Рабочая программа по исследовательской деятельности (3 класс).
рабочая программа (3 класс) на тему

Кривцова Антонина Владимировна

Пример рабочей программы по исследовательской деятельности. В программу включена тематика исследовательских и проектных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma-po-issledovatelskoy-rabote-3-klass.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа.  Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком ,наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности -от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов

Появится возможность сформировать  способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. Данная программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся.

Программа, модифицированная т.к. за основу взята «Программа исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков в способах фиксации и формах предъявления результата и самостоятельной исследовательской деятельности - на 10 час.

Объём курса 34ч из расчета 1 ч в неделю.

Учебный материал рассматривается по принципу концентрических кругов.

По окончании программы определен определенный продукт-исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление  презентация на мини-конференции. Каждый учащийся ведет свою папку исследователя, куда вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта, собранная информация по методам исследования. Итоги участия в деятельности подводятся каждую четверть и в конце года, а также по мере готовности детей. 

Цель:

  • По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать: действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;
  • зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; обозначится граница исследования;
  • разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
  • деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
  • поведется последовательно исследование;
  • зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
  • проанализируются и обобщатся полученные материалы;
  • подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
  • организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
  • простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
  • обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
  • организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 
  • продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
  • включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
  • создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
  • сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
  • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Задачи:

  • организовать действия направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы по заданиям: «Посмотри на мир другими глазами», «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Составь рассказ используя данную концовку», «Наблюдение очевидного», «Тема одна – сюжетов  много» ;
  • определить сферу исследования: сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
  • обозначить границы исследования
  • разработать гипотезу или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
  • организовать деятельность по самостоятельному исследованию выбрать методы исследования;
  • определить последовательность проведения исследования;
  • зафиксировать полученные знания (собрать и обработать информацию);
  • проанализировать и обобщить полученные материалы;
  • подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
  • •         организовать публичные выступления и защиту с доказательством своей идеи  на   мини- конференциях, семинарах;
  • стимулировать исследовательское творчество детей;
  • обучить правилам написания исследовательских работ;
  • организовать конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов;
  • привлечь родителей;
  • изготовить «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

Планируемые результаты освоения курса

Личностные  УУД

У ученика будут сформированы:

·       учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·       ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·      способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·       основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·       чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

·       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·       учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·       осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·       оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·       адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·       различать способ и результат действия.

 Познавательные УУД

Ученик научится:

·      осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·      осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·      строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

·      проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·      устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·      строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

·      осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·      записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·      осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·      осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·      осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·      осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·      строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

·    адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·     учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·     формулировать собственное мнение и позицию;

·     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·     задавать вопросы;

·     использовать речь для регуляции своего действия;

·     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Метапредметные УУД

- принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-различать способ и результат действий;

-вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок;

-выполнять задания творческого и поискового характера;

-использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

-пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по заданным критериям;

-определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приобрести навыки сотрудничества и взаимопомощи, уважительного общения со сверстниками и взрослыми;

-пользоваться базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-пользоваться универсальными способами деятельности (применимыми как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) с использованием ИКТ.

Ученик получит возможность научиться:

·  учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

·   учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·   понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·   аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·   задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·   адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·   адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 


Рабочее планирование по курсу «Проектная деятельность» в 3 классе

Тема занятия

Цель занятия

Планируемые результаты

Компетенции

предметные

метапредметные

1

Что такое исследование?

Познакомить с понятием исследование, коллективно обсудить где использует человек свою способность исследовать, используют результаты, научное открытие

Знать понятие исследование, что такое открытие. где и как использовать научные открытия

Уметь наблюдать, провести эксперимент (солнечный луч, комнатное растение, животные)

Исследование несложных реальных связей и зависимостей

Планирование и поиск информации

Продуктивная групповая коммуникация. Из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи

2

Наблюдение и наблюдательность

Организовать действия как вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению

Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Излагает полученную информацию по заданным вопросам

3

Что такое эксперимент

Как провести эксперимент и что такое эксперимент

Проводить эксперимент

Исследование несложных реальных связей и зависимостей

Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем

4

Учимся вырабатывать гипотезы

Формулировка гипотез

выдвижение гипотез осуществление их проверки,

выдвижение гипотез осуществление их проверки

Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам.

