Формирование ключевых компетенций посредством компетентностно - ориентированных заданий
консультация ( класс) по теме

Мартьянова Ольга Николаевна

В данной статье рассмотрены причины  внедрения  компетентностного подхода  в систему образования, рассмотрено понятие компетенции, выделены ключевые (метапредметные) компетенции, дана подробная характеристика компетентностно – ориентированных заданий  как форме организации образовательного процесса и о методе преподавания. Работа может быть интересна педагогам, работающим в школах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО «Центр Знаний»

«Практический опыт введения и применения ФГОС ООО в деятельности образовательных учреждений»,   октябрь – ноябрь  2015 г.

Ольга  Николаевна  Мартьянова

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

МАОУ «СОШ № 83» г. Перми, Пермского Края, Российской Федерации

ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЕТЕНТНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ

АНОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены причины  внедрения  компетентностного подхода  в систему образования, рассмотрено понятие компетенции, выделены ключевые (метапредметные) компетенции, дана подробная характеристика компетентностно – ориентированных заданий  как форме организации образовательного процесса и о методе преподавания. Работа может быть интересна педагогам, работающим в школах.

ВВЕДЕНИЕ

        Главное изменение в обществе, которое повлияло на изменения  в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. И его востребованность на современном рынке труда  зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться в различных жизненных ситуациях.

Дети, которые пришли в первый класс в 2011 году (в момент внедрения ФГОС НОО по всей России), будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2080 года. Каким будет мир в середине XXI века? Никому неизвестно. Но школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой ничего не знает. Именно поэтому нужно воспитывать в детях готовность к любым переменам. Развивать в своих учениках такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Исходя из этого, существенно меняются цели образования. Современной школе необходимо  сместить  акценты с формирования ЗУНов на формирование компетентностей.

ЧТО ТАКОЕ КЛЮЧЕВЫЕ  КОМПЕТЕНТНОСТИ

Формулировки и классификации ключевых компетенций в настоящее время представляют значительный разброс мнений; могут  рассматриваться как европейские системы ключевых компетенций, так и российские классификации.

В школьном образовании под ключевыми (метапредметными) компетентностями предполагается умение учащихся самостоятельно действовать в незнакомой ситуации  при решении актуальных для них проблем.

Компетентность – это умение применить знания, умения навыки в незнакомой жизненной ситуации.

Компетентность – это умение решить жизненную задачу, с которой ранее не встречался.

Компетентность – это умение адаптироваться в сегодняшнем стремительно меняющемся мире.

Итак, мы определили ключевые компетентности. А каково содержание  каждой компетентности?

•        Информационная компетентность - обработка информации и классификация информации по заданному основанию;

•        Самоорганизационная компетентность - планирование деятельности и строгое выполнение алгоритма;

•        Коммуникативная компетентность - написание текста заданной структуры и умение ответить на вопросы слушателей при выступлении.

Кто определил содержание ключевых (метапредметных) компетентностей? Его (содержание) можно найти в Стандартах начального (основного) общего образования 2009 года и в междисциплинарных программах формирования метапредметных результатов (ФГОС начального и основного ОО).

КОМПЕТЕНТНОСТЬ  КАК  РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ

Появление нового результата образования ни в коей мере не предполагает отрицание старых, традиционных результатов, напротив, компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.

В сравнении с другими результатами образования компетентность:

  • является интегрированным результатом,
  • проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях,
  • позволяет решать целый ряд задач,
  • существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания),
  • переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения),
  • проявляется осознанно (в отличие от навыка),
  • представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.

Формирование ключевых (метапредметных) компетентностей,  которые «помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей» [Иванов, 2008.С.47] – это результат компетентностного подхода в образовательной деятельности.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД  К  ОБРАЗОВАНИЮ

Что же такое компетентностный подход к образованию?

Компетентностный подход ставит  на первое место не знания ученика, а способность организовывать свою работу.

• Запомнить и ответить – это накопление знаний;

• Подставить значение в готовую формулу – это реализация умений;

• Узнать из многих математических выражений  уравнение – проявление навыков;

• Применить свои знания и умения в практической ситуации – это компетентность.

Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

СУТЬ И ОТЛИЧИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ОТ ТРАДИЦИОННОГО

Традиционный

Компетентностный

Главная идея: знания приводят к личностному успеху.

Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.

Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний.

Решение проблем – смысл образовательной деятельности.

Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала.

Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.

ВВЕДЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

На сегодняшний день рассматривается  две основы компетентностно-ориентированного подхода в обучении:

- Компетентностно - ориентированные задания,

-Современные образовательные технологии (Технология развития критического мышления через чтение и письмо, игровые технологии, проектные технологии и другие).

Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. К компетентностно-ориентированным технологиям относятся:

• метод проектов (для старшего и среднего звена);

• учебные проекты;

• ролевые игры;

• сюжетные игры;

• технология развития критического мышления (ТРКМ);

• другие…

В  данной работе мы рассмотрим компетентностно – ориентированные задания.

КОМПЕТЕНТНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ  ЗАДАНИЯ

  1. СТРУКТУРА

Ключевые (метапредметные) компетенции, по своему определению,  формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт  о содержании учебной программы,  о формах организации образовательного процесса и о методах преподавания.

Как определить, что это компетентностно-ориентированное задание?  Компетентностно – ориентированное задание должно отвечать следующим принципам:

1.Это - деятельностное задание;

2.Оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

3.Оно строится на актуальном для учащихся материале;

4.Его структура задаётся следующими элементами:

  • Стимул;
  • Задачная формулировка;
  • Источник;
  • Инструмент проверки.

Стимул в компетентностно - ориентированном задании выполняет следующие функции: мотивирует обучающегося на выполнение задания, включает его в контекст задания. Стимул должен быть настолько кратким, насколько это возможно. Он должен содержать только ту информацию, которая помогает заинтересовать обучающегося в выполнении задания или облегчает понимание задачной формулировки, следующей за стимулом.

Задачная формулировка должна

  • точно указывать ученику на ту деятельность, которую он должен совершить;
  • быть истолкована единственным образом;
  • содержать требования к способу представления результатов работы, трактование которых тоже должно быть однозначным;
  • быть учащемуся интересна;
  • соответствовать возрасту учащегося;
  • точно соотноситься с инструментом проверки (модельным ответом или специфической шкалой оценки).

Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено. Все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке.

Типичные ошибки в задачных формулировках

  • Наличие отрицаний в формулировках.
  • Отсутствие указания на деятельность, которую следует выполнить.
  • Наличие глаголов, ориентирующих на устный ответ.
  • Использование формы представления результата, незнакомой учащимся.

    Источник - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Поэтому главные требования, предъявляемые к источнику:

  • Источник должен быть необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности;
  • Чтобы компетентностно - ориентированное задание было валидным (действительно способно измерить компетентности, для диагностики которых оно предназначено)  учитель должен быть уверен, что успешность учащегося не зависит от того, располагает ли он тем или иным знанием.
  • Предлагая задание, которое основывается не только на внешних информационных ресурсах, но и на внутренних – программном содержании, учитель должен,
  • во-первых, быть уверенным, что предметные знания усвоены учениками,
  • во-вторых, перечислить, на какие предметные знания обучающийся должен опираться при выполнении задания.
  • Чтобы оно было надежным, учитель должен отбирать источники, которые, по его сведениям, не были бы знакомы учащимся.
  • Важно позаботиться о том, чтобы источник был эффективен, т.е. позволял выполнить задание при минимальных затратах.
  • Желательно основывать как можно больше заданий для учащегося на одном источнике (или комплекте источников).
  • При отборе источника необходимо заботиться о том, чтобы он был интересен учащимся.
  • Важно учитывать возрастные и гендерные, а также конъюнктурные интересы.
  • Наконец, общим требованием является соответствие источника возрасту.

Инструмент проверки должен позволять оценить выполнение всех действий, предписанных в задачной формулировке. Для этого необходимо использовать бланк.

Бланк является обязательной частью задания, выполняя которое обучающийся должен продемонстрировать деятельность по структурированию информации.

Он предназначен для того, чтобы облегчить деятельность учащегося, задать последовательность действий, напомнить о количестве требуемых в задачной формулировке объектов (аргументов, признаков, критериев и т.п.).

Иногда удобно бланк для выполнения задания располагать после задачной формулировки и перед источниками информации.

Наличие бланка повышает удобство проверки компетентностно-ориентированного задания.

  1. МЕСТО И РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫХ  ЗАДАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Государство поставило перед каждым педагогом задачу - формирование ключевых (метапредметных) компетентностей. Поэтому, разворачивая обучение в направлении формирования ключевых (метапредметных) компетентностей, учитель неизбежно должен изменить и отношение к предметным результатам. Современные требования – это не просто усвоение знаний, которые перерастают в умения, а затем и в навыки, но прежде всего - это опыт получения, преобразования и применения предметных знаний.

При преподавании дисциплины, педагог  ориентируется на выбранную программу, на используемый учебно методический комплекс, на обязательный образовательный минимум. На самом деле,  предметные результаты, которые должны быть сформированы у учащихся, заявлены в образовательном стандарте. Ориентироваться учитель должен именно на требования стандарта. В этом огромную помощь педагогу окажут компетентностно – ориентированные задания, которые изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Однако, учебный процесс должен строиться на заданиях разных видов. И каждый вид заданий предназначен для реализации конкретных целей.

Рассмотрим некоторые  из них:

Задание

Цель

Учебное задание

Осознание учебных задач, освоение предметного содержания

Текстовая задача

Формирование обобщающих умений и освоение предметного содержания

Проблемная задача

Общее развитие: интеллект, воля, эмоции, творчество.

Практическое задание

Формирование предметных знаний и умений на познавательном материале.

Компетентностно-ориентированное задание

Формирование умений действовать в социально-значимой ситуации.

Если компетентность - это  применение накопленных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание – это  реализация данной цели.

Очень важно, чтобы при обучении обучащиеся выполняли задачи разного вида: репродуктивные, частично-поисковые, творческие, продуктивные. И грамотный педагог самостоятельно выберет те, или иные виды заданий в  зависимости от цели урока.  

Но компетентностно-ориентированные задания, которые являются  деятельностными,  продуктивными, должны быть включены в обучение, как на этапе формирования, так и на этапе мониторинга сформированности компетентностей.

КОЗ «классического типа» по математике, по теме: «Единицы измерения массы. Грамм» для 3-го класса

Компетентность: информационная

Аспект: Извлечение информации.

Задачная формулировка. Мама попросила тебя приготовить манную кашу.

Запиши, как с помощью ложек отмерить продукты для приготовления одной порции манной каши, если для неё надо 45 граммов манной крупы, 5 граммов сливочного масла и 5 граммов сахара.

Источник:

Название продуктов

Масса в граммах

Столовая ложка

Чайная ложка

Сахар

25

10

Манная крупа

30

15

Овсяная крупа

15

5

Масло

20

5

Бланк  ответа:

 Для приготовления манной каши необходимо взять __________________________________________________________манной крупы

__________________________________________________________ масла

____________________________________________________________ сахара

Инструмент проверки (модельный ответ):

Нужно взять 1 столовую и 1 чайную ложку манной крупы  

(допускается ответ: 1столовую и ½ столовой ложки манной крупы),

1 чайную ложку сливочного масла,

пол - чайной ложки сахара (допускается ответ: ½ чайной ложки сахара) – 3 балла.

2 балла – если верно указаны только 2 компонента

(например, манная крупа и масло).

1 балл – если верно указан только один компонент.

0 баллов – ответ не соответствует модельному ответу

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. А.Б.Воронцов, Е.В.Чудинова “Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова”, М., Издатель Рассказов А.И., 2004г.

2. Воронцов А.Б., Заславский В.М. “Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка”, М, МАРО, 2001г.

3 Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

  1. О.Е. Лебедев “Компетентностный подход в образовании”, Школьные технологии, 2004г., №5.
  2. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. -2003. - №5.

http://markova.ucoz.ru/SBORNIK_KOZ_2012.pdf Сборник компетентностно - ориентированных заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Обмен опытом на педагогическом совете по теме "Компетентностный подход"...

Формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления через чтение и письмо

Использование  педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»Её применение позволяет развивать умение: анализировать, сравнивать, выделять главное;решать пр...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Компетентностно-ориентированные задания на уроках в младших классах как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. ...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

2013 год.«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых ...

Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе личностно-ориентированных технологий.

В статье раскрываются компетентностные принципы, пути реализации по формированию образовательных компетентностей обучающихся, основные виды деятельности, методы, приемы работы учителя начальных классо...