Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе
материал (4 класс) на тему
Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе
Личностные результаты на разных этапах обучения
по Образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе
Классы | Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе) | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки. (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) |
1–2 классы – необхо- димый уровень | Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей); – важности исполнения роли «хорошего ученика»; – важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ; – важности различения «красивого» и «некрасивого». Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих» | ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил. САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества), – что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), – что у меня получается хорошо, а что нет (результаты)
| САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). В том числе: объяснять, что связывает меня: – с моими близкими, друзьями, одноклассниками; – с земляками, народом; – с твоей Родиной; – со всеми людьми; – с природой; испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей. ПОСТУПКИ Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: – известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения; – сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников; – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ. Признавать свои плохие поступки |
3–4 классы – необхо-димый уровень (для 1–2 классов – это повышен-ный уровень) | Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, свободы, демократии); – российских гражданских ценностей (важных для всех граждан России); – важности учёбы и познания нового; – важности бережного отношения к здоровью человека и к природе); – потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного». Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди). Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие | ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), – что я хочу (цели, мотивы), –что я могу (резуль-таты) | САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: Осознавать себя гражданином России, в том числе: объяснять, что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках. Осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. Формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей). ПОСТУПКИ Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей) важных для: – всех людей, – своих земляков, своего народа, своей Родины, в том числе ради «своих», но вопреки собственным интересам; – уважения разными людьми друг друга, их доброго соседства. Признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание) |
Повышен-ный уровень 3–4 класса (для 5–6 классов – это необхо-димый уровень) | Оценивать, в том числе не-однозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе: – общечеловеческих ценностей и российских ценностей; – важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества. Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п. Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
| ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неодно-значных поступков, с позиции общечелове-ческих и российских гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества. САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – свои некоторые черты характера; – свои отдельные бли-жайшие цели само-развития; – свои наиболее за-метные достижения. | САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе: отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению; искать свою позицию (7–9 кл. –постепенно осуществлять свой гражданский и куль-турный выбор) в много-образии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. ПОСТУПКИ Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцени-ваемых ситуациях, на основе: – культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность – базовых российских гражданских ценностей, – общечеловеческих, гуманистических ценностей, в т.ч. ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание) |
Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения
по Образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе
Классы | Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) | Осуществлять действия по реализации плана | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его |
1 класс – необхо- димый уровень | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) | Учиться работать по предложенному плану | Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного |
2 класс – необхо-димый уровень (для 1 класса – повышен-ный уровень) | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки | Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты) | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем |
3–4 клас-сы - необхо-димый уровень (для 2 класса – это повы-шенный уровень) | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации |
Повышен-ный уровень 3-4 класса (для 5–6 класса –это необхо-димый уровень) | Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя. Составлять план выполнения проекта совместно с учителем | Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ) | В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам |
Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения
по Образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе
Классы | Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами | Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта | Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму |
1 класс – необхо- димый уровень | Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности | Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему |
2 класс – необхо-димый уровень (для 1 класса – это по-вышен-ный уровень) | Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи. Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков. Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках. Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Наблюдать и делать самостоятельные выводы | Составлять простой план небольшого текста-повествования |
3-4 классы – необхо-димый уровень (для 2 класса – это повышен-ный уровень) | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) | Сравнивать и группировать факты и явления. Относить объекты к известным понятиям. Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме | Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ |
Повышен-ный уровень 3–4 класса (для 5–6 класса – это необхо-димый уровень) | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …». Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта | Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ. Составлять сложный план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде |
Коммуникативные универсальные учебные действия на разных этапах обучения
по Образовательной системе «Школа 2100»в начальной школе
Классы | Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи | Понимать другие позиции (взгляды, интересы) | Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща |
1-2 классы – необхо- димый уровень | Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент. Вступать в беседу на уроке и в жизни | Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
3-4 классы – необхо-димый уровень (для 1-2 класса – это повышен-ный уровень) | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с помощью ИКТ. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: – вести «диалог с автором» (прогнози-ровать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; прове-рять себя); – отделять новое от известного; – выделять главное; – составлять план | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться |
Повышен-ный уровень 3-4 класса (для 5-6 класса – это необ-ходимый уровень) | При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Учиться критично относиться к своему мнению | Понимать точку зрения другого (в том числе автора). Для этого владеть правильным типом читательской деятельности; самостоятельно использовать приемы изучающего чтения на различных текстах, а также приемы слушания | Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, догова-риваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Школа России» в начальной школе
Результаты формирования универсальных учебных действий на разных этапах обученияпо УМК «Школа России» в начальной школе...
Диагностико - аналитическое сопровождение образовательного процесса на первом этапе обучения в школе
Диагностико - аналитическое сопровождение образовательного процесса на первом этапе обучения в школе...
Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения
Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения...
Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса
Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...
Комплекс методик по диагностированию личностных и метапредметных результатов в процессе освоения программы «Занимательный английский»
В данном методическом пособии представлены основные типы методик для оценки сформированности универсальных учебных действий личностных и метапредметныз результатов. Пособие адресовано учителям начальн...
Методическая разработка. Достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной школе.
Методическая разработка рассматривает вопросы достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педа...