Формирование рефлексивных умений
методическая разработка на тему
Проблема формирования рефлексивных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_refleksivnyh_umeniy.doc | 481.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 32»
«Развитие рефлексивных умений у младших школьников через использование тестовых информационных ресурсов на уроках окружающего мира»
Выполнил:
Учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 32»
Петрищева Надежда Петровна
Н.Новгород
2015
Содержание стр.
1. Пояснительная записка.
1.1 Актуальность выбранной темы………………………………...... 3
1.2 Краткий анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме ………………………………………………. 3 - 7
1.3 Новизна и особенности представленной разработки… 7
2. Цели и задачи разработки, ожидаемые результаты освоения раздела программы.
2.1 Цели и задачи ………………………………………………………. 7 - 8
2.2 Ожидаемые результаты освоения раздела программы…………… 8 - 10
3. Обобщение и анализ собственного педагогического опыта.
3.1 Обоснование используемых технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся……………………… 10 -21
3.2 Календарно-тематическое планирование по разделу……………. 21
3.3 Разработка урока, представляющего специфику методики работы по данному разделу……………………………………….. 21
5. Литература………………………………………………………… 28 - 29
6. Приложение.
1. Пояснительная записка:
1.1 Актуальность выбранной темы.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин.
Во-первых, условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели, контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Поэтому введение ФГОС в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. Отличительной особенностью ФГОС является их ориентация на формирование как универсальных учебных действий, так и общеучебных действий, одними из которых являются рефлексивные умения.
Во-вторых, развитие рефлексивных умений – одна из наиболее трудных задач, решаемых в начальной школе.
В-третьих, существует противоречие между требованиями к результатам обучения обучающихся и отсутствием разработанных методик, обеспечивающих формирование заявленных во ФГОС рефлексивных умений.
В-четвёртых, в связи с введением новой формы государственной аттестации (ГИА и ЕГЭ), появилась необходимость формирования у обучающихся умений работать с тестовыми материалами.
В-пятых, современный ученик должен уметь работать с различными информационными ресурсами.
В связи с этим возникает необходимость поиска таких средств и методов обучения, которые позволили бы сформировать данные умения у школьника.
1.2 Краткий анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме.
Проблема формирования рефлексивных умений не нова. Понятие «рефлексия» возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В различных
философских системах этот термин имел различное содержание. Так, например, французский ученый Декарт определял рефлексию как «способность сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного». [10].
Знаменитый Лейбниц понимал под рефлексией ни что иное, как «внимание к тому, что в нас происходит».
Английский философ Джон Локк считал, что рефлексия - это «особый источник знания - внутренний опыт, который в отличие от внешнего основан на свидетельстве органов чувств». [10].
В переводе с латинского языка рефлексия означает «обращение назад». Также это понятие трактуется как размышление о своём состоянии, самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ деятельности и её результатов.
В филосовском энциклопедическом словаре (2010 г.) дается такое определение: рефлексия - это процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. В узком смысле – «новый поворот» духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного. [15].
В Большом энциклопедическом словаре дается следующее толкование рефлексии: «Рефлексия - это
1. размышление, самонаблюдение, самопознание.
2. форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов». [3].
В педагогике и в психологии со второй половины XX в. начинают изучаться и разрабатываться механизмы и методы, связанные с рефлексивной деятельностью. Следует отметить, что в отечественной психологической литературе крайне мало работ, специально посвящённых данной проблеме. Проблема включения рефлексии в содержание образования лишь начинает набирать актуальность.
В современной психологии рефлексию в учебной деятельности очень подробно исследовали В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. Ее ядром они считают «поиск новых способов действия в ситуации, когда старый способ не работает, а решение новой задачи уже достаточно мотивировано».
Г.А.Цукерман понимает под рефлексией «способность человека обращаться к основаниям своих действий, обнаруживать недостаточность прежних средств и способов действия в условиях новой задачи и выходить за границы имеющихся знаний и умений в поисках новых знаний, без которых невозможно успешно действовать в новой ситуации». [16].
Проблему развития и формирования рефлексии в школьном возрасте исследует А.А. Плигин. Автор придерживается субъектно-деятельностного подхода в решении данной задачи и считает необходимым проектировать образовательный процесс на основе рефлексии школьниками собственных познавательных стратегий, которые представляют собой совокупность интеллектуальных актов, направленных на реализацию познавательной задачи. [13].
Неуспех в учебной деятельности, по мнению исследователя, приводит учащегося к необходимости пересмотреть свою познавательную стратегию и самостоятельно спроектировать процесс познания учебного материала.
В учебной и научной литературе понятие «рефлексивные умения» точно не сформулировано и, как правило, отождествляется с понятием рефлексии. Можно предположить, что под рефлексивными умениями понимается умение рефлексировать, то есть осуществлять рефлексию (самосознание деятельности, самонаблюдение, самопознание, самоанализ, самоконтроль, самокоррекция деятельности).
В педагогике учение о рефлексивных умениях связывают с теорией Л.С. Выготского о связи обучения с умственным развитием и определяют рефлексию как осознание себя в собственной деятельности.
Изучению рефлексивных умений у младших школьников уделяется большое внимание. Этой проблемой занимаются В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, М. Р. Львов, А.З. Зак и др.
На ходе исследований рефлексивных умений, проведённых Д.Б. Элькониным, была выявлена тенденция изменения самооценки у младших школьников от завышенной к адекватной в связи с развитием рефлексии. [18].
Г.А. Цукерман также выявила зависимость уровня самооценки от уровня развития рефлексии. Оказалось, что снижение уровня рефлексии соотносится с увеличением уверенности в себе: Учащиеся с наиболее высоким уровнем рефлексии дают осторожные оценки: “может быть”, “думаю, что смогу”. Нулевой уровень рефлексии соотносится с наибольшей уверенностью в своих возможностях. [17].
Поскольку рефлексивные умения младшего школьника – это внутренняя психическая деятельность, которая разворачивается средствами учебной деятельности и непосредственно в ней, то развитие рефлексивных умений у младшего школьника при обучении окружающему миру - это сложное по своему содержанию и структуре образование. Такая деятельность должна быть мотивирована, подкрепляться определенными потребностями – потребностью в самоанализе, самопознании, выяснении оснований собственного решения той или иной задачи.
Для того чтобы ученик начал рефлексировать, необходимо создать такие условия, когда всячески поощряется и мотивируется его выход в рефлексию, обращение его к своему внутреннему миру, своему опыту. Одним из таких выходов является использование тестовых информационных ресурсов.
Тестовый информационный ресурс – это самостоятельное интерактивное электронное издание комплексного назначения, которое может содержать систематизированные теоретические, практические или контролирующие материалы с использованием элементов мультимедиа технологий.
Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) в психологии и педагогике - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Тесты начали применяться в 1864 Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном (1883): применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки. Термин "Тест" впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттелл (1890).
Педагогический тест — это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Традиционные педагогические тесты представляют собой перечень вопросов и заданий разного уровня сложности.
Тестовые материалы на основе информационных технологий, рассмотренные в данной работе, представляют собой задания следующего типа:
- с выбором одного правильного ответа (закрытые);
- с выбором нескольких правильных ответов;
- с выбором неправильного ответа;
- на установление соответствия;
- на установление последовательности;
- задания, где требуется самостоятельно вписать ответ (открытые).
На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы можно сделать вывод: проблема развития рефлексивных умений средствами информационных ресурсов ещё недостаточно освещена и актуальна.
1.3 Новизна и особенности представленной разработки.
Новизна:
1) в данной разработке впервые рассматривается влияние информационных технологий на развитие рефлексивных умений у младших школьников;
2) показано, как развиваются рефлексивные умения средствами тестовых материалов на основе информационных технологий.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении знаний о способах развития рефлексивных умений на уроках окружающего мира у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость:
1) определение роли тестовых информационных ресурсов в развитии рефлексивных умений младших школьников на уроках окружающего мира;
2) создание календарно-тематического планирования уроков окружающего мира во 2 классе по разделу « Мы — жители Земли » по программе «Начальная школа 21 века», в котором отражается использование тестовых информационных ресурсов.
2. Цели и задачи разработки, ожидаемые результаты освоения раздела программы.
2.1 Цели и задачи разработки.
Цель проведённого исследования — выявить условия, при которых развитие рефлексивных умений будет наиболее эффективным.
Гипотеза исследования: решение тестовых заданий на уроках окружающего мира будет способствовать развитию рефлексивных умений у младших школьников, если учитель начальных классов:
— диагностирует уровень развития рефлексивных умений младших школьников, уровень развития мотивации и самооценки;
— применяет методические приемы, способствующие развитию самоконтроля и самооценки у младших школьников;
— используют различные информационные технологии.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме развития рефлексивных умений у младших школьников с использованием информационных технологий.
2. Определить виды тестовых заданий на основе информационных технологий, направленных на развитие рефлексивных умений.
3. Дать анализ учебно-методического комплекса по окружающему миру (автор Н.Ф.Виноградова) образовательной системы «Начальная школа XXI века» в плане исследуемой проблемы.
4. Разработать систему работы с тестовыми заданиями и упражнениями на основе информационных технологий, способствующих развитию рефлексивных умений у младших школьников и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы в школе.
2.2 Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Развитие рефлексивных умений через использование тестовых информационных ресурсов на уроках окружающего мира во 2 классе рассмотрим на примере изучения раздела « Мы — жители Земли».
Ожидаемые результаты освоения раздела программы:
1.Личностные:
- развитие мотивационной сферы, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, повышение интереса к изучению данного предмета;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
2. Предметные:
- уметь давать характеристику планетам Солнечной системы. Выделять отличия Земли от других планет.
-знать, что глобус – это модель Земли, а луна – спутник Земли;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
3. Метапредметные:
- Познавательные:осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах, обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе, овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение), использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно, рефлексия способов и условий действий. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками,
умение аргументировать и координировать свою позицию, участие в диалоге, дискуссии, совместном обсуждении проблемы. Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием;
- Регулятивные: преобразование практической задачи; выбор действия; применение установленных правил последовательности действий; осознание и сохранение учебной задачи, планирование учебных действий; осуществление контроля за ходом и результатами деятельности; оценивание своих достижений, поиск причин возникших трудностей и способов их преодоления.
Развитие рефлексивных умений: способностей к самоконтролю и самооценке.
Следует заметить, что использование тестовых информационных ресурсов на уроках окружающего мира
∙•••••• способствует повышению у детей интереса к изучаемому предмету;
∙•••••• стимулирует активность и самостоятельность в процессе усвоения учебного материала;
∙•••••• облегчает формирование у школьников понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере или интерактивной доске новый материал, обратиться к справке;
∙•••••• способствует развитию интеллекта и практических навыков, необходимых в любой деятельности;
∙•••••• обеспечивает контроль знаний, качество усвоения материала.
3. Обобщение и анализ собственного педагогического опыта.
3.1 Обоснование используемых технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
Достижения планируемых результатов (в частности, развитие рефлексивных умений) не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды.
Для создания условий рефлексивного развития школьников учителю необходимо помнить:
- рефлексия индивидуальна, диалогична, деятельностна и разномасштабна.
В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:
- адекватно воспринимать себя;
- ставить цель деятельности;
- определять результаты деятельности;
- соотносить результаты с целью деятельности;
- определять наличие ошибок в собственном поведении;
- описывать прожитую ситуацию.
Для формирования рефлексивных умений важно организовывать парную или групповую работу. В процессе учебного диалога у учащихся появляется возможность встать на место другого, адекватно воспринимать себя и принять ответственность. Диалог становится условием развития рефлексивных умений.
