Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе
методическая разработка (2 класс) на тему

Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

 профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА

По курсам повышения квалификации по ИОЧ ВБ,

 «Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках

 литературного чтения и во внеурочной деятельности»

на тему:

  «Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе».

(25.05. – 29.05.2015 г.)

                                 

Выполнила:

Щепалина Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «ЦО» п.Варламово

м.р. Сызранский

Самара  -  2015.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

В. Осеева «Хорошее»

1.  Щепалина Наталья Юрьевна

2.  ГБОУ СОШ «ЦО» п.Варламово  м.р.Сызранский

3.  Учитель начальных классов

4.  Литературное чтение

5.  2 класс

6.  В Осеева «Хорошее», 1 урок

7.  Учебник «Литературное чтение» 2 класс Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2014

8. Цель урока:

-Познакомить с рассказом В. Осеевой «Хорошее»;

-Формировать умения выделять главную мысль произведения;

-Давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.

9.Задачи урока:

Обучающие:

-развивать навыки правильного и осознанного чтения;

-создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Развивающие:

-развивать интерес к чтению;

-учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

-формировать коммуникативные навыки работы в группах;

-формировать умение составлять характеристику героя;

Воспитательные:

-воспитывать нравственные качества ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям.

10. Тип урока: работа с художественным текстом

11. Формы работы учащихся: фронтальная и групповая работа

12. Необходимое техническое оборудование:

        Для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки, мультимедийный проектор;

Для учащихся – учебник,  письменные принадлежности

13.Структура и ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой

       Дети произносят  хором .

Мы сюда пришли учиться, 
Не лениться, а трудиться. 
Работаем старательно, 
Слушаем внимательно

2. Речевая разминка: Работа с пословицами.

У: Прочитайте пословицы про себя, шепотом, вполголоса:

•        Не мил и свет, когда друга нет.

•        Добрый человек в добре проживет век.

Вопрос: К какому разделу нашего учебника можно отнести данные пословицы? («Я и мои друзья»)

: Мы с вами прочитали несколько рассказов из данного раздела.

– Что объединяет все эти рассказы?

3.Актуализация знаний.

 

Ученики работают в группах: По разделу называют  изученные произведения, называют и те основные качества человека, на которые авторы обращают внимание детей.

Учитель на доске заполняет «Бортовой журнал»:

Название произведения

Основные качества

«Анна, не грусти»
«Два пирожных»
«Волшебное слово»
«Хорошее»

Умение сопереживать
Вовремя прийти на помощь
Вежливость, доброта
???

У: Сегодня мы будем читать еще один рассказ с очень приятным названием. Откройте учебники. Что это за рассказ? («Хорошее»)

Учитель дописывает название в «Бортовой журнал»

У: Как вы думаете, о чем может говориться в этом рассказе? (Дети выдвигают гипотезы, посовещавшись в группах. Гипотезы оформляются как «Дерево предсказаний».)

  1. Первичное восприятие. Чтение рассказа уч-ся.

Заполнение таблицы «Верные и неверные утверждения.»

+

-

Мальчика из рассказа «Хорошее» звали Юра.

У Юры жила собака по имени Шарик.

Сестренка попросила брата убрать посуду.

Юра дал водички собаке.

2. Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу. Работа в группах.

Использование приёма  «Толстый и тонкий вопросы»  Таблица 2

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Какой это рассказ – веселый или грустный?

Как зовут главного героя ?

Каким вы себе     представляете мальчика?

Какое отношение к Юре у вас появилось?

Как же получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

Что бы вы посоветовали Юре?

3.(Исследовательская работа по тексту проводится в парах. После прочтения дети самостоятельно должны отметить в тексте, о чем мечтал Юра.))

Вопросы:

  • Хорошие ли были мечты у Юры? Хотел ли он что-то сделать для себя? Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Что такое «героический»? Кто такой герой?
  • Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле?(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
  • В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
  • Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра?
  • Хотели бы вы иметь такого друга как Юра?

4. Заполнение кластеров по группам и обмен мнениями

http://festival.1september.ru/articles/588442/2.gif

5. Обобщение по теме

  • Как автор относится к своему герою? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте. (Работа в парах: обсуждение пословицы к рассказу)

Творческое задание:

У: Сейчас мы будем с вами читать этот рассказ по ролям.

  • Сколько действующих лиц в рассказе?
  • Давайте возьмем карандаши и отметим слова автора. Как их надо читать? (спокойно)
  • С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?
  • Слова Юры мы будем одинаково читать?
  • Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно)
  • А слова, обращенные к сестре, няне, собаке? (грубо)

Дети распределяют в группах роли и готовятся. Затем одна группа афиширует.

III. Стадия рефлексии.

1. Итог урока

У: Сегодня мы познакомились еще с одним рассказом В. Осеевой.

  • Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?
  • Давайте вернемся к нашему дереву предсказаний. Оправдались ли ваши предположения?
  • На какие же качества человека хотел обратить ваше внимание автор? (дозаполнение бортового журнала)

2. Самооценка по шкале активности с комментированием командиров групп.

3. Домашнее задание

  • Выразительное чтение произведения В. Осеевой «Хорошее» стр. 93-95.
  • Подобрать 2-3 пословицы к данному произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"

Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе при изучении жанра «сказка»

Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....

Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»

Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили б...

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд ...