Реализация ключевых компетенций учащихся в учебной и практической деятельности
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Реализация ключевых компетенций учащихся в учебной и практической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_klyuchevyh_kompetentsiy_uchashchihsya_v_uchebnoy_i_prakticheskoy_deyatelnosti.ppsx | 105.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: познакомиться с видами ключевых компетенций и способами их реализации.
Закон об образовании, принятый 26 декабря 2012 года, определяет образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно-значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; (Глава 1. Статья 2.)
который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции , необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно - смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно - значимой сфере. Компетентность и компетенция
Компетенция - это некий стандарт, идеал, перечень умений, к достижению которых стремится ученик. Компетентность - уровень достижения компетенции. Таким образом,
Компетенции — образовательный результат. Компетентность – владение соответствующей компетенцией.
Компетенция и компетентность В сфере образования – они ключевые (базисные), необходимые любому человеку для жизни в условиях современного общества. Ключевая компетенция определяется как осознанная способность решать жизненно-важные задачи в конкретных ситуациях. У разных авторов перечень включает от 4х до 37 компетенций в зависимости от обобщенности.
Компетенции различаются по своей значимости. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:
Компетенции различаются по своей значимости. ключевые компетенц ии - относятся к общему ( метапредметному ) содержанию образования; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетен ции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенция Учебно-познавательная компетенция Информационная компетенция Коммуникативная компетенция Социально-трудовая компетенция Компетенция личностного самосовершенствования . Классификация ключевых образовательных компетенций А.В. Хуторского.
Выделены ключевые компетенции для включения в метапредметное содержание образования: 1 . Общекультурная компетенция : владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры. Данная компетенция включает познавательно-информационную компетенцию ;
Специальная работа, в которой учитель помогает ребенку определить задачу, выделить предметную составляющую (главное), показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях (умение пользоваться полученными знаниями в жизни, на практике): - для формирования грамотной, логически верной речи используются устные комментарии; - использовать задачи со скрытой информативной частью; - использовать задания с информационно – познавательной направленностью; - использовать исторический материал при подготовке к урокам. Формирование общекультурной компетенции
Выделены ключевые компетенции для включения в метапредметное содержание образования: 2. Социально-трудовая компетенция : присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности;
Выделены ключевые компетенции для включения в метапредметное содержание образования: 3. Коммуникативная компетенция : формирование готовности и способности понимать другого человека; эффективно строить взаимодействие с людьми ;
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе Формировании коммуникативной компетенции
- Устное рецензирование ответов домашнего задания учениками; - Использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе; - Сдача различных устных зачетов. - Совместное приготовление сообщений на предложенную тему. - Проведение полемики, решение проблемных ситуаций. Формировании коммуникативной компетенции
Выделены ключевые компетенции для включения в метапредметное содержание образования: 4. Компетенция в сфере личностного самосовершенствования : формирование опыта самопознания. Осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий.
Учащиеся формулируют по предложенной теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем». Самостоятельно изучают параграф учебника и составляют краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания (определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных свойств они опираются). Использование тестовых конструкций, содержащих задачи с пропущенными данными, содержащие задания с лишними данными (теория предмета). Задания на практическую смекалку, умение ориентироваться в конкретной обстановке. 5. Формирование ценностно-смысловой компетенции
- При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения (многозначность слова). - Подготовка собственных презентаций с использованием материала из разных источников, включая Интернет. -При подготовке к уроку учитель использует задания из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д . -Работа учащихся на уроках с документами, различными источниками информации. 6. Формирование информационной компетентности
Решение нестандартных, занимательных, исторических задач При проблемном способе изложения новой темы, проведение мини-исследований на основе изучения материала. При изучении нового материала знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Использование тестовых конструкции с информационно – познавательной направленностью. 7. Формирование учебно-познавательной компетенции
Ключевые компетенции метапредметного содержания Должны формироваться не отдельно от знаньевой (в надстроенной) части образовательного процесса, а внутри его – введением деятельностной составляющей. Необходимым становится освоение способов деятельности и накопления опыта соответствующих деятельностей.
Быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования. Задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности. Задавать опыт деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности к жизни. Основные функции компетенций
-- учебные задания, в которых отрабатываются определенные этапы решения; -- учебные задания, формирующие способы деятельности; -- образовательные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем». ь спр Обучение решению проблем может быть спроектировано через… оектировано через: По книге « Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Ермаков Д.С., Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Рязанова Д.В., Шалыгина И.В. – Под ред. И.М. Осмоловской . – М., 2007. – 210 с.»
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
Конспект выступления на тему "Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся"...
«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
Презентация на тему«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся»...
Мастер-класс "Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка, чтения. во внеурочной деятельности"
мастер-класс по формированию УУД...
Развитие ключевых компетенций учащихся в проектной деятельности
проектная деятельность...
Доклад на тему "Реализация ключевых компетенций в внеурочной деятельности"
В статье помещена внеурочная работа по художественному направлению....
Выступление на МО "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную и исследовательскую деятельность"
В выступлении раскрывается проблема, определены группы ключевых компетенций (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенци...