"Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь».
(В.А.Сухомлинский)
Д.А.Медведев 12 ноября 2009 года на ежегодном послании Президента Федеральному Собранию сказал: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…».
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Несмотря на то, что прошло уже 14 лет с принятия ФГОС, у родителей, детей и даже учителей возникают вопросы относительно необходимости и целесообразности введения новых стандартов.
Основная претензия участников обсуждения проекта нового образовательного Стандарта – это отсутствие механизмов реализации, инструментов оценки качества знаний. Как ФГОС НОО будет реализовываться на практике?
Так, оценка качества образования по международной системе PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) показала, что четвероклассники России по качеству чтения и пониманию текста занимают первую строчку в таблице результатов учащихся начальных классов из 37 стран мира ... Зато международное исследование PISA, проверяющее навыки 15-летних школьников в том, как ученики могут применять полученные знания в жизни, свидетельствует, что наши старшеклассники, занимают место в конце четвертого десятке из 57 стран. Получается: знания замечательные, а их применение — ужасное.
Наверное, поэтому основная педагогическая задача нового Стандарта — это организация условий, инициирующих детское действие. На практике это обозначает, что начальная школа должна дать ребенку инструмент, при помощи которого он сам будет добывать знания. Образно говоря, новый Стандарт учит детей учиться. Если понимать ФГОС НОО как социальный договор между школой, семьей, обществом и государством, он должен отвечать на три вопроса:
- Чему учить? Это — обновление содержания образования.
- Ради чего учить? То есть, собственно, ценность образования для общества.
- Как учить? Обновление технологий образования.
Я работаю уже 5 год по новым образовательным стандартам. Выпустила один класс и в этом году набрала новый. Хочу привести примеры наиболее часто встречаемых вопросов со стороны родителей.
- Какова цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО)?
Повышение качества образования.
- Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Это совокупность требований, которые обязательно должна выполнить каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания.
- Зачем поменяли стандарт?
Стандарт понимался как минимум знаний по тому или иному предмету. А по новому стандарту — это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образования. В центр встали программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка.
- В чём отличие нового стандарта?
Новый стандарт зафиксировал обязательства школы обеспечить по окончании начальной ступени образования (1-4 класс) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатов. Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Важно, чтобы ребенок научился учиться.
- Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Добиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия во второй половине дня (внеурочную деятельность)
Во внеурочную деятельность могут входить:
- выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия),
- индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.),
- экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования,
- поисковые исследования и выполнение проектов.
- Обязательно ли посещение внеурочных занятий в школе?
Введение внеурочной деятельности является реакцией на запрос семьи, общества и
государства к результатам образования, прежде всего личностным. Во внеурочной
деятельности родители и дети получают возможность реализовать свой индивидуальный запрос: заниматься спортом, музыкой, искусством, изучать второй иностранный язык и так далее.
- Предусматривает ли новый стандарт оплату за обучение ребенка в начальной школе?
Нет. Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Новый стандарт закрепил за школой обязательную организацию внеурочной деятельности учащихся начальной школы (экскурсии, кружковая деятельность и пр.), все это должно быть прописано в основной образовательной программе школы.
- Сколько дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать мой ребенок?
Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.
- Должна ли школа обеспечить горячее питание учащихся?
Да, обеспечение учащихся горячим питанием – одно из обязательных условий, которые должна обеспечить школа. Оплата за питание производится родителями (опекунами) или в соответствии с законодательством органами социальной защиты.
- Где я могу получить дополнительную информацию о ФГОС?
Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии
образования: http://www.standart.edu.ru/
Будущее зависит от нас, потому что мы его создаем сейчас. Наша страна должна стать
конкурентно-способной в новом мире. Она должна обеспечить достойную жизнь всем гражданам. При решении таких задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, и школа является критически важным элементом в этом процессе...
Классный руководитель 1-В класса МОУ СОШ №53: Мадыльян Тамара Аршавировна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
вопросы и ответы для подготовки к тесту по окружающему миру 2 класс
Вопросы и ответы по окружающему миру 2 класс ( программа "Школа 2100") по темам: "Из чего состоят все предметы. Календарь и компас.Земля имеет форму шара.Глобус- модель Земли. Земля в космосе"...
вопросы и ответы для подготовки к тесту по окружающему миру II четверть 2 класс
Материал содержит вопросы и ответы по темам: "Где на Земле теплее? Погода и климат. План и карта. Глобус и карта. Что изображают на карте. Материки и океаны. Реки и озера"...
ФГОС НОО. Вопросы и ответы.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. В чем их суть, отличия, требования?...
Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении
Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов".
Выступление на педагогическом совете....
Приказ о подготовке и проведении педагогического совета по теме «Введение ФГОС ООО. Системно – деятельностный подход в условиях введения ФГОС нового поколения»
Выступление по теме: «Формирование УУД в условиях ФГОС второго поколения»...
Важные вопросы и ответы о ВПР
Презентация содеожит важные вопросы и ответы о ВПР, которые нужно знать каждому школьнику и родителю...