Применение активных методов обучения, формирующих понятийное мышление младших школьников.
статья (2 класс) на тему
Статья содержит краткое описание активных методов обучения, формирующих понятийное мышление младших школьников. Использование активных методов обучения в определенной последовательности простраивает структуру урока или внеурочного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_aktivnyh_metodov_obucheniya.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение активных методов обучения, формирующих понятийное мышление младших школьников.
Методы, используемые в учебной деятельности,
должны вызывать интерес у ребенка к познанию
окружающего мира, а учебное заведение
стать школой радости. Радости познания,
творчества, общения.
В.А.Сухомлинский
Происходящие сегодня в мире изменения вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Современное обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Применение активных методов в обучении побуждает учеников к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Сегодня мы поделимся опытом, как с помощью активных методов обучения мы формируем понятийное мышление.
Основной психологической характеристикой, абсолютно необходимой для обучения в школе, является понятийное мышление, хотя ни в одной учебной программе об этом не упоминается. Понятийное мышление, как высшая психическая функция, не подчиняется законам возрастного созревания, а имеет культурно-историческую природу и формируется в процессе овладения научными знаниями.
Каким образом формируется умение произвольно и осмысленно пользоваться понятиями?
Это становится возможным только по мере их употребления. Когда ученик, решая задачи, выполняя различные упражнения, пользуется формулами, правилами, устанавливает связи с другими понятиями, он наполняет, таким образом, символы и слова определенным смыслом. Только постепенно, по мере употребления формулы или правила, соединяясь с личным, внутренним опытом ребенка, понятия будут наполняться конкретным содержанием. Этот процесс Л.С.Выготский назвал законом развития понятия.
Когда понятие развивается от слова, определения или формулы - абстрагируется внутренний смысл, который и «проростает» (встраивается как клеточка) в понятийную сетку, занимает определенное место в единой многомерной системе координат среди равноценных, более общих и более конкретных понятий.
По мере овладения научными понятиями индивидуальный внутренний опыт перестраивается и организуется в соответствии с системой родовидовых отношений. Понятийное мышление ложится в основу анализа жизненных ситуаций.
В рамках этой структуры легко осуществляется «перенос» знаний, навыков и приемов деятельности. В этом случае любые научные знания, с которыми человек знакомится, он понимает и усваивает без заучивания, они как бы «ложатся» на его понятийные структуры.
Если понятийные структуры не сформировались, то человек не замечает ошибок, нелогичности теоретических построений, затрудняется с проверкой или обоснованием собственных выводов, принимает решения, которые не приводят к желаемому практическому результату.
Мой класс – один из участников федеральной экспериментальной площадки «Школа открытий». Мы во внеурочной деятельности 3-й год реализуем инновационно-развивающий курс ОМ, основанный на технологии DASH. (Технология DASH - это развивающий подход к изучению дисциплин об окружающем мире и здоровье). Этот курс в полной мере соответствует духу нынешнего времени. Он нам помог «безболезненно перестроить себя» и урочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.
Главная цель программы DASH – сохранить и развить любознательность детей, увлечь их воображение исследованием и постижением неизвестного в области естественных наук, техники и заботы о здоровье, изобретением и изготовлением инструментов, приборов и полезных вещей, приобретением знания и понимания, которые необходимы для дальнейшего обучения и образования.
Итак, как же я на уроках формирую понятийное мышление?
По отдельности каждый из активных методов обучения, которые я использую, для формирования понятийного мышления, всем знакомы, и многие, скорее всего, используют их в своей работе (Работа с картами понятий, Мозговой штурм, Составление кластера, Заполнение карты связей, Формулирование рабочего определения понятиям). Технология DASH предлагает использовать эти активные методы в определенной последовательности, определяя тем самым структуру урока или занятия.
С помощью загадки, стихотворения или описания какого-то явления дети определяют тему урока. Затем я формирую проблемные вопросы для каждой группы с целью выявления начальных знаний по изучаемой теме. Каждая группа получает лист бумаги с проблемным вопросом и маркер определенного цвета.
Итак, дети в результате «Мозгового штурма» заполняют эти карты понятий. По истечении установленного времени, группы меняются своими картами и своим цветом маркера добавляют новые сведения. Как только карты понятий, сделав круг, возвращаются в свои группы, оратор озвучивает написанное и прикрепляет свою карту на доску, составляя тем самым кластер. Такая работа позволяет увидеть зону актуального развития каждого ребенка и класса в целом, определить зону ближайшего развития.
Когда группы составят кластер, устанавливают связи между понятиями и заполняют книгу связей ( устанавливают где в жизни они могут встретить эти знания, где они им пригодятся). Работа так же ведется в группах. В результате дети конкретизируют свои знания по теме занятия. Можно поправить лишь некоторые неточности в суждении ребят, а основные ошибки предлагаю исправить самим. При этом активизируем мыслительную деятельность вопросами: «А как ты думаешь? Выскажи свои предположения. Где это можно узнать?». Учащиеся формулируют появившуюся проблему и записывают ее в книгу тайн и открытий, а затем самостоятельно ищут ответ в библиотеке, интернете, беседе со взрослыми. И когда мы соберем достаточно полную информацию по изучаемой теме, наступает самое подходящее время для формулирования определения по предложенной схеме.
Рабочее определение.
1.К чему относится
( категория, группа)
2.Свойства
3.Что делает или как используется
( функции)
4.Примеры.
С нашими детьми (участниками экспериментальной площадки) работает школьный психолог, которая проводит различные диагностики, в том числе и диагностику понятийного мышления.
Из сравнительной диаграммы каждой группы детей, видны результаты обучения первого и второго класса. С очень низким уровнем развития понятийно-логического мышления в первом классе детей не оказалось. Большинство из них показали средний и хороший уровень. К концу 2-го класса выросли умения детей сравнивать, выполнять задания по аналогии, исключать лишнее, определять понятия, понимать переносное значение слов, пословиц и поговорок, классифицировать понятия.
Из диаграмм видно, что за 2 года произошли серьезные изменения в развитии обучающихся. Конечно, еще придется хорошо потрудиться, но я искренне верю, что такая работа по формированию понятийного мышления на уроках и во внеурочное время не пройдет даром. Этапы формирования понятийного мышления на внеурочных занятиях по окружающему миру записывали на видео (по темам: «Вода», «Почва», «Свойства воздуха»…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие понятийного мышления младших школьников
коррекия и развитие понятийного мышления...
Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками
Педагогическая статья об использовании активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками...
Игра-сказка как активный метод обучения на уроках у младших школьников
В данном статье содержится материал о использовании активных методов обучения на уроках в начальной школе, а в частносте об игре-сказке. Этот метод, на мой взгляд, наиболее подходит для данного школьн...
План самообразования "Применение активных методов обучения на уроках английского языка как средство повышения качества обучения иностранному языку"
Содержание 1. Перспективный план самообразовательной деятельности ...
Понятийное мышление младших школьников
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; }p.western { font-family: "Liberation Serif",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dr...
Использование активных методов обучения при работе с младшими школьниками
Автор раскрывает актуальность использования активных методов в начальной школе....
Технология развития критического мышления. "Применение активных методов обучения на разных этапах урока"
Выступление на методическом совете. Сообщене содержит какие формы работы на основе развития критического мышления можно организовать в начальной школе на разных этпах урока....