Педсовет по теме: "ФГОС НОО. Формирование УУД обучающихся".
методическая разработка на тему

Лещенко Галина Евгеньевна
В данном материале представлен педсовет по теме "ФГОС НОО. Формирование УУД обучающихся". Он может быть интнресен заместителям директоров, учителям, работающим по ФГОС. В материале представлены способы и приемы формирования УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_formirovanie_uud.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Педсовет 09.01.2016г. по теме:

ФГОС начального и основного общего образования.

Формирование универсальных учебных действий обучающихся.

      Уважаемые педагоги! Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеемся, что наша встреча будет для нас полезна и интересна. Сегодня мы отправимся в путешествие по известному маршруту под названием ФГОС. И тема педсовета: «ФГОС начального и основного общего образования.

Формирование универсальных учебных действий обучающихся».

СЛАЙД 2

«Если мы будем учить сегодня так,

                                                   как мы учили вчера,

                                                                 мы украдем у детей завтра».

                                        Джон Дьюи

       За 20 и более лет, которые большая часть из нас-педагогов проработала в школе, изменилось общество, изменился социальный заказ, изменились дети. И сегодня социум выдвигает следующие требования к подрастающему поколению:

  • анализировать свои действия;
  •  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  •  отличаться мобильностью;
  •  быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.

СЛАЙД 3

     В связи с этим,  ФГОС выдвигает требования к формированию у обучающихся метапредметного результата - универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

       Уже не первый год мы работаем по новым стандартам. Начальная школа – 5-й год, основная школа -   1-й год. Сегодня термин «универсальные учебные действия»  - это не ново.

     Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

      Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени.

         С учётом новой образовательной цели существенно меняется функция и форма организации урока. Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов. Реализация деятельностной технологии обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные.  

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.

 Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", мы должны понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

        Давайте попытаемся  сегодня ответить на эти вопросы на педсовете.

      Таким образом, раскрывая тему педсовета, наша команда преследовала следующую  цель и ставила задачи.

СЛАЙД 4

Цель:  Повышение компетентности педагогов в освоении способов и приемов формирования УУД.

СЛАЙД 5

Задачи: 

  • Рассмотреть отличительные особенности построения современного урока с позиции формирования УУД.
  • Показать способы и приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках.
  • Показать возможность использования инструментария для диагностики уровня сформированности  УУД  обучающихся  в начальных классах и 5 классе.

СЛАЙД 6

Повестка педсовета

  1. Программы формирования и развития УУД. Отличительные особенности построения урока с позиции  формирования универсальных  учебных действий  обучающихся. (Лещенко Г.Е.)
  2. Формирование универсальных  учебных действий  обучающихся /из опыта работы/:
  • Формирование коммуникативных УУД младших школьников (Коробкова Л.Н.).
  • Достижение метапредметных результатов при изучении предметов естественно-научного цикла (Левкина Е.В.).
  •  Развитие познавательных  УУД на уроках математики    в 5 классе.    (Мартынова В.И.)
  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации к обучению на уровне основного образования. (Ковшова Е.С.).

СЛАЙД 7

УУД- Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

УУД - Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД - Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

СЛАЙД 8

Вывод

В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

СЛАЙД 9

Коротко напомню классификацию УУД.

Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

СЛАЙД 10

Личностные:

  • Осмысление (Смыслообразование)
  • Осознание (Самоопределение)
  • Принятие жизненных ценностей

(Нравственно- этическое оценивание)

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

СЛАЙД 11

Регулятивные:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

СЛАЙД 12

Познавательные:

  • Общеучебные
  • Логические
  • Постановка и решение проблем

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

СЛАЙД 13

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

       На каждом уровне образования в соответствии с ФГОС  разрабатывается основная образовательная программа. Такие программы разработаны и в нашей школе. И обе программы: ООП НОО и ООП ООО содержат подпрограммы:

  • Формирование УУД на уровне НОО;
  • Развитие УУД на уровне ООО.

Программа  формирования универсальных учебных действий содержит:

1.    описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;

2.    характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

3.    связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Начальная школа 21 века»;

4.    типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Начальная школа 21 века»;

5.    описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по уровням общего образования в соответствии с УМК «Начальная школа 21 века».