5

Знакомство с логикой

Познакомить с логикой исследования

Уметь работать по алгоритму

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации

6

Как задавать вопросы

Научить строить и задавать вопросы

Уметь строить и задавать вопросы

Формулирование полученных результатов

Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

7

Учимся выделять главное и второстепенное

Научиться выделять главное и второстепенное из предложенного учителем

уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем

отделение основной информации от второстепенной

Воспринимает основное содержание фактической определяя основную мысль, отношение говорящего к событиям и действующим лицам, основные факты и события, их последовательность

8

Как делать схемы

Научиться строить схемы «Дерево Паук»

Умеет строить схему»Дерево Паук»

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных

Переводит информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.

9

Как работать с книгой

 

 

 

 

Продемонстрировать извлечение информации по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.

Умеет извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Извлекает и систематизирует информацию из 1-2 простых источников[1] по двум и более заданным критериям (основаниям).

10

Что такое парадоксы

 

Познакомить с парадоксом

Знать парадокс

отделение основной информации от второстепенной

Знать парадокс

отделение основной информации от второстепенной

Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

11

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

 

 

 

 

.

Научить проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

умеет проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей

Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации

12

Как сделать сообщение о результатах исследования

 

 

Познакомить с алгоритмом исследовательской деятельности,

 элементарными умениями

владение приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями  (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

 

Знает алгоритм исследовательской деятельности

Формулирование полученных результатов.

Согласно заданным рамкам обсуждения, высказывают свои суждения и относятся к высказываниям других членов группы.

13

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

         

.

 

Организовать тренировочное самостоятельное исследование. Познакомить с методами проведения исследования

Умеет организовывать исследование

Самостоятельно создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

Систематизирует[2] извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (по одному основанию).

14

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

 

 .

 

Познакомить с методами проведения исследования

Умеет выбирать методы исследования

Самостоятельно создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

Планирование и поиск информации

15

Экспресс-исследование

 

 

Научить проводить экспресс-исследование

Умеет провести экспресс-исследование

Исследование несложных реальных связей и зависимостей

Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.

16

Семинар по итогам экскурсии

 

 

Познакомить с методом исследование - экскурсией  и как фиксировать результат работы

Умеют фиксировать результат работы методом экскурсия

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы Излагает полученную информацию по заданным вопросам

17

Коллективная игра-исследование

 

 

Организовать коллективное исследование им научить групповому исследованию

Умеет   следовать заданной процедуре группового исследования.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:

 

Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой.

18

Коллекционирование

 

 

 .

 

Показать разнообразное коллекционирование и алгоритм демонстрации

Умеет   следовать заданной процедуре демонстрации коллекционирования

Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

Готовит план выступления на основе заданных целей

19

Экспресс- исследование, «Какие коллекции собирают люди»

 

 

 

 

 

.

Научить экспресс- исследованию по теме«Какие коллекции собирают люди»

владеет приемом экспресс исследовательской деятельности

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам

20

Сообщение о своих коллекциях

 

 

.

Познакомить с алгоритмом сообщения

Умеет по алгоритму строить сообщение

передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Готовит план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления

21

Искусство делать сообщения

 

Научить определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации

Умеет определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Использует предложенный алгоритм действий.

22

Техника экспериментирования

 

Познакомить с техникой экспериментирования

Умеет экспериментировать

оценивание достоверности полученной информации,

передача содержания информации адекватно поставленной цели

Фиксируют итоговый продукт (результат)

23

Семинар «Как подготовиться к защите»

 

Научить, как подготовиться к защите (вербальные невербальные)

Умеет при защите использовать вербальные и невербальные средства

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Использует предложенный алгоритм действий.

24

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Познакомить с проблемой ее формулировкой и помочь выбрать тему исследования

Уметь выбирать тему собственного исследования

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Извлечение необходимой информации из источников

Готовит план выступления на основе заданных целей,

25

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

 

Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований

Владение приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.

26

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

 

 

Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

 

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. владение приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.

27

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

 

 

Фиксируют итоговый продукт (результат) 

Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований

владеет приемами исследовательской деятельности,

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы:

выдвижение гипот осуществление их проверки,

владение приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

 

Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.

28

Семинар Подготовка собственных работ к защите

 

Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите  

Умеет строить защиту собственной работы

передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Использует предложенный алгоритм действий.

29

Мини - конференция по итогам экспресс -исследований

 

   

демонстрация результатов исследования

умеет демонстрировать результаты исследования

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Самостоятельно формулируют цели групповой коммуникации, высказывают идеи, называют области совпадения и расхождения мнений, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно целей групповой работы.

30

Мини конференция по итогам собственных исследований

 

   

демонстрация результатов исследования

умеет демонстрировать результаты исследования

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Использует вербальные средства (интонация, связующие слова…) для логической связи и выделения смысловых блоков своего выступления.

Использует невербальные средства (жесты, мимика…) или готовые наглядные материалы.

31

Семинар Подготовка собственных работ к защите

 

Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите  

Умеет строить защиту собственной работы

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Использует предложенный алгоритм действий.

32

Семинар Подготовка собственных работ к защите

Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите  

Умеет строить защиту собственной работы

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов

Использует предложенный алгоритм действий.

33

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.3кл

 

  

 

демонстрация результатов исследования

умеет демонстрировать результаты исследования

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:

постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей,

учет индивидуальности партнеров по, деятельности,

объективное определение своего вклада в общий результат.

Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.

Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы.

34

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 3 классов

 

  

демонстрация результатов исследования

умеет демонстрировать результаты исследования

Объективное оценивание своих учебных достижений

Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.

Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы.

Контроль и фиксация результата

Подпрограмма

Форма предъявления результата

Форма контроля

Инструмент для оценки

 Подпрограмма «Тренинг»

Папка исследователя

Наличие материала по исследованию

Параметры оценки

 Подпрограмма «Исследовательская практика»

Сообщение доклад

Проведённое исследование

Критерии написания исследования, мониторинг

Подпрограмма  «мониторинг»

Публичное выступление

Конференция

Критерии публичного выступления

 

Характеристика образовательного процесса

 Подпрограмма

Самостоятельная работа

Практическая работа

Форма представления

Инструмент

«Тренинг» 12 ч

10ч

Папка исследователя

Объекты: солнечный луч, комнатные растения, животные;

вода; свет; бумага

Практическое задание на выдвижение гипотез

«Исследовательская практика» 8ч + 7чс

2ч + 3ч

6ч + 4ч

Исследование, творческий проект

Алгоритм написания исследовательских работ, мониторинг

«Мониторинг» 6ч + 1ч

4ч + 1ч

Доклад - презентация мини - конференции, семинар; проект

Алгоритм публичного выступления и защиты с доказательством своей идеи

Примеры тем и проектов  взяты из нового стандарта

Тема: «Человек и природа»

 Осенние работы и праздники в традиции народов моего

края.

Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.

Весенние работы и праздники в традиции народов моего

края.

 Летние работы и праздники в традиции народов моего края.

Природные материалы моего края и местные художест_

венные промыслы.

 Природа и культура в музеях под открытым небом, в ис_

торико_культурных заповедниках.

Образы природы в традиционном зодчестве и приклад_

ном искусстве народов моего края.

Тема: «Человек и семья»

Терминология родства и свойства в языке народов моего

края.

Традиция наречения имени в культуре народов моего края.

Пестование младенцев в культуре народов моего края.

Традиционные детские игрушки народов моего края.

Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.

Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.

 «Старый и малый» в культуре народов моего края.

Тема: «Человек и история»

 Героический эпос народов моего края.

 Исторические песни и предания народов моего края.

 Мои земляки в истории России.

 Мои земляки в культуре России.

 Хозяйственные промыслы моего края и будущее России

Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Проекты:

 Подготовка передачи «Никто не забыт, ничто не за-

быто».

 Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:

— Какие произведения о Великой Отечественной войне

 — В каких из этих произведений рассказывается о детях?

— Какими качествами должен быть наделен человек, совер_

шающий подвиг?

— Как складывается судьба таких героев?

— Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?

Создание сборника произведений о войне.

 Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».

Тема: «Математические развлечения»

Примеры подтем:

Игры с числами. # Невозможные рисунки.

Логические задачи. # Магические квадраты.

Старинные задачи. # Фокусы с числами.

Логические игры. # Развертки.

Примеры проектов:

Лист Мёбиуса.

Бумажный домик с мебелью.

Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины). 

Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).

Конкурс математических развлечений.

Энциклопедия математических развлечений.

Математический праздник.

Тема: «Логические игры»

Примеры подтем:

Шашки.

Шахматы.

Уголки.

Крестики - нолики (в том числе на бесконечной доске).

Морской бой.

Логические игры в древней истории.

Логические игры в книгах.

 Логические игры в фильмах.

 Забытые игры.

Примеры проектов:

Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.

Комплекты для игр.

Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.

Тема: «Математика вокруг нас»

Примеры подтем:

Числа в пословицах и поговорках.

