Современные педагогические технологии в моей работе
материал по теме

Скударнова Любовь Александровна

В материале коротко описаны педагогические технологии, которые я систематически использую в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии  в практической профессиональной деятельности учителя Скударновой Л.А.

Современные образовательные технологии и/или методики

Цель использования технологий и/или методик

Описание внедрения

технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологий и/или методик

Проблемная технология

Создание под руководством учителя  активной самостоятельной деятельности учащихся  для творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительной деятельности учащихся.

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

-   учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-   сталкивает противоречия практической деятельности;

-   излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-   предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

-   побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

Учащиеся овладевают приемами поисковой и исследовательской работы, при которой будут вести самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применять и добывать знания.

Игровая технология

Цель ее  состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений.

Игровая деятельность выполняет такие функции:

-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-   коммуникативную: освоение диалектики общения;

-   самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.


В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

В развивающих играх  удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.


Информационные технологии


















Формирование умений работы с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Обеспечение активности учебного процесса.

Достижение высокого уровня усвоения содержания.











Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I  - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II  - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III  - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).










Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

 Подготовка личности «информационного общества».

Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

 Диалоговый характер обучения.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект — субъект, объект - субъект.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

 Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером

Групповые технологии

Обеспечение активности учебного процесса.

Достижение высокого уровня усвоения содержания.

Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и представить найденный совместно результат.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Такой способ организации работы оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

-   организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

-   распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

-   коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

-   обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения;  проблемы;

-   взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

-   рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности Н.Н.Светловской

-формирование личностного и ценностного отношения к чтению;

- развитие речи учащихся, внимания, интеллекта;

установление связи с жизненным опытом ребёнка;

-подведение учащихся к  анализу любого вида текста.

- работа с текстом до чтения – развитие антиципации (предположение);

- работа с текстом во время чтения – понимание текста на уровне содержания (диалог с автором, словарная работа, сравнение содержания текста со своими предположениями);

-  работа с текстом после чтения – понимание текста на уровне смысла.

- правильная читательская деятельность формирует эмоциональную сферу ребёнка, воображение, осмысление и развитие речи;

-формируется быстрое, безошибочное и осознанное чтение;

- использование повествовательного эквивалента учит ребёнка давать полный развёрнутый ответ.

Технология проблемно-диалогического обучения Мельниковой Е.Л.

- помогает самостоятельно открывать знания с помощью побуждающего и подводящего диалога;

 - учит постановке учебной проблемы и поиску её решения;

- творческое усвоение знаний с помощью диалога.

- создание учителем  проблемной ситуации, формулирование проблемы;

-  подведение  к осознанию противоречий;

- формирование учащимися проблемы;

- поиск решения с выдвижением гипотез;

-актуализация знаний и открытие нового знания.

 

- формируется познавательная мотивация, интерес к предмету;

 - интенсивно идёт развитие речи учащихся;

- нет пассивных учащихся, все выражают свои мысли; не боятся этого делать;

- появляется удивление – начинает работать мышление.

Здоровьесберегающие технологии В.А.Ковалько

- направлены на обеспечение психического  и физического здоровья учащихся;

-на снятие мышечного напряжения и усталости;

- на рациональную организацию урока;

- пропаганду здорового образа жизни;

- формирование правильной осанки;

- улучшение психологического климата в классе.

- использование физминуток для снятия утомляемости и мышечного напряжения;

- использование упражнений для формирования правильной осанки, зрения, мышц рук и ног, правильного дыхания;

- контролирование  объёма учебной нагрузки;

- дополнительные спортивные занятия, прогулки на свежем воздухе;

- использование регулирующих парт;

- установление бестеневого освещения;

- проведение регулярных влажных  уборок классной комнаты  и проветривание;

-  контроль  правильной посадки   и уровнем расстояния от глаз до тетради;

- обеспечение  горячим питанием всех учащихся(100%).

- предотвращает мышечную усталость;

- повышает мотивацию к учебной работе;

- снижает уровень заболеваемости и улучшает психологический климат в классе;

 - физминутки результативно  влияют на деятельность мозга;

- активизируют сердечно-сосудистую  и дыхательную системы;

- улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Гуманно-личностные технологии Ш.А.Амонашвили

-создание условий для раскрытия личности учащихся, для проявления познавательной активности;

- изучение личности ребёнка для воспитания целостного человека культуры;

- расширение знаний учащихся в сотрудничестве с учителем;

- преобразования личного опыта ребёнка;

- отказ от авторитарного общения с детьми.

-индивидуальный подход к учащимся, изучение личности ребёнка;

-предоставление  разноуровневых задания и  заданий поисково – творческого характера;

- демократический стиль общения с ребёнком;

- использование альтернативных образов сквозных героев;

- стимулирование учащихся к высказыванию, без боязни ошибиться;

- создание тёплой атмосферы в классе;

- использование проблемных творческих задач.

–умение учиться, быть самостоятельными;

- получать знания в процессе поисковой – творческой деятельности;

- формирование познавательного интереса к обучению;

- формируется личность, способная к саморазвитию и самоизменению;

- формируется личность, обладающая интеллектом и высоким уровнем культуры;

- личность, имеющая право выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии. Принцип построения работы в парах.

Методическая разработка содержит описание принципа построения работы в парах. В ней гооврится о тгом, что работа в парах начинает вводиться с первого класса. В качестве подготовительной работы на урок...

Из опыта работы. Применение современных педагогических технологий. Технология проектов.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования -  переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая ставит глав...

Реализация современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности

Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.   Дело в т...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

современные педагогические технологии (из опыта работы)

Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Урок остается основным элементом образовательного процесса. Основной целью мое...

Реализация современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности.

         Философской основой работы  для себя  определяю технологию личностно-ориентированного обучения. Личностно - ориентированное обучение- это способ орга...