Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как основа формирования ключевых компетенций учащихся
статья на тему

Борисова Елена Витальевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d181d0b0d0bcd0bed0.docx88.53 КБ

Предварительный просмотр:

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ИВАНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Проектно-исследовательская деятельность

младших школьников как основа формирования

ключевых компетенций учащихся

Работу выполнила: Борисова Елена Витальевна

учитель начальных классов

МОУ Коляновская СОШ

Содержание

  1. Условия возникновения опыта
  2. Актуальность выбора  темы
  3. Планирование  работы над темой. Этапы реализации.
  4. Предполагаемые результаты.
  5. Теоретическая база (подготовительный  этап работы над темой)
  1. Основные понятия (глоссарий);
  2. Ключевые компетенции школьников;
  3. Требования к уровню сформированности ключевых компетенций учащихся;
  4. Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах;
  5. Этапы формирования исследовательской деятельности с учётом их возрастных особенностей;
  6. Условия формирования исследовательских умений;

 умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности; формы занятий, позволяющих представить результаты исследования;

требования, которыми должен отвечать педагог, организующий исследовательскую деятельность детей;

  1. Виды проектов;
  2. Этапы работы над проектами
  1. Технология опыта
  1. Диагностика, анкетирование учащихся, родителей (подготовительный этап)
  2. Введение элементов исследовательской деятельности в структуру уроков начальной школы (стартовый этап);
  3. Знакомство учащихся с видами и формами  учебных  проектов, с этапами их выполнения (стартовый этап);
  4. Формирование умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта (апробационный этап);
  5. Формирование основ ключевых компетентностей (информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной, учебно-познавательной) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся (внедренческий этап);
  1. Результативность
  2. Методическая работа в данном направлении
  3. Заключение
  4. Список литературы
  5. Приложения

13.1 Приложение 1.   Требования к уровню сформированности ключевых компетенций учащихся

13.2  Приложение 2.    Условия формирования исследовательских умений;

умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности;

формы занятий, позволяющих представить результаты исследования;

     требования, которыми должен отвечать педагог, организующий исследовательскую деятельность детей

 13.3 Приложение 3. Этапы работы над проектами

 13.4 Приложение 4. Методические рекомендации по содержанию исследовательской работы учащихся.

 13.5 Приложение 5. Тренинговые занятия по развитию  информационно-аналитических умений;   информационно-поисковых умений

 13.6 Приложение 6.Упражнения для стимуляции исследовательской деятельности

13.7 Памятка юному исследователю.

13.8 Правила выбора темы проекта

13.9 Общие правила для педагогов – руководителей проектов.

13.10 Приложение 7. Материалы первой  конференции исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науку!»

13.9 Приложение 8. Программа факультативного курса «Я - исследователь» (ФГОС внеурочная деятельность)

 

1. Условия возникновения опыта

Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие,

 обучая детей слишком многому.

Возбудите только любопытство.

Откройте своим слушателям глаза,

 но не перегружайте их мозг.

Достаточно заронить в него искру,

огонь сам разгорится там,

где для него есть пища.

                                                           А.Франс

Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире.

 Чем «сегодня не похоже на «вчера»?

 Какого гражданина мы должны воспитывать сегодня? На что он должен ориентироваться?

Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т.е. самостоятельные, познающие, умеющие жить среди людей.  В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования,  использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.  

На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Это и стало основополагающей идеей моей работы.

Была определена педагогическая цель: создание условий для:

  • формирования и развития  ключевых компетентностей школьника: учебно-познавательных,     информационных, коммуникативных, ценностно-смысловых;
  • исследовательского поведения учащихся,
  • вовлечения их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Сформулировала гипотезу: создавая условия для формирования у детей  первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности в начальной школе, я сформирую основы ключевых компетенций младших школьников.

В соответствии с проблемой, целью  поставлены следующие задачи: 

  • выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность формирования у  учащихся исследовательской деятельности, как основы формирования ключевых компетентностей;
  • апробировать комплекс приёмов и методик формирования у  учащихся ключевых компетентностей в результате проектно-исследовательской деятельности.

  Изучив материалы научно-методической литературы, в своей деятельности использую рекомендованную А.И. Савенковым систему тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять (лучше в игровой форме) проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать.

В качестве методологии психолого-педагогического сопровождения взяла основы, предложенные А.М. Каменским и Н.Ю. Пахомовой, А.В.Хуторского.

В своей работе я основывалась на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, на Президентскую инициативу «Наша новая школа»

4.  Актуальность выбора темы

В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и  возможности овладения ими.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Методов  и способов формирования ключевых компетенций школьников существует много, но собственная исследовательская практика ребёнка, бесспорно, - один из самых эффективных.

          « Стремясь сделать благое дело – научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность  ребёнка, сами препятствуем развитию детской любознательности»

          Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка.

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. “Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах” (А. Маслоу)  Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности, в том числе и в неодобряемые обществом.

Как известно возраст 6-12 лет - очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду.

Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

В Концепции модернизации российского образования  на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, которое ставит выпускника перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Целью учебно-воспитательного процесса нашей школы является создание  учебного заведения, способного удовлетворить меняющиеся образовательные потребности учащихся и родителей и социальный заказ на образовательные услуги через:

  • создание и развитие образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования: начального, основного, среднего, а формирование ключевых компетенций школьника – это основная парадигма  современного образования;
  • реализацию творческих способностей учащихся на основе развития исследовательских умений и навыков

Задача формирования ключевых компетентностей моих учащихся является приоритетным направлением работы для меня на данном этапе.

Актуальность этой темы для меня:

Я работаю по программе «Школа России». Концептуальные основы этой программы предполагают деятельный подход к обучению, «предпочтения отдаются проблемно-поисковому подходу». Но, я считаю, что построение материала в учебниках не способствуют в полной мере развитию исследовательских навыков школьников, формированию информационной компетенции учеников.

 Исходя из вышесказанного,  у меня назрела необходимость в выборе данной темы.

5.  Планирование работы над темой.  Этапы реализации

Эта тема рассчитана на 3 года реализации (2009-2012г) (2-4 классы)

  1. Подготовительный этап (2009-20010 уч. год)-сентябрь, октябрь.
  • Изучение теоретической базы по этой теме,  опыта педагогов(для учителя);
  • Диагностика, анкетирование учащихся, родителей;
  1.  Стартовый этап (2009-2010 уч. год)-ноябрь-май
  • Введение элементов исследовательской деятельности в структуру уроков начальной школы;
  • Знакомство учащихся с видами и формами  учебных  проектов, с этапами их выполнения;
  1. Апробационный этап  (2010-2011 уч. год)  сентябрь- декабрь
  • Формирование умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта;
  1. Внедренческий этап (2010-2011 уч. год)  январь-май (2011-2012 уч. год)
  • Формирование основ ключевых компетентностей( информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной, учебно-познавательной) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  • Мониторинг.

6.  Предполагаемые результаты

В результате работы по этой теме, я предполагаю формирование следующих ключевых компетенций:

  • Учебно-познавательные: (в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности)
  • Способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
  • Добывание знаний непосредственно из окружающей среды
  • Владение приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартной ситуации;
  • Информационные: (навыки деятельности по отношению к информации)
  • Владение современными средствами информации информационными технологиями;
  • Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать.
  • Коммуникативные: (способы взаимодействия с окружающими людьми)
  • Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
  • Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;
  • Иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её;
  • Ценностно-смысловые:
  • Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
  • Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий,
  • Уметь принимать решения, самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Реализация плана

Итак, передо мной определилась задача – апробировать роль учителя в качестве наставника (тьютора), сопровождающего развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Реализация цели началась с подготовительного этапа (сентябрь-октябрь 2009-2010 уч. год)

 2 класс

7.  Теоретическая база

Я изучила следующие теоретические материалы:

7.1 Основные понятия исследовательской деятельности школьника

Понятие «исследовательская деятельность школьников» в педагогической литературе рассматривается с позиции организации такой деятельности педагогами. Как правило, под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • постановку проблемы;
  • изучение теории, связанной с выбранной темой;
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала;
  • анализ и обобщение материала;
  • собственные выводы.

Идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование), организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли), впоследствии широко использовался в отечественной практике (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский и др.).

Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода — эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др.

Научно-исследовательская деятельность - такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимся творческой, исследовательской задачи в различных областях знания с заранее неизвестным результатом.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера интересующей его проблемы. И лишь потом, ставятся цели и задачи предстоящей работы. После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал, которым располагает ученик, а также оснащённость исследования и свои возможности.

Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть, доказать.

Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основой замысел, создавая, тем самым, предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость исследования.

Объект исследования - это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Любая цель начинается с глаголов "выяснить", "выявить", "сформировать", "обосновать", "провести" и т.д. Цель конкретизируется и развивается в конкретных задачах исследования. В задачах выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Гипотеза исследования - это развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, методика, система мер, т.е. технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько - какие-то подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: "Если…, то…" или "Чем…, тем…". В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.

Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.

Необходимым компонентом программы эксперимента является установление сроков исследования. Сроки должны быть достаточны для проверки воспроизводимости, надежности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации. Проведение эксперимента осуществляется по плану. Основанием плана являются этапы исследования, рекомендуется выделение нескольких этапов исследования:

  • Первый этап исследования - подготовительный - включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования.
  • Второй этап - конструирующий - это формирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.
  • Третий этап – экспериментальный.
  • Четвёртый этап - контрольный.
  • Пятый - заключительный - подведение итогов и оформление результатов.
  1. Ключевые компетенции школьников.

Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.

 Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.

Определены следующие группы ключевых компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции.
 Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

- Учебно-познавательные компетенции.
 Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции
. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции.
 Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции.
Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования
 направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Перечень ключевых компетенций дан нами в самом общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.


7.3 Требования к уровню сформированности ключевых компетенций учащихся (Приложение 1)

     

7.4  Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах 

       Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс  обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.  Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой.  Как  организовать учение через желание?  Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний?

 Ребёнок  любознателен,  то есть  ему всё  «любо  знать»,  всё  интересно,  всё хочется потрогать, попробовать,  изучить  устройство  и  принцип действия.  Это  ли  не  ясно  выраженные  врожденные  исследовательские  качества?  С  возрастом  происходит  трансформация  исследовательской  направленности.  В  раннем  детстве  интересно абсолютно все!  Но проходит совсем немного времени, и появляется избирательность  -  исследуется только то, что в поле зрения вызывает настоящий интерес.  Как будто лучом фонарика высвечивается какая-то часть, но внимание надолго не задерживается.  Затем ребенок идет в детский сад, школу, и ему приходится изучать  и  исследовать  очень много заданного  -  запланированного  разными  программами и стандартами.  И  очень  часто на  исследование  того,  что вызывает наибольший интерес,  просто нет ни времени, ни сил.  И это несмотря на  личностно ориентированный подход  в  обучении.

       Исследовательские  качества, конечно,  не  угасают совсем,  но переходят  в  пассивный багаж.  А в классе  седьмом-восьмом,  когда начинаются  конференции,  семинары,  учителя  пытаются  «развивать  исследовательские  умения,  качества»  (как часто это выражение встречается в пояснительных записках!),  но фактически  приходится не  столько развивать,  сколько реанимировать  «впавшее  в  кому».  Исследовательский  дух  может проснуться  и проявить себя очень бурно в старшем возрасте, а может так и остаться в спячке.

    Дети  младшего школьного возраста по  природе своей исследователи  и с большим интересом  участвуют в различных  исследовательских делах.  Успех исследования во многом зависит от его организации.  Организуя  учебно-исследовательскую деятельность  младших школьников,  необходимо следовать  методологии.  Поставленная проблема  и  обозначенная тема  должны  быть актуальными  для ребенка,  исследовательская  работа  должна выполняться им добровольно  и быть обеспечена  необходимым  оборудованием,  средствами и материалами.

      В начальной школе действенным  средством  сохранения интереса  к исследованиям  становится творческое проектирование.  Что же такое  проект  и  исследование?  В чем их сходство и различие?

          Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.  

       Исследовательский  метод  обучения  предполагает  организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие  исследования  от  проекта  состоит в том, что исследование  не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути,  -  процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

     Таким  образом, как отмечает  А.И. Савенков, «проектирование и исследование  -  изначально  принципиально разные  по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование  -  бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности.  Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких  недель, месяцев).

       Проект -  более  широкое  понятие  -  это  совокупность  определенных действий, документов,  предварительных текстов,  замысел для создания реального объекта, предмета,  создание разного рода теоретического продукта.  Это всегда творческая деятельность.  В основе  метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков  учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.(Е.С. Попов)

     Таким образом,  исследование  -  это в  большей степени  научная  деятельность,  а  проект  -  это  в большей  степени  творческая деятельность. Причем, проект  может быть формой  оформления результатов  исследования.

           В  основе  и  метода  проектов, и  метода  исследований  лежат:

*развитие  познавательных  умений и навыков учащихся

*умение  ориентироваться в  информационном  пространстве

*умение самостоятельно конструировать свои знания

*умение интегрировать знания из различных областей наук

*умение критически мыслить.

     Проектная технология и технология исследовательской деятельности  предполагают:

*наличие  проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска  ее решения

*практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов

*самостоятельную деятельность ученика

*структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

*использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

     Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

 Метод  проектов  не  является  принципиально  новым  в  мировой  педагогике.  Родившись из  идеи свободного воспитания, в настоящее  время он становится интегрированным компонентом  вполне разработанной и структурированной системы образования.

     В основе метода лежит развитие познавательных интересов,  умений самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных  с темой проекта, развивать критическое мышление.  Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность  учащихся,  индивидуальную,  парную или групповую,  которую учащиеся выполняют  в течение определенного отрезка времени.  В соответствии с доминирующим методом,  лежащим в основе выполнения проекта,  различают:

-исследовательские  проекты

-творческие

-приключенческо-игровые

-информационные

-практико ориентированные  проекты.

 Рассмотрим  особенности каждого из них.

     Исследовательские проекты имеют четкую  продуманную структуру,  которая практически совпадает со структурой  реального научного исследования: актуальность темы;  проблема, предмет и объект исследования;  цель, гипотеза  и вытекающие из них задачи исследования;  методы исследования:  наблюдение, опыты,  эксперименты;  обсуждение результатов,  выводы и рекомендации.  Исследовательские проекты  -  одна из наиболее  распространенных форм  данного вида деятельности. Это  практические  и  лабораторные работы, доклады,  выступления,  дневники наблюдения  и  т.д.

     Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры  совместной деятельности  учащихся  -  она только намечается  и  далее  развивается  в соответствии  с  требованиями  к  форме  и  жанру конечного  результата.  Это может быть  стенная  газета,  сценарий праздника,  видеофильм,  плакат,  школьный журнал  интересных дел  и  т.д.

     Приключенческо-игровые проекты  требуют большой подготовительной работы.  Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.  Участники выбирают себе определенные роли.  Результаты таких проектов  чаще вырисовываются  только к моменту  завершения действия.

     Информационные проекты  направлены на сбор информации  о  каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией,  ее  анализ и обобщение фактов.

      Практикоориентированные проекты  отличает  четко обозначенный  с  самого начала  характер  результата деятельности  его участников.  Этот результат  обязательно должен  быть ориентирован на социальные интересы  самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата.  Целесообразно  проводить поэтапные  обсуждения, позволяющие  координировать  совместную деятельность участников.

     Методы  исследования  и  проектов  предоставляют ребенку  уникальную возможность  реализовать свои фантазии  и  соединить их с мечтой о взрослости.  Идет реальная  игра, в которой главным условием  является необходимость  перевоплощения  во  взрослого  человека  для  реализации  детских задумок  (как взрослый,  ребенок  планирует работу, выполняет  ее,  доказывает  ее  правильность  и  нужность,  но в основе  лежит детская тема).  Педагог выступает  в  роли  скрытого или явного координатора  деятельности ребенка.

     Работать над проектом  или  исследованием способны  дети  разного уровня  подготовленности или развития  интеллекта.  Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.  Главное  -  помочь  ребенку поверить в свои силы.  И эта задача падает на плечи взрослых.

    Использование  методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

     А для этого учителю необходимо:

*владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу  учащихся

*уметь организовать и проводить дискуссии, не  навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом

*устанавливать и поддерживать в группах  работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя  учащихся на поиск решения поставленной проблемы

*уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

     Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

     Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной  какими-либо внешними установками.  В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.

     Цели  применения  на занятиях  исследовательской  и  проектной  деятельности:

*познакомить  с принципом комплексного подхода в создании  творческого продукта проектной деятельности,

*вовлечь каждого ученика в активный познавательный. Творческий процесс,

*учить представлять свой творческий труд в виде презентации, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов,

*учить применять свои знания в новых условиях,

*формировать общеучебные компетенции,

*воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе,

*учить ориентироваться в мире информации.

     Задачи:

*активизация  и  актуализация  знаний, полученных  школьниками  при   изучении  определенных тем, систематизация  знаний, знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы программы,

*развитие умений размышлять  в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать,

делать собственные выводы,  отбирать и систематизировать  материал, реферировать  его, использовать  ИКТ  при оформлении  результатов  проведенного  исследования, публично представлять  результаты  исследования,

*создание продукта, востребованного другими

Этапы  работы над  проектом  или  исследованием.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1  Этап:  подготовка

Проведение  вводной беседы с целью:

-формирования первичного представления об изучаемом объекте

-формирования интереса к данной теме

-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2Этап:  организация проектной и исследовательской деятельности

Актуализация знаний

1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.

2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п.  для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

Плановые работы

1.Определение источников информации.

2.Планирование способов сбора и анализа информации.