6.    Планируемые результаты сформированности УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.

СЛАЙД 14

   Как  в начальной школе, так и в основной школе в основе формирования и развития УУД лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаѐтся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер учебного сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всѐ это придаѐт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий. Условия и средства формирования и развития УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостной образовательной деятельности при изучении системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества, а также в процессе внеурочной деятельности, надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективных курсов).

        Обучение учащихся на начальном уровне образования ведется  по программам, созданным на основе концепции «Начальная школа XXI века» (УМК Н.Ф. Виноградовой). Авторы комплекта строят обучение так, чтобы школьник был равноправным его участником, при котором ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования  у младших школьников универсальных учебных действий, которое  осуществляется на каждом уроке любого предмета. Авторы концепции «Начальная школа XXI века» считают, что учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с этой точки зрения являются универсальными учебными действиями, поэтому возможно существование единой программы формирования УУД. При этом каждый предмет в соответствии со спецификой своего содержания вносит вклад в этот процесс, что находит отражение в конкретных учебниках и рабочих тетрадях.

         Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.

     Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных осуществляется  в процессе личностной и познавательной сфер ребёнка.

СЛАЙД 15

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:

  • внутренняя позиция ребенка;
  • мотивация учебной деятельности;
  • социальные нормы (конвенциональные и моральные).

СЛАЙД 16

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут сформированы:

  • умение осуществлять действие по образцу;
  • уметь сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

СЛАЙД 17

В сфере познавательных универсальных учебных действий будут сформированы:

  • логические операции;
  • навыки учебного моделирования;
  • навыки знаково-символического языка.

СЛАЙД 18

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будут сформированы:

  • умение оценивать позицию собеседника;
  • умение согласовывать усилия  по достижению общей цели, организации и осуществлению  совместной деятельности;
  • умение передавать информацию другим людям.

С первых дней реализации ФГОС в начальной школе ведется мониторинг сформированности УУД. В 1 и 2 четверти на основе наблюдений, в 3-ей – на основе выполнения конкретных заданий и в 4-ой – на основе комплексных работ и образовательных событий.    

На следующих слайдах представлены данные мониторинга УУД в начальных  классах по итогам 2014-2015 учебного года..

                                Метапредметные результаты.

СЛАЙД 19

Познавательные УУД

Уровни сформир-ти  УУД/ класс

Высокий (%)

Выше среднего (%)

Средний (%)

Ниже среднего (%)

Низкий (%)

1 А

4%

32%

50%

14%

-

1 Б

4%

42%

46%

8%

-

1 В

5%

67%

28%

-

-

2 А

35%

23%

42%

-

-

2 Б

22%

48%

26%

4%

-

3 А

15%

58%

27%

-

-

3 Б

21%

43%

36%

-

-

4 А

24%

14%

52%

10%

-

4 Б

12%

27%

54%

7%

-

Средний %

17%

39%

40%

4%

-

      Из данных таблицы видно, что в среднем 17% обучающихся 1-4 классов имеют высокий уровень сформированности познавательных УУД, 39% - выше среднего уровня и 40% - средний уровень.

      По результатам  диагностики у 4,7% детей познавательные УУД сформированы на уровне ниже среднего. Это объясняется физиологическими особенностями детей (особенностями нервной системы), недостаточной мотивацией. Этим детям необходима коррекционно-развивающая  работа по выявленным нарушениям. Индивидуальный подход в обучении.

СЛАЙД 20

 Регулятивные УУД

Уровни сформир-ти  УУД/ класс

Высокий (%)

Выше среднего (%)

Средний (%)

Ниже среднего (%)

Низкий (%)

1 А

17%

41%

28%

10%

4%

1 Б

23%

39%

23%

15%

-

1 В

22%

29%

39%

5%

5%

2 А

38%

31%

19%

8%

4%

2 Б

30%

15%

37%

18%

-

3 А

46%

38%

16%

-

-

3 Б

18%

39%

36%

7%

-

4 А

72%

18%

10%

-

-

4 Б

42%

42%

16%

-

-

Средний %

34%

32,8%

24,8%

7%

1,4%

      По данным таблицы  34% детей, обучающихся по ФГОС,  имеют высокий уровень сформированности регулятивных УУД, 32% - выше среднего и 24,8% - средний уровень.

