Компетентностно-ориентированные задания на уроках в младших классах как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
методическая разработка на тему
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostno-orientirovannye_zadaniya.zip | 305.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностно-ориентированные задания на уроках в младших классах как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Чтобы научиться выявлять компетентностно-ориентированные задания и составлять их, необходимо разобраться с признаками, по которым задание может быть отнесено именно к компетентностно-ориентированным:
• это деятельностное задание;
• оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
• оно строится на актуальном для учащихся материале;
Структура компетентностно-ориентированного задания:
- характеристика задания
- стимул
- задачная формулировка
- источник информации
- бланк для выполнения задания
- инструмент проверки
Ключевыми элементами структуры являются: «стимул», как мотив выполнения задания, и источник информации, который позволяет вынести рассмотрение ситуации, рассматриваемой в задаче за рамки учебной.
Стимул создает контекст задания и мотивирует на его выполнение. Задачная формулировка представляет собой планирование деятельности обучающегося, а источник информации ориентирует ученика на работу либо по конкретному произведению, либо позволяет ему обратиться к статьям в СМИ. Кроме текстовой информации могут быть сведения в виде таблицы, графика, схемы, даже музыки. Результаты познавательной деятельности имеют различную форму отчёта: таблицу, рисунки, памятки, руководства. Подобное многообразие отчётности зависит от формулировки задания.
Необходимо помнить, что, используя компетентностно-ориентированные задания, учитель формирует информационную и коммуникативную компетенции обучающегося.
Так при формировании информационной компетентности необходимо учитывать следующие аспекты: планирование информационного поиска, извлечение первичной и вторичной информации, первичная и итоговая обработка информации.
Принимая во внимание перечисленные аспекты и возраст учащихся, учитель формулирует поисковое задание по тексту произведения с ключевыми словами «найти…», составить…», «отобрать…», «прочитать и ответить…».
Обучающимся нужно ответить на вопросы задания и показать результаты поиска, которые оформляются в виде символического рисунка, карты, схемы, текста. Выполняя такие задания, ученики учатся работать с информацией и структурировать собственные письменные высказывания.
После окончания работы каждая группа выступает с публичным сообщением о результатах исследования. Чтобы подготовить учащихся к выступлению, учителем разрабатываются новые вопросы, учитывающие уже формирование коммуникативной компетентности.
При их составлении принимаются в расчёт такие аспекты, как: письменная коммуникация, публичное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация. Учителем в карточке задания указывается продолжительность выступления, акцентируется внимание на участие всех членов группы.
Таким образом, все ученики учатся строить монологические высказывания, ограниченные во времени. Возникающая дискуссионность обсуждения приучает обучающихся чётко формулировать мысль, приводить существенные аргументы.
Все задания точно указывают на деятельность учащегося, четко формулируют тот результат самостоятельной работы, который нужно предъявить по окончанию исследования. В итоге каждая группа получает свой вариант компетентностно-ориентированного задания.
Такие задания, где каждый может оценить свои и чужие творческие и коммуникативные способности, очень нравятся ученикам. Они на мгновение становятся исследователями, чувствуют себя легко и свободно.
Зная структуру компетентностно-ориентированных заданий, можно переформулировать любые вопросы учебника. Покажу это на конкретных примерах.
Представленные методики направлены на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.
Методики Слайд 6
«Верно - неверно»
К тексту предлагаются истинные и ложные высказывания. Задание позволяет провести контроль за усвоением содержания текста, пониманием причинно-следственных связей и направлено на формирование информационных компетентностей. Пример заданий к отрывку из рассказа И.Тургенева «Лес и степь» 3 класс
Характеристика задания. Компетентность: Информационная. Аспект: Первичная обработка информации.
Структура задания. Стимул: Послушайте рассказ И.Тургенева «Лес и степь». Задачная формулировка: отметьте в таблице верные высказывания.
Источник:
А | Автор описывает весеннее утро, июньский день, летний вечер и наступающую ночь |
Б | В летний июньский день в лесу негде напиться воды |
В | Автор сравнивает воздух со стеклом |
Г | Вальдшнеп- лесной кулик, птица рыжевато-бурой окраски |
Д | У автора было плохое настроение |
Инструмент проверки (ключ): верные ответы: А, В, Г – 2 балла; другой вариант ответа – 0 баллов;
«Что лишнее» Слайд 7
Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание того или иного текста. Учащимся предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей. Рассмотрим задания к рассказу К.Паустовского «Стальное колечко»
Характеристика задания. Компетентность: Самоорганизационная. Аспект: Планирование ресурсов.
Структура задания. Стимул: Прочитайте рассказ К.Паустовского «Стальное колечко» отметьте непонятные вам слова. Задачная формулировка :
Найдите в таблице лишние источники, которые не помогут вам уточнить значение, например слова сапёр. Источник:
А | Орфографический словарь |
Б | Толковый словарь |
В | Словарь синонимов |
Г | Учебник литературного чтения |
Д | Физическая карта Росси |
Инструмент проверки (ключ): верные ответы: А, В, , Д – 2 балла; другой вариант ответа – 0 баллов
«Ромашка вопросов» Слайд 8
Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание текста, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей, способствует обогащению словарного запаса. Внимание уделяется анализу составленных вопросов («тонкие» и «толстые» вопросы).
«Ключевые слова»
Предлагается составить словарь ключевых слов по тексту. Задание позволяет провести контроль над усвоением основных понятий, выделение главного, существенного в содержании текста. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.
«Продуктивные задания»
Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по тексту. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующего от учащегося конкретных действий. Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке. Результатом является «продукт» собственной деятельности с первичной информацией.
В качестве контроля сформированности учебных умений учащимся предлагается блок из 12 заданий, разделённых на три части. Задания показывают умение воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу их выполнения. Учащимся предлагается художественный или учебно-популярный текст. Задания к тексту может составить сам учитель.
Ниже приводу примеры заданий, которые можно использовать по рассказу К.Паустовского «Стальное колечко»
Часть 1 – это задания, предусматривающие выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных.
Как боец называл девочку?
А) Аленький цветочек в сапогах
Б) Цветок-лепесток в валенках
В) Ромашка с косичками
Часть 2 – это задания, требующие записи краткого ответа.
Восстанови последовательность событий текста.
А) Потеря стального колечка
Б) Встреча с бойцом
В) Большая радость
Г) Стальное колечко найдено
Часть 3 – это задания творческого характера. Здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений.
Сформулируй и запиши ответ, какую информацию ты получил при чтении данного текста и почему текст так назван? Слайд 9
Диагностика формирования ключевых компетентностей
Методики | Формируемые компетенции | Параметры отслеживания | Результат |
«Верно-неверно» | Информационные. Коммуникативные. | Количество правильных ответов | Выделение самого главного, существенного в содержании текста. |
«Что лишнее» | Информационная | Количество правильных ответов | Развитие операций анализа, синтеза. |
«Ромашка вопросов» | Предметные. Коммуникативные. | Количество составленных вопросов. Содержательность вопросов («тонкие», «толстые» вопросы) | Обогащение словарного запаса. |
«Ключевые слова» «Продуктив-ных заданий» | Предметные. Информационные. Коммуникативные. Самоорганизационные. Предметные. Информационные. Коммуникативные. Самоорганизационные | Количество слов в цепочке Причинно-следственные связи. Обработка информации. Продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление. | Развитие мыслительных операций. Выделение самого главного, существенного в содержании текста. Способность аргументировать свою точку зрения, развитие познавательной активности. |
На уроках литературного чтения должны создаваться условия, способствующие поддержанию природного любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблем. Применение компетентностно-ориентированных заданий даёт возможность достичь более высоких результатов в освоении данной предметной области. Кроме того, представленные методики могут быть применимы и в других предметных областях.
Применение компетентностно-ориентированных заданий в системе позволяет учащимся:
- Формировать ключевые компетенции.
- Развить мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы.
- Активизировать творческие и познавательные способности.
- Изменить эмоциональную тональность общения с учителем: на уроке возникает атмосфера взаимного уважения, доброжелательности, заинтересованности в совместной деятельности.
- Сохранить устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения.
Важнейшей задачей являлось создание системы формирования положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса. Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник. Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Карта познания" как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС.
Составление "Карты познания" является эффективным приемом по формированию и развитию критического мышления ,активизации познавательного процесса, формирования навыков самоанализа и самоконтроля.В данн...
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе как средства формирования ключевых компетенций обучающихся».
Аналитический отчет за 2010-2015 учебный год...
Методический семинар "Исследовательская деятельность- одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших школьников"
Материал представляет собой обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность - одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших ...
Педагогический проект – средство формирования ключевых компетенций и развития социального опыта обучающихся.
Обобщение опыта работы МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский по теме : "Педагогический проект - средство формирования ключевых компетенций и развития социального опыта обучающихся"....
"Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами УМК Перспективная начальная школа"
Обобщение опыта по теме: "Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами УМК Перспективная начальная школа"....
Робототехника - как средство формирования ключевых компетенций у обучающихся
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть кл...