Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе
методическая разработка (2 класс) на тему
Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА
По курсам повышения квалификации по ИОЧ ВБ,
«Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках
литературного чтения и во внеурочной деятельности»
на тему:
«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе».
(25.05. – 29.05.2015 г.)
Выполнила:
Щепалина Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ «ЦО» п.Варламово
м.р. Сызранский
Самара - 2015.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
В. Осеева «Хорошее»
1. Щепалина Наталья Юрьевна
2. ГБОУ СОШ «ЦО» п.Варламово м.р.Сызранский
3. Учитель начальных классов
4. Литературное чтение
5. 2 класс
6. В Осеева «Хорошее», 1 урок
7. Учебник «Литературное чтение» 2 класс Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2014
8. Цель урока:
-Познакомить с рассказом В. Осеевой «Хорошее»;
-Формировать умения выделять главную мысль произведения;
-Давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.
9.Задачи урока:
Обучающие:
-развивать навыки правильного и осознанного чтения;
-создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Развивающие:
-развивать интерес к чтению;
-учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
-формировать коммуникативные навыки работы в группах;
-формировать умение составлять характеристику героя;
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям.
10. Тип урока: работа с художественным текстом
11. Формы работы учащихся: фронтальная и групповая работа
12. Необходимое техническое оборудование:
Для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки, мультимедийный проектор;
Для учащихся – учебник, письменные принадлежности
13.Структура и ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
Дети произносят хором .
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Речевая разминка: Работа с пословицами.
У: Прочитайте пословицы про себя, шепотом, вполголоса:
• Не мил и свет, когда друга нет.
• Добрый человек в добре проживет век.
Вопрос: К какому разделу нашего учебника можно отнести данные пословицы? («Я и мои друзья»)
: Мы с вами прочитали несколько рассказов из данного раздела.
– Что объединяет все эти рассказы?
3.Актуализация знаний.
Ученики работают в группах: По разделу называют изученные произведения, называют и те основные качества человека, на которые авторы обращают внимание детей.
Учитель на доске заполняет «Бортовой журнал»:
Название произведения | Основные качества |
«Анна, не грусти» | Умение сопереживать |
У: Сегодня мы будем читать еще один рассказ с очень приятным названием. Откройте учебники. Что это за рассказ? («Хорошее»)
Учитель дописывает название в «Бортовой журнал»
У: Как вы думаете, о чем может говориться в этом рассказе? (Дети выдвигают гипотезы, посовещавшись в группах. Гипотезы оформляются как «Дерево предсказаний».)
- Первичное восприятие. Чтение рассказа уч-ся.
Заполнение таблицы «Верные и неверные утверждения.»
+ | - | |
Мальчика из рассказа «Хорошее» звали Юра. | ||
У Юры жила собака по имени Шарик. | ||
Сестренка попросила брата убрать посуду. | ||
Юра дал водички собаке. |
2. Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу. Работа в группах.
Использование приёма «Толстый и тонкий вопросы» Таблица 2
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Какой это рассказ – веселый или грустный? Как зовут главного героя ? Каким вы себе представляете мальчика? | Какое отношение к Юре у вас появилось? Как же получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? Что бы вы посоветовали Юре? |
3.(Исследовательская работа по тексту проводится в парах. После прочтения дети самостоятельно должны отметить в тексте, о чем мечтал Юра.))
Вопросы:
- Хорошие ли были мечты у Юры? Хотел ли он что-то сделать для себя? Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Что такое «героический»? Кто такой герой?
- Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле?(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
- Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра?
- Хотели бы вы иметь такого друга как Юра?
4. Заполнение кластеров по группам и обмен мнениями
5. Обобщение по теме
- Как автор относится к своему герою? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте. (Работа в парах: обсуждение пословицы к рассказу)
Творческое задание:
У: Сейчас мы будем с вами читать этот рассказ по ролям.
- Сколько действующих лиц в рассказе?
- Давайте возьмем карандаши и отметим слова автора. Как их надо читать? (спокойно)
- С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?
- Слова Юры мы будем одинаково читать?
- Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно)
- А слова, обращенные к сестре, няне, собаке? (грубо)
Дети распределяют в группах роли и готовятся. Затем одна группа афиширует.
III. Стадия рефлексии.
1. Итог урока
У: Сегодня мы познакомились еще с одним рассказом В. Осеевой.
- Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?
- Давайте вернемся к нашему дереву предсказаний. Оправдались ли ваши предположения?
- На какие же качества человека хотел обратить ваше внимание автор? (дозаполнение бортового журнала)
2. Самооценка по шкале активности с комментированием командиров групп.
3. Домашнее задание
- Выразительное чтение произведения В. Осеевой «Хорошее» стр. 93-95.
- Подобрать 2-3 пословицы к данному произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании
Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...
Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"
Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе при изучении жанра «сказка»
Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....
Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»
Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...
«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)
Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на группы по интере...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»
Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили б...
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд ...