Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Также использован прием работы с живописью _ образ и мысль. При подаче домашнего задания применена уровневая дифференциация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по теме: «Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе».
На курсах повышения квалификации по ИОЧ,
вариантный блок
«Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках
литературного чтения и во внеурочной деятельности»
(23.09. – 27.09.2013 г.)
Выполнила:
Атаманова Светлана Юрьевна
Учитель начальных классов
Первомайского филиала
ГБОУ СОШ с.Подбельск
М.р. Похвистневский
Самара - 2013.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
В. Осеева «Волшебное слово»
1. Атаманова Светлана Юрьевна
2. Первомайский филиал ГБОУ СОШ с.Подбельск
3. Учитель начальных классов
4. Литературное чтение
5. 2 класс
6. В Осеева «Волшебное слово», 1 урок
7. Учебник «Литературное чтение» 2 класс Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2012
8. Цель урока:
создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом.
9. Задачи урока:
- показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
- развивать интерес к чтению;
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- формировать коммуникативные навыки работы в группах;
- воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;
- воспитание любви и уважения в семье.
10. Тип урока: работа с художественным текстом
11. Формы работы учащихся: фронтальная и групповая работа
12. Необходимое техническое оборудование:
Для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки, мультимедийный проектор;
Для учащихся – учебник, письменные принадлежности
13.Структура и ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
Дети читают хором (слайд):
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?
- Проверка домашнего задания.
- Ребята, что вы готовили к уроку дома?
Дети рассказывают отрывки. Делятся впечатлениями о прочитанном.
Слайды. «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Хорошее», «Кто всех глупее», «Обидчики».
– Что объединяет все эти рассказы?
- Работа по теме урока
Стадия вызова
Предлагается синквейн без первой строчки
Слайд.
----------- (уважение)
воспитанный, внимательный, вежливый
помогает, заботится, радует
Он доброжелателен к окружающим.
Человек.
Вопрос:
– Определите первое слово синквейна.
– О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
– Как человек может показать, что он уважает другого?
– Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»?
Слайд. В. Осеева «Волшебное слово».
- Ребята, сегодня к уроку мы получили письмо:
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их читать за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогало, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать». В Осеева.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Осеевой.
– Прочитайте, как он называется.
Прогнозирование. – О чем может быть рассказ с таким названием?
Дети говорят свои предложения.
– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
- Физминутка
- Восприятие нового
Работа с живописью
Слайд. Иллюстрации к рассказу (из учебника).
- Кто изображен на иллюстрации?
- Как выглядят герои? (Обратите внимание на выражение лица мальчика.)
- Что можно сказать о них?
- Как вы думаете, что произошло между ними? Что их объединяет?
Стадия осмысления
Чтение с остановками
Фрагмент 1
Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения.
(По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь).
Вопросы по осмыслению текста:
– Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?
– Какое у него было настроение?
Выборочное чтение.
– Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.
– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой?
– С бабушкой?
– С братом?
Заполнение кластера.
– Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.
Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал Павлику старик?
Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой»
Вопросы по осмыслению:
– О чем Павлик узнал от старика?
Слайд «Волшебное слово»
– Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика?
– Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными?
– Какое волшебное слово говорил Павлик?
Слайд «Пожалуйста»
– Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста».
– Какие ещё вежливые слова вы знаете?
Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день.
Работа в группах.
– Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.
– Какие правила общения в группе нужно соблюдать?
Задания (работа с вопросами учебника – с.92.)
Группа 1. Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным?
Группа 2. Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы?
Группа 3. Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?
- Итог урока
- Какова главная мысль рассказа?
Слайд Справа налево. (проверка)
. тичу и урбод кеволеч йырбоД
. кев тёвижорп ербод в кеволеч йырбоД
Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.
Добрый человек ... ... потом - говори.
Сначала думай... ...добром и платят.
Вырасти вырос... ...добру и учит.
Век живи… …а ума не вынес
За добро... ...век учись.
- Кто справился со всеми заданиями?
- Рефлексия
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?
Чтение на доске:
Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.
– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «светофорчиков».
- Зеленые «огоньки» – я уважителен и доброжелателен к людям,
- Желтые «огоньки» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
- Красные «огоньки» – мне трудно быть уважительным и вежливым.
Не забывайте, пожалуйста, употреблять вежливые слова в общении со взрослыми, со сверстниками и вообще в жизни. Не забывайте здороваться! Будьте добрыми, хорошими и обязательно всегда улыбайтесь!
- Домашнее задание
– Какое задание вы предложили бы выполнить дома?
На доске: стр. 100-103 по ролям.
Стр. 104-105, вопросы( по желанию).
Закончить кластер
14. Таблица «Технологии, используемые на уроке»
№ | Этап урока | Название технологии | Время (в мин.) |
1 | Орг.момент. Психологический настрой | 2 мин | |
2 | Проверка д/з | 3-5 мин | |
3 | Работа по теме урока Стадия вызова Прогнозирование Восприятие нового Стадия осмысления Работа в группах | Технология развития критического мышления - синквейн Работа с живописью Технология «Образ и мысль» ТРКМ - чтение с остановками - кластеры | 5 мин 1-2 мин 3-4 мин 7 мин 3 мин 5 мин |
4 | Итог урока | 5 мин | |
5 | Рефлексия | 3 мин | |
6 | Д/з | Уровневая дифференциация | 1-2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании
Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе при изучении жанра «сказка»
Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....
Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»
Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...
Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе
Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе...
«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)
Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на группы по интере...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»
Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили б...
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд ...