«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
план-конспект урока на тему

Конспект выступления на тему "Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности

как условие формирования ключевых компетенций учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s._ocen.-1.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности

как условие формирования ключевых компетенций учащихся»

Глубочайшим свойством человеческой природы

 является страстное стремление людей

 быть оцененным по достоинству.

У. Джеймс.

Цель: Познакомиться с новыми подходами к контрольно- оценочной деятельности в условиях  компетентностного  подхода.

Зачем нужна реформа системы оценивания?

В последние годы не только в российской, но и в западной педагогике идет процесс переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся. Становится очевидным, что одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха, т.е. формированию ключевых компетенций учащихся.

Согласно концепции модернизации Российского образования, при оценивании учебных достижений учащихся важно акцентировать внимание на процесс становления ключевых компетенций будущего специалиста. А для этого необходимо устранить следующие недостатки в традиционной системе оценивания знаний:

  1. В процессе проверки преподаватели ориентируются преимущественно на проверку знаний и базовых алгоритмических умений, а не на способность самостоятельно действовать в новых ситуациях;
  2. Неправильная мотивация учащихся: желание получить хорошую оценку ради оценки;
  3. Отсутствие четкой системы контроля, которая позволяла бы отслеживать усвоение учащимися всех элементов содержания образования на каждом этапе обучения;
  4. Недостаточность пятибалльной шкалы, которая ставит участников образовательного процесса в жесткие рамки и необъективно отражает динамику достижений учащихся.

При разработке новой системы оценивания  мы  можем столкнуться с определенными трудностями:

  1. Трудность соотнесения целей образования с предполагаемыми результатами обучения;
  2. Так как в качестве результата образования рассматривается в первую очередь профессионализм, функциональные характеристики будущего специалиста, необходимо внедрять новые методы и критерии оценивания;
  3. Сложность, а зачастую невозможность объективного оценивания таких ключевых умений личности, как коммуникативность, способность к самообучению и совершенствованию.

Нужно отметить, что для обеспечения объективности и надежности оценки учебных достижений учащихся нет единого мнения в выборе подхода оценивания.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

  1. Оценивание является постоянным процессом.
  2. Оценивание может быть только критериальным
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
  5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты которой не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

 В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания.

Стартовая диагностика (на входе) в 1 классах она основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе.

 В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся

Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.

Также учитывается и внеурочная деятельность ученика.

Какие формы контроля и учета достижений могут быть использованы

В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся. Это устный опрос,  письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, доклад, изложение, творческая работа.

Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.

Также учитывается и внеурочная деятельность ученика (участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проектах и программах, творческий отчет).

?Какие же появляются новые формы и методы оценки?

                   Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.

Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития.

Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий

Метапредметные результаты (1класс)

Регулятивные УУД

 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД 

1.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

        

Приведу некоторые примеры способов оценочной деятельности, используемые учителями Лицея №1 г Жуковки в  1 классеи во 2 класс ( 1-ое полугодие)

  1. На каждом уроке за правильно выполненную работу( демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы.
  2. Каждую неделю в «тетрадь успехов» (ученическая тетрадь) ученик вклеивает узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.
  3. Каждый  месяц, собирая тетради, учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года.

-Периодически учителем, совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.

В ходе анализа можно определить:

  1. На каких уроках ребёнок в большей степени активен;
  2. Какой предмет ребёнку интереснее других;
  3. Какова результативность учебной деятельности учащегося;
  4. Каково качество усвоения отдельных тем;
  5. Какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
  6. Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности

Листок  индивидуальных достижений

ученика(цы) 2 г класса _______________________________________

МАОУ Лицея №1 г. Жуковки

Учебные предметы

(навыки и умения)

1-ая

четверть

2-ая

четверть

3-я

четверть

4-ая четверть

Итоги

Чтение 

Темп

Способ

Правильность

Выразительность

Осознанность

Русский язык 

Каллиграфия

Орфография

Грамм. умения

Развитие устн. речи

Математика 

Устн. выч. навыки

Письм. выч. навыки

Решение задач

Геом. материал

Окруж. мир 

Сформ. цен-ых отношений 

Обществ. актив-сть

Отношение к учен.

Отношение к труду

Отношение к людям

Примечание:  уровни успешности –«-» - не достигнут необходимый уровень;  

«Н» - необходимый (базовый) уровень;  «П» - повышенный (программный ) уровень;

«М»- максимальный (необязательный) уровень.

-        

2-4 КЛАССЫ.

Для оценки результатов учебной деятельности применяется принцип критериального оценивания, предполагающий предъявление

учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) пяти критериев оценки, отражающих цели учебного задания. Достижение каждой цели оценивается 1 баллом, и ученик, выполняя работу, набирает от 1 до 5 баллов, что позволяет давать содержательный анализ

учебных результатов всем участникам образовательного процесса.

     Например, к устному ответу по литературному чтению могу быть предъявлены такие требования:

  1. Выразительное чтение;
  2. Пересказ;
  3. Объяснение значения слов;
  4. Нахождение ключевых фраз;
  5. Ответы на вопросы учителя и класса.
  6.     Оценку «5» получит ученик, выполнивший все эти требования. ВАЖНО: оценки «2» или «1» не являются отрицательным результатом работы, они лишь говорят о том, что учителю, ученику и родителям предстоит решение выявленных проблем.

     Результаты наиболее значимых работ работ анализируются учителем с помощью диагностических карт.

     Карта несёт в себе следующую информацию. Под цифрами 1, 2, 3, 4, 5 обозначены выполненные (+) или невыполненные (-) требования, предъявленные к работе. В последней графе – итоговая оценка учебной деятельности.

     Этот фрагмент диагностической карты показывает, что:

  1. Требуется дополнительная работа с целым классом над тем умением, освоение которого отражено в 3-й графе (объяснение значения слов);
  2. Необходима индивидуальная работа с ученицей Фёдоровой (пересказ) и Сидоровым (нахождение ключевых фраз);
  3. Все учащиеся класса успешно освоили умения – выразительное чтение и ответы на вопросы учителя и класса.

     Информация, содержащаяся в картах, является открытой для ученика и родителей. Карта позволяет учителю не в общем, а точно характеризовать достижения и проблемы учащихся и давать необходимые рекомендации учащимся и родителям.

    Школой выдвигает для себя набор требований ( правил) к выставлению оценки.

  1.  Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.
  2.  Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку.
  3.  За каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением, - ставится отдельная отметка.
  4.  Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).
  5.  За каждую задачу проверочной (контрольной работы) по итогам темы отметки ставятся все ученикам. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать контрольную.

ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности.

Рассмотреть нулевой уровень (не достигнут даже необходимый уровень).

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

 Необязательный максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения.

 Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок темы), который изучали в этот отрезок учебного времени.

 Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика предлагают ввести портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решения о переводе на следующую степень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отиеток в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика предлагают ввести портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решения о переводе на следующую степень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отиеток в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

  1. Я ученик

(Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.») 

- Я могу делать

- Я хочу  научиться в этом году…

- Я научусь в этом году (Составляется вместе с учителем на уроке)

Предмет – Чему научусь – Рисунок или пример

Рус. Яз.          …                    …

Математика   …                    …

Литер. Чтен.  …                   …

Окр. Мир.      …                   …

  1. Мой распорядок дня

Можно оформить в виде таблицы

Утро – дела – рисунок

День – дела – рисунок

Вечер – дела – рисунок

  1. На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.
  2. Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компететность ребёнка в решении разнообразных проблем.

     Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

  1. Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.

     В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.

     В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований.

     В дополнительной части содержится пять заданий, из которых первоклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, три по своему выбору.

     Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе текста, по которому предлагается четыре варианта итоговых комплексных работ.

     Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и навыков, однако сложность заданий незначительно варьируется за счёт содержательного контекста или особенностей формулировки задания. При этом первый и второй варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся.

     Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали высокие результаты при стартовой диагностике и успешно учились в течение всего первого года в школе, им целесообразно предложить четвёртый вариант, задания в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.

     Детям, которые к концу 1 класса ещё недостаточно включились в учебный процесс, целесообразно предложить третий вариант.

Задания третьего варианта несколько упрощены по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.

ЭТО ВАЖНО! Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше освободить от выполнения данной работы, дав им какое-либо иное задание.

В зависимости от уровня подготовки класса целесообразно затратить на проведение раборты два,три или даже четыре урока, в течение которых учащиеся могут работать в своём индивидуальном темпе по 20-25 минут на каждом уроке.

 ЭТО ВАЖНО! Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется.

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно! Конфуций

Самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.

Мишель Монтень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»

Презентация на тему«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся»...

Проектная деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников

Описание проектной деятельности. Система работы как условие формирования компетенций младших школьников. Методические рекомендации  по организации работы с учащимися....

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как основа формирования ключевых компетенций учащихся

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т.е. самостоятельные, познающие, умеющие жить среди людей....

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...