Пути повышения познавательной активности у детей сОВЗ
методическая разработка на тему

Артёмова Алла Сергеевна

Учителям, родителям, психологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_povysheniya_poznavatelnoy_aktivnosti_sovz.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций у детей с ОВЗ.

Доклад-сообщение для учителей.

Пути повышения познавательной активности

умственно отсталых старшеклассников при работе с книгой.

Педагог-психолог Артёмова А. С.

Обучение чтению является первостепенной задачей школьного образования. Но, несмотря на все усилия учителей, в последнее время  все большее число специалистов отмечает снижение читательской  активности в обществе.

Как приобщить ребенка к чтению? Как его заинтересовать? По словам А.Н. Леонтьева, интерес к чтению возникает на основе существующих у человека потребностей. А если ребенок умственно отсталый и в силу своих психофизиологических особенностей интерес к чтению, познанию нового не возникает сам по себе?  

В работах Л.С. Выготского, М.Ф. Гнездилова, В.Г. Петровой, Н.К. Сорокиной, В.Я. Василевской, В.А. Сумароковой и др. отмечается качественное своеобразие понимания читаемого умственно отсталыми школьниками. У таких детей отмечается бедность представлений, трудности переноса опыта из одной ситуации в другую, скудность словарного запаса.

 В значительной мере страдает логический анализ воспринятого материала, что приводит к нарушению логической связи предложения, последовательности в передаче отдельных смысловых единиц текста. (М.Ф. Гнездилов). В.Я. Василевская отмечает, что ситуационное мышление умственно отсталого ребенка вступает в конфликт с логической структурой текста, в результате чего косные стереотипы и привычные словесные ассоциации создают препятствия для его понимания.

        Восприятие и понимание текста носит фрагментарный характер, зачастую наиболее важные части, несущие основную смысловую нагрузку, оказываются опущенными или измененными. В результате прочитанный текст теряет свою целостность и законченность, а содержание остается нераскрытым.

Несмотря на то, что понимание произведений литературы  умственно отсталыми школьниками характеризуется особенностями и трудностями, доказано, что они способны воспринимать общий смысл прочитанного (Н.К. Тхинь)

По мнению ряда авторов (В.Я. Василевская, В.Г. Петрова, В. Побрейн, Н.К. Сорокина, Н.В. Соседова) организация умственной деятельности умственно отсталых учащихся в процессе работы с литературными текстами, способствует их более полному и глубокому пониманию.

Именно чтение помогает решать ряд задач, которые стоят перед специальной (коррекционной) школой.

Ведь чтение, общение с книгой или другим информационным носителем хранит в себе огромный потенциал коррекционной работы,

возможность показать умственно отсталым школьникам, что книга является источником информации, умелое обращение с которым будет способствовать успешной их адаптации  в социуме. Какую бы книгу ребенок не держал в руках, печатную или электронную, словарь перед ним или статья в Интернете, ему необходимо умение найти нужную информацию, прочитать, понять ее, сформировать свое мнение, а еще высказать его, поделиться с другими, поспорить о прочитанном.        

        Своеобразие психофизиологического развития умственно отсталых детей (Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, В.Г.Петрова и др.) проявляется в их слабой познавательной активности, что является причиной пассивного отношения детей к учебной деятельности, слабого интереса к ней.

        Чтение трудный и не всегда любимый вид деятельности для умственно отсталых школьников. Те сложности, с которыми сталкиваются ученики специальной (коррекционной) школы VIII вида при чтении, не делают этот процесс популярным. Однако именно процесс чтения является важным звеном в познании окружающего мира, влияет на становление личности в целом.

        Важно не только само умение читать, а умение находить информацию или ответ на вопрос в книге, умение понимать и анализировать прочитанное, делать выводы.

На наш взгляд, осмысленное прочтение возможно только в том случае, если ребенок заинтересован в этом.

Мы в своей работе используем ряд приемов, которые позволяют повысить познавательную активность умственно отсталых старшеклассников при работе с книгой.

Сюда можно отнести постановку проблемных вопросов, ответ на которые ребенок может найти в словаре, в энциклопедии, в Интернете или спросить у взрослого. Подготовка таким образом ребенка к уроку дает ему возможность участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, доказывать ее. Интерес повышается за счет личной значимости каждого ученика, его участия в диалоге со всем классом. У ребенка поднимается самооценка, развиваются предпосылки доказательного мышления.

Другим приемом повышения познавательной активности умственно отсталых старшеклассников является использование видеофильмов, мультфильмов или отрывков из них.

После просмотра фильма у ребенка появляется стойкий интерес к литературному произведению, та важная составляющая познания, без которой невозможно обучение. Посредством зрительного восприятия кинофильм позволяет понять внутренние связи между персонажами, что влечет за собой заинтересованность к литературному произведению. Также интерес поддерживается с помощью беседы и совместного обсуждения  увиденного.

