Итоговая работа на тему: "Индивидуальная образовательная программа."
рабочая программа (4 класс) на тему

Примерная индивидуальная образовательная программа по русскому языку для ребенка с ОВЗ. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iop_dlya_rebenka_s_ovz.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПМПк        Директор МБУ СОШ №74

_________________        _________________ «___»___________2014г.

СОГЛАСОВАНО

Родитель МБУ СОШ №74

Иванов В.М.

_______________

«____»________2014г.

Индивидуальная образовательная программа

Ивановой …......

ученицы 4 «А» класса,

получающей образование в форме интегрированного обучения

Возраст: 10 лет

Срок реализации программы - 1 год (2014-2015 уч. г.)

Ответственный за реализацию программы – учитель начальных классов

Тольятти,

2014-2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося

Иванова воспитывается в полной семье, есть младшая сестра, отношения в семье хорошие, родители заинтересованы в обучении своей дочери, занимаются с ней сами.

Общее впечатление о ребенке: Личностные особенности: добрая, отзывчивая, ласковая, старательная, аккуратная, опрятная, очень любит рисовать.

Характеристика общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки (сведения о себе, о своей семье, ближайшем социальном окружении):Полная осведомленность о себе, своей семье, имеет представление об окружающем мире, уровень развития социально-бытовых и пространственно-временных ориентировок – в норме.

Характеристика особенностей психофизического развития:

• работоспособность – темп работы и работоспособность в норме

• развитие крупной и мелкой моторики – в норме

• зрительно-пространственная ориентация – в норме

• особенности восприятия (зрительное, слухо –моторная координация, стереогноз): в норме

особенности внимания: устойчивое внимание ниже возрастной нормы: скорость хорошая, точность – паталогия. Может работать внимательно непродолжительное время.

• особенности памяти: норма (методика 10 сл)

• особенности мышления: словесно-логическое мышление ниже нормы, пространственный анализ и синтез ниже нормы

• особенности конструктивной деятельности:

Степень развития учебных навыков:

Русский язык: допускает много ошибок при письме под диктовку, списывает более грамотно. Не умеет применять правило в конкретной ситуации. Состояние словаря – в пределах обихода,  связная речь схематична, невыразительна, использует простые предложения, затрудняется в воспроизведении длинных фраз.

Эмоционально-поведенческие особенности (проблемы в общении, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями) со сверстниками общается мало, немного замкнутая.

Данные психолого-педагогической характеристики послужили основанием для разработки индивидуальной образовательной программы.

  1. Основная цель программы.
  1. Преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей,  возможностей и интересов
  2. Формирование у обучающихся с ЗПР общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.
  3. Овладение учебной деятельностью. В области изучения русского языка - Совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения учащийся. Особенности памяти, основных мыслительных процессов школьников с ЗПР требует большего времени для осознания грамматических правил, а также значительного количества тренировочных упражнений для формирования умений и навыков грамотного письма.

3. Основные задачи программы:

  1. Формирование учебных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Определение цели и задач образования учащейся с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков.
  3. Отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса.
  4. Реализация коррекционной медико - психолого - педагогической помощи учащейся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей её психофизического развития.
  5. Предоставление возможности учащейся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов.

4. Данная индивидуальная образовательная программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»,
  2. Концепция специальных федеральных государственных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья ,2009г
  3. Программы для школ коррекционно-развивающего типа обучения (тип 7). Русский язык (2,3,4 классы) . Составители: Л.И.Бедрикова,  Д.В.Иванова, Т.В.Мурова,  Е.И.Семушина  Псков,1997
  4. Программы базового образования под редакцией В.П. Канакина, Просвещение, 2008 г.

Программа по русскому языку 4 класса массовой школы в целом доступна учащимся с задержкой психического развития. Однако усвоение ряда тем требует предварительного формирования практических речевых умений, уточнения и расширения словарного запаса и грамматических конструкций, накопления языковых наблюдений и обобщений. Это приводит к необходимости увеличения числа специальных уроков по развитию речи и проведения упражнений, развивающих речь учащихся, практически на каждом уроке.

Особенности памяти, основных мыслительных процессов, деятельности школьников с задержкой психического развития требуют больше времени для осознания грамматических правил, а также значительного количества тренировочных упражнений для формирования умений и навыков грамотного письма.

Некоторые темы изучаются ознакомительно в соответствии с коррекционной программой.

В обучении русскому языку необходимо придерживаться следующих правил:

- новый материал следует преподносить предельно развернуто;

- значительное место отводить практической деятельности обучающихся: работе по схемам, таблицам, с разрезной азбукой и т. д.;

- систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;

- используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками и т. д.;

- выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

Содержание индивидуальной образовательной программы

по русскому языку на учащегося 4а класса.

Предмет (образовательная область)

Требования стандарта (общеобразовательной программы) для текущего периода обучения

(для всех)

Конкретные задачи для ребенка на текущий период

КРО

Форма организации УД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальные занятия)

Критерии

достижений

Форма оценки индивидуального достиже

ния

(резуль

тат учебной деятельности)  

Универсальные учебные действия

Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации и роль знаков препинания в понимании смысла предложения.  

Уметь связывать слова в предложении по смыслу; разграничивать знаки препинания по их функции.

Применять на практике: расставляет знаки препинания с целью восстановления смысла текста.

Анализировать высказывания о русском языке; составлять текст по рисунку с включением в него диалога.

групповая,

фронтальная

Знает виды речи, составляет текст по рисунку, включает диалог.

Устный опрос

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, ориентация в прописи.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные задавать вопросы.

Текст (3ч)

Текст и его план.

Знать: что такое текст, виды текста, что такое план

Уметь: различать виды текста, определять тему и главную мысль текста, составлять план.

Определять тему и главную мысль текста; подбирать заголовок к тексту, составлять план текста.

Групповая,индивидуальная

Различает виды предложенных текстов, определяет тему и главную мысль текста, может озаглавить текст и составить к нему план.

Тест

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: уметь просить о  помощи, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Предложение (3ч)

Предложение как единица речи.

Знать основные признаки предложения, способы выражения главных членов, формировать понятие «опознавательный знак» для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца).

Уметь  по интонации конца определять границы предложения.

Применять на практике: находить грамматическую основу предложения,

определять границы предложения по интонации.

Различать предложение и слово.

Определять главные члены предложения (грамматическую основу предложения).

индивидуальная

Находит в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации; соблюдает в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения.

Самостоя-тельная работа

 Регулятивные: формировать учебную задачу, применять установленные правила

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач

Коммуникативные уметь просить о помощи, обращаться за помощью.

Виды предложений по цели высказывания и виды предложений по интонации.

Знать виды предложений по цели высказывания; дать представление об особенностях интонации этих предложений.

Уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно оформлять пунктуацию в них.

Применять на практике: правильно использовать предложения различных видов с учетом речевой ситуации,

различать интонационный рисунок предложений для постановки знаков препинания с учетом речевой ситуации.

Различать  предложения по цели высказывания, по интонации.

Фронтальная

групповая

Различает предложения, различные по цели высказывания и интонации, может составить свои примеры.

Устный опрос

Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат  деятельности Познавательные: использовать знаково-символические средства  и применять знания, умения  и навыки.

Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы

Знаки препинания в конце предложения.

Знать виды предложений по интонации и их пунктуационное оформление.

Уметь распознавать виды предложений по интонации и правильно их пунктуационно оформлять.

Применять на практике: различать интонационный рисунок предложений для постановки знаков препинания с учетом речевой ситуации.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи

фронтальная

Классифицирует предложения по цели высказывания, находит повествовательные/побуди-тельные/вопросительные предложения

Устный опрос

Регулятивные: применять установленные правила

Познавательные: использовать знаково-символические средства и применять простейшие навыки письма

Коммуникативные адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, слушать собеседника.

Обращение (1ч)

Обращение знаки препинания в предложениях с обращениями

Знать определение обращения, рассмотреть способы его выражения, роль в предложении.

Уметь ставить знаки препинания при обращении.

Применять на практике: уместно употреблять обращения в речи, в звательной интонации, выражать различные чувства с помощью обращений.

Находить обращение в предложении, составлять предложения с обращением.

фронтальная

Находит обращение в предложении, может составитьь сама предлоджение с обращением, расставляет знаки препинания при обращении.

тест

 Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать внимание

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения (2ч)

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Знать изученное о главных членах предложения; формировать понятие о грамматической основе предложения (подлежащем и сказуемом) и второстепенных членах предложения; познакомить со   смысловой и грамматической связью подлежащего и сказуемого.

Уметь находить подлежащее и сказуемое в предложении, второстепенные члены предложения.

Применять на практике: устанавливать смысловые и грамматические связи подлежащего и сказуемого,

использовать изученные конструкции в речи.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов  связь между словами в предложении, выделять главные и второстепенные члены предложения.

Индивидуальная

фронтальная

Различает предложение, словосочетание, слово.

Умеет находить основу предложения и второстепенные члены.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать внимание

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Разбор предложения по членам предложения.

Знать изученное о главных членах предложения; формировать понятие о грамматической основе предложения (подлежащем и сказуемом) и второстепенных членах предложения; познакомить со   смысловой и грамматической связью подлежащего и сказуемого.

Уметь находить подлежащее и сказуемое в предложении, второстепенные члены предложения.

Применять на практике: устанавливать смысловые и грамматические связи подлежащего и сказуемого

Выделять главные и второстепенные члены предложения, моделировать предложения.

индивидуальная

Умеет находить основу предложения и второстепенные члены.

Контроль-ная работа

Регулятивные: формировать учебную задачу , применять установленные правила

Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять полученные умения и навыки.

Коммуникативные. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Словосочетание (1ч)

Определение словосочетания главного и зависимого слов с  помощью вопросов.

Знать определение словосочетания, сформировать представление о структуре словосочетания, познакомить с подчинительной связью в словосочетании.

Уметь отличать словосочетание от других синтаксических единиц (слова, предложения).

Выделять в предложении словосочетания, устанавливать при помощи смысловых вопросов  связь между словами в предложении.

фронтальная

Гумеет находить главное и зависимое слово, устанавливать связь между ними с помощюь вопросов.

Работа с карточками.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, анализировать, сравнивать.

Коммуникатив-ные:

Ставить вопросы, проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные:

Удерживать цель деятельности до получения ее результата, принимать и сохранять учебную задачу.

 Предложение- 9ч  (5ч)

Однородные члены предложения общее понятие.

Знать опознавательные признаки однородных членов, их роль в предложении.

Уметь строить предложения с однородными членами.

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте, определять каким членом предложения являются однородные члены

фронтальная

Вычленяет однородные члены  в предложении.

Объясни-тельный диктант

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения

Коммуникативные адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Однородные члены предложения без союзов и с союзами и, а, но.

Знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами и союзов и, а, но, функции запятой между однородными членами.

Уметь ставить запятую между однородными членами,    союзы и, а, но, опираясь на опознавательные признаки.

Составлять предложения  с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Фронтальная,

групповая

Объясняет постановку запятой и союзов и, а, но при однородных членах.

Графический диктант

Регулятивные: формировать учебную задачу, применять установленные правила;

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения;

Коммуникативные  уметь просить помощи, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, строить понятные для партнёра высказывания.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами и союзов и, а, но, функции запятой между однородными членами.

Уметь ставить запятую между однородными членами,    союзы и, а, но, опираясь на опознавательные признаки.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Фронтальная,

групповая

Расставляет знаки препинания при однородных членах.

Работа с карточками.

Регулятивные: формировать учебную задачу, применять установленные правила;

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения;

Коммуникативные  уметь просить помощи, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.т

Простые и сложные предложения (4ч)

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

Знать структурные отличия простого и сложного предложения; дать представление о делении и сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные), порядок синтаксического разбора сложного предложения

Уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложных предложениях.

Применять на практике: отличать сложное

предложение от простого с однородными членами, проводить синтаксический разбор сложного предложения, составлять простые и сложные предложения

Сравнивать простые и сложные предложения, различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

индивидуальная

Находит главные и второстепен-ные (без деления на виды) члены предложения;

-выделяет предложения с однородными членами

Объяснительный диктант

Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат  деятельности;

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения;

Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. 

Сложные предложения и предложения с однородными предложениями.

Знать структурные отличия простого и сложного предложения; дать представление о делении и сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные), порядок синтаксического разбора сложного предложения

Уметьопределять количество основ в предложении; находить границы частей в сложных предложениях.

Применять на практике: отличать сложное

предложение от простого с однородными членами, проводить синтаксический разбор сложного предложения, составлять простые и сложные предложения

Выделять в сложном предложении его основы, составлять сложные предложения.

групповая

Находит главные и второстепен-ные (без деления на виды) члены предложения;

Различает простые и сложные предложения

Конструирование предложе-ний.

Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат  деятельности;

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения;

Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.

В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (при...

Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.

В данной  работе я  обобщила опыт своей работы  по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (природ...

Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.

В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (природосо...

Программа коррекционной работы в рамках основной образовательной программы основного общего образования

Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития в...

Итоговая работа по теме "Организация образовательного процесса в начальной школе с использованием ЭОР"

Презентация содержит слайды, в которых дается информация по использованию ЭОР на уроках в начальной школе, содержит ссылки на сайты, где можно более подробно изучить данную тему....

Из опыта работы. Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Реализация ФГОС является одним из приоритетных направлений работы  в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые ...

Дипломная работа на тему: «Индивидуальная образовательная программа, на базе утвержденной примерной программы дошкольного образования»

Авторская рабочая программа для руководителей  групп эстетического развития и подготовки к школе.Назначение: информационный  материал данной дипломной работы можно практически использовать...