Система работы по использованию средств ИКТ в начальной школе.
статья по теме

Камбарова Ирина Михайловна

В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, которое  предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к компетентности учителя.  Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть ИКТ технологиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

        «Скажи мне - и я забуду.   Покажи мне, я смогу запомнить.   Позволь мне это сделать самому, и это станет моим    навсегда».         Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, которое  предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к компетентности учителя.   Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть ИКТ технологиями. Главная цель их внедрения  – появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет:              

• организовать одновременно детей, обладающих  различными  возможностями и способностями;  

•  активизировать познавательную деятельность учащихся;

•    индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;

•    повысить качество усвоения материала;

•    осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

•    проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

•    развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, 

•    овладевать практическими способами работы с информацией, 

 •  перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.             

Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное – незабываемым, поэтому современный учитель должен быть «ИКТ» - компетентен:    владеть основными инструментами пользователя компьютера;    мультимедийными информационными источниками;  инструментами коммуникации;    ИКТ – средствами.          Информационная компетентность находит своё отражение в учебно-воспитательном процессе начальной школы, поскольку обучение на этой ступени – это фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека.        

Использование ИКТ более полно развивает у учащихся творческие способности и навыки исследовательской деятельности, учит ребят работать с информацией, развивает коммуникативные умения, приобщает обучающихся к достижениям информационного общества.           Уроки с использованием ИКТ могут стать привычными для учащихся начальной школы, а для учителей - нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в  школе.          Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы могут быть самыми разными (они представлены на экране):     использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);   введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;   проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).      

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, что способствует значительному повышению   качества образования.         На своих уроках я использую ИКТ в форме презентаций, переработанных и адаптированных для своего класса, а также созданных мною, на любом этапе урока: для определения темы  и постановки учебных задач, при работе над новым материалом, для закрепления, на этапе рефлексии и т.д.  Презентации помогают вовлечь ребят в дискуссию, заочно посетить музеи, выставки, побывать на встрече с писателями; с помощью презентаций можно организовать разные виды деятельности: работа в парах, группах, индивидуальная работа.          

 Одна из главных задач образования – это развитие творческих способностей ребенка. Оно зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда задания отличаются наглядностью, яркостью, вызывают у ребят положительные эмоции.            Считаю, что использование на уроках презентаций, мультимедиа, тестирующих программ помогают решить следующие дидактические задачи: 

•    усвоить базовые знания по предмету; 

•    систематизировать усвоенные знания; 

•    сформировать навыки самоконтроля; 

•    сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности; 

•    оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.          

  Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. А ведь взрослые могут стать активными участниками образовательного процесса, например, помогать ребёнку находить интересный материал к уроку, оказывать помощь в выполнении  проектов, готовить презентации по различной тематике, итоговый материал о жизни класса.

 Так же я использую ИКТ во внеурочной деятельности,  при  проведении классных часов, праздников и родительских собраний.            Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. И решить эту задачу помогает внедрение ИКТ в образовательный процесс. Сегодня для учителя компьютер – это уже не роскошь – это необходимость.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по использованию средств ИКТ в начальной школе.

В век информационных технологий роль использования компьютера в образовательном процессе возрастает. Перед учителем стоит важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся ...

Система работы над текстовыми арифметическими задачами в начальной школе.

Мастер-класс.  Метод проектирования. "Зеркало прогрессивных преобразований"...

Система работы по повышению орфографической зоркости учащихся начальной школы

Данная работа полезна учителям начальной школы. В статье приведены тренировочные упражнения и задания по повышению грамотности письма учащихся начальной школы....

Проект Система работы над текстовыми арифметическими задачами в начальной школе

Цель проекта:создать условия для формированияспособов решения учебных задач.   Задачи:1.Освоение методов развития компонентов учебной деятельности  (мотивация, учебная задача, учебные о...

Система работы классного руководителя с родителями в начальной школе

В материале представлен опыт работы учителя начальных классов по эффективной организации сотрудничества и расширению возможностей для позитивного общения с семьей, реализации планов при организации и ...

Система работы по применению проектных технологий. (УМК "Начальная школа 21 века)

Описание системы  работы по примению проектных технологий в рамках УМК "Начальная школа 21 века"...

Учебно-методического материала «СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

Начиная с 1 класса перед каждым учителем стоит одна из важнейших задач – научить детей красиво говорить, грамотно писать, безошибочно считать. Работа над ошибками начинается не тогда, когда...