3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

-фильм, макет, сборник и т.д.

-конференция, праздник  и  т.д.

4.Выработка критериев оценки результатов работы.

5.Распределение обязанностей среди членов команды.

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям, специалистам

-подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах

-посмотреть по телевизору  и т.д.

Формулировка задач (для чего?)

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы,  ее этапов.

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты,  изучение научных и литературных источников  и  т.д.  Организация  экскурсий, проведение экспериментов  и  т

Проведение  исследований,  решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы

Наблюдение, советы, косвенное руководство  деятельностью, организация  и координирование отдельных этапов проекта.

Результаты  и  выводы

Анализ информации.  Формулировка выводов. Оформление результатов.

Анализ информации.  Оформление результатов.

Наблюдение, советы.

3 Этап:  представление готового продукта  (презентация).

Представление  результата  работы  в разнообразных формах.

Отчет,  ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой  работой, формулировка вопросов как от рядового участника.

4 Этап:  оценка процессов  и  результатов работы.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

Оформление  проектной  и  исследовательской  работы.

Структура  исследования.

Ход  исследовательской  работы (на примере):

Этапы  занятия

Деятельность  на  занятии

1.Выбор темы исследования.

Цветы  для  мамы.

2.Постановка целей исследования.

Вырастить самостоятельно маме подарок на 8 марта.

3.Задачи исследования.

Приобрести луковицы, горшки, землю, изучить соответствующую литературу.

4.Объект, предмет  и  база  исследования

Луковицы цветов.

5.Гипотеза исследования.

Можно создать условия для цветения цветов зимой.

6.Методы  исследования.

Изучение информации  о  растениях, выбор и посадка цветов, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки  и  т.д. – на  доступном для этого возраста уровне.

7.План  исследования.

-изучение информации  о растениях,

-изучение информации и почве,

-изучение информации об условиях ухода,

-посадка растений,

-наблюдение за растениями,

-фиксация  изменений в дневнике наблюдений, схеме,  на плакате  и т.д.

8.Самостоятельная деятельность.

-изучение информации  о растениях,

-изучение информации и почве,

-изучение информации об условиях ухода,

-посадка растений,

-наблюдение за растениями,

-фиксация  изменений в дневнике наблюдений, схеме,  на плакате  и т.д.

9.Результаты исследования.

Оформление  результатов исследования  в соответствии с  особенностями работы,  помощь учителя в оформлении.

10.Представление и защита проекта.

Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами,  презентациями, сочинениями  и  т.д.

11.Выработка решения.

При  создании  необходимых условий можно добиться цветения растений в зимнее время.

12.Оценивание исследовательской деятельности.

Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность  с  положительной  точки зрения.

13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.

Постановка проблемного вопроса:  что  дальше делать с этими растениями?  Определение темы для дальнейшего исследования.

7.5  Этапы формирования исследовательской деятельности с учётом их возрастных особенностей

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

· поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

· развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

· формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап - второй класс начальной школы - ориентирован:

· на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

· на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

· на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.       Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

  1. Условия формирования исследовательских умений;

умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности; формы занятий, позволяющих представить результаты исследования;

требования, которыми должен отвечать педагог, организующий исследовательскую деятельность детей (Приложение 2)

  1. Виды проектов

         Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
         Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализации, совместная газета и сочинение, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.
Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления

  1. Этапы работы над проектами (Приложение 3)

8. Технология опыта

8.1 Диагностика, анкетирование учащихся, родителей (подготовительный этап)

 Проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству.

Оказалось, что

  • 13 человек (50% родителей), разделяют мнение о необходимости формирования в начальной школе основ исследовательской деятельности учащихся и выступают “за апробирование проектно-исследовательской деятельности”,
  • 11% родителей (3 человека) придерживаются мнения “мне всё равно, лишь бы не были перегружены дети”,
  • 4 человека 15 % считают, что «это не для моего  ребёнка»,
  • 2 (7%) ответили, что «мы – за, только чтобы инициатива шла от ребёнка, а не от учителя или родителя»
  • 2 (7%) настойчиво рекомендовали «привлечь к проектно-исследовательской деятельности их детей».

Анализ результатов показал, что родители понимают необходимость формирования основ исследовательской деятельности учащихся. Значит, учитель может рассчитывать и на помощь родителей, но при этом продумать формы сотрудничества.

Далее было проведено анкетирование учащихся с целью выявления  уровня:

  • Информационной грамотности
  • Навыков самостоятельной работы (учебно-познавательные)
  • Навыки работы в группах, коллективе (коммуникативные);
  • интереса детей к этому виду работы и деятельности.

