Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе личностно-ориентированных технологий.
статья

Тощакова Светлана Васильевна

В статье раскрываются компетентностные принципы, пути реализации по формированию образовательных компетентностей обучающихся, основные виды деятельности, методы, приемы работы учителя начальных классов в этом направлении (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy_mladshih_shkolnikov.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование ключевых компетенций младших школьников

на основе развивающих личностно – ориентированных технологий».

Педагог   Тощакова С. В.

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.).

Компетентностный подход не является новым в отечественной педагогике: ориентации на освоение конкретных способов деятельности посвящены работы педагогов М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и других учёных. Однако этот подход длительное время не был определяющим в отношении целей, содержания и методов профессионального образования. Известны труды по созданию теоретической базы компетентностного подхода (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и другие), созданы концепции и модели труда учителя (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин и др.), активизировано изучение профессиональной компетентности на уровне высшего образования (Ю.Г. Татур, В.А. Адольф, Л.А. Петровская и другие), начаты исследования по разработке компетентностного подхода в сфере общего образования (И.А. Зимняя, Н.А. Гришанова, А.И. Савенков и другие).

К принципам компетентностного подхода относятся следующие:

- диагностичность, т.е. ориентацию на достижение диагностируемого результата, проявляющегося в поведении и мышлении;

- комплексность, междисциплинарность - учет как образовательных, так и внешних, средовых факторов и влияний;

- многофункциональность: компетентность не может быть охарактеризована одним умением или свойством, она представляет собой способность к решению совокупности задач.

В рамках компетентностного подхода содержание образования рассматривается как социальный опыт  (культура) человечества в процессе превращения в собственный опыт личности, проходящий в специально организованной образовательной среде. Результатом усвоения такого содержания образования является система ключевых компетенций в сферах, обусловленных компетентным составом содержания начального образования.

Очевидно, что целью и результатом такого образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.

Содержание образования – это педагогически адаптированный социальный опыт человечества, состоящий из четырёх структурных элементов: опыта познавательной деятельности (знаний), опыта осуществления известных способов деятельности (умений действовать по образцу), опыта творческой деятельности (умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях),опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностных ориентаций).

Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:

- отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;

- быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;

- задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

- задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;

- быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;

- соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;

- представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Этапы формирования ключевых компетенций

Первый  этап формирования общих компетенций – это планирование на основе диагностики уровня сформированности общеучебных умений.

В начале определенного периода (например, в начале учебного года) педагоги, заполняя соответствующую таблицу, оценивают уровень сформированности общеучебных умений и навыков каждого учащегося и группы в целом (существуют методики диагностики, о которых мы сейчас говорить не будем).

Вторым этапом является корректировка планов. В соответствии с выявленными особенностями каждой группы, преподаватель вносит изменение в тематическое планирование по части развития общих компетенций, особое внимание, уделяя тем умениям, которые по какой-то причине не соответствуют возрастным нормам.

Третий этап – организация учебной деятельности учащихся, направленной на формирование тех или иных общих компетенций.

Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.

Пути реализации по формированию

ключевых образовательных компетенций учащихся

По основным видам деятельности с целью формирования ключевых образовательных компетенций младших школьников использую следующие формы:

Основные виды деятельности по формированию

ключевых образовательных компетенций младших школьников

урочная

внеурочная

внешкольная

семейная

общественно полезная

– Урок «Праздник знаний»

–Урок - экскурсия  

- Уроки-конкурс

- Урок-игра

- Урок-викторина

- Урок - аукцион

- Турнир знатоков

- Защита рефератов и исследовательских работ

- Групповая форма

- Подготовка сообщений и  рефератов

Блиц-турнир

- Уроки с использованием видеоматериалов

- Классные часы,

тематические линейки

-Праздники

 -Турниры

-Викторины

-Выставки

-Игры

-Диспуты,

-Практикум-обсуждение ситуаций,

-Беседа – диалог,

Консультация,

-Конкурсы,

-Игры-путешествия

Литературно-музыкальные композиции,

Театрализовано-игровая программа

-КВН

- Защита рефератов и исследовательских работ

-Час общения,

-Экскурсии

-Военно-патриотические мероприятия

«Невыдуманные рассказы» (встречи с ветеранами войны, труда, деятелями культуры, спорта),