 Нумерация вокруг нас.

Измерения (что меряют, чем меряют).

 Единицы измерения в Древней Руси.

Единицы измерения в других странах.

 Числа в спорте.

Математика в раскрое одежды.

 Математика в торговле.

Математика в строительстве.

 Математика в кулинарии.

 Математика в Древнем мире.

Примеры проектов:

Макеты зданий из простых геометрических тел.

Конкурс на самый экономный раскрой.

Книга о математике в Древнем мире.

Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».

Постановка по книге о числах.

Коллекция самодельных измерительных приборов.

Тема: «Шифры»

Примеры подтем:

 Способы шифрования текстов.

 Приспособления для шифрования.

 Шифрование местонахождения.

 Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.

 Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.

 Передача тайного смысла в картинах.

 Передача тайного смысла в книгах.

 Акростихи.

 Передача тайных посланий с помощью СМИ.

Знаки в шифровании.

Примеры проектов:

Игра «Поиск сокровищ».

Конкурс дешифраторов.

Создание приспособления для шифрования. 

Постановка по произведению о шифрах.

Обзор способов шифрования.

Тема: «Узоры»

Примеры подтем:

Узоры в Древней Греции.

Узоры в Древнем Риме.

Узоры в Древнем Египте.

Узоры в Древней Руси.

Закономерности в узорах.

 Узоры на зданиях.

 Узоры на одежде.

Узоры на посуде.

Узоры на оружии.

Узоры в оформлении книг.

Магические узоры.

Примеры проектов:

 Вышивка с узорами.

 Энциклопедия узоров.

 Украшение класса узорами.

 Демонстрация моделей одежды с узорами.

Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.

 Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды

с узорами.

Исследование: «Узоры в истории нашего края».

 Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.

 Программа создания узоров на компьютере.

Тема: «Стратегии»

Примеры подтем:

 Игры с выигрышными стратегиями.

 Стратегии в играх.

Стратегии в спорте.

 Стратегии в компьютерных играх.

Стратегии в жизни (стратегии поведения).

 Боевые стратегии.

 Стратегии в древности.

 Стратегия в рекламе.

Примеры проектов:

Чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии».

Коллекция игр с выигрышными стратегиями.

Альбом со схемами сражений,

 

Тема: «Малые жанры устного народного творчества»

(пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)

Проекты:

 Создание сборника пословиц и поговорок.

Создание сборника побасенок.

Создание сборника загадок.

 Викторина.

Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Тема: «Сказки»

Проекты:

Создание сборника сказок об одном из животных (зайце,

лисе, медведе, волке).

Герои сказок в лепке.

Герои сказок в рисунках.

Создание костюмов для сказочных персонажей.

Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.

Создание собственных сказок.

Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».

Тема: «Произведения русских поэтов XIX в.»

Проекты:

Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, ле_

то знойное», «Унылая пора! Очей очарованье!».

Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.

Создание сборника стихов русских поэтов XIX в.

Тема: «Былины»

Проекты:

Организация выставки книг.

Создание сборника былин.

Подготовка аудиоальбома.

Тема: «Любимые писатели, герои, произведения»

Проекты:

Подготовка к параду живых героев.

Викторина по произведениям любимых писателей.

Драматизация лучших фрагментов книг.

Создание сборника любимых произведений.

«Путешествие в прошлое»

Исследование истории и значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений; история общеупотребительных слов, имен, фамилий. Возможна организация проектной деятельности по отдельным темам, например:

проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина»;

проект «Что значат наши имена»;

 проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям

устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем

пользоваться).

История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц.

Проектная и поисковая деятельность учащихся:

проект «Улицы нашего города» (установление истории

названия);

проект «Почему река (озеро, город, село, деревня) назы_

вается именно так».

Составление Толкового словарика

Игровая форма «А я узнал, что…»: учащиеся ведут общий

классный словарик, в который записывают толкование слов,

значение, которых они раньше не знали, но посмотрели толковом словарике и теперь знают.

  

Примерные темы исследовательских работ младших школьников :

«Цветок дождей»,

«Гиацинт»,

«Выгонка нарциссов»,

 «Гиппеаструм»,

«Наблюдение за шпорцевой лягушкой»,

 «Мое удивительное знакомство с репчатым луком»,

«Условия прорастания семян»,

«Любимое травянистое растение хомячка Персика»,

 «Выращивание бабочки в комнатных условиях».

 

Объект исследования: семейная культура

Объект исследования: игры народов России и мира

Объект исследования: организм человека

Объект исследования: деятельность человека в природе

Объект исследования: объекты и явления природы

Объект исследования: великие люди России и мира

Моя семья:

рассказ о своей семье

все профессии нужны, все профессии важны

увлечения членов моей семьи

как мы отдыхаем

выставка творческих работ детей и членов их семей

презентация “у нас живет…”

Мои сверстники:

рассказ о друге, фотография, рисунок

телефон, адрес – как связаться с другом, приглашение на день рождения, подарок другу, пожелания другу

мой день рождения (пожелания мне, мое заветное желание)

моя записная книжка

анкета для друзей (что я хотел бы узнать у друга)

Мой дом, моя улица…

адрес, индекс (зачем нужен индекс), телефон

что я знаю о своей улице (путешествие в историю)

что находится на моей улице, рядом с домом

красивые уголки моего двора, улицы (прекрасное рядом)

Моя школа:

что я узнал о школе

школьный двор (прекрасное рядом)

кто работает в школе (профессии, люди)

моя школьная жизнь

школьные товарищи (телефоны друзей и адреса)

Округ:

в каком округе мы живем

что есть в нашем округе

куда можно пойти отдохнуть

где можно заниматься спортом или творчеством

прекрасное рядом (фотоконкурс)

Мой родной город:

город в котором я живу (конкурс рисунков)

Что я знаю о Москве (история города)

конкурс рисунков и иллюстраций “Древняя Москва”

фотоконкурс “прекрасное рядом”

чем может гордиться наш город (из истории войн)

Москва спортивная

Москва театральная

музеи и выставки Москвы

Москва музыкальная

экскурсии по городу

Москва – столица Российской Федерации

Москва на карте России

пути сообщения с другими городами

роль столицы в жизни государства

конституция

конвенция о правах ребенка

Путешествия по России

летний отдых

экскурсии в другие города

Зарубежье:

наши соседи

Как изменилась политическая карта за последние 15 лет

Россия на карте мира

иллюстрированный рассказ о путешествии

Песни, стихи и произведения о Родине

* литературные чтения

                                    Индивидуальные проекты

Формы деятельности:

сбор информации

эксперимент

систематизация и структуризация информации

исследование

оформление работы

фото и видео зарисовки

интервьюирование

наблюдения

презентация

практическое применение новых знаний

публичное выступление

 

 

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

 

Содержание работы:

наблюдение

сбор информации

исследование

обработка собранной информации

подготовка аналитической справки

создание фотоальбома

творческие работы

видеозарисовки

фотозарисовки

живая газета – как вариант промежуточного отчета

конкурс семейных презентаций

публичное выступление

экскурсии

подготовка отзывов, докладов, рефератов

самостоятельная работа с книгой

просмотр кинофильмов для детей об истории нашей Родины

индивидуальная проектная деятельность

 

 Проекты отличаются друг от друга:

 результатом:

•         поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы,макеты, модели);

•         мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод );

•         индивидуальная деятельность (получаемый продукт —результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия    могут быть объединены в коллективный продукт(например, выставка работ учащихся);

•         работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, под_

            готовка конкурсов и викторин);

•         коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-_либо специализации);

 

Мониторинг учебно-исследовательской деятельности по систематизации информации

 

«Живая природа» -объект, область исследования- «Зоология»:

1.Где живет?

2.Чем питается?

3.Основные особенности:

•         тип животного;

•         класс;

•         семейство;

•         род

•         вид

4.Поведение.

5.Кто главные враги.

Человек

1.Общая характеристика личности выдающегося человека.

2.Где и когда родился?

3.Характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение).

4.Где провел жизнь.

5.Первые серьезные работы.

6.Основные достижения и результаты деятельности.

7.Основные работы о нем.

8.Как к нему относились современники.

9.Как к нему относятся в наше время.

Планеты

1.Перечень планет.

2.Происхождение названия.

3.Общая характеристика каждой:

•         размеры;

•         удаленность;

•         время обращения вокруг Солнца;

•         удаленность от Солнца;

4.Исследования планеты людьми.

5.Условия на планете.

Озера

1.Название крупнейших озер.

2.Их географическое положение.

3.Климатические условия.

4.Основные характеристики:

•         размеры;

•         форма

•          пресные или соленые.

5.животный и растительный мир этих озер.

6.Какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности.

7.Характеристика экологической ситуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по проектной деятельности 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по проектной деятельности  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа "ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания....