Рабочая программа по исследовательской деятельности (3 класс).
рабочая программа (3 класс) на тему
Пример рабочей программы по исследовательской деятельности. В программу включена тематика исследовательских и проектных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-po-issledovatelskoy-rabote-3-klass.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком ,наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности -от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов
Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. Данная программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся.
Программа, модифицированная т.к. за основу взята «Программа исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков в способах фиксации и формах предъявления результата и самостоятельной исследовательской деятельности - на 10 час.
Объём курса 34ч из расчета 1 ч в неделю.
Учебный материал рассматривается по принципу концентрических кругов.
По окончании программы определен определенный продукт-исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление презентация на мини-конференции. Каждый учащийся ведет свою папку исследователя, куда вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта, собранная информация по методам исследования. Итоги участия в деятельности подводятся каждую четверть и в конце года, а также по мере готовности детей.
Цель:
- По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать: действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
- зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; обозначится граница исследования;
- разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
- деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
- поведется последовательно исследование;
- зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
- проанализируются и обобщатся полученные материалы;
- подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
- организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
- простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
- обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
- организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
- продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
- включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
- создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
- сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
- активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Задачи:
- организовать действия направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы по заданиям: «Посмотри на мир другими глазами», «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Составь рассказ используя данную концовку», «Наблюдение очевидного», «Тема одна – сюжетов много» ;
- определить сферу исследования: сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
- обозначить границы исследования
- разработать гипотезу или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
- организовать деятельность по самостоятельному исследованию выбрать методы исследования;
- определить последовательность проведения исследования;
- зафиксировать полученные знания (собрать и обработать информацию);
- проанализировать и обобщить полученные материалы;
- подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
- • организовать публичные выступления и защиту с доказательством своей идеи на мини- конференциях, семинарах;
- стимулировать исследовательское творчество детей;
- обучить правилам написания исследовательских работ;
- организовать конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов;
- привлечь родителей;
- изготовить «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
Планируемые результаты освоения курса
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Познавательные УУД
Ученик научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Метапредметные УУД
- принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления;
-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-различать способ и результат действий;
-вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок;
-выполнять задания творческого и поискового характера;
-использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
-пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по заданным критериям;
-определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приобрести навыки сотрудничества и взаимопомощи, уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
-пользоваться базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-пользоваться универсальными способами деятельности (применимыми как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) с использованием ИКТ.
Ученик получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Рабочее планирование по курсу «Проектная деятельность» в 3 классе
№ | Тема занятия | Цель занятия | Планируемые результаты | Компетенции | |
предметные | метапредметные | ||||
1 | Что такое исследование? | Познакомить с понятием исследование, коллективно обсудить где использует человек свою способность исследовать, используют результаты, научное открытие | Знать понятие исследование, что такое открытие. где и как использовать научные открытия Уметь наблюдать, провести эксперимент (солнечный луч, комнатное растение, животные) | Исследование несложных реальных связей и зависимостей | Планирование и поиск информации Продуктивная групповая коммуникация. Из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи |
2 | Наблюдение и наблюдательность | Организовать действия как вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению | Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению | Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. | Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Излагает полученную информацию по заданным вопросам |
3 | Что такое эксперимент | Как провести эксперимент и что такое эксперимент | Проводить эксперимент | Исследование несложных реальных связей и зависимостей | Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем |
4 | Учимся вырабатывать гипотезы | Формулировка гипотез | выдвижение гипотез осуществление их проверки, | выдвижение гипотез осуществление их проверки | Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам. |
5 | Знакомство с логикой | Познакомить с логикой исследования | Уметь работать по алгоритму | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа | Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации |
6 | Как задавать вопросы | Научить строить и задавать вопросы | Уметь строить и задавать вопросы | Формулирование полученных результатов | Излагает полученную информацию по заданным вопросам. |
7 | Учимся выделять главное и второстепенное | Научиться выделять главное и второстепенное из предложенного учителем | уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем | отделение основной информации от второстепенной | Воспринимает основное содержание фактической определяя основную мысль, отношение говорящего к событиям и действующим лицам, основные факты и события, их последовательность |
8 | Как делать схемы | Научиться строить схемы «Дерево Паук» | Умеет строить схему»Дерево Паук» | Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных | Переводит информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот. |
9 | Как работать с книгой
| Продемонстрировать извлечение информации по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. | Умеет извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. | Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). | Извлекает и систематизирует информацию из 1-2 простых источников[1] по двум и более заданным критериям (основаниям). |
10 | Что такое парадоксы
| Познакомить с парадоксом | Знать парадокс отделение основной информации от второстепенной | Знать парадокс отделение основной информации от второстепенной | Излагает полученную информацию по заданным вопросам. |
11 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
. | Научить проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | умеет проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей | Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации |
12 | Как сделать сообщение о результатах исследования
| Познакомить с алгоритмом исследовательской деятельности, элементарными умениями владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
| Знает алгоритм исследовательской деятельности | Формулирование полученных результатов. | Согласно заданным рамкам обсуждения, высказывают свои суждения и относятся к высказываниям других членов группы. |
13 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований
.
