Выступление на педагогическом совете по теме: "Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов".
материал на тему
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педагогическом совете. | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете учителя начальных классов
МБОУ СОШ №20 с. Шепси МО Туапсинский район Дроздовой Анны Владимировны по теме: «Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Эрнест Легуве
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предлагаю познакомиться с ответами на волнующие многих вопросы:
Вопрос №1. Каковы ключевые особенности ФГОС?
ОТВЕТ: Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.
Ключевые особенности ФГОС общего образования:
- ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- ориентация на становление личностных характеристик выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника» соответствующей ступени образования;
- учет образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы по ступеням обучения.
Вопрос №2. «Что представляет собой системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС?»
ОТВЕТ: Системно-деятельностный подход – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущность системно-деятельностного подхода в обучении заключается не в том, чтобы учитель выдал знания учащимся в готовом виде. Необходимо уйти от привычного объяснения и предоставить учащимся самим открыть в себе новые знания и научить применять их на практике. Тогда учащиеся смогут понять, что они делают, для чего и как. Использование системно-деятельностного подхода приводит к возрастанию познавательной активности учащегося, их мотивированности к самостоятельной учебной работе, а учителю отводится лишь организатора и управленца этим процессом. Учитель на своем примере должен показать ученикам, что невозможно знать все, но можно узнавать и находить правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ученика будет право на ошибку и возможность ее осознать, исправить, даже избежать. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха.
Вопрос № 3. Каков статус и формат примерной основной образовательной программы? Является ли базисный учебный план в рамках ФГОС нормативным документом?
ОТВЕТ: На Федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации на основе ФГОС разрабатывается и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки России примерная основная образовательная программа начального общего образования, содержащая в своей структуре наряду с другими компонентами базисный учебный план (ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения. Поэтому базисный учебный план как раздел примерной основной образовательной программы носит рекомендательный характер.
Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит, и учебного плана осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.
Вопрос №4 Приведёт ли введение ФГОС к существенным изменениям условий труда работников образования? Как это повлияет на приём на работу (увольнение) работников образования?
ОТВЕТ: При введении ФГОС существенно не меняются место работы, трудовая функция педагогического работника (в том числе его должность и вид поручаемой работы), условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, дата начала работы, характер работы. Это позволяет сделать вывод, что существенных изменений условий труда работников образования с введением ФГОС не произойдёт. Следовательно, не произойдёт и существенных изменений определённых сторонами условий трудового договора. Таким образом, введение ФГОС не повлияет на приём (увольнение) на работу сотрудников образовательного учреждения.
Вопрос №5. Что и как должно измениться в оборудовании рабочего места учителя в связи с введением ФГОС и в соответствии с какими документами?
ОТВЕТ: Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных для исполнения при реализации основной образовательной программы, в том числе, включает в себя государственные требования к материально-техническим и иным условиям её реализации.
Стандарт предъявляет сущностно новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной мере реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы.
Это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На федеральном уровне разработаны федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.
Вопрос №6. Установлены ли минимальный и максимальный объемы внеурочной деятельности? Каков источник финансирования внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС?
ОТВЕТ: Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
Механизм финансирования реализации внеурочной деятельности определяется Законом Российской Федерации «Об образовании»[6] в соответствии с нормативами, установленными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Вопрос №7. Кто отвечает за разработку программ по внеурочной деятельности? Почему отменено положение об обязательности 10 внеурочных часов в новых стандартах.
ОТВЕТ: Согласно ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения.
Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»). В условиях введения ФГОС образовательная программа общеобразовательного учреждения состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса, в которую входит внеурочная деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня.
Вопрос № 8.«Что такое УУД и какие виды УУД выделяют?»
УУД – универсальные учебные действия, умение учиться, т.е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. Выделяют 4 вида УУД: личностные (личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся, смыслообразование), познавательные (общеучебные учебные действия, логические учебные действия, постановка и решение проблемы), коммуникативные (умение вступать в диалог и вести его, особенности взаимодействия с различными группами людей), регулятивные (целеполагание, планирование, корректировка плана).
Вопрос 9. Кто и как будет осуществлять контроль деятельности учителя по реализации требований ФГОС?
Контроль деятельности учителя осуществляется в образовательном учреждении в соответствии с определённой в учреждении системой внутриучрежденческого контроля на основе реализуемой в нём системы оценочной деятельности. В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности и система внутриучрежденческого контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, это должно быть зафиксировано в основной образовательной программе школы в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».
Вопрос 10. Изменятся ли процедуры лицензирования и аккредитации образовательных учреждений в связи с введением ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. ФГОС становится определяющим нормативно-правовым актом при проведении экспертиз в ходе государственной аккредитации образовательных учреждений. В этом контексте особую актуальность при государственной аккредитации образовательных учреждений имеют требования к результатам освоения основной образовательной программы. Аккредитационные органы при проведении процедуры государственной аккредитации обязаны руководствоваться ФГОС и принимать решения о государственной аккредитации образовательных учреждений в соответствии с ним. Таким образом, ФГОС становится основным нормативно-правовым актом, в соответствии с которым предъявляются требования при предоставлении государственных услуг по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно- нравственное воспитание –важнейший компонент социального заказа для образования.(Выступление на педагогическом совете)
Данное краткое выступление на педагогическом совете знакомит коллег с новой программой по внеурочной деятельности "Я красивый мир творю", составленной на основе авторской программы Т.В. Горчаковой, Л....
Выступление на педагогическом совете по теме:" Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса"
Контроль знаний предполагает единство всех его компонентов ( проверки, оценки и учёта) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний учащимися, их качества, так и процесс исправлени...
Выступление на педагогическом совете по теме "Реализация ФГОС"
В работе дала анализ учебной и внеурочной деятельности ....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
"Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов"
"Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов"...
Приказ о подготовке и проведении педагогического совета по теме «Введение ФГОС ООО. Системно – деятельностный подход в условиях введения ФГОС нового поколения»
Выступление по теме: «Формирование УУД в условиях ФГОС второго поколения»...
Выступление на педагогическом совете по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»
Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности – это обязательно развитие:– интеллекта;– эмоциональной сферы;– устойчивости к стрессам;– уверенности в себе...