Иногда во время парной работы или работы в группе возникают конфликтные ситуации или наоборот, сильные положительные эмоции, что может помешать учебному процессу. Наличие принятых социальных норм позволяет педагогу не выступать на уроке в роли «держателя границ и порицателя поведения». Полезно использовать приём «Нормы социальной жизни».
Нормы создаются самими участниками учебной группы и принимаются индивидуально каждым. Они могут быть оформлены и вывешены на стенде в классе.
Например:
1. Говори, не мешая другим (в паре шёпотом, в группе - вполголоса).
2. Общайся по делу.
3. Слушай, не перебивая другого человека.
4. Принимай и уважай мнение других членов группы.
5. Корректно исправляй ошибки.
Развитие рефлексивных способностей начинаю в 1 классе обучения. Основной целью своей деятельности на данном этапе ставлю разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы я использую “волшебные линеечки”, напоминающие ребёнку измерительный прибор (инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном), на которых ребёнок сам оценивает свою работу. В первом классе я предлагаю своим ученикам две линеечки, на которых оценивается правильность и активность. Ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося, я ставлю свой крестик на той же “линеечке”. Несоответствие оценки ученика и моей оценки на “линеечке” потом становится темой для диалога с учеником.
правильность красота
На первых этапах организации рефлексивной деятельности учащихся можно предлагать ответить на вопросы, продолжить незаконченные предложения, проанализировать пословицы, афоризмы и т.д.
Например:
1. Восстанови весь урок и вспомни, что у тебя было положительным на уроке.
2. Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше.
3. Определи свою деятельность по шкале успеха.
Шкала успеха:
∙•••••••• Я мог бы работать лучше.
∙•••••••• Сегодня я понял, чего мне не хватает для успешной работы.
∙•••••••• Сегодня я работал в полную силу. У меня всё получилось.
∙•••••••• Я сегодня плохо работал.
Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать его с предыдущим.
Эффективным приёмом для самоанализа является приём «Незаконченные предложения»:
1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
2. Наиболее трудным мне показалось…
3. Самым интересным было…
4. Я бы хотел попросить своего учителя…
Такие задания позволяют фиксировать свои знания и незнания, способы их преодоления, анализировать себя на пути достижения результата.
Начиная со 2 класса и продолжая до конца обучения в 4 классе, в развитии рефлексивных умений у детей происходит становление содержательной самооценки. Цель деятельности учителя на данном этапе - организация выделения способа действия, а затем и критериев оценки сформированности этого способа. Теперь важным является не общее оценивание своих действий по параметру “правильность” (т.е. по количеству допущенных ошибок), а оценивание своих умений по количеству правильно выполненных операций, входящих в способ действия.
Развитие рефлексивных умений может происходить на любом уроке, но хочется рассмотреть данный процесс на примере урока окружающего мира во 2 классе при изучении раздела «Мы-жители Земли».
Выбор технологий, методов, форм организации деятельности учащихся определяется особенностями программы по окружающему миру, уровнем подготовленности класса, спецификой работы над каждым разделом.
Ведущим способом обучения на уроках окружающего мира становится технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Инсерт-один из приемов данной технологии.
Разработали его Воган и Этес. Это самоактивизирующая системная размётка для эффективного чтения и размышления, ведущая к диалогу, дискуссии, созданию индивидуальных или групповых проектов.
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Алгоритм «Как читать текст, сохраняя интерес к теме?»
1. Читая, делайте пометки: «V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе,
«?» - не понял, есть вопросы.
2. прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям.
3. Вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
4. Заполните таблицу «Инсерт» выдержками из текста, опорными словами, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
v | + | _ | ? |
Этот приём работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.
Использование данной методики делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесённых в таблицу, или маркировки текста.