патриотические игры,

-«У нас в гостях…»

-Семейный праздник

-«Мама, папа, я – спортивная семья»,

-конкурс рисунков

-Задушевный разговор,

-игра «Дорогами дедов»,

исследовательская работа

-Посиделки,

-Вечёрки,

-Литературная гостиная,

-Мини-спектакли,

-Открытые уроки,

-КТД «Каждое дело с пользой»

- агитбригада по ПДД

- конкурс агитплакатов,

-«Экспедиция в …», -

«Энциклопедия добрых дел»,

-операция «Пусть здорова,

книжка»,

-творческая «издательская» деятельность

Методы развития ключевых образовательных компетенций

Методы

Содержание методов

учебно-организационные

Проблемно-диалогическая технология

Проектная деятельность (предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме). Решение жизненно практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблемы. Учитель – консультант.

Исследовательская деятельность по выбранной теме, которая ведется параллельно с традиционными формами работы. Учитель – консультант.

учебно-интеллектуальные

Частично поисковые методы

Проблемно-сообщающие методы

Исследовательские методы

учебно-коммуникативные

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Самостоятельное использование учениками системы приемов устного и письменного текста

Технология развивающего обучения

учебно-информационные

Изложение текстов различными способами

Составление простого плана планов

Формулирование проблемных вопросов

Качественное и количественное описание объекта

Составление на основании текста таблицы, схемы

Создание модели изучаемого объекта

Использование, исходя из учебной задачи, различных видов моделирования

Поиск информации в литературе и Интернете

Самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач

Представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата

Приёмы формирования ключевых образовательных компетенций

Компетенции

Приёмы

Ценностно-смысловые

«Верные – неверные утверждения» «Неоконченные предложения»

 «Наш день подошёл к концу и я хочу сказать…», «Сегодня на уроке я…»,

« Своей работой на уроке я…»

 «Я выбрал эти задания на уроке, потому что…» «Хочу, потому что смогу»,«Полезно-вредно», «Мудрые советы»

«Мы с тобой», «Меняются те, кто…»

Учебно-познавательные

«Многоступенчатый выбор»

«Метод пяти пальцев»

 «Огонёк общения»

 «Кто больше»

 игра «Волшебная палочка»

 «Соседи»

 «Да или нет»

«Волшебная корзинка» идей, понятий, имён …

  «Мозговой штурм»

Социокультурные

«Выбор партнёра», «Я умею, а мой …»

 «Если можешь, покажи. «Если понял, расскажи» «Что было бы, если бы…»,«Акция – проект», «Тренинг»

«Копилка хороших поступков»

Коммуникативные

«Огонёк общения»,«Словесный мяч»,«Биография слов»

игра «Лото», «Дальние коммуникации», «Синквейн»,

 «Сочини сказку по ключевым словам»

 «Вопрос – ответ», «Если бы я был…», «Снежный ком»

Информационные

«Вопросы для любознательных», «Интересные факты»

 «Вопросы для умников и умниц», «Это интересно»

 «Схематическое конспектирование», «Правда ли это?» «Пометки на полях»

Природоведческие

и здоровьесберегающие

«Состояние моей души»

 «Что полезно, а что вредно»

 «Хорошо или плохо»

Использование методов и приёмов позволяет вести работу системно с учётом возрастных  и функциональных возможностей младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Инновационный педагогический проект "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников".

Материал содержит информацию об опыте работы учителя начальных классов по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"....

Выступление на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"

Материал содержит выступление  учителя начальных классов на конкурсе "Учитель года России -2016"  по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших ...

Выступление " Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"

доклад на педагогической мастерской" Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

2013 год.«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых ...