выступление на педсовете по теме: Управление процессом формирования основ информационной компетентности младшего школьника
статья по теме
обучение основам информатики без использования ИКТ в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_na_temu.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете на тему:
Преподавание информатики в начальных классах.
Выступила учитель
первой квалификационной
категории МАОУ СОШ № 42
Сафонова Л.В.
г. Уфа - 2012
Преподавание информатики в начальных классах.
Шагнули в 21 век!
И без компьютера не может человек.
Ребёнку каждому знакомая «игрушка»
До школы, обостряет зрение, не ушки,
А значит, школьник делает заказ:
«При изучении предметов вы
Используйте компьютерный показ!
Так материал освоен будет точно,
И знанья в головах осядут прочно».
Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т. е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Рассматриваются два аспекта изучения информатики:
— технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные;
— общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Второе направление обучения информатике — это изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в классе. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения -развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Организация учебно-воспитательного процесса
и состав учебно-методического материала по курсу
Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в начальной школе его использование необязательно.
Учебно-методический материал по курсу начальной школы состоит из четырех комплектов: учебников-тетрадей Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах». В состав каждого комплекта входят 2 (или 4) учебные тетради для учащихся (по одной на полугодие), 4 методических пособия для учителя (по одному на комплект) и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).
Комплект № 1 рассчитан на 6—7-летних детей и должен изучаться в 1 классе по программе 1—4. Комплект № 2 рассчитан на 7—8-летних детей и изучается во 2 классе по программе 1—4. В материалах комплектов № 1 и № 2 проводится подготовка к предстоящим в дальнейшем занятиям, развивается логическое мышление детей и сообразительность. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
.Начиная с комплекта № 3 и далее обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом, изучение материала происходит «по спирали» — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой по теме:
I четверть — алгоритмы;
II четверть — объекты;
III четверть — логические рассуждения;
IV четверть — модели в информатике.
Комплект № 3 рассчитан на 8—9-летних детей и изучается в 3 классе по программе 1—4. Комплект № 4 рассчитан на 9—10-летних детей и изучается в 4 классе по программе 1—4.
Материал комплекта № 3 не опирается напрямую на конкретные знания комплектов № 1 и № 2, являющихся пропедевтическими, поэтому можно начинать преподавание по курсу с комплектов № 1, № 2 и № 3. В то же время апробация показала, что дети, начавшие изучение курса со 2 класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса на следующем году обучения.
В моем классе изучение информатики как науки началось с 3 года обучения.
На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы мы учителя успешно используем следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:
- диалоги;
- работа в группах;
- игровые методики;
- информационные минутки.
Хотелось бы показать как мы – учителя нач классов используем некоторые игровые моменты и задания на уроках информатики на примере своего класса по 1 разделу 3 года обучения, который посвящен знакомству со способами описания действий и процессов:
- пошаговый план действий (алгоритм) см презентацию «Алгоритм»
(на этом уроке мы знакомились с понятием алгоритм, с правилами построения алгоритма);
- схема алгоритма – см алгоритм «почисти ковер, погладь рубашку»
(Эти алгоритмы помогают закрепить умения восстанавливать построчную запись линейного алгоритма из заданных команд);
- ветвление в алгоритме - см алгоритм «передай сообщение по телефону»
(такого вида алгоритмы помогают ученикам закрепить умения восстанавливать схему алгоритма с ветвлением из заданных команд);
- алгоритмы с циклами - см алгоритм «помой персики»
(сначала ученикам демонстрируется мультфильм с повторяющимися действиями, а затем на его основании составляется алгоритм с циклами)
После изучения всех тем 1 раздела ученики самостоятельно составляли алгоритмы. Вот некоторые из них: начало утра, как посадить цветок, позвони другу, как нарисовать рисунок и др. а один алгоритм мы даже смогли применить на уроке русского языка «Как сделать фонетический разбор слова».
Известно, что успешность формирования любых знаний зависит прежде всего от желания учащихся получить эти знания. Процесс формирования мотивов учения напрямую связан с формами обучения. В психологии доказано, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
- через усвоение учащимися общественного смысла учения;
- через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
В педагогической литературе показано, что использование групповой формы работы имеет большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету. Поэтому мы с учениками составили коллективный алгоритм изготовления игрушки из природного материала.
Начало
Собрать природный материал
Засушить
Выбрать предметы для работы
Составить композицию
Поделка закончена
конец
И вот что у нас получилось: см презентацию «Игрушка из природного материала».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетентности младших школьников
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...
«Формирование информационной компетентности младшего школьника при переходе на новый ФГОС НОО»
В современном обществе умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения ...
Педагогический проект по теме: "Формирование информационной компетентности младших школьников"
Материал данного педагогического проекта содержит много практического материала по теме: "Формирование информационной компетентности младших школьников". Указаны методы и приёмы формирования информаци...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»...
« Работа с текстом в начальной школе как эффективный способ формирования информационной компетентности младшего школьника»
Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходиму...
Мастер-класс "Работа с текстом - основа формирования информационной компетентности младших школьников" (на примере работы с «Первоклассной газетой»)
Мастер-класс показывает нетрадиционные методы работы с информацией на занятиях внеурочной деятельности с использованием пособия "Первеклассная газета"....
Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»
Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...