Методы и приемы формирования рефлексивных умений на уроках в начальной школе
статья на тему
Методы и приемы формирования рефлексивных умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и приемы формирования рефлексивных умений | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы формирования рефлексивных умений
на разных этапах урока
Для формирования рефлексивных умений ученику необходимо освоить организацию собственной деятельности на каждом из трех последовательных этапов любого учебного занятия :
- проектирование своей деятельности,
- ее реализация,
- рефлексия деятельности.
Этап проектирования своей деятельности
На первом этапе (проектирования своей деятельности) ученики планируют свою учебную деятельность, делают записи в «Рефлексивном дневнике». Дети планирует свою деятельность по-разному: самостоятельно или с помощью учителя или своих товарищей, но записи в своем «Рефлексивном дневнике» они делает сами. Это может выглядеть как ответы на три вопроса
Что я должен узнать? | Что я хочу узнать? | |
Этап реализации деятельности
На протяжении всего урока или его части, после выполнения определенного задания и его проверки, учащиеся фиксируют свой результат цветовой гаммой.
Прием «Цветовая методика»
- красный –«нет ошибок» или «старался, и это умение у меня прибавилось»;
- синий – «1-2 ошибки» или «старался, но результатом не доволен»;
- зеленый – « 3 и более ошибок» или «над этим не работал» .
Этот прием используется на оначальных этапах формирования самоконтроля и самооценки. В дальнейшем условные обозначения можно поменять .
! -- Я доволен и могу двигаться дальше.
? -- Я доволен, но можно сделать лучше. Справлюсь сам.
– -- Я не доволен. Мне нужна срочная помощь!
Прием «Методика цветового дерева»
по окончании уроков каждый ученик оценивает свои достижения за день и наклеивает листок-символ на своё дерево.
Зеленый листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»,
жёлтый – «получилось, но не всё, что задумал»,
красный - «пока многое не получается, нужна помощь».
Цветовую методику можно использовать после выполнения проверочной или контрольной работы до проверки работы учителем.
Такие цветовые приемы используются на наших уроках довольно часто. У каждого ученика появляется свой в индивидуальный лист успешности, который имеет несколько видов и функций.
Например: если результат фиксировался в кружочками, то в конце урока каждый для себя подсчитывает количество кружков – красных, синих, зеленых и ставит себе сам отметку. Так, как количество кружков может иногда варьироваться, то коллективно обсуждается конечная отметка, если это необходимо. То же самое происходит при использовании приема цветового дерева. Элемент занимательности превращает формирование процессов рефлексии незаметно.
Рефлексия деятельности в конце урока
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Использование различных приемов рефлексии в конце каждого урока позволяет провести качественный анализ деятельности: учитель - ученик, ученик – ученик, ученик - учитель
Прием «Шкала успеха»
Определите свою деятельность по шкале успеха. Нарисуй в книжке-малышке выбранный символ.
∆ - Я мог(-ла) бы работать и лучше.
- Сегодня я понял(-а), чего мне не хватает для успешной работы.
- Сегодня я работал(-а) в полную силу. У меня все получилось.
○ – Я очень старался(-ась), но у меня не все получилось
~ - Я сегодня плохо работал(-а)
Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать его с предыдущим.
Прием «Неоконченные предложения для самоанализа учащегося»
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что __________________________________________
Наиболее трудным мне показалось ____________________
Я думаю, это потому, что __________________________
Самым интересным было ___________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее: __________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее: _________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _________________
Прием « Анкетирование»
В конце урока часто ребята заполняют небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, а учителю позволяет провести качественную самооценку работы . Некоторые пункты анкеты варьируем, дополняем, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Если позволяет время и цель урока , учащиеся аргументируют свой ответ.
Прием « Рефлексивный экран»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана :
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось
Прием Достижения цели.
Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.
Мы ставили правильно ударение в словах.
Мы повторяли несколько раз труднопроизносимые слова.
Мы соблюдали паузы и т
Письменная рефлексия
Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и достаточно популярные сегодня:
– тесты,
мини-сочинения,
письмо другу,
схема,
таблица,
синквейн о котором мы уже говорили выше
Начиная работу по организации рефлексивной деятельности на данном этапе учебного занятия мы предлагали учащимся ответить на вопросы, продолжить неоконченные предложения, афоризмы и т.п.
Анализ пословицы: Под лежачий камень вода не течет; Чем больше науки, тем умнее руки; Какие труды, такие и плоды; Что одному не под силу, то легко коллективу
«Выбор афоризма или пословицы».
Для включения учащихся в урок , в самом начале урока предлагается 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы. Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь ученики возвращаются к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Например: «Что за прелесть эти сказки!»А.С.Пушкин «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой
Формы обобщения результатов развития
рефлексивных умений учеников
1 . Документы ученика
Рефлексия, по сути, индивидуальна, и затруднения в учебной деятельности у каждого ученика возникают в определенный для него момент деятельности, поэтому ему необходимо иметь возможность (независимо от других) самому понимать свои действия, делать выводы и на их основании перепрограммировать деятельность.
Форма «Рефлексивного дневника»
Оформление таких записей необходимо для последующего обучения анализу деятельности.
Для того чтобы каждый ученик видел свой рост (даже незначительный), все учащиеся класса ведут «Портфолио», который состоит из «индивидуальных листов продвижений» по предметам и внеклассной работе. С течением времени папка пополняется, ученики чертят графики достижений, что помогаем им преодолевать трудности, быть более инициативными, отслеживать свои успехи. Учителю легко с ее помощью наблюдать за изменением состояния ученика, его личным образовательным приращением знаний, способностей и опыта.
По «листам продвижения» ученик может увидеть свой рост, проследить над чем ему надо работать. Очень важно, что анализируя «листы продвижения», родители следят за развитием ребенка, а не гоняются за хорошими отметками
Ученик вкладывает в «Портфолио» свои творческие работы, грамоты и дипломы.
2.Документы учителя
В течение учебного года для определения сформированности навыка самоконтроля учеников проводится обобщение по параметрам:
- результаты анкет ,
- результаты письменных работ
- результаты работы на уроках
по результатам каждой четверти составляется журнал
Фрагмент журнала учета рефлексивных умений учащихся.
Рефлексивные умения | |||||
Адекватно воспринимать себя | Ставить цель деятельности | Соотносить результаты с целью деятельности | Определять наличие ошибок в собственном поведении | Описывать прожитую ситуацию | |
1.А. | + | + | * | — | |
2. А. | + + | + + | + + | + | + |
Условные обозначения: «—» - умение не сформировано «+» - умение в целом сформировано «*» - умение проявилось частично «+ +» - умение хорошо сформировано |
Журнал учета рефлексивных умений учащихся заполняет учитель.
Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности. При определении этого уровня учитываются следующие критерии:
- Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении учебного задания и их частота.
- Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной и частоту их пропуска.
Используются также дополнительные критерии:
Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной
Описание приемов, развивающих рефлексию, которые используются в педагогической практике показывает, что применение их в начальной школе помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносит разнообразие в урок, учит детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации.
Все это закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребенка, то есть развивает очень важные качества современной личности:
- Самостоятельность,
- Предприимчивость,
- Конкурентоспособность .
Литература
1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1985.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.:
Аргументы и факты, 1993.
3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.
4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных
заведений. - М.: Просвещение, 1986.
5. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. Киров, 2001.
6. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе //
Воспитание школьников. - 1994. - N 1.
7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для
учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.
8. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127.
9. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе // Начальная школа. - 1995. - N 6.
10. Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.-N 5.
11. Волина И.С. Учимся играя. М.,1994.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2004.
13. Квасова А.К., Бондаренко Л.В., Карпович Д.И. Рефлексия в практике коллективных учебных занятий// Коллективный способ обучения: Научно-методический журнал. 2007. №9.
14. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания //
Начальная школа. - 1993. - N 1. - С.70-72.
15. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании
ребенка // Начальная школа. - 1995 - N 6. - С.11-14.
16. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах// Школьные технологии. 2005. №4.
17. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
18. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
19. Мкртчян М.А., Лебединцев В.Б. Разновозрастный учебный коллектив: учительско-ученическое самоуправление // Народное образование. 2009. №2.
20. Паравян Е.В., Пономарева Е.А. Содержание рефлексии учащихся в разновозрастной группе // Коллективный способ обучения: Научно-методический журнал. 2005. №8.
21. Разумихина Г. Мир семьи: книга для учащихся старших классов
по курсу "Этика и психология семейной жизни". - М.: Просвещение, 1986.
22. Симанский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997.
23. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире:
книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - С.10-17.
24. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -
Минск: Народная газета, 1978.
25. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. Красноярск, 2007.
26. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?: книга для
учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С.3-8.
Тушнолобова Светлана Владимировна МКОУ СОШ № 20 г.Пласта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье идет речь о том, что одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речи. Основными приемами обучения русскому произношению на первоначальном этапе обучения ...
презентация "Методы и приемы создания ситуации успеха на уроках в начальной школе"
В презентации рассказывается о нестандартных формах и методах работы на уроках,рассматриваются действия учителя,обоспечивающие создание "ситуации успеха",дается объяснение,что такое"ситуация успеха",у...
Педагогические приемы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные...
Мастер-класс «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока в начальной школе».
Цель мастер-класса: научить применять активные методы и приемы обучения на различных этапах урока в начальной школе....
Статья "Методы и приемы формирования мотивации на интегрированных уроках математики и окружающего мира".
В статье представлен материал из опыта работы по формированию мотивации обучения. В современной ситуации наиболее актуальны интегрированные уроки....
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников является читательская грамотность.В статье представлены некоторые приемы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках...
«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе»
laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе»...