| Организовать тренировочное самостоятельное исследование. Познакомить с методами проведения исследования | Умеет организовывать исследование | Самостоятельно создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера | Систематизирует[2] извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (по одному основанию). |
14 | Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»
.
| Познакомить с методами проведения исследования | Умеет выбирать методы исследования | Самостоятельно создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера | Планирование и поиск информации |
15 | Экспресс-исследование
| Научить проводить экспресс-исследование | Умеет провести экспресс-исследование | Исследование несложных реальных связей и зависимостей | Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. |
16 | Семинар по итогам экскурсии
| Познакомить с методом исследование - экскурсией и как фиксировать результат работы | Умеют фиксировать результат работы методом экскурсия | Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. | Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы Излагает полученную информацию по заданным вопросам |
17 | Коллективная игра-исследование
| Организовать коллективное исследование им научить групповому исследованию | Умеет следовать заданной процедуре группового исследования. | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:
| Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой. |
18 | Коллекционирование
.
| Показать разнообразное коллекционирование и алгоритм демонстрации | Умеет следовать заданной процедуре демонстрации коллекционирования | Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. | Готовит план выступления на основе заданных целей |
19 | Экспресс- исследование, «Какие коллекции собирают люди»
. | Научить экспресс- исследованию по теме«Какие коллекции собирают люди» | владеет приемом экспресс исследовательской деятельности Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам |
20 | Сообщение о своих коллекциях
. | Познакомить с алгоритмом сообщения | Умеет по алгоритму строить сообщение | передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). | Готовит план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления |
21 | Искусство делать сообщения
| Научить определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации | Умеет определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации | Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. | Использует предложенный алгоритм действий. |
22 | Техника экспериментирования
| Познакомить с техникой экспериментирования | Умеет экспериментировать оценивание достоверности полученной информации, | передача содержания информации адекватно поставленной цели | Фиксируют итоговый продукт (результат) |
23 | Семинар «Как подготовиться к защите»
| Научить, как подготовиться к защите (вербальные невербальные) | Умеет при защите использовать вербальные и невербальные средства | Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). | Использует предложенный алгоритм действий. |
24 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | Познакомить с проблемой ее формулировкой и помочь выбрать тему исследования | Уметь выбирать тему собственного исследования | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. | Извлечение необходимой информации из источников Готовит план выступления на основе заданных целей, |
25 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
| Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований | Владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск. |
26 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
| Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).
| Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). | Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск. |
27 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
Фиксируют итоговый продукт (результат) | Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований | владеет приемами исследовательской деятельности, | Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипот осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
| Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск. |
28 | Семинар Подготовка собственных работ к защите
| Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите | Умеет строить защиту собственной работы | передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). | Использует предложенный алгоритм действий. |
29 | Мини - конференция по итогам экспресс -исследований
| демонстрация результатов исследования | умеет демонстрировать результаты исследования | Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). | Самостоятельно формулируют цели групповой коммуникации, высказывают идеи, называют области совпадения и расхождения мнений, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно целей групповой работы. |
30 | Мини конференция по итогам собственных исследований
| демонстрация результатов исследования | умеет демонстрировать результаты исследования | Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). | Использует вербальные средства (интонация, связующие слова…) для логической связи и выделения смысловых блоков своего выступления. Использует невербальные средства (жесты, мимика…) или готовые наглядные материалы. |
31 | Семинар Подготовка собственных работ к защите
| Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите | Умеет строить защиту собственной работы | Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. | Использует предложенный алгоритм действий. |
32 | Семинар Подготовка собственных работ к защите | Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите | Умеет строить защиту собственной работы | Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов | Использует предложенный алгоритм действий. |
33 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.3кл
| демонстрация результатов исследования | умеет демонстрировать результаты исследования | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по, деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. | Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен. Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы. |
34 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 3 классов
| демонстрация результатов исследования | умеет демонстрировать результаты исследования | Объективное оценивание своих учебных достижений Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен. | Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы. |
Контроль и фиксация результата
Подпрограмма | Форма предъявления результата | Форма контроля | Инструмент для оценки |
Подпрограмма «Тренинг» | Папка исследователя | Наличие материала по исследованию | Параметры оценки |
Подпрограмма «Исследовательская практика» | Сообщение доклад | Проведённое исследование | Критерии написания исследования, мониторинг |
Подпрограмма «мониторинг» | Публичное выступление | Конференция | Критерии публичного выступления |
Характеристика образовательного процесса
Подпрограмма | Самостоятельная работа | Практическая работа | Форма представления | Инструмент |
«Тренинг» 12 ч | 2ч | 10ч | Папка исследователя | Объекты: солнечный луч, комнатные растения, животные; вода; свет; бумага Практическое задание на выдвижение гипотез |
«Исследовательская практика» 8ч + 7чс | 2ч + 3ч | 6ч + 4ч | Исследование, творческий проект | Алгоритм написания исследовательских работ, мониторинг |
«Мониторинг» 6ч + 1ч | 2ч | 4ч + 1ч | Доклад - презентация мини - конференции, семинар; проект | Алгоритм публичного выступления и защиты с доказательством своей идеи |
Примеры тем и проектов взяты из нового стандарта
Тема: «Человек и природа»
Осенние работы и праздники в традиции народов моего
края.
Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.
Весенние работы и праздники в традиции народов моего
края.
Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
Природные материалы моего края и местные художест_
венные промыслы.
Природа и культура в музеях под открытым небом, в ис_
торико_культурных заповедниках.
Образы природы в традиционном зодчестве и приклад_
ном искусстве народов моего края.
Тема: «Человек и семья»
Терминология родства и свойства в языке народов моего
края.
Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
Пестование младенцев в культуре народов моего края.
Традиционные детские игрушки народов моего края.
Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
«Старый и малый» в культуре народов моего края.
Тема: «Человек и история»
Героический эпос народов моего края.
Исторические песни и предания народов моего края.
Мои земляки в истории России.
Мои земляки в культуре России.
Хозяйственные промыслы моего края и будущее России
Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Проекты:
Подготовка передачи «Никто не забыт, ничто не за-
быто».
Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:
— Какие произведения о Великой Отечественной войне
— В каких из этих произведений рассказывается о детях?
— Какими качествами должен быть наделен человек, совер_
шающий подвиг?
— Как складывается судьба таких героев?
— Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?
Создание сборника произведений о войне.
Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».
Тема: «Математические развлечения»
Примеры подтем:
Игры с числами. # Невозможные рисунки.
Логические задачи. # Магические квадраты.
Старинные задачи. # Фокусы с числами.
Логические игры. # Развертки.
Примеры проектов:
Лист Мёбиуса.
Бумажный домик с мебелью.
Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины).
Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).
Конкурс математических развлечений.
Энциклопедия математических развлечений.
Математический праздник.
Тема: «Логические игры»
Примеры подтем:
Шашки.
Шахматы.
Уголки.
Крестики - нолики (в том числе на бесконечной доске).
Морской бой.
Логические игры в древней истории.
Логические игры в книгах.
Логические игры в фильмах.
Забытые игры.
Примеры проектов:
Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.
Комплекты для игр.
Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.
Тема: «Математика вокруг нас»
Примеры подтем:
Числа в пословицах и поговорках.
Нумерация вокруг нас.
Измерения (что меряют, чем меряют).
Единицы измерения в Древней Руси.
Единицы измерения в других странах.
Числа в спорте.
Математика в раскрое одежды.
Математика в торговле.
Математика в строительстве.
Математика в кулинарии.
Математика в Древнем мире.
Примеры проектов:
Макеты зданий из простых геометрических тел.
Конкурс на самый экономный раскрой.
Книга о математике в Древнем мире.
Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».
Постановка по книге о числах.
Коллекция самодельных измерительных приборов.
Тема: «Шифры»
Примеры подтем:
Способы шифрования текстов.
Приспособления для шифрования.
Шифрование местонахождения.
Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.
Передача тайного смысла в картинах.
Передача тайного смысла в книгах.
Акростихи.
Передача тайных посланий с помощью СМИ.
Знаки в шифровании.
Примеры проектов:
Игра «Поиск сокровищ».
Конкурс дешифраторов.
Создание приспособления для шифрования.
Постановка по произведению о шифрах.
Обзор способов шифрования.
Тема: «Узоры»
Примеры подтем:
Узоры в Древней Греции.
Узоры в Древнем Риме.
Узоры в Древнем Египте.
Узоры в Древней Руси.
Закономерности в узорах.
Узоры на зданиях.
Узоры на одежде.
Узоры на посуде.
Узоры на оружии.
Узоры в оформлении книг.
Магические узоры.
Примеры проектов:
Вышивка с узорами.
Энциклопедия узоров.
Украшение класса узорами.
Демонстрация моделей одежды с узорами.
Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды
с узорами.
Исследование: «Узоры в истории нашего края».
Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
Программа создания узоров на компьютере.
Тема: «Стратегии»
Примеры подтем:
Игры с выигрышными стратегиями.
Стратегии в играх.
Стратегии в спорте.
Стратегии в компьютерных играх.
Стратегии в жизни (стратегии поведения).
Боевые стратегии.
Стратегии в древности.
Стратегия в рекламе.
Примеры проектов:
Чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии».
Коллекция игр с выигрышными стратегиями.
Альбом со схемами сражений,
Тема: «Малые жанры устного народного творчества»
(пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)
Проекты:
Создание сборника пословиц и поговорок.
Создание сборника побасенок.
Создание сборника загадок.
Викторина.
Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
Тема: «Сказки»
Проекты:
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце,
лисе, медведе, волке).
Герои сказок в лепке.
Герои сказок в рисунках.
Создание костюмов для сказочных персонажей.
Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
Создание собственных сказок.
Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
Тема: «Произведения русских поэтов XIX в.»
Проекты:
Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, ле_
то знойное», «Унылая пора! Очей очарованье!».
Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.
Создание сборника стихов русских поэтов XIX в.
Тема: «Былины»
Проекты:
Организация выставки книг.
Создание сборника былин.
Подготовка аудиоальбома.
Тема: «Любимые писатели, герои, произведения»
Проекты:
Подготовка к параду живых героев.
Викторина по произведениям любимых писателей.
Драматизация лучших фрагментов книг.
Создание сборника любимых произведений.
«Путешествие в прошлое»
Исследование истории и значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений; история общеупотребительных слов, имен, фамилий. Возможна организация проектной деятельности по отдельным темам, например:
проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина»;
проект «Что значат наши имена»;
проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям
устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем
пользоваться).
История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц.
Проектная и поисковая деятельность учащихся:
проект «Улицы нашего города» (установление истории
названия);
проект «Почему река (озеро, город, село, деревня) назы_
вается именно так».
Составление Толкового словарика
Игровая форма «А я узнал, что…»: учащиеся ведут общий
классный словарик, в который записывают толкование слов,
значение, которых они раньше не знали, но посмотрели толковом словарике и теперь знают.
Примерные темы исследовательских работ младших школьников :
«Цветок дождей»,
«Гиацинт»,
«Выгонка нарциссов»,
«Гиппеаструм»,
«Наблюдение за шпорцевой лягушкой»,
«Мое удивительное знакомство с репчатым луком»,
«Условия прорастания семян»,
«Любимое травянистое растение хомячка Персика»,
«Выращивание бабочки в комнатных условиях».
Объект исследования: семейная культура
Объект исследования: игры народов России и мира
Объект исследования: организм человека
Объект исследования: деятельность человека в природе
Объект исследования: объекты и явления природы
Объект исследования: великие люди России и мира
Моя семья:
рассказ о своей семье
все профессии нужны, все профессии важны
увлечения членов моей семьи
как мы отдыхаем
выставка творческих работ детей и членов их семей
презентация “у нас живет…”
Мои сверстники:
рассказ о друге, фотография, рисунок
телефон, адрес – как связаться с другом, приглашение на день рождения, подарок другу, пожелания другу
мой день рождения (пожелания мне, мое заветное желание)
моя записная книжка
анкета для друзей (что я хотел бы узнать у друга)
Мой дом, моя улица…
адрес, индекс (зачем нужен индекс), телефон
что я знаю о своей улице (путешествие в историю)
что находится на моей улице, рядом с домом
красивые уголки моего двора, улицы (прекрасное рядом)
Моя школа:
что я узнал о школе
школьный двор (прекрасное рядом)
кто работает в школе (профессии, люди)
моя школьная жизнь
школьные товарищи (телефоны друзей и адреса)
Округ:
в каком округе мы живем
что есть в нашем округе
куда можно пойти отдохнуть
где можно заниматься спортом или творчеством
прекрасное рядом (фотоконкурс)
Мой родной город:
город в котором я живу (конкурс рисунков)
Что я знаю о Москве (история города)
конкурс рисунков и иллюстраций “Древняя Москва”
фотоконкурс “прекрасное рядом”
чем может гордиться наш город (из истории войн)
Москва спортивная
Москва театральная
музеи и выставки Москвы
Москва музыкальная
экскурсии по городу
Москва – столица Российской Федерации
Москва на карте России
пути сообщения с другими городами
роль столицы в жизни государства
конституция
конвенция о правах ребенка
Путешествия по России
летний отдых
экскурсии в другие города
Зарубежье:
наши соседи
Как изменилась политическая карта за последние 15 лет
Россия на карте мира
иллюстрированный рассказ о путешествии
Песни, стихи и произведения о Родине
* литературные чтения
Индивидуальные проекты
Формы деятельности:
сбор информации
эксперимент
систематизация и структуризация информации
исследование
оформление работы
фото и видео зарисовки
интервьюирование
наблюдения
презентация
практическое применение новых знаний
публичное выступление
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Содержание работы:
наблюдение
сбор информации
исследование
обработка собранной информации
подготовка аналитической справки
создание фотоальбома
творческие работы
видеозарисовки
фотозарисовки
живая газета – как вариант промежуточного отчета
конкурс семейных презентаций
публичное выступление
экскурсии
подготовка отзывов, докладов, рефератов
самостоятельная работа с книгой
просмотр кинофильмов для детей об истории нашей Родины
индивидуальная проектная деятельность
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
• поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы,макеты, модели);
• мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод );
• индивидуальная деятельность (получаемый продукт —результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт(например, выставка работ учащихся);
• работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, под_
готовка конкурсов и викторин);
• коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-_либо специализации);
Мониторинг учебно-исследовательской деятельности по систематизации информации
«Живая природа» -объект, область исследования- «Зоология»:
1.Где живет?
2.Чем питается?
3.Основные особенности:
• тип животного;
• класс;
• семейство;
• род
• вид
4.Поведение.
5.Кто главные враги.
Человек
1.Общая характеристика личности выдающегося человека.
2.Где и когда родился?
3.Характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение).
4.Где провел жизнь.
5.Первые серьезные работы.
6.Основные достижения и результаты деятельности.
7.Основные работы о нем.
8.Как к нему относились современники.
9.Как к нему относятся в наше время.
Планеты
1.Перечень планет.
2.Происхождение названия.
3.Общая характеристика каждой:
• размеры;
• удаленность;
• время обращения вокруг Солнца;
• удаленность от Солнца;
4.Исследования планеты людьми.
5.Условия на планете.
Озера
1.Название крупнейших озер.
2.Их географическое положение.
3.Климатические условия.
4.Основные характеристики:
• размеры;
• форма
• пресные или соленые.
5.животный и растительный мир этих озер.
6.Какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности.
7.Характеристика экологической ситуации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по проектной деятельности 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по проектной деятельности в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа "ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания....