Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности
методическая разработка на тему
В статье рассматривается проектная деятельность через призму ФГОС. Приведены типы проектов, а также материал из опыта проектной деятельности школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elena_truhan.doc.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у учащихся универсальных учебных действий
в процессе проектной деятельности
Е. В. Трухан
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»,
Г. Новомосковск, ул. Трудовые резервы, д. 21, e-mail: truhan.e@mail.ru
На современном этапе образования приоритетом является формирование у младших школьников умения учиться (в широком значении – это формирование универсальных учебных действий), создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост. Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе технологий, приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, т. е. технологии, приемы и методы, реализующие системно-деятельностный подход. Организация проектной деятельности способствует решению этой задачи.
Все новое – это хорошо забытое старое. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, а также новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов, в начале XX века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, в 1931 году метод проектов был осужден и вычеркнут из школьной практики. Через восемьдесят лет метод проектов вновь приобрел актуальность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
На современном этапе развития образования метод проектов можно определить как совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией получившихся результатов.
В настоящее время выделяют следующие типы проектов:
- По характеру доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные.
- По характеру предметно-содержательной области: монопроект и межпредметный проект.
- По количеству участников: индивидуальные и групповые проекты.
- По продолжительности выполнения проекта: краткосрочные (до 4 занятий), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от одного до нескольких месяцев).
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, опрос, анкетирование и др. Главным является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, мультфильмы и т.п.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Продуктом такого проекта часто является публикация.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, района, города и даже государства. Это может быть учебное пособие, сборник, задачник, информационный бюллетень и т. п. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Практико-ориентированный проект включает в себя описание идеи, которая будет реализована, модели готового продукта, созданного на основе идеи, определение средств реализации проекта, выбор наиболее эффективных средств реализации, сама реализация проекта, анализ полученного продукта, его презентация.
Цель проектной деятельности - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Данная цель созвучна цели федерального государственного образовательного стандарта. Актуальность проектной деятельности при формировании универсальных учебных действий неоспорима. Вне зависимости от типа реализуемого проекта у школьника формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, а именно:
- познавательные: поиск и выделение информации, умение структурировать знание, умение строить осознанно письменное и устное высказывании, выбор наиболее эффективных способов решения, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование, использование знаков и символов;
- коммуникативные: умение договариваться и находить общее решение,
строить высказывания, формулировать свою позицию, умение задавать вопросы, умение принимать позицию других;
- регулятивные: способность принимать цель и следовать ей, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат деятельности.
Эффективным инструментом формирования у учащихся универсальных учебных действий является только системно-деятельностный подход, он предполагает активную, познавательную деятельность, которой управляет сам ученик. Это деятельность от целеполагания и планирования через практические действия к результату. Учитель лишь создает условия, выступает в роли дирижера. Следует отметить, что в полном объеме реализуется системно-деятельностный подход только в парадигме развивающего образования, следовательно, в методике и технологии систем развивающего обучения. Недаром именно разработанный представителями системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова проект федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования был утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации.
Чтобы проектная деятельность реализовывала системно-деятельностный подход, необходимо избегать принципа: «я сказал – вы делайте». Тема проекта должна быть личностно значимой для ученика, только тогда ребенок будет мотивирован на проектную деятельность. А всем известно, что деятельность только тогда деятельность, когда цель и мотив совпадают. Деятельность учащихся на всех этапах выполнения проекта должна быть активной, познавательной, самостоятельной, а деятельность учителя лишь направляющей, координирующей.
В школе, где я работаю, проектная деятельность осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. На уроках – это проекты в рамках одного или нескольких учебных предметов (монопроекты и межпредметные проекты). В плане внеурочной деятельности с 1 по 5 класс на проектную деятельность выделен 1 час в неделю, разработаны рабочие программы. В 6-11 классах проектная деятельность осуществляется через систему дополнительного образования. Кроме того, ежегодно учащиеся школы представляют свои исследовательские и практико-ориентированные проекты на школьной научно-практической конференции «Знание», на городской научно-практической конференции по физике «Юный исследователь», в Центральной городской библиотеке. В 2015 году ученики школы вышли в финал городского конкурса эко-проектов, активно участвуют в дистанционных конкурсах исследовательских проектов. Наша школа первой в Тульской области присоединилась к международному проекту ГлобалЛаб. Свои творческие проекты учащиеся представляют на различных творческих конкурсах. Популярными в школе являются также межвозрастные проекты: фестиваль «Расправь крылья» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, акция «День пожилого человека», проект «Подари радость» для воспитанников трех детских садов, с которыми наша школа активно сотрудничает. В проектной деятельности, наряду с учащимися и учителями, принимают активное участие родители, социальные партнеры: работники Центра традиционной народной культуры, спортивной школы, медики и т. д. Продуктами проектной деятельности в нашей школе являются созданные детьми книги, мультфильмы, видеоролики, выступления, рекомендации, агит-плакаты. В 2015 году мультфильмы и видеоролики школьной киностудии «Смайл» стали абсолютными победителями городского конкурса «Киношка», победителем фестиваля «Киношка71» в номинации «Социальная реклама» и призером в номинации «Свободный жанр».
В заключение хочется сказать о результативности проектной деятельности. Мониторинговые исследования и психолого-педагогическая диагностика констатируют положительную динамику развития мотивационной и познавательной сфер учащихся, уровня воспитанности, хорошие результаты уровня и качества обученности. О развитии творческого потенциала, коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, развитии интеллектуальных способностей говорят победы наших учеников в конкурсах исследовательских и творческих проектов.
Содействие формированию успешной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной свободно адаптироваться в социальных условиях, ответственной за свое здоровье - это не только миссия нашей школы, но и цель обучения школьников по новым образовательным стандартам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автореферат...
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников по ОС "Школа 2100"
Проблема исследования: каковы возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения по образовательной системе «Школа 2100».Объект исследования ...
Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности младших школьников
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом определено формирован...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности у младших школьников. Проекты моего класса.
В статье вниманию педагогов представлены учебные и социальные проекты, выполненные младшими школьниками....
Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников посредством проектной деятельности
В данной статье говориться о методе проектов.Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантно...
Формирование универсальных учебных действий при организации проектной деятельности младших школьников
Актуальность: Важнейшей задачей современной школы является формирование системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» Проектная деятельность, организ...