        Доля обучающихся испытывающих затруднения в контроле деятельности в среднем составляет 1,4%. Особенно это выражено у первоклассников. Этим учащимся важна поддержка и развитие сформированного уровня контроля.

СЛАЙД 21

 Коммуникативные УУД

Уровни сформир-ти  УУД/ класс

Высокий (%)

Выше среднего (%)

Средний (%)

Ниже среднего (%)

Низкий (%)

1 А

-

52%

45%

3%

-

1 Б

8%

38%

35%

15%

4%

1 В

-

28%

56%

16%

-

2 А

27%

23%

27%

15%

8%

2 Б

41%

30%

19%

10%

-

3 А

4%

31%

65%

-

-

3 Б

57%

25%

14%

4%

-

4 А

72%

10%

18%

-

-

4 Б

62%

12%

23%

-

3%

Средний %

30,3%

27,6%

33,5%

7%

1,6%

    У большинства обучающихся наблюдается высокий и средний уровень сформированности коммуникативных УУД (30% и 33,5%).

    Доля обучающихся испытывающих наибольшие затруднения в работе с информацией в среднем составляет 1,6%.

    На гистограмме (на слайде) представлены метапредметные результаты в обобщенном виде: средняя доля по каждому уровню по итогам 2014-2015 уч.года.

СЛАЙД 22

    Из приведенных данных видно, что у большинства обучающихся 1-4-х классов МБОУ СОШ №17 сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. Уровень сформированности УУД соответствует возрастным нормам.

      Но есть дети с индивидуально-возрастными особенностями, которые требуют педагогической поддержки, продвижения по индивидуальным образовательным маршрутам.

Преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию заключается в следующем:

  • изучаем психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста (на протяжении 4-х лет ведем мониторинг УУД);
  • знакомимся с уровнем сформированности УУД на уровне начального образования («круглый стол» после классно-обобщающей проверки 4-х классов; малый педсовет по 5-м классам);
  • координируем требования, методы и приемы обучения учащихся 4-х и 5-х классов;
  • разрабатываем систему психологического сопровождения учащихся в период адаптации к основной школе.

СЛАЙД 23

Среди технологий, методов и приемов развития УУД особое место в образовательной деятельности занимают учебные ситуации, которые построены на предметном содержании, но носят надпредметный характер.           1) Учебные задачи с недостаточностью исходных данных.

Если по школьной традиции решения задач сначала ставятся условия, потом вопрос (проблема), затем следует решение, то в реальной жизни чаще всего сначала возникает вопрос (проблема), потом идет активный поиск необходимых для решения условий (данных), затем – само решение.

  1. Учебные задачи с неопределенностью в постановке вопроса.

В жизни затруднения в принятии решения иногда происходят именно от того, что нечетко сформулирован предмет поиска. Прежде чем решить задачу, учащийся должен проверить, корректно ли сформулирован вопрос, точно ли определено искомое. Для этого используются задачи, в которых учащийся при уточнении предмета учебной задачи может прийти к правильному ответу методом рассуждений.

  1. Учебные задачи с избыточными или ненужными для решения исходными данными. 

Школьная традиция приучает учащегося к тому, что всѐ данное в условии задачи необходимо для решения. Однако специалист в жизни почти всегда сталкивается с задачами, изобилующими «лишними», не существенными для решения сведениями. Для того чтобы сформировать такой навык, а именно поиск избыточных данных, представляется необходимым в числе задач, предлагаемых учащимися, давать и задачи с «избыточной» информацией.

СЛАЙД 24

        Кроме учебных ситуаций, для формирования, развития и оценки сформированности УУД используются типовые задачи.

Виды УУД

Типовые задачи

Личностные УУД

Методика «Беседа о школе»

Методика «Кто Я?»

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса

Опросник мотивации

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Моральна дилемма

Анкета «Оцени поступок»

Регулятивные УУД

Выкладывание узора

Проба на внимание

Познавательные УУД

Методика «Кодирование»

Проба на определение количества слов в предложении

Методика «Нахождение схем к задачам»

Коммуникативные УУД

Задание «Левая и правая стороны»

Методика «Кто прав?»

