Система работы по повышению орфографической зоркости учащихся начальной школы
статья на тему
Данная работа полезна учителям начальной школы. В статье приведены тренировочные упражнения и задания по повышению грамотности письма учащихся начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №60 г.о.Тольятти Самарской области
Система работы по повышению орфографической зоркости учащихся начальной школы
Автор матерниала: учитель начальных классов
Логунова Елена Александровна
Тольятти, 2015
Содержание
1. Введение
2. Развитие орфографической зоркости через использование тренировочных упражнений.
3. Тренировочные задания 2 класс
4. Тренировочные задания 3-4 классы
5.Заключительная часть
6. Используемая литература
Орфографическая грамотность закладывается в начальных классах. Сформированные в начальной школе навыки письма являются основой дальнейшей грамотности ученика.
На сегодняшний день обучение правописанию в начальных классах основывается на орфографических и пунктуационных правилах. Они изучаются, повторяются, демонстрируются на письме. Однако уровень грамотности оставляет желать лучшего.
Основная трудность усвоения орфографии заключается в противоречии между формулировкой правила и умением безошибочно писать слова на данное правило. Несмотря на большие усилия и затрату большого количества времени, продвижения в ЗУН по орфографии не ощущается.
Кроме того, значительная часть учащихся от урока к уроку не достигает обязательных результатов обучения орфографии, что приводит к увеличению пробелов от темы к теме.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, т.е.решение орфографической задачи. Однако это возможно при условии, если ученик видит объект применения орфограммы.
Поэтому, первым этапом решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при письме, т.е сознательно отнестись к письму.
Анализируя психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, прихожу к выводу, что на начальном этапе учащиеся опознают орфограмму, квалифицируют в результате оценкт их признаков, а на заключительном – определить орфографическую грамотность можно через одновременного нахождения интегрального образа-ориентира.
Проводя исследования в нашей школе, мы искали выход из создавшейся ситуации, отбирали упражнения и задания, которые чаще используются на уроке письма. Данные упражнения построены от простого к сложному, предполагая разные формы работы.
Например, объясняю данную орфограмму в начале урока, прописываю на доске несколько слов; ученики прочитывают слова, записывают в тетрадь, проговаривая по ходу урока, закрыв учебники; прошу детей вспомнить орфограмму, а 2-3 – записать слова на доске по памяти.
Это упражнение имеет как обучающее значение, так и развивающее. Используя объяснительно-иллюстративный метод обучения, обеспечиваю усвоение учащимися готовой информации. Данный вид работы тренирует память ребят, её объём увеличивается.
Учитывая, что тетради сдают на проверку ежедневно, в «новых» даю задание вспомнить вчерашние слова на заданную орфограмму. Использую репродуктивный метод, целью которого является: применять знания в знакомой учебной ситуации или по образцу. Хорошо в дальнейшем будет помниться то, что удалось припомнить самому ученику! Это упражнение рекомендую повторять через 2,3,4 дня, неделю.
Со «слабыми» учениками провожу комментированное письмо слов с чётким проговариванием и объяснением орфограммы. В это время более успешным даю задание: самим придумать 5-6 слов и записать в тетрадь или работать с учебником.
Использую на уроке письма конструирование предложений:
- слово на изучаемую букву будет главным членом предложения;
- слово будет второстепенным членом предложения.
При этом делаю упор на познаавтельные и воспитательные задачи, способствовать развитию эстетического вкуса учащихся. С этой целью использую картины природы с набором красочных прилагательных. Использую при этом частьично-поисковый метод, постепенно приобщая школьников к творческой деятельности.
В целях закрепления пройденной орфограммы, приобщения к творческой деятельности, даю следующие задания:
-составь 3-4 предложения, связанных по смыслу с заданными словами (1 класс);
- составь 5-6 предложений, связанных по смыслу с заданными словами, озаглавь текст (2 класс); слова записываю на доске;
- составь 7-8 предложений, связанных по смыслу, включив в каждое слово на заданную орфограмму (3-4класс); слова подбирают сами, на доске только название орфограммы;
- строго определяю тему, заголовок пишу на доске.
В целях отработки орфографической зоркости применяю контрольное списывание. Минус данной работы-скорость письма. Мои ученики носят по ½ тетради в линейку ежедневно, где ина скорость (3 минуты по В.Н.Зайцеву) проводим списывание. Тексты беру из книги «Родничок».
Включаю упражнения по развитию речи. Например, дать лексическое значение слову кешью или форте, объяснить, что это такое.
Работа с орфографическим словарём ведёт к запоминанию слов, повторению.
1. Выпиши 5 слов на заданную орфограмму.
2. Выбери 5-6 слов, запомни и запиши по памяти.
3. Игра «Кто больше запишет слов на правило –оро-?»
На современном этапе часто предлагаю учащимся тесты. Средства обучения самые доступные: доска, тетрадь ученика, тренажёры, плакаты, дидактические материалы. Контроль проходит через работу в парах, работу с консультантом.
Тренировочные задания (подчеркнуть, выбрать слова…)
2 класс. Закрепление темы:
1. «Разделительный мягкий знак»:
- бельём, картина, ягода, семья, яблоко, вьюга, народ, воробьи, топор, братья, молоток. Платье.
2. «Слова с удвоенными согласными»:
- группа, суббота, кросс. Анна, Рожина, земляника, грипп, антенна, огурец, троллейбус, герой, осенний, ягода, ранний, вдруг, телеграмма.
3. «Правописание звонких и глухих»:
- сторож, север, вкус, глаз, мороз, картина, столица, шкаф, лук, песок, орешки, рог.
4. «Правописание безударных гласных»:
- тропинка, орех, песок, овёс, гроза, гречиха, варенье, картина, огурец, город, весёлый, дорога, веснушки.
5. «Правописание безударных глачных, непроверяемых ударением»:
- месяц, близкий, четверг, ракета, верхушка, ковёр, помидор, показали, ребята. Солонка, овощи.
6. «Правописание непроизносимых согласных»:
- свистнул, сердце, ракета, солнце, грустный, потом, апрель, радостный, тростник.
7. «Разделительный твёрдый знак»:
- обдам, подъехал, обвал, съехал, свари л, объезд, облаял, съёмка.
8. «Мягкий знак после шипящих»:
- глушь, моль, мышь, ночь, тень, соль, дочь, роль, дичь, дверь, вещь, морковь, боль, полночь.
3-4 класс. Закрепление темы:
1. Безударные гласные в корне:
- подгонял, горизонт, застрелить, потом, оттянуть. сейчас, обхватить, библиотека.
2. Приставки и предлоги (в 2 столбика):
по классу безбилетник
с осины безводный
от реки въехать
без девочки доучить
без ошибки влететь
у гороха доходить
3. Разделительный ь и ъ: (в 2 столбика)
- вьюн, вьюга, объезд, подъём, бельё, перья, съезд, ручьи, воробьи.
4. Определение частей речи: (работу оформить в 3 столбика)
- ракета, пальто, горячий, русский, рассказ, молоток, написал, говорят, красный, посадить, учить, мелкие, лестница, затопить, богатый.
5. Падежи имён существительных: записать, указать склонение, падеж:
- без окна, у больницы, в городе, за завтраком, на осине, про солдата, про учителя, через завод, к машине, подле лагеря, через магазин, по колоде, по пшенице, к улице.
6. Падежи имён прилагательных:
- о новогодней ёлке, у искристого огня, о говорливом товарище, на ясном небе, под проливным дождём, о красном коне.
Стараюсь использовать произведения В.Бианки как развивающие упражнения.
Для начального общего образования в условиях модернизации приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения школьника учиться, развитие познавательных интересов и готовности обучения в среднем звене. Это потребность к самообразованию. Стараюсь при этом применять различные новые методики, способы и приёмы повышения грамотности детей, однако трудности в обучении письму испытывает в начальной школе каждый второй младший школьник, и эти проблемы усложняются в средних и старших классах.
Предложенная система тренировочных упражнений и заданий повысит грамотность ваших учеников, позволит выявить и определить наиболее оптимальные, имеющие высокий результативный показатель в процессе обучения детей.
Литература:
1. Зайцев В.Н. Как научиться быстро писать?// Народное образование.-1994, -№2,3
2. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск, 1994
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва, 1994
4. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. Учебное пособие. - Москва, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение орфографической зоркости учащихся начальной школы.
Данный материал, собранный мною , помогает учителю подготовиться к уроку....
Пути повышения орфографической грамотности учащихся начальной школы.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы...
Орфографическая зоркость учащихся начальной школы.
Общие сведения о выработке орфографической зоркости у учащихся начальной школы....
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы
Презентация дает перечень основных причин наличия орфографических ошибок и пути их коррекции....
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы.
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы....
Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»
Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....
Формирование орфографической зоркости учащихся начальной школы
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. Меня, как и всех учителей начальных классов, волнует проблема грамотного письма ...