Владение современными образовательными технологиями, как условие профессионального роста учителя
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Алексеева Наталья Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Столбовская средняя общеобразовательная школа

Чеховского г.о.

 

Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов на тему :

«Владение современными образовательными технологиями, как условие профессионального роста учителя.»

          Подготовила:

  учитель начальных классов

  высшей квалификационной категории

 Алексеева Наталья Викторовна

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Столбовская средняя общеобразовательная школа

Чеховского г.о.

Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов на тему :

«Владение современными образовательными технологиями, как условие профессионального роста учителя.»

          Подготовила:

                             учитель начальных классов

                                              высшей квалификационной категории

                                                      Алексеева Наталья Викторовна

Чехов 2020

        Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу.

       Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам. Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний, владеть современными педагогическими и информационными технологиями, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

      Использование технологий в образовательном процессе современной школы является обязательным условием обеспечения его качества. Педагогическая технология связана с системным подходом к образованию и обучению, охватывает все аспекты и элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Это инструмент достижения целей, включающий в себя основу для деятельности и непосредственную последовательность ее выполнения. Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего образовательного процесса.

В настоящее время известно большое количество педагогических технологий и множество их классификаций, следовательно, перед каждым педагогом стоит проблема выбора технологий с учетом образовательного запроса родителей, возраста обучающихся, направленности образовательной программы, собственного педагогического опыта, программы развития ОУ, желания экспериментировать.

К числу современных образовательных технологий можно отнести технологии, содействующие формированию предметных и метапредметных компетентностей обучающихся:

  • проектная технология;
  • технология портфолио;
  • технология интерактивного обучения (дискуссия, диалог, игра, деловая игра, ролевая игра);
  • кейсовая технология;
  • технология исследовательской деятельности;
  • технология развития критического мышления (дебаты)
  • информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ);
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология оценивания образовательных результатов и др.

     Как показывает практика, педагоги сталкиваются с рядом проблем при использовании технологий в образовательном процессе и связано это с тем, что:

  • нет достаточно четкого представления о том, как ту или иную технологию можно использовать в образовательной программе конкретной направленности (например, как в обучении изобразительному искусству использовать технологию проектной деятельности, как на уроках музыки можно использовать технологию развития критического мышления);
  • позиционируют владение технологией, применяя только отдельные приемы той или иной технологии;
  • в большинстве образовательных программ описание технологического обеспечения образовательного процесса либо является недостаточным, не позволяющим получить представление о степени технологизации, либо расходится с реальной образовательной практикой;
  • отсутствует фактическое подтверждение опыта использования образовательных технологий, представленного на различных уровнях, а также отсутствует важный компонент методической системы как обобщение опыта в направлении реализации современных образовательных технологий.

     Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил.  Значит ли это, что учителю достаточно действовать в рамках привычной "меловой технологии" ? Конечно нет. Современный учитель должен переходить от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Профессиональный рост необходим любому человеку. Он дает ощущение стабильности, уверенности в будущем, не позволяет «сгореть» на работе. Инновационная деятельность, осуществляемая педагогом в образовательном учреждении, позволяет ему подниматься на разные уровни своего профессионально-личностного развития. Совершенствование педагога, его работа над собой чувствуется юными подопечными и положительно влияет на них.

Каковы же возможные пути профессионального роста учителя?

1. Изучение истоков. Мнение, что старые учебники и приемы малоэффективны в 21 веке, не совсем правильное. Нередко идеи прошедших лет получают переосмысление и «второе дыхание». Многие работы педагогов полезно перечитать и посмотреть на них с высоты своего педагогического опыта.

2. Обращение к современным методикам

       Важно не только периодически обновлять свои теоретические и практические знания, но и использовать инновационные способы подачи материала.

3. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Это необязательно должна быть привычная всем форма курсов, но также мастер-классы и лектории, веб-семинары и дистанционные курсы. Не лишним будет изучение еще одного учебного предмета.Наличие двух специальностей дарит убежденность в своих способностях, повышает самооценку и расширяет перспективы.

4. Знакомство с популярными образовательными СМИ . Профессионалы, использующие новые технологии,  делятся планами-конспектами уроков и мероприятий, рабочими программами, методическими пособиями и презентациями. Кроме того, всё чаще учителя создают свои собственные сайты. Это может быть тематический паблик в соцсетях, блог или портфолио.

5. Обмен опытом с коллегами.   Посещение занятий или открытых уроков коллег, знакомство с образовательным процессом в других школах.

6. Использование ресурсов дистанционного образования. Членство в профессиональных сообществах. Педагог может повышать свою профессиональную подготовку, участвовать в дистанционных проектах и в виртуальных методических сообществах учителей.

7. Участие в конференциях и семинарах от местных региональных до всероссийских или даже международных. Если у вас есть разработки, статьи, идеи — примите участие.

       Создание руководителем условий для освоения педагогами современных технологий является одной из основных задач в процессе внедрения федерального государственного образовательного стандарта.

        Главная задача современного педагога – постоянно развиваться и учиться самому, освоить новые технологии как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, включить их в свою собственную деятельность, применяя по мере необходимости.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владение современными образовательными технологиями, как условие профессионального роста учителя. Подготовила учитель начальных классов Алексеева Наталья Викторовна

Слайд 2

Современный учитель. Какой он? Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. владеть современными педагогическими и информационными технологиями, проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Слайд 3

Педагогическая технология Педагогическая технология связана с системным подходом к образованию и обучению, охватывает все аспекты и элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Это инструмент достижения целей.

Слайд 4

В настоящее время известно большое количество педагогических технологий и множество их классификаций, следовательно, перед каждым педагогом стоит проблема выбора технологий с учетом образовательного запроса родителей, возраста обучающихся, направленности образовательной программы, собственного педагогического опыта, программы развития ОУ, желания экспериментировать.

Слайд 5

Классификация образовательных технологий 1. Традиционная (репродуктивная) технология Обучаемому отводится роль исполнительские функции репродуктивного характера. Действия учителя связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой. 2. Технология развивающего обучения Авторы: Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. Развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением и развитием. Развитие школьников можно ускорить за счет эффективности обучения. Принцип обучения на высоком уровне трудности, быстрыми темпами, ведущая роль отводится теоретическим знаниям. Стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. 3. Технология поэтапного формирования умственных действий Авторы: Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Талызина Н.Ф. Знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. Для безошибочного выполнения действий человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание. Шесть этапов усвоения: актуализация мотивации, осознание схемы ориентировочной основы деятельности, выполнение действий во внешней материализованной форме, внешнеречевой этап, этап внутренней речи, переход действий во внутренний план (интериоризация действий)

Слайд 6

4. Технология коллективного взаимодействия Авторы: Ривин А.Г., Архипова В.В., Дьяченко В.К., Соколов А.С. Организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава. В ходе занятия каждый прорабатывает свою часть информации, обменивается ей с партнером, тот в свою очередь ищет нового партнера для взаимообучения. 5. Технология полного усвоения Авторы: Американцы Дж. Кэролл и Б. Блум. В России подробно описана М.В. Клариным. Технология задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда. К целям познавательной деятельности относятся: знание, понимание, применение, обобщение, оценка. Весь материал делится на учебные единицы. К каждой учебной единице разрабатывается коррекционный дидактический материал, который дает ученику возможность подобрать подходящие для него способы восприятия, осмысления и запоминания. По всей теме определяется эталон ее полного усвоения. Отметка за усвоение темы выставляется после заключительной проверки по эталону. 6. Технология разноуровневого обучения Технология разноуровневого обучения предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариативный – носит творческий характер, но не ниже базового уровня). Используются три варианта дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже госстандарта), организацию самостоятельной работы учащихся на различных уровнях, опережающее обучение по индивидуальному плану.

Слайд 7

7. Технология адаптивного обучения Технология адаптивного обучения является разновидностью технологии разноуровневого обучения, она предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений. Приоритет при использовании технологии адаптивного обучения отдается самостоятельной работе. Данная технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения. 8. Технология программированного обучения У истоков программированного обучения стояли американские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке технологию программированного обучения разрабатывали П. Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина. Характерные черты технологии программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств 9. Технология компьютерного обучения Технологии компьютерного обучения дают возможность решать почти все дидактические задачи. Компьютеры выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных.

Слайд 8

10. Технология проблемного обучения Большой вклад в теорию проблемного обучения внесли ученые Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь и др. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. 11. Технология модульного обучения В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И. Шмаковой. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Состав модуля: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модули подразделяются на три типа: познавательные, используемые при изучении основ наук; операционные, которые необходимы для формирования и развития способов деятельности, и смешанные, содержащие первые два компонента. При модульном обучении максимальное количество времени отводится на самостоятельное обучении, особое внимание уделяется самоконтролю и самооценке.

Слайд 9

12. Технология концентрированного обучения В основе технологии концентрированного обучения лежит известный в педагогической практике метод «погружения в предмет». Данная технология разрабатывалась и использовалась П. Блонским, В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским. Суть концентрированного обучения состоит в том, что уроки объединяются в блоки; в течении дня, недели сокращается число параллельно изучаемых учебных дисциплин. Чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, следует провести работу по его закреплению в день восприятия, т.е. необходимо на какое-то время более основательно «погрузиться» в предмет. 13. Технология проектного обучения Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности. В основе данной технологии лежат идеи Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной деятельности. Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Каждый ребенок получает возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Слайд 10

14. Технология гарантированного обучения Автор: Монахов В.М. Технология гарантированного обучения представляет собой модель совместной педагогической деятельности учителя и учащихся по программированию и осуществлению учебного процесса. Учитель в данной технологии проектирует технологическую карту, в которой представлены: целеполагание, диагностика, внеаудиторная самостоятельная работа (домашние задания), логическая структура проекта, коррекция. Диагностика предполагает установление факта достижения конкретной микроцели. Часть заданий соответствует требованиям госстандарта, которые ученик обязательно должен достигать. 15. Технология дистанционного обучения Технология дистанционного обучения - это получение образовательных услуг без посещения учебного заседания, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Получив учебные материалы, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе. Консультации при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. 16. Технологии авторских школ. 1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде). 2. Модель «Русская школа». 3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский). 4. Школа-парк (М.А.Балабан). 5. Агрошкола А.А.Католикова. 6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).

Слайд 11

17. Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала. 1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов). 2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов). 3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) 4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович). 18. Частнопредметные педагогические технологии. 1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев). 2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) 3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин). 4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев) 5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев) 19. Альтернативные технологии. 1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер). 2. Технология свободного труда (С.Френе) 3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок). 4. Технология мастерских. 20. Природосообразные технологии. 1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир). 2 Технология саморазвития (М. Монтессори).

Слайд 12

Проблемы использования технологий в образовательном процессе Нет достаточно четкого представления о том, как ту или иную технологию можно использовать в образовательной программе конкретной направленности; Применение только отдельных приемов той или иной технологии; Описание технологического обеспечения образовательного процесса является недостаточным, не позволяющим получить представление о степени технологизации, либо расходится с реальной образовательной практикой; Отсутствие фактического подтверждение опыта использования образовательных технологий, представленного на различных уровнях; Отсутствие важного компонента методической системы как обобщение опыта в направлении реализации современных образовательных технологий.

Слайд 13

Пути профессионального роста учителя . Изучение истоков. Обращение к современным методикам . 3. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка. 4. Знакомство с популярными образовательными СМИ . . 5. Обмен опытом с коллегами. 6. Использование ресурсов дистанционного образования . Членство в профессиональных сообществах. 7. Участие в конференциях и семинарах

Слайд 14

Кейс – метод «Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. … Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».

Слайд 15

Цели кейс - технологии отработка умений работы с информацией; активизация познавательной деятельности; повышение мотивации к учебному процессу; умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации; приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения; выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки

Слайд 16

Тема урока : «Зона степей» Целеполагание. - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? - Что мы будем делать для достижения этой цели? - Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

Слайд 17

План работы: 1. Географическое положение и климатические условия (сочетание тепла и влаги) зоны степей. 2. Растительный мир. 3. Животный мир. 4. Влияние деятельности человека на зону степей.

Слайд 19

Информационная поддержка http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии http://oio.tpu.ru/publ_2004/article2004_5.html Педагогические технологии и технология учебного процесса. Логический анализ понятий http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm Педагогические технологии http://www.ioso.ru/distant/newpteh/intro2.htm Новые педагогические технологии (курс) http://open.websib.ru/techno.html Педагогические технологии Центра «Открытие» http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о педагогических технологиях

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

Владение современными образовательными технологиями.

Современные образовательные технологии: ИКТ и здоровьесберегающая технология. Их использование лаконично представлено в таблицах....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Письменный отчёт о профессиональной деятельности «Владение современными образовательными технологиями»

Данный документ поможет узнать о:Применение современных образовательных технологийПрименение цифровых образовательных ресурсов...

Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий я выдели...

Тема: «Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования....

Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"

Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....