Система работы по использованию средств ИКТ в начальной школе.
статья по теме
В новом тысячелетии мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, которое предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к компетентности учителя. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть ИКТ технологиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). В новом тысячелетии мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, которое предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к компетентности учителя. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть ИКТ технологиями. Главная цель их внедрения – появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
• организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;
• повысить качество усвоения материала;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
• развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
• овладевать практическими способами работы с информацией,
• перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное – незабываемым, поэтому современный учитель должен быть «ИКТ» - компетентен: владеть основными инструментами пользователя компьютера; мультимедийными информационными источниками; инструментами коммуникации; ИКТ – средствами. Информационная компетентность находит своё отражение в учебно-воспитательном процессе начальной школы, поскольку обучение на этой ступени – это фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека.
Использование ИКТ более полно развивает у учащихся творческие способности и навыки исследовательской деятельности, учит ребят работать с информацией, развивает коммуникативные умения, приобщает обучающихся к достижениям информационного общества. Уроки с использованием ИКТ могут стать привычными для учащихся начальной школы, а для учителей - нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы могут быть самыми разными (они представлены на экране): использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.); введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников; проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, что способствует значительному повышению качества образования. На своих уроках я использую ИКТ в форме презентаций, переработанных и адаптированных для своего класса, а также созданных мною, на любом этапе урока: для определения темы и постановки учебных задач, при работе над новым материалом, для закрепления, на этапе рефлексии и т.д. Презентации помогают вовлечь ребят в дискуссию, заочно посетить музеи, выставки, побывать на встрече с писателями; с помощью презентаций можно организовать разные виды деятельности: работа в парах, группах, индивидуальная работа.
Одна из главных задач образования – это развитие творческих способностей ребенка. Оно зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда задания отличаются наглядностью, яркостью, вызывают у ребят положительные эмоции. Считаю, что использование на уроках презентаций, мультимедиа, тестирующих программ помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. А ведь взрослые могут стать активными участниками образовательного процесса, например, помогать ребёнку находить интересный материал к уроку, оказывать помощь в выполнении проектов, готовить презентации по различной тематике, итоговый материал о жизни класса.
Так же я использую ИКТ во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, праздников и родительских собраний. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. И решить эту задачу помогает внедрение ИКТ в образовательный процесс. Сегодня для учителя компьютер – это уже не роскошь – это необходимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по использованию средств ИКТ в начальной школе.
В век информационных технологий роль использования компьютера в образовательном процессе возрастает. Перед учителем стоит важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся ...
Система работы над текстовыми арифметическими задачами в начальной школе.
Мастер-класс. Метод проектирования. "Зеркало прогрессивных преобразований"...
Система работы по повышению орфографической зоркости учащихся начальной школы
Данная работа полезна учителям начальной школы. В статье приведены тренировочные упражнения и задания по повышению грамотности письма учащихся начальной школы....
Проект Система работы над текстовыми арифметическими задачами в начальной школе
Цель проекта:создать условия для формированияспособов решения учебных задач. Задачи:1.Освоение методов развития компонентов учебной деятельности (мотивация, учебная задача, учебные о...
Система работы классного руководителя с родителями в начальной школе
В материале представлен опыт работы учителя начальных классов по эффективной организации сотрудничества и расширению возможностей для позитивного общения с семьей, реализации планов при организации и ...
Система работы по применению проектных технологий. (УМК "Начальная школа 21 века)
Описание системы работы по примению проектных технологий в рамках УМК "Начальная школа 21 века"...
Учебно-методического материала «СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
Начиная с 1 класса перед каждым учителем стоит одна из важнейших задач – научить детей красиво говорить, грамотно писать, безошибочно считать. Работа над ошибками начинается не тогда, когда...