Развитие ключевых компетенций учащихся в проектной деятельности
статья (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Развитие ключевых компетенций учащихся в проектной деятельности»
В современной Концепции образования все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен.
Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, свое «Я» в постоянно меняющихся условиях. Жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации.
Для того чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве окружающего мира, необходимо применять такие подходы и методы работы, в которых происходило бы изменение позиции ученика: от объекта, пассивно получающего информацию, до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетентностями, которыми окрашивается личность ученика, развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы.
Таким образом, обозначается проблема – как осуществить развитие такой личности ребенка, которая сможет противостоять этим неблагоприятным внешним факторам. Ведь, если человек будет образован, самостоятелен в принятии решений, увлечен, то он будет являться той зрелой, социально адаптированной личностью, которой представляется широкое поле для ее реализации.
Цель педагогической деятельности: развитие ключевых компетенций учащихся.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- диагностика первоначального уровня сформированности ключевых и предметных компетенций учащихся
- организация обучения на основе предоставления учащимся возможности для анализа результатов собственной деятельности;
- оценка результатов педагогической деятельности не только с точки зрения предметных линий развития, но и развития ключевых компетенций учащихся.
Формирование ключевых компетенций.
Цель: реализация компетентностного подхода при обучении на I ступени обучения.
Задачи.
- Изучение теоретического материала по реализации компетентностного подхода в образовании.
- Формирование ключевых компетентностей у обучающихся.
- Повышение качества образования у обучающихся I ступени через деятельностный подход.
Ожидаемые результаты:
- Овладение учащимися общеучебными умениями и навыками, соответствующими возрастным и психологическим возможностям, как средством социализации личности ученика. Повышение общей информационной культуры учащихся.
- Развитие мотивации к изучению за счет расширения пространства учебного предмета, в том числе формирование ключевых компетенций.
Этапы работы над проектом
- Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
- Этап реализации.
- Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.
Остановлюсь на том, что же такое компетенция?
Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. По классификации, предложенной ученым А.В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- общекультурные;
- компетенции личного самосовершенствования;
- социальные.
Из предложенных компетенций считаю наиболее значимыми: учебно-познавательную, коммуникативную и общекультурную.
Учебно-познавательная:
- В процессе работы индивидуально или в группах ученики учатся сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. И, если в 1 классе основная роль в разбиении задач на подзадачи все еще лежит на учителе, в 3-4 классах ученики сами могут справиться с этой работой.
- На практических и лабораторных работах, при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий.
- На всех параллелях ученики много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, формируется постепенно. На уроках всегда приводится список дополнительной литературы. Работа с некоторыми источниками (энциклопедии, хрестоматии, мультимедийные продукты) проводится на уроках для закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию для остальных учащихся.
- На уроках окружающего мира учащиеся продолжают овладевать такими простейшими методами изучения , как наблюдение – сезонных изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; опыт – передвижение минеральных веществ по стеблю, влияние света на растения и т.д. Некоторые из учащихся самостоятельно или с помощью учителя могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных условиях) или смоделировать определенный процесс (например, фотосинтез), протекающий в живых организмах.
- После отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагается на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы;
Коммуникативная:
- Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.
- С первого урока и на каждом занятии вводятся новые термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения уточняются, дополняются и усложняются. На уроках оценивается умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием терминов.
- Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов по изученному материалу – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по отработанному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний.
Общекультурная компетенция:
- На первых этапах изучения – осознание роли науки в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира. В дальнейшем – овладение познаниями и опытом деятельности науки – как составной части жизни человека и человечества. Осознание роли в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Для развития ключевых компетентностей нужно использовать такие педагогические технологии, которые предполагают поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих существующую урочную систему.
Методы формирования компетенций:
1. Поиск и сбор информации: в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках. 2. Обработка информации: - систематизация информации; - составление планов и схем к тексту; - подготовка вопросов к тексту; - задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения. 3. Передача информации: - подготовка сообщений и рефератов по теме; - подготовка стенгазет, стендов. 4. Исследовательская и экспериментальная деятельность, предполагающая различные методы исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование).
Все эти методы объединяет проектная деятельность учащихся - подготовка групповых и индивидуальных проектов, их презентации.
В 2010-2011 учебном году ученики 2 Б класса работали над проектом «Я смотрю на цветы и слышу музыку звезд». Проект уже завершен, поэтому можно сделать некоторые выводы.
Цель работы над проектом:
Осуществление компетентностного подхода к применению технологии бумагопластики; формирование ценностного отношения к окружающему миру; развитие творческих способностей детей; создание эксклюзивных подарков и предметов для оформления интерьера.
Задачи:
- реализовать компетентностный подход;
- формировать учебные компетенции;
- дать учащимся представление о разнообразии цветов;
- способствовать формированию целостного восприятия мира;
- научить пользоваться справочной литературой;
Составлено календарно-тематическое планирование:
- Сентябрь. Загадки и стихи о цветах.
- Октябрь. Роль цветов в жизни человека.
- Ноябрь. Использование цветов в жизни человека.
- Декабрь. Легенды и придания о цветах.
- Январь. Цветочный гороскоп (Доклады учащихся)
- Февраль. Изготовление цветов в технике оригами.
- Март. Изготовление цветов в технике бумагопластика.
- Апрель. Изготовление цветов в технике квиллинг.
- Май. Защита проектов.
Этапы проектной деятельности:
- Подготовительный:
- объяснение учащимся цели работы;
- разделение учащихся на творческие группы: кореспонденты, дизайнеры, эксперты, менеджеры, географы, статисты, литераторы.
Была проведена диагностика и анализ исходного уровня учащихся.
Провели мониторинг
Вопрос | Ответ «не знаю» (человек) |
Почему мы называем: аспидистру - дружной семейкой; арум, монстеру – плаксами; зефирантес – выскочками; плющ восковой – восковым деревом; фикус резиновым деревом? | 25 |
Какой цветок называют столетником из-за поверья, что он цветет один раз в сто лет? | 24 |
Какое растение любит, чтобы «голова его была в огне, а ноги в воде»? | 25 |
Сок, какого комнатного растения применяют как лекарство? | 24 |
У каких комнатных растений обнаружены фитонциды? | 16 |
Какое растение умеет «шагать» по стене? | 21 |
Какое комнатное растение в народе называют «бабьи сплетни»? | 8 |
На каком растении писали древние египтяне, и как называлась бумага которую из него изготавливали? | 12 |
Назовите растения, у которых нет настоящих листьев? | 25 |
Листья этого растения имеют по форме сходство с листьями крапивы? | 18 |
Анализ в начале учебного года показал:
- дети активны и заинтересованы, но недостаточно общаются с природой, их знания о цветах в основном теоретические и оторваны от реальной жизни;
- дети не очень четко понимают, как сильно взаимосвязана жизнь человека с природой и в частности с цветами;
- желание детей изучать и защищать природу родного края не находит практического применения, в силу низкой мотивации и потому, что для этого им необходима помощь и искреннее участие взрослых;
- 56% учащихся класса мало знакомы с темой «Комнатные растения»;
- у 42% нет комнатных растений дома, а если и есть, то дети не знают их названия и не умеют ухаживать за ними.
Каждый ребенок выбрал цветок и начал собирать материал.
2)Этап реализации.
Работа над проектом увлекла не только детей, но взрослых. Они вместе с детьми искали информацию о цветах, готовили презентации, приносили в класс цветы, изготовленные своими руками, для оформления кабинета.
Попытались сами придумывать загадки о цветах, основываясь на полученных знаниях (общекультурная компетенция). Дети рисовали цветы, которые видели в парке, в лесу, дома на подоконнике или присутствовали в загадках.
Рассмотрели на уроках окружающего мира цветы вблизи, обсудили их внешний вид и особенности строения в зависимости от того, в какой местности и в каком климате они первично произрастают (учебно-познавательная). Познакомились с родиной комнатных растений. Это помогло систематизировать знания учащихся о растениях. Они сами учились делать выводы о том, какие условия необходимы для конкретного растения, и как за ним нужно ухаживать (общекультурная). Подготовили сообщения об истории комнатных растений. При этом ученики получили навыки работы с дополнительной литературой (общекультурная) и для работы привлекали родителей (коммуникативная), что я считаю очень важным. Влияние детей на родителей также важно, как и влияние взрослых на детей. Постепенно прослушали все доклады ребят, отмечая разность подхода, сложность текста и эстетичность оформления.
Узнали, что все «цветы» подразделяются на группы:
I. Красивоцветущие.
II. Декоративно-лиственные.
III. Папоротники.
IV. Вьющиеся, лазящие и свисающие – ампельные.
V. Суккуленты. Кактусы.
Для закрепления знаний разгадывали тематические кроссворды.
