Современные педагогические технологии в моей работе
материал по теме
В материале коротко описаны педагогические технологии, которые я систематически использую в своей работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии в практической профессиональной деятельности учителя Скударновой Л.А.
Современные образовательные технологии и/или методики | Цель использования технологий и/или методик | Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности | Результат использования технологий и/или методик |
Проблемная технология | Создание под руководством учителя активной самостоятельной деятельности учащихся для творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительной деятельности учащихся. | Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Методические приемы создания проблемных ситуаций: - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания. | Учащиеся овладевают приемами поисковой и исследовательской работы, при которой будут вести самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применять и добывать знания. |
Игровая технология | Цель ее состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Игровая деятельность выполняет такие функции: - развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативную: освоение диалектики общения; - самореализации в игре как полигоне человеческой практики; - игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. | В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы. | В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. |
Информационные технологии | Формирование умений работы с информацией, развитие коммуникативных способностей. Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Обеспечение активности учебного процесса. Достижение высокого уровня усвоения содержания. | Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах: I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). | Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. Подготовка личности «информационного общества». Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить. Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка. Диалоговый характер обучения. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект — субъект, объект - субъект. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером |
Групповые технологии | Обеспечение активности учебного процесса. Достижение высокого уровня усвоения содержания. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. | Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и представить найденный совместно результат. Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. | Такой способ организации работы оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: - взаимное обогащение учащихся в группе; - организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; - распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта); - коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; - обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы; - взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность; - рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. |
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Н.Н.Светловской | -формирование личностного и ценностного отношения к чтению; - развитие речи учащихся, внимания, интеллекта; установление связи с жизненным опытом ребёнка; -подведение учащихся к анализу любого вида текста. | - работа с текстом до чтения – развитие антиципации (предположение); - работа с текстом во время чтения – понимание текста на уровне содержания (диалог с автором, словарная работа, сравнение содержания текста со своими предположениями); - работа с текстом после чтения – понимание текста на уровне смысла. | - правильная читательская деятельность формирует эмоциональную сферу ребёнка, воображение, осмысление и развитие речи; -формируется быстрое, безошибочное и осознанное чтение; - использование повествовательного эквивалента учит ребёнка давать полный развёрнутый ответ. |
Технология проблемно-диалогического обучения Мельниковой Е.Л. | - помогает самостоятельно открывать знания с помощью побуждающего и подводящего диалога; - учит постановке учебной проблемы и поиску её решения; - творческое усвоение знаний с помощью диалога. | - создание учителем проблемной ситуации, формулирование проблемы; - подведение к осознанию противоречий; - формирование учащимися проблемы; - поиск решения с выдвижением гипотез; -актуализация знаний и открытие нового знания.
| - формируется познавательная мотивация, интерес к предмету; - интенсивно идёт развитие речи учащихся; - нет пассивных учащихся, все выражают свои мысли; не боятся этого делать; - появляется удивление – начинает работать мышление. |
Здоровьесберегающие технологии В.А.Ковалько | - направлены на обеспечение психического и физического здоровья учащихся; -на снятие мышечного напряжения и усталости; - на рациональную организацию урока; - пропаганду здорового образа жизни; - формирование правильной осанки; - улучшение психологического климата в классе. | - использование физминуток для снятия утомляемости и мышечного напряжения; - использование упражнений для формирования правильной осанки, зрения, мышц рук и ног, правильного дыхания; - контролирование объёма учебной нагрузки; - дополнительные спортивные занятия, прогулки на свежем воздухе; - использование регулирующих парт; - установление бестеневого освещения; - проведение регулярных влажных уборок классной комнаты и проветривание; - контроль правильной посадки и уровнем расстояния от глаз до тетради; - обеспечение горячим питанием всех учащихся(100%). | - предотвращает мышечную усталость; - повышает мотивацию к учебной работе; - снижает уровень заболеваемости и улучшает психологический климат в классе; - физминутки результативно влияют на деятельность мозга; - активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы; - улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. |
Гуманно-личностные технологии Ш.А.Амонашвили | -создание условий для раскрытия личности учащихся, для проявления познавательной активности; - изучение личности ребёнка для воспитания целостного человека культуры; - расширение знаний учащихся в сотрудничестве с учителем; - преобразования личного опыта ребёнка; - отказ от авторитарного общения с детьми. | -индивидуальный подход к учащимся, изучение личности ребёнка; -предоставление разноуровневых задания и заданий поисково – творческого характера; - демократический стиль общения с ребёнком; - использование альтернативных образов сквозных героев; - стимулирование учащихся к высказыванию, без боязни ошибиться; - создание тёплой атмосферы в классе; - использование проблемных творческих задач. | –умение учиться, быть самостоятельными; - получать знания в процессе поисковой – творческой деятельности; - формирование познавательного интереса к обучению; - формируется личность, способная к саморазвитию и самоизменению; - формируется личность, обладающая интеллектом и высоким уровнем культуры; - личность, имеющая право выбора. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии. Анализ воспитательной работы классного руководителя
Анализ воспитательной работы классного руководителя...
Современные педагогические технологии. Принцип построения работы в парах.
Методическая разработка содержит описание принципа построения работы в парах. В ней гооврится о тгом, что работа в парах начинает вводиться с первого класса. В качестве подготовительной работы на урок...
Из опыта работы. Применение современных педагогических технологий. Технология проектов.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая ставит глав...
Реализация современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности
Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ. Дело в т...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
современные педагогические технологии (из опыта работы)
Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Урок остается основным элементом образовательного процесса. Основной целью мое...
Реализация современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности.
Философской основой работы для себя определяю технологию личностно-ориентированного обучения. Личностно - ориентированное обучение- это способ орга...