Например, после просмотра и обсуждения кинофильма «А зори здесь тихие», мы сказали ученикам 9 класса, что в школьной библиотеке есть книга Б. Васильева, по которой был снят фильм. Все ученики проявили интерес к этому литературному произведению. Больше половины детей прочитали книгу до конца, нарисовали рисунки  впоследствии,  это произведение наряду с другими легло в основу урока внеклассного чтения.  

Перед летними каникулами восьмиклассники получили задание: подобрать книги, которые им хотелось бы прочитать летом. Была дана возможность подумать, посмотреть, посоветоваться с родителями. Проведя анализ выбранных литературных произведений, мы сделали вывод, что ребят заинтересовали произведения, по которым сняты популярные фильмы, просмотренные детьми. Однако мы получили и такие ответы: «Эти книги стоят у меня в шкафу, а я их еще не прочитала» или « Мы в классе читали только отрывки произведения по учебнику, а я хочу прочитать его целиком».

Изучение биографий писателей также вызывает большой интерес у учащихся 8-9 классов. Готовясь к уроку чтения, посвященному изучению жизни и творчества какого-либо писателя, ученики находят в справочной литературе или Интернете интересные сведения из жизни этого человека, делают доклады на уроке, дополняют друг друга. Таким образом, дети из учеников, слушателей превращаются в создателей и непосредственных участников процесса обучения.

Было отмечено, что после нескольких проведенных таким образом уроков, ученики сами стали спрашивать: «А можно мы сделаем доклад об этом писателе?» или «В учебнике об этом писателе совсем мало написано. Можно мы в Интернете посмотрим и доклад сделаем?».

Такая инициатива поощрялась, но не навязывалась.  Из 10 учащихся 9 класса, как правило,  5 – 6 детей находили и рассказывали на уроке об интересных фактах из жизни писателей, делали письменные доклады.

Данный вид работы лег в основу подготовки общешкольного внеклассного мероприятия под названием «Писатели, участвовавшие в Великой Отечественной войне».

Ученики 9 класса с помощью учителя подготовили и рассказали другим детям биографии В. Катаева, К. Симонова, Б. Полевого, А. Твардовского, рассказали о военном прошлом этих людей, о произведениях, которые они написали.

Как показала практика, выполняя данные виды работ, старшеклассники с большим интересом готовятся к урокам внеклассного чтения и внеклассным мероприятиям, принимая в них самое активное, непосредственное участие.

Большой популярностью у умственно отсталых старшеклассников пользуются рисунки, которые они делают после прочтения произведения. Этот вид работы позволяет еще раз вернуться к прочитанному, осмыслить полученную информацию. В рисунке ребенок передает воспринимаемые образы, сближается с героями, вместе с ними переживает различные жизненные ситуации. Рисунки позволяют раскрыть коммуникативные возможности умственно отсталого школьника. Дети с удовольствием пересказывают тот отрывок из произведения, к которому нарисовали рисунок, задают вопросы одноклассникам по своему рисунку. Происходит общение и сотрудничество в системе «ученик – ученик», развивается коммуникативная сторона речи.

На наш взгляд важно, чтобы работа с книгой, непосредственно процесс чтения прошел через душу ребенка, нашел отклик в его сердце, обогатил чувственный опыт, ведь литература воспитывает у детей чувство патриотизма, нравственные идеалы, правильное миропонимание. Так же следует отметить, что обращение к книге способствует развитию таких навыков чтения как правильность и осознанность.

Проводя с умственно отсталыми старшеклассниками на протяжении нескольких лет целенаправленную, планомерную и систематическую  работу с использованием данных форм и методов,  мы пришли к выводу, что они позволяют научить осмысленно воспринимать художественное произведение, понимать содержание, а главное полюбить чтение, вызвать желание читать книги, видеть в  них источник информации, который раскрывает богатство окружающего мира, что в целом способствует повышению познавательной активности у учащихся специальной (коррекционной) школы.

Литература

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студентов дефектолог. фак. педвузов. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  3. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. – М.: Учпедгиз,1947.
  4. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. – М., 1947.
  5. http://www.fapmc.ru/news/info/item2003.html Национальная программа поддержки и развития чтения;  Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы повышения познавательной активности на уроках

Часть приемов, используемых на уроке по  повышению активности....

"Пути повышения познавательной активности у учащихся с недостатком интеллекта на уроках развития речи

Презентация к методическому объединеию учителей начальных классов , работающих в школе 8 вида.  Упражнения  и задания по развитию познавательной активности у учащихся с нарушением интеллекта...

Пути повышения творческой активности на уроках русского языка

Данная работа может помочь выявить пути повышения творческой активности на уроках русского языка. Она может быть полезна не только на уроках в начальной школе, но и для практических заданий в 5-6 клас...

Опытно – исследовательская деятельность – средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста.

ldquo;Прежде чем давать знания, надо научить думать,воспринимать, наблюдать”.В. Сухомлинский        Для успешного освоения основной общеобразовательной п...

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...