченные предложения», 1.3 | |||||
организация собственной деятельности | Тест "Моя самостоятельность", 2.1. | Методики: Рисование по точкам (1 класс) Корректурная проба (2- 4 класс), 2.2. | |||||||
любознатель ность и желание учиться | Анкета по оценке уровня школьной мотивации 1 класс (Н. Лусканова), 3.2. | Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению, 2-4 класс, 3.3. | |||||||
правила ЗОЖ | Тест «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»,5.1. | Анкета «Оцени поступок», 5.2 | |||||||
нравственно-этическая ориентация (нормативный показатель-моральные нормы) | Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний", 6.1. | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», 6.2 | |||||||
личностное действие самооценива ния (самоопределения) | Тест «Моя самооценка», 4.1 | Методика выявления атрибуции успеха/неуспеха, 4.3. | |||||||
усвоение норм поведения и социальных контактов, эмоциональ ного благополучия | Методика: Моральная дилемма , 7.3. | Методика А.Н. Лутошкина «Определения стадии развития детского коллектива», 7.2. |
Приложение 2
Инструментарий
Формируемая компетенция | Используемые методики | цель | |
коммуникативная | 1. коммуникативность |
| Оцениваниекоммуникативных качеств у детей |
| Определение уровня коммуникабельности, общительности | ||
| Выявление отношения нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость). | ||
| Выявление степени выраженности незащищенности, трудностей в общении, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, конфликтности, депрессивности. | ||
познавыательная | 2. организация собственной деятельности | 2.1. Тест "Моя самостоятельность"4 | Определение уровня самостоятельности |
2.2. Методики Рисование по точкам (1 класс)22 Корректурная проба (2- 4 класс) | Определение уровня ориентировки на заданную систему требований, способность сознательно контролировать свои действия. | ||
3. любознательность и желание учиться | 3.1. Методика "Отношение ребенка к обучению в школе"6 | Определение исходной мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. | |
3.2. Анкета по оценке уровня школьной мотивации ,1 класс (Н. Лусканова)18 | Выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности. | ||
3.3. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению, 2-4 класс 17 | Диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности,гнева | ||
3.4. Методика Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»11 | Определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса | ||
4. личностное действие самооценивания (самоопределения) | 4.1. Тест «Моя самооценка» 21 | Определение собственного як себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм активности: общения, поведения, деятельности, переживаний | |
4.2. Диагностирование эмоционально-ценностного отношения к себе | |||
4.3. Методика выявления атрибуции успеха/неуспеха | Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности | ||
4.4.Методика Рефлексивная самооценка | выявление усвоения нормы взаимопомощи | ||
социальная | 5. правила ЗОЖ | 5.1. Тест «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»5 | Выявление степени отношения детей к ценности здоровья и здорового образа жизни |
5.2. Анкета «Оцени поступок»16 | Выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм | ||
6. нравственно-этическая ориентация (нормативный показатель-моральные нормы) | 6.1. Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний"7 | Оценка общей ориентировки в окружающем мире и для выяснения запаса их бытовых знаний | |
6.2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»8 | Выявление нравственных представлений учеников | ||
6.3. Методика Рефлексивная самооценка | Выявление усвоения нормы взаимопомощи | ||
7 усвоение норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия | 7.1. Методики Александровской Э.М 12 | Выявление эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия сформированных у младших школьников | |
7.2. «Определения стадии развития детского коллектива».20 | Определение стадии развития детского коллектива | ||
7.3. Методика Моральная дилемма | Выявление усвоения нормы взаимопомощи | ||
8. Мониторинговое исследование «Изменение уровня воспитанности личности школьника с учетом его возрастных особенностей и индивидуального развития | Выявление уровня воспитанности учащихся и оценка уровня знаний и социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу и к коллективу по таким аспектам как гуманный, духовный, коммуникативный, толерантный, креативный, трудовой |
Приложение 3
Матрица контроля сформированности личностных компетенций обучающихся
месяц компетенции | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
коммуникати вность | 1.1.Опросник , У | 1.2.Тест, У | Мониторинговое исследование «Изменение уровня воспитанности личности школьника с учетом его возрастных особенностей и индивидуального развития | 1.3Методика,
У | |||||
организация собственной деятельности | 2.1.Тест , У | 2.2.Методики, У, П. | |||||||
любознатель ность и желание учиться | 3.2.Анкета,
П | 3.3.Диагностика, У | |||||||
правила ЗОЖ | 5.1. Тест, У | 5.2Анкета , У | |||||||
нравственно-этическая ориентация (нормативный показатель-моральные нормы) | 6.1Методика, П, У | 6.2Методика, У | |||||||
личностное действие самооценива ния (самоопределения) | 4.1Тест, У | 4.3.Методика, П | |||||||
усвоение норм поведения и социальных контактов, эмоциональ ного благополучия | 7.3.Методика, П | 7.2.Методика, У |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Презентация к педсовету....
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....
"Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся"
Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....
Презентация к выступлению "Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся"
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....
Методическая разработка "Технологическая карта - современная форма планирования урока "
Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умен...
Статья "Технологическая карта как форма планирования внеурочного занятия"
Открытый урок, внутришкольное мероприятие в настощее время обязательно сопровождается составлением технологической карты. Данная статья поможет разобраться, что из себя представляет технологическая ка...