Узнали много полезного о цветах. (учебно-познавательная) Провели это в форме ролевой игры (коммуникативная). Для развития понятия о природе, не только, как об источнике материальных благ, но и как об источнике красоты и предмете нашей заботы, составили панно из цветов, выполненных в технике бумагопластика и коллективную композиция на тему «Любимые цветы» (общекультурная).
Проводили опыты(учебно-познавательная) по определению условий, необходимых для жизни растений, в результате которых выявили:
- листья растений меняют свое положение относительно источника света;
- растение теряет влагу;
- потребность растений в освещенности;
- потребность комнатных растений в тепле;
- с какой стороны листа в растение проникает воздух, необходимый ему для дыхания;
- необходимость растений в питательных веществах;
- способы размножения растений;
- продлили жизнь растению.
Когда я заметила повышение интереса детей при выполнении заданий проекта, я предложила детям выбрать темы исследовательских работ для участия в школьной научно-практической конференции, на которой ребятам нужно было аргументировать свою точку зрения, что приучает ребёнка самостоятельно анализировать ситуацию и брать на себя ответственность (общекультурная, коммуникативная). Наиболее заинтересованные дети, подготовили работы по разнообразным темам.
Дети писали творческие работы. В них выразили отношение к растению, как к другу. Проявился интерес и желание заботиться о цветах.
Повторно в апреле провели мониторинг.
Вопрос | Ответ «не знаю» (человек) |
Почему мы называем: аспидистру - дружной семейкой; арум, монстеру – плаксами; зефирантес – выскочками; плющ восковой – восковым деревом; фикус резиновым деревом? | 0 |
Какой цветок называют столетником из-за поверья, что он цветет один раз в сто лет? | 2 |
Какое растение любит, чтобы «голова его была в огне, а ноги в воде»? | 1 |
Сок какого комнатного растения применяют как лекарство? | 0 |
У каких комнатных растений обнаружены фитонциды? | 3 |
Какое растение умеет «шагать» по стене? | 1 |
Какое комнатное растение в народе называют «бабьи сплетни»? | 3 |
На каком растение писали древние египтяне, и как называлась бумага, которую из него изготавливали? | 2 |
Назовите растения, у которых нет настоящих листьев? | 1 |
Листья этого растения имеют по форме сходство с листьями крапивы? | 3 |
Анализ показал, что знания детей расширились. Дети хорошо ориентируются по теме «Цветы».
Провели защиту проекта «Я смотрю на цветы и слышу музыку звезд». Сочинили стихи о цветах. Работа над проектом позволила расширить экологические знания учащихся, их представления о роли цветов в природе и жизни человека. Отмечено повышение заинтересованности детей в работе, желание сделать интереснее и лучше.
Мы проследили, на каких этапах работы над проектом формируются нужные нам компетенции. Использование проектной методики дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности, развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники. Систематичное и активное использование проектов приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения. Нельзя не сказать и о том, что они способствует укреплению здоровья учащихся. Дети чувствуют свою успешность, на протяжении всей работы остаются активными и неуставшими.
Список литературы.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – Изд. Академия АПК и ПРО: М., 2003г. - 98с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.//Официальные документы в образовании. – 2002 г. - № 4. – с.3-31.
Лебедев О.Е. "Компетентностный подход в образовании".// "Школьные технологии. " - 2004г.
Синенко В.Я., Смолеусова Т.В., Метелкин Д.А. 2007г. Ряписов Н.А. 2007г. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г. – 132 с. (Школьное образование.)
Маскин В.В., Петренко А.А. Меркулова Т.К. "Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу": Практическое пособие/ Под ред. Маскина В.В. – М.: Аркти, 2008г. – 64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность
Представленные рекомендации по практическому применению проектного метода в начальной школе раскрывают требования к проектной деятельности обучающихся, условия организации, структуру...
Выступление на МО "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную и исследовательскую деятельность"
В выступлении раскрывается проблема, определены группы ключевых компетенций (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенци...
Развитие ключевых компетенций учащихся
Выступление на педсовете...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...
Доклада на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в школе-интернате как средство развития ключевых компетенций учащихся»
Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:· ценностно-смысловые компетенции;· учебно-познавательные,· информационные;&midd...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность...