Выступление на МО "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную и исследовательскую деятельность"
статья на тему

Силаева Светлана Владимировна

В выступлении раскрывается проблема, определены группы ключевых компетенций (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования), значение проектной технологии, применение проектного метода в обучении, основные требования к использованию метода проектов, основные функции компетенций, выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную и исследовательскую деятельность.

     Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

     Перечень ключевых компетенций  отечественного образования основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

     С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:

- формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;

- осваиваются основы исследовательской деятельности;

- создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);

- предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);

- развивается способность к рефлексии.

     Проектная и исследовательская деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

     Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в начальной школе. Причин тому несколько:

- необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно;

- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)

- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

     Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.

Применение проектного метода в обучении в начальной школе.

     Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Основные требования к использованию метода проектов:

- Наличие в исследовательском творческом плане проблемы/задачи.

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).      

- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола» );

выдвижение гипотезы их решения;

обсуждение методов исследования;

обсуждение способов оформления конечных результатов;

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация», выводы, выдвижение новых проблем исследования.

       В основе любого проекта лежит проблема. Для ее решения обучающимся требуется владение достаточным объемом разнообразных предметных знаний. Также учащиеся  должны владеть определенными интеллектуальными (работа с информацией, ее анализ, обобщение и выводы), творческими (выработка идеи, вариантов решения проблемы, прогноз последствия предложенного решения), коммуникативными (ведение дискуссии, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, излагать свою мысль) умениями. Сначала определяют, какой проект будет выполняться: индивидуальный, парный или групповой. Если проект парный или групповой, то происходит формирование микрогрупп по интересам, распределение ролей заданий в соответствии с уровнем знаний, желаемой практической деятельностью в рамках проекта. Роль учителя состоит в формулировке учебных задач; он указывает, где можно найти материал.

     Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности, с обучающимися необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы.

      Каждый проект должен  быть обеспечен всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет). Разные проекты потребуют разное обеспечение.

     Проектное обучение активно влияет на формирование мотивации достижения успеха. Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной».

     При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

 Существуют общие подходы к структурированию проекта:

- Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя.

- Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

- Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

- Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

- Необходимым этапом выполнения проектов является их защита.

- Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

    Определены основные  функции компетенций, которые выделены на основании их роли и места в обучении:

- отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;

- быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;

- задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

- задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;

- быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;

- соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;

- представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

     В числе наиболее адекватных современным требованиям компетентностного обучения называется  метод проектов. Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

         Работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:

1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.

2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.

3. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании

4.Учебный проект с точки зрения учителя рассматривается  как   интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

     Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это - деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

     Таким образом, проектная деятельность обучающихся позволяет не только выполнять  основные программные цели обучения, но и способствовать фактическому формированию ключевых компетенций обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. - 4.- с.61

Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003.  5. С. 55—61;

Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995,  6, с.34-47.

Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации// Народное образование. – М., 2000,  9, с.177-180.

Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности// Народное образование. 2000,  8-9, с.151-157

Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)

Метод проектов в начальной школе - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL://  http://www.nachalka.com/proekty 

Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю- [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/

Лаборатория методики и информационной поддержки развития образования МИОО. - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://schools.keldysh.ru/labmro

VCT – проекты (Virtual Classroom Tour) -[Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:/ http://www.it-n.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Представленные рекомендации по практическому применению проектного метода в начальной школе раскрывают  требования к проектной деятельности обучающихся, условия организации,   структуру...

Выступление на тему "Активизация учащихся к мотивации интереса к самостоятельному приобретению новых знаний через проектную и исследовательскую деятельность"

Как активизировать учащихся, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Как организовать обучение через желание?В новых условиях нам,...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность.

Сущность моей работы  состоит в формировании и  развитии ключевых компетенций младших школьников путем включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного оп...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность...