Диагностико - аналитическое сопровождение образовательного процесса на первом этапе обучения в школе
статья на тему
Диагностико - аналитическое сопровождение
образовательного процесса на первом этапе обучения в школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностико - аналитическое сопровождение
образовательного процесса на первом этапе обучения в школе
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
нужно знать его во всех отношениях»
Осознав свои достоинства и недостатки,
растущий человек сам начнёт сознательно
влиять на своё развитие.
К.Д. Ушинский
Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане (и тех, кто учится с 6, и тех, кто учится с 7 лет). Называется это время периодом адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью (для детей в возрасте 6-7 лет, эта нагрузка является наиболее утомительной). Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Адаптация (в переводе с латинского – приглаживание, приспособление) – характеристика психологического здоровья личности, т.е. гармонии с самим собой и окружающим миром.
Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов и родителей школьников способствует процессу адаптации.
Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит перед учителем задачу выбора соответствующих диагностических средств.
Большинство авторов, исследующих проблемы адаптации, приводят различные наборы методик. Однако, как правило, все эти подходы объединяет одно обстоятельство: речь идет об углубленном индивидуальном обследовании.
Возникает вопрос: каким образом и кто (учитель, администрация школы, родители?) и по каким критериям выявляет ту или иную группу детей. Как показывает опыт, помимо первоклассников, имеющих действительные трудности в адаптации, в эту группу нередко включают и других детей. С другой, – в нее не попадают те первоклассники, внешний рисунок поведения которых не демонстрирует дезадаптации, но они испытывают глубинные трудности, как в усвоении программы, так и в эмоциональной сфере.
Все это, а часто также желание администрации школы получить информацию об уровне адаптации всех учащихся первых классов ставит перед учителем задачу проведения массового исследования процесса адаптации первоклассников к школе по окончании первой четверти.
В процессе комплексного изучения отношения детей к школе, их готовности к обучению, адаптации к школе в первые недели обучения, немаловажна педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению – это принципиально новый подход к организации первых недель и месяцев обучения детей в школе. Учитель получает возможность выявить у первоклассников уровень сформированности тех базовых умений, которые обеспечивают понимание ими материала учебника и учебных инструкций учителя, позволяют ребенку включиться в учебный диалог на уроке, организовать свою познавательную деятельность и др. Анализ результатов диагностики позволит учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. Тем самым, с первых дней обучения создаются комфортные психолого-педагогические условия для качественного обучения и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.
Выбор методик для массового исследования адаптации должен соответствовать требованиям:
- измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптации;
- полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей учителя на причины возможной дезадаптации;
- быть экономичной по форме проведения и затратам времени.
Изучение литературы по данной проблеме, практика работы в школе показывает, что процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:
- происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимся режимом и нагрузкой;
- формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учения;
- эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности.
Для общей оценки уровня адаптации первоклассника к школе необходимо получить качественные показатели этих изменений.
Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе может быть представлена в следующей таблице:
Аспекты диагностирования | Характеристики | Методы и методики |
Этап диагностики в предшкольный период | ||
Общее развитие ребенка | Психическое развитие ребенка, способность к подражанию, выраженность двигательной координации. | Тест Керна — Йирасека |
Сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой | Тест Керна — Йирасека | |
Наличие учебных навыков у ребенка | Наблюдение, беседа с ребенком | |
Этап диагностики начального периода обучения в школе | ||
Физиологическая подстройка организма | Отсутствие заболеваний в период адаптации Отсутствие психических расстройств | Опрос родителей Анализ медицинской статистики |
Эмоциональное принятие новой социальной ситуации | Эмоционально положительное восприятие процесса учения | Анкетирование родителей Методика “Цветная школа” |
Эмоционально положительное отношение к учителю | Методика “Цветная школа” | |
Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли | Методика “Цветная школа” Анкетирование родителей | |
Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками | Методика “Цветная школа” |
Таким образом, для оценки готовности к обучению и успешности адаптации первоклассников необходимо:
- протестировать каждого ученика на предмет общего развития в дошкольный период с помощью методики Керна - Йирасека;
- проанализировать данные о заболеваемости первоклассников и их обращениях за медицинской помощью за прошедший период;
- опросить, провести анкетирование родителей;
- проанализировать, как учителю, учебную деятельность каждого ученика;
- провести групповое обследование первоклассников с помощью методики «Цветная школа», анкеты «Карта наблюдений за состоянием ребёнка» для родителей.
Проведение методики Керна – Йирасека показало результаты.
Высокая готовность к обучению в школе наблюдается у 5 человек (Мандрикова Ю., Трофимова М., Бутенко А., Хомидова К., Грицакова В.).
Средний уровень готовности отмечен у 9 человек (Кооп Р., Кривоногова В., Мирошников В., Кравченко Н., Головачева В., Рожденственская Е., Фатьянов В., Свистунов Д., Феер П.).
Низким уровнем обладают 5 человек (Белан А., Силин Ж., Мурзаков К., Кривоногов В., Щербак Д.).
2 человека рекомендуются к дальнейшему медико-педагогическому обследованию (Сорих А., Доровских К.).
Представим наглядно результаты методики на диаграмме (Рис.1)
Рис.1 Результаты методики Керна-Йирасека
Проанализировав данные медицинской статистики, за период проведения наблюдений и диагностики, т.е. за период 1 четверти, заболевания выявлены не были.
Анализ учебной деятельности ребенка, с точки зрения учителя, показал, что некоторые ученики соответствуют более высокому уровню, чем результаты первой диагностики. Высокую готовность учитель отмечает у Мирошникова Вовы, Фатьянова Влада, Свистунова Дениса, Рождественской Лизы, а средний уровень показал Мурзаков Кирилл. Важно, что Силин Женя, наоборот, перешел в категорию детей для дальнейшего МП обследования.
Групповое обследование первоклассников при помощи методики «Цветная школа» показало следующие результаты.
- Детям нравиться в школе 100% .
- Школьные правила нравиться выполнять 95.2%
.не нравится выполнять Сорих Артему.
- Писать буквы нравиться -95.2%
НЕ нравиться писать Свистунову Денису.
- Читать нравиться 95.2%
НЕ нравиться читать Сориху Артему
- Считать и решать нравиться 100%
- Взаимоотношения с учителем- 100 %-да
- Взаимоотношение с одноклассниками 75%- да
Не нравиться -25 %. Нет отметили Феер Павел, Мандрикова Юлия, Грицакова Валерия, Кривоногов Вадим, Кооп Рауль, Силин Женя. Сорих Артем отметил да и нет).
Сопоставив результаты методики «Цветная школа» и «Карты наблюдения за состоянием ребенка» родителями в период адаптации отмечено, что 90,5% учащихся класса относятся к группе полной адаптации, категория неполной адаптации присвоена 9,5% класса (Шварев Н., Свистунов Д.). Учащихся с дезадаптацией не выявлено.
Представим наглядно полученные результаты на совмещенной диаграмме (Рис.2).
Рис.2. Сравнительные результаты
В результате проведенной работы можно сделать вывод, детям нравится учиться в школе, выполнять школьные правила, учиться писать, читать, считать и решать, во взаимоотношениях с учителем изменений в численных данных не произошло, эмоциональная обстановка в классном коллективе улучшилась, что подтверждено ответами родителей и самих учащихся, также из наблюдений учителя.
Важно, что значение с высоким уровнем (полной адаптацией) изменилось с 24% до 90,5%. Показатели определяют положительную динамику в отношении адаптации к школе.
Нужно отметить, что отсутствие учащихся с дезадаптацией определено лишь двумя методиками (сам ученик и его родитель), но по первой диагностике - тесту Керна-Йирасека, и учителем они по-прежнему рекомендованы для обследования МП комиссией (Сорих А., Доровских КСилин Женя.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Входная диагностика 1 класс таблица к первому этапу
Входная диагностика 1 класс таблица к первому этапу...
ПРОБЛЕМА НЕРАЗВИТОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...
Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе
Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе...
Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения школьников (адаптивный этап обучения в школе).
Методика проведения дидактических игр на уроках обучения грамоте....
Помощь ребёнку в освоении написания букв на первом этапе обучения.
Одной из важных задач обучения грамоте является формирование у учащихся полноценного навыка письма. Он включает в себя три основных компонента: каллиграфический, графический и орфографический. К...
Консультация для родителей. Упражнения по развитию слухового восприятия на первом этапе обучения
У ребенка с нарушенным слухом умение слышать и говорить развивается в двух ситуациях: во время ежедневных дел и во время целенаправленных занятии. Целенаправленные занятия обычно проводит сурдопе...
Рабочая программа учебного предмета "Речевая практика" для первого этапа обучения (1 - 4 классы)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...