Задание «Рукавички»

Задание «Дорога к дому»

       Кроме типовых задач в образовательной деятельности используются и другие виды заданий, направленные на развитие конкретных видов УУД:

 1) Для развития личностных УУД – задачи на личностное самоопределение; развитие Я-концепции; на смыслообразование; мотивацию; нравственно-эстетическое оценивание.

2) Для развития коммуникативных УУД – задачи на учет позиции партнера; организацию и осуществление сотрудничества; передачу информации и отображение предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры; групповые игры.

3) Для развития познавательных УУД - задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; на сравнение, оценивание; проведение эмпирического исследования; проведение теоретического исследования.

 4) Для развития регулятивных УУД - задачи на планирование, рефлексию, ориентировку в ситуации, прогнозирование, целеполагание, оценивание, принятие решения, самоконтроль, коррекцию.  

СЛАЙД 25-28

Примеры заданий, направленные на развитие конкретных видов УУД:

Вид УУД

Виды заданий для развития УУД

Примеры заданий

Личностные универсальные учебные действия:  

  • на личностное самоопределение;  
  • на развитие Я- концепции;
  •  на смыслообразование;  
  • на мотивацию;
  •  на нравственно-этическое оценивание.  
  • участие в проектах;  
  • подведение итогов урока;
  •  творческие задания;  
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;  
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;  
  • самооценка события, происшествия;  
  • дневники достижений (портфолио).
  1. Ответь на вопрос: чему я научился
  2. Подготовь устный ответ на вопрос, нужно ли человеку изучать родной язык.
  3. Вспомни, каковы особенности текста описания.
  4. Напиши о характере, душевных качествах близкого тебе человека.
  5. В некоторых странах поставлены памятники литературным героям. Во Франции есть памятник д’Артаньяну. Как ты думаешь, почему герой А. Дюма был удостоен этой чести?
  6. -Прочитай стихотворение М. Лермонтова «Бородино». Подумай, что важнее для автора – передать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдат? Ответ обоснуй.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;  
  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;  
  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
  •   задачи и проекты на проведение теоретического исследования;  
  • задачи на смысловое чтение.
  • «найди отличия» (можно задать их количество);  
  • «на что похоже?»;  
  • поиск лишнего;  упорядочивание;  «цепочки»;  хитроумные решения;
  •   составление схем-опор;
  •  работа с разного вида таблицами;  
  • составление и распознавание диаграмм;
  •  работа со словарями.

  1. По какому принципу объединены слова? Найдите лишнее слово.
  2.  - Пользуясь толковым (фразеологическим) словарем, объясни значение слова (оборота).
  3. - Распредели слова с буквами е, ѐ, ю, я по двум столбикам. Сформулируй вывод
  4.  - Определи тему текста и тему каждой части. Составь и запиши план. Выдели в каждой части ключевые слова.
  5.  - Проведи небольшой эксперимент: запиши 10 слов, которые ты чаще всего используешь в речи. Сравни свои слова с теми, которые записали другие ребята. Что получилось? Какой вывод можно сделать?
  6. - Отметь признаки, которые подтверждают принадлежность человека к млекопитающим.
  7.  - Представь, что ты ученый-историк и перед тобой находятся памятники 43 культуры Древней Руси. Внимательно рассмотри иллюстрации в учебнике и определи, что они могут рассказать тебе о жизни людей в Древней Руси.
  8.  - Переведи и запиши на математическом языке: разность числа всех предметов, которые ты изучаешь, и числа твоих любимых предметов. - Среди данных четырех задач найди такие задачи, математические модели которых совпадают…
  9. - Расставь предложения так, чтобы получился связный текст.
  10. - Выбери слова, имеющие одинаковый морфемный состав. - Какие из данных слов являются заимствованными? По каким признакам ты это определил?

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • на планирование;
  •  на рефлексию;
  •  на ориентировку в ситуации;
  •  на прогнозирование;  
  • на целеполагание;
  •  на оценивание;
  •  на принятие решения;
  •  на самоконтроль;
  •  на коррекцию. 
  • «преднамеренные ошибки»;
  •  поиск информации в предложенных источниках;  
  • взаимоконтроль;  
  • самоконтроль;
  •  «ищу ошибки»;  
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
  1. Спланируй работу.
  2.  - Проверь работу товарища, исправь возможные ошибки, объясни правописание.
  3.  - Составь алгоритм действий для синтаксического разбора.
  4.  - Составь правила эффективного ведения дискуссии.
  5. - Определи цель и (или) задачи урока.
  6.  - Сформулируй проблему, с которой ты столкнулся, и попробуй составить план действий для ее разрешения.
  7.  - Запиши свой режим дня. Составь хронокарту и определи эффективность распределения и расходования времени.
  8. - Составь программу действий и вычисли.
  9.  - Составь алгоритм применения правила.
  10.  - Вставь пропущенные буквы, проверь себя по словарю, оцени свою работу.

Коммуникативные универсальные учебные действия:  

  • на учет позиции партнера;
  •  на организацию и осуществление сотрудничества;
  •  на передачу информации и отображению предметного содержания.  

  • тренинги;
  •  составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  •  групповая работа по составлению кроссворда;  
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);  
  • ролевые игры;  
  • групповые игры «объясни...», «отгадай, о ком говорим», «подготовь рассказ...», «опиши устно...».
  1. Выучи правило, расскажи товарищу.
  2.  - В группах создайте компьютерную презентацию на тему «Вода в природе».
  3.  - Составьте две команды. Первая команда будет представлять земноводных, а вторая – рыб. Команды по очереди высказывают по одной фразе о том, кто лучше приспособлен к условиям обитания. Выигрывает команда, высказавшаяся последней.
  4. - Представь, что ты переписываешься с другом из далекой страны. Он хочет поздравлять твою семью с главными праздниками России и просит тебя рассказать о каждом из них. Что ты напишешь ему?
  5. - Посоветуй друзьям, как надо себя вести, чтобы избежать переломов и вывихов.
  6. - В классе на заседании «Географического общества» расскажи ребятам о своем путешествии. Будь готов ответить на их вопросы.
  7.  - Прочитай басню «Ворона и лисица» и подготовь с товарищем ее инсценировку.  

   Теперь мы предлагаем вам познакомиться с приемами, которые используются для формирования УУД. (Каждый участник педсовета получает раздаточный материал – Педагогические приёмы (см.Приложение2), описание педагогических приёмов (см.Приложение3).

Слайды 29-32

Во время чтения каждый должен отметить знаком “+” тот прием, который он уже использует в своей практике.  Прием, который вам покажется интересным –поставьте!

РАЗДАТЬ ЛИСТОЧКИ. Выполнение работы. Обсуждение.

СЛАЙД 33

      Одним из путей формирования и развития УУД является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.           Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм ее организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы. Формами организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях в МБОУ Школа № 17 являются:

 - урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза,  урок открытых мыслей;

- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

- домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

СЛАЙД 34

        Формами организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях в МБОУ Школе № 17 являются:

 - исследовательская практика обучающихся;

- образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с чѐтко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.  Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

- факультативные занятия, предполагающие углублѐнное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

- ученическое научно-исследовательское общество – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию  публичных защит, конференций и др.;

- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, что предполагает выполнение учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

      Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности в МБОУ Школе № 17 позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Важной особенностью учебно-исследовательской деятельности является ее связь с проектной деятельностью обучающихся.  В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придается проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в МБОУ Школе № 17 представлена по следующим основаниям: - видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);

- содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;

 - количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный¸ региональный, федеральный, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете);

- длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;

- дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

СЛАЙД 35

        Также средствами достижения планируемых результатов являются педагогические технологии, используемые в МБОУ Школе № 17 при построении учебных занятий: технология развития критического мышления учащихся, технология проблемного обучения, технология проектного обучения, ИКТ-технология.  

СЛАЙД 36

 Средства формирования УУД 

Средствами формирования УУД являются: учебное сотрудничество, совместная деятельность, разновозрастное сотрудничество, проектная деятельность, дискуссия, тренинги, общий прием доказательства, рефлексия, педагогическое общение. 

Учебное сотрудничество на уровне основного общего образования учащиеся активно включаются в совместные занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остается преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг нее (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т.д.) нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т.д.  В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.

Совместная деятельность. Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.            Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий ее совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников. Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания. Цели организации работы в группе:  создание учебной мотивации;  пробуждение в учениках познавательного интереса;  развитие стремления к успеху и одобрению;  снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;  развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;  формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Разновозрастное сотрудничество. Особое место в развитии коммуникативных компетенций школьников может принадлежать такой форме организации обучения, как разновозрастное сотрудничество. Чтобы научиться учить себя, т.е. овладеть деятельностью учения, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). Разновозрастное учебное сотрудничество предполагает, что младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя в 1-2 классах). Эта работа обучающихся в позиции учителя выгодно отличается от их работы в позиции ученика в мотивационном отношении. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся. Она создаѐт условия для опробования, анализа и обобщения освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (не только для себя, но и для других) выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления. В нашей школе это находит свое применение при проведении дня Дублера, или при проведении внеклассных мероприятий и классных часов.

Тренинги. Наиболее эффективным способом психологической коррекции эмоционально-личностных трудностей, развития рефлексивных способностей могут выступать различные виды тренингов для подростков. Тренинги позволяют ставить и достигать следующих конкретных целей:

  - вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость окружающим;

- развивать навыки взаимодействия в группе, невербальные навыки общения; -получить представление о «неверных средствах общения»;

 - создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе;

- развивать навыки самопознания, восприятия и понимания других людей, научиться познавать себя через восприятие другого;

- развивать положительную самооценку, сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;

- познакомить с понятием «конфликт»; определить особенности поведения в конфликтной ситуации; обучить способам выхода из конфликтной ситуации; отработать ситуации предотвращения конфликтов; закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации; снизить уровень конфликтности подростков. Групповая игра и другие виды совместной деятельности в ходе тренинга вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Через ролевое проигрывание успешно отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.  Тренинги проводит психолог во время групповой работы и педагоги на ситуационных классных часах.

Общий приѐм доказательства. Доказательства могут выступать в процессе обучения в разнообразных функциях: как средство развития логического мышления обучающихся; как прием активизации мыслительной деятельности; как особый способ организации усвоения знаний; как средство формирования и проявления поисковых, творческих умений и навыков учащихся. Данное средство развития УУД как правило используется нами в технологии проблемного обучения. Необходимость использования обучающимися доказательства возникает в ситуациях, когда: учитель сам формулирует то или иное положение и предлагает обучающимся доказать его; учитель ставит проблему, в ходе решения которой у обучающихся возникает потребность доказать правильность (истинность) выбранного пути решения. В этих случаях для выполнения предлагаемых заданий обучающийся должен владеть деятельностью доказательства как одним из универсальных логических приѐмов мышления.

 Рефлексия. Задача рефлексии – осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форм. Формирование у школьников привычки к систематическому развѐрнутому словесному разъяснению всех совершаемых действий (а это возможно только в условиях совместной деятельности или учебного сотрудничества) способствует возникновению рефлексии, иначе говоря, способности рассматривать и оценивать собственные действия, умения анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. «Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?» – в ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия. Рефлексия, как средство развития регулятивных УУД, используется на уроках в виде: словесного анализа, ответов на вопросы,  продолжи предложение (мне понравилось…, мне было трудно…), игры «Верно-неверно», знаково-символические средства, таблицы. Эти формы рефлексии я наблюдаю, посещая уроки коллег в нач. классах. Важно данное средство использовать на уроках регулярно, в системе.

Педагогическое общение. Наряду с учебным сотрудничеством со сверстниками важную роль в развитии коммуникативных действий играет сотрудничество с учителем, что обусловливает высокий уровень требований к качеству педагогического общения. Хотя программное содержание и формы образовательной деятельности за последние 10-15 лет претерпели существенные изменения, стиль общения «учитель — ученик» не претерпел столь значительных изменений. В определенной степени причиной этого является консерватизм педагогических установок, определяющих авторитарное отношение учителя к обучающемуся.  Можно выделить две основные позиции педагога – авторитарную и партнерскую. Партнерская позиция может быть признана адекватной возрастно-психологическим особенностям подростка, задачам развития, в первую, очередь задачам формирования самосознания и чувства взрослости.  

СЛАЙД 37-38

Итак, мы пришли к осознанию того, что учитель - организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий.

На слайдах представлены критерии современного урока и методические требования.

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? 

СЛАЙД 39

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность обучающихся

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

Оценивание обучающихся

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

         Например, этап планирования. Учитель советует и помогает. А ученики планируют свою деятельность, составляют план работы. Здесь идет формирование регулятивных и коммуникативных универсальных действий. Практическая деятельность-учитель консультирует, а обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Здесь формируются и познавательные, и коммуникативные, и регулятивные универсальные действия.

       Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Выступления коллег. Я передаю слово коллегам, которые поделятся приемами и средствами развития УУД  из своего личного опыта.

Вывод:

Мы надеемся, что что-то из предложенного сегодня вы взяли в свою методическую копилку: приемы, средства, конкретные задания,  и будете использовать в своей работе.

СЛАЙД 40

Решение педагогического совета:

1.Продолжить работу по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов школы по развитию УУД. С этой целью провести обучающий семинар для педагогов 5-х классов (март 2016г.).

Отв.: Стаканова И.В.

2. Провести тематический контроль (посещение уроков) с целью определения уровня владения учителями современными образовательными технологиями для формирования УУД (в течение 2015-2016 учебного года). Отв.: зам.директора  по УВР.

3. ШМО провести практические семинары по конструированию уроков с использованием современных образовательных технологий, нацеленных на формирование универсальных учебных действий (март 2016г.). Отв.: председатели ШМО.

4. Разработать  диагностический инструментарий соответственно программе развития УУД  для определения уровня сформированности УУД у обучающихся  5 классов и создать методическую копилку до конца 2015-2016 учебного года. Отв.: Стаканова И.В., Ковшова Е.С., учителя, преподающие в 5 кл.

СЛАЙД 41

Спасибо за внимание!

Используемые источники. 

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010

2.Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011

3.Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.

4.М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011

5.Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/

6.Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/

7.Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/

 Приложение 1

Памятка учителю по формированию УУД

1.Я считаю, что с первой учебной недели надо учить детей планировать и прогнозировать свою работу.

2.Учить детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать.

3.На каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать,для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

4.Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока.

5.Учить первоклассников ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составлять совместный план действий.

6.Вместе решать возникающие учебные проблемы, давать возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

7.Организовывать формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

8.Обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем, должны обсуждать, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализировать учебные конфликты и находить совместно пути их решения.

9.Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем должны разрабатывать алгоритм оценивания задания.

10.Не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними результатами.

11.На уроке уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывать, объясняя, что все учатся на ошибках.

12.Учить детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомить с разными источниками, используемыми для поиска информации.

13.Важно научить детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом, используя проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

14.Учитель должен помогать ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

15.Учитель должен научить детей разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

16.Со своими учениками нужно общаться с позиции сотрудничества; показывать, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками. В их совместной деятельности у обучающихся формируются общечеловеческие ценности.

17.Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме: "ФГОС НОО. Формирование УУД обучающихся".

В данном материале представлен педсовет по теме "ФГОС НОО. Формирование УУД обучающихся". Он может быть интнресен заместителям директоров, учителям, работающим по ФГОС. В материале представлены способ...

Презентация к педсовету по теме: "ФГОС НОО. Формирование УУД обучающихся".

В данной презентации проиллюстрированы материалы педсовета "ФГОС НОО. Формирование УУД."...

Материал по теме самообразования "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения"

С 2015 года и по настоящее время ( 2 – 3 класс) поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», к...

Выступление на педсовете по теме: Технология сотрудничества для достижения обучающимися планируемых результатов

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, ч...

Материал педсовета на тему: "Современный урок.Формирование УУД на уроках в начальной школе на этапе рефлексии .

Выступление на педагогическом совете с использованием видеофрагментов....

Выступление на педсовете по теме: «Формирование системы оценки качества обучения и развития обучающихся на основе современных пед.технологий»

Оценивание – это одно из наиболее действенных средств, повышающих эффективность обучения.обеспечения эффективной обратной связи от учителя к ученикам;активного включения учеников в процесс собст...