Результаты диагностики, анкетирования таковы (Приложение 4):

Мотивация:

Хотят заниматься исследовательской деятельностью (из 26 уч-ся) – 11 учеников (42%),

Не знают – 6

  • Не знают, что это такое - 5
  • Не хотят – 4 уч-ся

Уровень сформированности самостоятельной работы учащихся ниже среднего.

Коммуникативные компетенции, т.е умение работать в коллективе, договариваться на среднем уровне.

Уровень информационной грамотности выше среднего.

8.2 Введение элементов исследовательской деятельности в структуру уроков начальной школы (стартовый этап 2009-2010 уч. год ноябрь-май 2 класс)

 Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую

ученик приходит, чтобы делать открытия,

 с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека.
                               Кузнецов В.И.

На втором  этапе  я ориентировалась на мнение А.И. Савенкова, что программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с

тренинговых занятий по развитию  информационно-аналитических умений ;

информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть основами  исследовательского поиска. (Приложение5)

  В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.

1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)

Задание “Посмотри на мир чужими глазами”.

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;

Задание “Тема одна – сюжетов много”.

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)

Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”

“…Так я и не выучил стихотворение”.

“…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.

2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).

Задание “Давайте вместе подумаем”

Почему у белого медведя нос чёрный?

Гипотезы (предложенные детьми):

1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

3. Предположим, чтобы медвежата его видели.

Упражнения на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон

Задания типа “Найди возможную причину события”

Машина резко затормозила.

Молоко прокисло.

3). Развитие умений задавать вопросы 

Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

Задание “Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.

Игра “Угадай, о чем спросили”

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

4).Подбор литературы по заданной теме

Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:

об использовании человеком науки и техники

об истории человечества

об исследователях и учёных

5).Ориентировка в словаре, справочной литературе 

возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о _

найди по оглавлению рассказ Л. Толстого “Какая бывает роса на траве”. Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ_________________

какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица ___________________

6).Ориентировка в тексте, ключевые слова

В книге “Введение в историю” открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________

7).Ответы на вопросы к тексту 

найди статью “Растения луга”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить ________________________________________________________________

найди статью “Вода и её свойства” В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением.

в разделе “Растения и животные водоёма” найди статью “Необычное? Нет, обычное”

О чём рассказывает эта статья? Определи тему ________________________________________

8.3 Знакомство учащихся с видами и формами  учебных  проектов, с этапами их выполнения;

Следующий шаг – подпрограммы “практика”, где я уже предлагала учащимся “пробные” самостоятельные исследования. Использование умений и навыков в нестандартной ситуации.

   Творческая работа (реферат)            ПИНГВИНЫ

К теме прилагается список литературы:

Ликум А. Всё обо всём / Популярная энциклопедия для детей

Чарушин Е. Моя первая зоология

Животный мир / Энциклопедия. Том 2.М.:РОСМЕН

И вопросы:

  1. Где живут пингвины? Чем эти птицы не похожи на других?
  2. Жизнь императорских пингвинов.
  3. Как пингвин разучился летать.
  4. Заключение.

Порядок работы: 

  1. Внимательно прочитай план реферата.
  2. Найди в книгах страницы, на которых есть нужная информация, и сделай закладки.
  3. Каждый пункт плана – это абзац текста.
  4. Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос)
  5. Подробно ответь на вопросы основной части плана.
  6. Сделай короткое заключение.

  Подпрограмма “мониторинг” - защита исследовательских работ. Учащиеся знакомились с разными видами презентаций результатов, овладевали умениями аргументировать собственные суждения. 

8.4 Формирование умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта

 ( апробационный этап  2009-2010 уч. год  сентябрь- декабрь 3 класс)

    Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность

Знакомлю с различными формами презентации результатов

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 тап заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап итоговый

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.

8.5 Этапность в развёртывании исследования по классам:

Направление

1 класс

2 класс

3 класс

Погружение в пространство проектно-исследовательской деятельности.

  • Учимся быть «следопытами» - кто такие следопыты, как совершались первые открытия.

  • Знакомство и присвоение умения передавать информационный текст разными способами (графически, опорными словами);
  • Через постановку проблемных вопросов на уроке, дискуссии включение в исследовательскую деятельность, коллективное планирование совместных наблюдений.
  • Пробуждение исследовательского интереса через выполнение домашних опытом самостоятельно или с родителями по подробной инструкции;
  • Расширение терминологии исследователя (этапы исследования, опыт, его описание);
  • Обучение составлению сообщений в группах, отработка ролевых позиций (оформитель, наблюдатель, эксперт, оформитель)

Развитие познавательных умений:

  • Учимся наблюдать и сравнивать;
  • Учимся задавать вопросы и находить ответы;
  • Умение давать определение  понятиям;
  • Умение классифицировать предметы;
  • Умение наблюдать сравнивать и высказывать свое предположение;
  • Умение доказательно объяснять свою точку зрения
  • Умение формулировать собственный образовательный интерес;
  • Умение сравнивать информацию из разных источников;
  • Умение проводить опыты и эксперименты по рекомендации взрослого;
  • Умение определять назначение подготовленного материала (на каком учебном предмете может быть полезен)

Развитие текстовой деятельности:

  • Учимся быть «умелыми» читателями (работа с планом текста, деформированным текстом, знакомство со структурой текста);
  • Учимся составлять разные виды плана («кадрирование», «план – цепочка»);
  • Учимся конструировать текст;
  • Пополняем знания о значении слов в тексте (лексическая работа);
  • Учимся вчитываться в текст (тексты с «ловушками»);
  • Учимся находить ключевые слова в тексте;
  • Развиваем навык чтения.
  • Умение составлять план по тексту, разбивать текст на части по готовому плану;
  • Умение выбирать информацию из нескольких познавательных статей к заранее составленному плану;

  • Умение вычленять главное в тексте, выделять ключевые слова, сжимать текст.
  • Составлять текст, пользуясь несколькими информационными источниками;
  • Умение толковать значение малознакомых слов, составление подстрочного словаря для толкования;
  • Умение составлять свои тексты, с использованием нескольких источников;

Деятельностные умения

(организационные, исследовательские)

  • Умение работать в группе, осознано работать в группе, использовать при работе роль руководителя;
  • Умение работать в группе по алгоритму;
  • Находить информацию, используя разные источники (библиотека, интернет) с помощью взрослого
  • Умение распределять работ в группе через расширение ролевых позиций;
  • Умение работать с 1 – 2 познавательными текстами в группе для составление группового доклада по вопросам;
  • Умение готовить мини-доклады через пошаговые действия
  • Формирование экспериментальных умений (планировать эксперимент, анализировать результаты самостоятельно, либо совместно со взрослым, оформлять описание и результаты по алгоритму).
  • Формулировать свой интерес, оформлять его в виде разных текстов (информационный, информационно-исследовательский;
  • умение оформлять свое рабочее пространство;
  • Анализ выполненной работы, через совместно выработанные критерии оценивания качества работы;
  • Знакомство с презентационными умениями: оформление работы, наглядное представление;
  • Знакомство с планированием и выполнение работы по коллективно-составленному плану.
  • Отслеживания этапности работы над темой с помощью «исследовательского фартука» и формирование умения доводить начатое дело до конца;
  • Формирование умения распределять время для подготовки доклада.

8.6 Формирование основ ключевых компетентностей( информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной, учебно-познавательной) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся

недренческий этап 2009-2010 уч. год  январь-май   3 класс и 2010-2011 уч. год  4 класс)

На 2010-2011 уч.год, я разработала для своего класса план продолжения работы в этом направлении.  

1. Дети выбрали темы для мини-исследований по предметам (окружающий мир – 9 учащихся, литературное чтение – 4, музыкальное искусство-  1)

2.Над двумя проектами  будет работать группа детей;

3.Трое детей выбрали темы для участия в окружной конференции и начали работу над проектами.

4.Создание исследовательского клуба «Поиск»

На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это развитие ключевых компетенций ученика. 

Что приобрели учащиеся при работе над проектами? Во-первых, основы ключевых компетенций, во вторых -  деятельность. Каждый что-то обдумывал, предлагал, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. Работа над проектами позволяет выработать и развить ценностно-смысловые  компетенции, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве (информационные компетенции), умение самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их.

Факторы успешности опыта

При организации работы над проектом необходимо опираться на

  •  психолого-педагогические принципы: интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
  • сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание

помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только        на добровольной основе; 

  • что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ; 

Для выявления развития личности обучающихся был использован метод «системного наблюдения». На каждого ученика была заведена карта наблюдений, в которой по баллам отмечались 8 качеств личности, присущие данному ученику.

В результате наблюдения получены результаты:

- инициативность – 8%;

- раскованность – 3%;

- любознательность – 5%;

- креативность – 70%;

- независимость – 44%;

- ответственность – 73%;

- общие способности – 70%;

- самовыражение – 5%;

Можно сделать вывод, что эти качества развиты высоко. Это говорит о сформированности у учащихся: обязательности, концентрации внимания, гибкости суждений, стремясь узнать смысл событий, явлений, легко выражать свои идеи и мысли. Все это говорит о хорошо развитых исследовательских способностях у учащихся.

9.  Результативность проектно-исследовательской деятельности (2009-20010, 2010-2011 и 2011-2012уч. г)

Школьный  уровень (2009-2010 уч.год) 2 класс

проект

результат

Исследовательский проект по естествознанию «Мой верный друг-язык мой русский»

1 место

Исследовательский проект «Детская косметика»

приз зрительских симпатий.

Школьный  уровень (2010-2011 уч.год) 3 класс

проект

результат

Исследовательский проект по естествознанию «Ты в ответе за тех, кого приручил»

1 место, приз зрительских симпатий.

Исследовательский проект  «Часы»

2 место

Районный уровень («2010-2011уч.год) 3класс

проект

результат

Исследовательский проект по естествознанию «Почему соль так необходима людям»

лауреат

Школьный  уровень (2011-2012 уч.год) 4 класс

проект

результат

Исследовательский проект «Шоколад: за и против»

лауреат

Исследовательский проект « Жвачка: польза и вред»

лауреат

Социальный проект "Неделя добрых дел"

Региональный и всероссийский уровень 4 класс

год

конкурс

Кол-во участн.

результат

2011-2012

Межрегиональный научно-познавательный конкурс-исследование «LEONARDO»

8

10.  Методическая работа.

   Одно из направлений президентской инициативы "Наша новая школа",  – система поддержки талантливых детей.  

      «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения…

     Целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио)…»

    Я являюсь руководителем школьного методического объединения. Распространяя свой опыт по этой теме, я заинтересовала коллег этим видом деятельности. Три учителя нашей школы взяли темы самообразования, которые направлены на формирование проектно-исследовательской деятельности школьников. Так у нас возникла потребность в организации школьной конференции исследовательских проектов младших школьников. Впервые мы  провели конференцию исследовательских и творческих  работ «Первые шаги в науку»» в 20011-12 уч. г  на школьном уровне.

    В первой школьной конференции участвовали 8 учащихся. (1,2,3,4 классы).

     Были и индивидуальные, и групповые работы. А темы проектов очень разнообразны!

     Ребята очень серьёзно отнеслись к подготовке своих научных работ. Каждый из участников конференции работал над своей проблемой несколько  месяцев: собирал теоретический материал, проводил исследование и, конечно же, применял творчество. Работы получились просто замечательные! Как обширны интересы наших юных учеников: игрушки, искусство, спорт, живая  и неживая природа, техника, фольклор и даже реклама!

    Свои работы ребята иллюстрировали рисунками, фотографиями, схемами, диаграммами, компьютерной презентацией. Ребята старались говорить своими словами, наизусть. Налицо развитие логического мышления и речи, развитие памяти.

      Все представленные работы оказались очень интересными. Работа над проектами была трудоемкой и довольно длительной. В связи с этим все работы оказались достойными наград. Каждый исследователь удостоился памятного диплома, став победителем  в одной из различных номинаций.

Побежденных не было! Всем детям  понравилось участвовать в подобных мероприятиях, а мы, взрослые, понимаем, что каждый из них сделал шаг вперед.).

11. Заключение

Подводя итог, отмечу, что в настоящее время в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения  становится все более важным формирование ключевых компетентностей младшего школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.

Результативность определяет задачи на будущее: необходимо организовать работу таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать

12.  Список литературы

  1. Каменский А.М. Психологические проблемы учебно-воспитательного процесса. - СПб, 1996.-94с.
  2. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
  3. А.В.Хуторской «Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированного образования». «Народное образование» - 2003г. с.58-64.
  4. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, №1, с46-50.
  5. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
  6. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника: Учебно-методическое пособие (Вып.1-5). - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов – М.:АРКТИ,2005.- 112 с.
  8. 1.Семенова Н.А.Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа.№2.2007.- с.45
  9. 2. Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении./ сост. И. В. Зверева. - Волгоград: ИТД "Корифей". - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как основа формирования ключевых компетенций учащихся

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т.е. самостоятельные, познающие, умеющие жить среди людей....

Формирование ключевых компетенций через проектно- исследовательскую деятельность младших школьников

Учитывая современные требования к образовательному процессу, я поставила перед собой цель: создание условий для формирования и развития исследовательского поведения учащихся, вовлечения их в активную ...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...