Важную роль в развитии рефлексивных умений играют информационные технологии, которые позволяют:
∙•••••••• сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
∙•••••••• эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
∙•••••••• индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
∙•••••••• раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;
∙•••••••• совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи.
∙•••••••• на уроках выполнять тренировочные задания при подготовке к итоговым работам.
На уроках окружающего мира по данному разделу используются различные информационные ресурсы. Это CD-диски с тренажёрами, мультимедийными приложениями к урокам, интерактивными наглядными пособиями и дидактическими материалами, а также интерактивные контрольные тренировочные работы с разнообразными тестовыми заданиями.
Кроме того, на уроках окружающего мира активно используются и интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
4. Учебные материалы на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
5. Я иду на урок школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.uroki.ru
Апробация диска проводилась во 2 «Б» классе, занимающемся по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф.Виноградовой, где преподавание окружающего мира ведётся по учебнику Н.Ф.Виноградовой.
Для методического аппарата учебников характерны: проблемность, вариантность, индивидуализация учебных заданий; наличие репродуктивных и творческих заданий; соединение в учебном материале рационального и эмоционального; предоставление учащимся максимума инициативы и самостоятельности в «добывании» знаний; направленность на самостоятельное установление связей между фактами и явлениями ; применение учебных заданий разной степени сложности с организацией дозированной помощи для оптимального продвижения детей с различными потенциальными возможностями в учении и развитии. Задания учебника во многом рассчитаны на самостоятельное выполнение. Важно, чтобы каждый ученик обдумывал задание, пытался его выполнить, осознавал процесс выполнения и причины своих затруднений, ошибок. При выполнении заданий повышенной трудности учащимся предлагаются варианты помощи, что связано с реализацией одного из свойств методической системы развивающего обучения - свойства вариантности, учитывающего прежде всего индивидуальные особенности школьников.
Исходя из особенностей структуры учебного предмета «Окружающий мир» в системе «Начальная школа XXI века», предлагаются следующие типы проверочных работ:
1) работа с рубрикой «Проверь себя» в тетради на печатной основе;
2) тестовая контрольная работа;
3) творческие задания ;
4) создание индивидуальных и групповых проектов;
5) итоговая проверочная работа;
6) устный и письменный опрос;
В ходе анализа УМК «Начальная школа 21 века» было выявлено, что тестовых заданий встречается мало, а работа с тестами в процессе изучения какой-либо темы отсутствует.
Следует заметить, что тест по окружающему миру – это не только контрольное, но и тренировочное задание (или система заданий), которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата, а также способствует развитию рефлексивных умений тестируемых. Поэтому в данной работе рассматривается система тестовых заданий и упражнений к разделу «Мы-жители Земли» из ЭОР «/Авт.- сост. : В.В.Мещерякова — М.: Планета, 2011.
При изучении темы Солнечная «семья» уместно использовать двухвариантные тесты.
Прочитай утверждение и если оно верное запиши «Да», если неверное запиши «нет»
- Солнце освещает только повернутую к нему половину земного шара
- Причина смены дня и ночи - вращение Земли вокруг своей оси
- Зимой лучи солнца падают на Землю более отвесно, прямо
- Причина смены времен года - наклон земной оси и вращение Земли вокруг своей оси
- В жарком тепловом поясе летом стоит полярный день
- Количество солнечного тепла растет от полюсов к экватору
- Наша Земля окутана воздушной оболочкой - атмосферой
- Обычные изменения атмосферы в определенном месте в течение года создают погоду
При изучении темы «Чем Земля отличается от других планет» уместно использовать тест «Заполни пропуски»
Прочитай предложения. Прочитай слова в скобках. Найди в скобках те слова, которые пропущены в предложениях и впиши их на место пропусков
- Причины смены дня и ________ - вращение _________________ _______ вокруг своей оси. ______________ не может освещать планету со всех сторон. Определить, откуда оно светит, можно по ______________.
