Современные педагогические технологии. Принцип построения работы в парах.
презентация к уроку по теме
Методическая разработка содержит описание принципа построения работы в парах. В ней гооврится о тгом, что работа в парах начинает вводиться с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Специфика образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том, что у нас нет возможности делить детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития. В одном классе сидят сильные, слабые и средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы необходимо давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала). После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.rar | 830.77 КБ |
Предварительный просмотр:
(слайд 1)
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя.
(слайд 2) Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность обучающихся к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идет о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Предметные ЗУ и Н, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, т.к. они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребёнка.
Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов. Одну из таких современных педагогических технологий – применяют учителя школы в своей практике.
Особенность коммуникативной технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации.
(слайд 3) До 25% рабочего времени урока в учебном процессе занимает устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных. Именно здесь ученик остаётся один на один с учителем, отвечая перед ним за результаты своей личной работы, а класс остаётся вне игры. (слайд 4) Наиболее благоприятные условия для включения каждого обучающегося в активную работу на уроке создают формы работы, при организации которых, он не просто сидит на уроке, он мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Коллективные способы обучения создают условия живого непринужденного общения. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»… На уроках же коллективного обучения всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!
(слайд 5) И что особенно важно, форма работы в парах позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).
(слайд 6) Работа в парах начинает вводиться с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Специфика образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том, что у нас нет возможности делить детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития. В одном классе сидят сильные, слабые и средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы необходимо давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала). После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». (слайд 7) В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться, знакомство с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать.
(слайд 9) Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.
Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).
Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).
Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.)
Те вопросы, на которые обучающиеся не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.
Самостоятельная работа учащихся на уроке строится с использованием трех видов пар: (слайд 9) вариационной, динамической и статической.
(слайд 10) Вариационная пара - вариант коллективной работы в малой группе по 4 человека, каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы. (слайд 11) Первый такт - работа с рядом сидящим. Каждый опрашивает соседа устно по своей карточке. Партнеры задают друг другу вопросы, сличают ответы с записью на обороте карточки. Задачи и примеры решаются устно. Проверяющий следит за ходом решения по записи на обороте карточки. После взаимопроверки и взаимообучения партнеры меняются карточками. (слайд 12) Поворот к новому партнеру. Начинается второй такт - работа с одноклассником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает по карточке, по которой только что был проверен сам. На обороте имеется запись ответов на вопросы или ход решения задач и примеров. Так что каждый проверяющий вполне компетентен, может и проверить, и обучить. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнеру. (слайд 13)Третий такт - работа с прежним партнером, но по новой карточке. Работа завершается, как только вернулась своя карточка.
(слайд 14) Динамическая пара - это малая группа в 4 человека. Для работы объединяются обучающиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров. При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы.
(слайд 15) Статическая пара - совместная работа обучающихся, сидящих вместе за одной партой. Не следует навязывать партнера, можно лишь посоветовать или попросить помочь товарищу. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах. В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».
Каждый обучающийся получает возможность, на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Половина учащихся говорят одновременно. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. Успешно работают вместе и два сильных, и два слабых учащихся, и сильный со слабым, при условии взаимного расположения друг к другу.
(слайд 16) Приведу пример работы в статистической паре на своём уроке. Урок русского языка. 2 класс. Тема: Корень слова.
На доске слова:
Рука- ручонка, ручонка- ручей.
Ножонка-нож, ножонка-нога.
- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие - нет.
Когда дети готовы они поднимают руки домиком.
- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.
Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:
- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.
(слайд 17) Урок русского языка. 3 класс. Тема: Повторение. Правописание разделительного твёрдого и мягкого знака.
Выполняем упражнение 2. Рядом с упражнением изображён знак велосипеда с двумя сиденьями – работа в парах. Принцип выполнения работы тот-же.
Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются лишними, а какие - нет.
Когда дети готовы они поднимают руки домиком.
- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.
Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течении четырёх лет обучения в начальной школе.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
При работе парами обучающиеся приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии в моей работе
В материале коротко описаны педагогические технологии, которые я систематически использую в своей работе....
Современные педагогические технологии. Анализ воспитательной работы классного руководителя
Анализ воспитательной работы классного руководителя...
Из опыта работы. Применение современных педагогических технологий. Технология проектов.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая ставит глав...
Применение педагогических технологий при построении современного урока ( мастер-класс)
Использование пед.технологий на современном уроке...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
современные педагогические технологии (из опыта работы)
Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Урок остается основным элементом образовательного процесса. Основной целью мое...
Использование современных педагогических технологий (игровая технология) на уроке английского языка (из опыта работы)
В данной статье предлагаются варианты игр, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение ин...