( Земли, тени, ночи, Солнце)
- _______________освещает только повернутую к нему половину земного____. На освещенной стороне стоит _____________, а на теневой ________________. Полный оборот Земля совершает за 24 часа, то есть за _____________.
(день, шара, ночь, Солнце, сутки)
- Когда наше______________ наклонено к Солнцу, дни длятся _______, мы видим______выше над головой, лучи его падают более______________.
(Полярную, Солнца, Земли, наклон)
- Когда наше____________наклонено к Солнцу, дни длятся ______________, мы видим _______выше над головой,илучи его падают более____________.
(Солнце, прямо, дольше, полушарие)
- Количество солнечного тепла растет от____________к ___________. На Земле есть _________поясов: два____________, два умеренных и один___________.
(холодных, пять, полюсов, экватору, жаркий)
- В умеренном ________Южного полушария Солнце в полдень светит с __________ . В январе оно поднимается __________, а в июле посылает на Землю ______лучи.
(косые, севера, высоко, поясе)
При изучении темы «Глобус – модель Земли» уместно использовать тест на установление соответствия
- Соедини стрелочками название предмета и его определение
глобус | Изображение большого участка поверхности Земли |
карта | Изображение предметов такими, какими мы видим их сверху |
план | Модель Земли |
- Соедини стрелочками название линии на глобусе и ее качество
меридиан | Соединяет точки земного шара, получающие одинаковое количество тепла и света |
параллель | Соединяет точки земного шара, где часы показывают одно и то же время |
экватор | Самая длинная параллель |
- Соедини стрелочками обозначение масштаба на плане и его значение
1:100 в 1 см на плане | 10 см на местности |
1:1000 в 1 см на плане | 10 м на местности |
1:10 в 1 см на плане | 1 м на местности |
- Соедини стрелочками сторону света и ее положение на карте
юг | сверху |
север | справа |
восток | снизу |
- Соедини стрелочками водоем и цвет для его обозначения на карте
река | Светло-голубой оттенок |
Мелкий водоем | Темно-синий оттенок |
Океанские глубины | Синяя линия |
- Соедини стрелочками географический объект и цвет для его обозначения на карте
горы | Желтый, зеленый |
моря | синий |
равнины | коричневый |
- Соедини стрелочками географический объект и способ его обозначения на карте
Г.Москва | Синяя линия |
Р.Волга | Область коричневого цвета |
Уральские горы | кружок |
- Соедини стрелочками материк и полушарие, в котором он расположен
Северная Америка | Южное полушарие |
Евразия | Северное полушарие |
Австралия |
На обобщающем уроке по изучению раздела «Мы-жители Земли» уместно использовать филворд.
Двигаясь по вертикали и горизонтали, собери из букв слова, связанные с данным разделом. Закрась каждое слово своим цветом. Помни: каждая буква может использоваться только один раз, двигаться можно только по горизонтали или вертикали.
Р | М | О | В | К | Р | Е |
О | С | С | О | Л | Л | М |
Ф | С | К | В | Г | Ь | У |
Е | И | Я | А | А | Г | Р |
Д | Е | Р | А | Г | А | А |
П | У | Ш | Ц | А | Р | Л |
Н | И | К | И | Я | И | Н |
С помощью таких тестовых заданий обучающиеся учатся определять область знания и незнания, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах помогает им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, ее причины, возникших затруднений. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.
Представленная система упражнений по изучению раздела «Мы-жители Земли» с применением тестовых информационных ресурсов облегчает усвоение материала, способствует его практическому применению, активизирует умственную деятельность школьников, развивает познавательную мотивацию, способствует формированию адекватной самооценки, обеспечивая развитие рефлексивных умений.
3.2 Календарно-тематическое планирование по разделу.
В рамках программы по окружающему миру для 2-го класса на раздел «Мы – жители Земли» отводится 5 часов. В данном календарно-тематическом планировании отражается использование ЭОР на уроках окружающего мира при изучении раздела «Мы – жители Земли». (Представлено в Приложении 1).
3.3 Разработка урока, представляющего специфику методики работы по данному разделу.
Разработка конспекта урока представлена в Приложении 2.
Литература.
1.Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2010.
2. Ахрабов В.С. Применение тестовых заданий при изучении окружающего мира.- М.: Просвещение, 2010.
3. Большой энциклопедический словарь. - Большая Российская энциклопедия, 2003.
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях – М.: Вентана – Граф, 2012
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2013.
6. Главатских, Р.Р. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема [Электронный ресурс] - www.udmedu.ru
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
8. Денисова, Р. рефлексия как механизм личностного развития /Р.Денисова// Дошкольное воспитание.-2007.-№4.
9. Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии младших школьников А.З. Зак Вопросы психологии.- 1978.-№2.
10. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.- Пенза, 1994 г.
11. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером/ Авт. – сост. В.В.Мещерякова – М.: Планета, 2011
12. Плигин А.А. Рефлексия как психологический феномен и проблемы ее развития у школьников // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. №4.
13. Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе. [Электронный ресурс] - www.koipkro.kostroma.ru
14. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губской — М.: ИНФРА-М, 2010.
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития. М.: Рига, 1997.
- Цукерман Г.А., Суховерина Ю.И. Урок как инструмент психолого- педагогической диагностики.// Нач. школа: плюс, минус.- 2005.-№ 2.
17. Цукерман Г.А., Суховерша Ю.И. Как младший школьник становится субъектом учебной деятельности? // Психологическая наука и образование. 2000. №1.
18. Эльконин Д.Б. Об одном из путей психологического изучения рефлексии. // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск,Наука,1987.
Приложение 1.
Календарно – тематическое планирование по разделу «Мы – жители Земли»
Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Характеристика деятель- ности | Использование | ||
предметные | метапредметные | личностные | Электрон-ный тренажер | ЭОР к учебнику Н.Ф.Виноградовой | ||
1 Твое первое знакомство со звездами | 1 | Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | ||
2.Солнечная система | 1 | Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе, Солнце-ближайшая к Земле звезда | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные :задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Запомнить названия планет, порядок их расположения | На этапе повторения использовать «Двух-вариантный тест» |
3.Чем Земля отличается от других планет | 1 | Знать, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы, условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Знать, чем Земля отличается от других планет | На этапе закреп-ления исполь-зовать тест «Запол-ни пропус-ки» 1-4 |
4.Луна- спутник Земли | 1 | . Знать, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы, условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам | Знать условия жизни на Земле. | На этапе закреп-ления исполь-зовать тест «Запол-ни пропус-ки» 5-6 |
5.Гло-бус-модель Земли | 1 | Знать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле – суши или воды? | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Знать отличие глобуса от карты, что обозначают линии глобуса и цвета, стороны света, основные понятия данной темы | Для постановки учебной проблемы используется тест на установление соответствия. В конце урока на этапе обобщения используется фил-ворд |
Приложение 2.
Разработка конспекта урока.
Тема: Солнечная система
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Знать, что Солнце-Звезда, знать названия планет и их расположение в Солнечной системе
Формируемые УУД:
Личностные: Устойчивое следование в поведении социальным нормам.
Предметные: Знать названия планет, порядок их расположения в Солнечной системе, Солнце-ближайшая к Земле звезда
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Ход урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование рефлексивных умений у младших школьников
Формирование рефлексивных умений у младших школьников (из опыта работы)....
Формирование рефлексивных умений в начальной школе
доклад на МО учителей начальных классов...
Презентация "Формирование рефлексивных умений учащихся"
Презентация...
Формирование рефлексивных умений
Формирование рефлексивных умений...
Описание опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»
Представление педагогического опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»...
Методы и приемы формирования рефлексивных умений на уроках в начальной школе
Методы и приемы формирования рефлексивных умений...
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
В статье рассматривается процесс формирования рефлексивных умений у младших школьников, основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений. Раскрываются методические приёмы,...