Презентация "Формирование рефлексивных умений учащихся"
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В широком значении термин « универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности , включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора .
Актуальность концепции развития УУД для НОО заключается в : * необходимост и совершенствования образовательного про странства с целью оптимизации общекультурного , личностного и познавательного развития детей , создания условий для достижения успешности всеми учащимися ; * формировани и общекультурной и гражданской идентичности учащихся , обеспечивающ ей социальную консолидацию в условиях культурного , этнического и религиозного разнообразия российского общества ;
* необходимост и сохранения единства образовательного пространства , преемственности ступеней образовательной системы ; * возрастанием явлений школьной дезадаптаци . В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного формирования системы УУД , обеспечивающих умение учиться ; * возрастани и требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества , степени ответственности и свободе личностного выбора , самоактуализации .
Процесс обучения направлен на формирование у младших школьников умения учиться . Овладение школьниками знаниями и умениями осуществляется в форме учебной деятельности, когда они являются субъектами этой деятельности. Предполагается , что при данном подходе к обучению развитие младшего школьника будет характеризоваться появлением у него психических новообразований, в том числе и рефлексии . Понятие рефлексии и ее сущность
Рефлексия ( от позднелат . reflexio обращение назад) - это одна из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.
Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию: - осознания (Выготский Л.С, Гуткина Н.И и др.); - мышления (Алексеев Н.Г .., Давыдов В.В и др.); - творчества (Пономарев Я.А., Степанов С.Юи др.), - общения (Андреева Г.М., Кондратьева СВ. и др.); - личности ( Абульханова-Славская К.А., Выготский Л.С, Холмогорова А.Б. и др.) Л.С Выготский, например, считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании».
Этап учебной деятельности Цель Содержание Оргмомент Обеспечи ть побуждение учащихся к деятельности Мотивация и эмоциональный настрой на учебную деятельность Актуализация знаний Определяет полноту знаний по теме, оценивает самостоятельность и правильность выполнения По своей сути – это диагностический срез, позволяющий ученику увидеть уровень своей подготовленности Целеполагание Основной этап урока Осознание «конфликта между знанием и незнанием», выдвижение учебной задачи и путей (этапов) ее решения Самостоятельное решение учебной задачи Подведение итога урока Подведение итогов работы на уроке, оценка удовлетворенности своей работой, выдвижение задач для следующего урока Эмоциональная и содержательная рефлексия Рефлексия на различных этапах учебной деятельности
Классификация рефлексии.
Рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, рифмовка) )).
« Лесенка успеха»: нижняя ступенька - у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось ; средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы ; верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось . «Наряди ёлку»: успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался «Дерево успеха»: зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса , подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «Древа целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей
2. Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными. • Что мы делали для достижения поставленных целей? • Довольны ли мы результатом? • Можно ли это было сделать иначе? • Какой вариант лучше? • Где нам пригодится это умение? 1 . Короткая беседа в конце урока : • Чем мы сегодня занимались? • Что мы для этого делали? • Что у нас получилось хорошо? • Что нам пока не удается?
3 . Закончить (устно или письменно) некоторые из предложений. • Сегодня на уроке я … • Больше всего мне понравилось … • Самым интересным сегодня на уроке было ... • Самым сложным для меня сегодня было …. • Сегодня на уроке я почувствовал ... • Сегодня я понял ... • Сегодня я научился .. . • Сегодня я задумался … .
4.Определить уровень понимания поможет следующий вариант: • 3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно; • 2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен; • 1 балл - я не все понял, но мне было интересно; • 0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал. Или баллы заменить цветом * Зеленый – Я все понял, я молодец! * Желтый – Не все удалось, я могу лучше ! * Красный – Мне надо больше стараться!
5 . 5.При подведении итогов урока- «Плюс – минус – интересно» + - интересно -ученик записывает чем ему понравился урок, чему новому он научился - ученик записывает то, что ему не понравилось на уроке, показалось скучным или информация была ненужной - ученик записывает все, что его особенно заинтересовало по теме, возникшие к учителю вопросы
6. Анкета «Да/нет», дающая количественную и качественную оценку уроку 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно
Этапы урока Моя оценка Оценка учителя М\чистописания Звуко-буквенная зарядка Умею выделять корень слова Умею работать со словарем Активно работал на уроке Общая оценка (в баллах) 7. Самооценка каждого этапа урока (пример) Оцените свою работу, заполнив таблицу (+ - )
Модель формирования рефлексии у младшего школьника в учебной деятельности
Рефлексия не становится психическим новообразованием младшего школьника спонтанно, она, как и любое психическое действие, развивается сначала в совместной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания. Под руководством учителя вместе с другими учениками ребенок проходит все структурные этапы учебной деятельности, и учитель строит обучение так, чтобы ученик осознал эти этапы. Следовательно, организация обучения в форме сотрудничества играет важную роль в развитии рефлексии.
Сотрудничество с учителем требует от младшего школьника выполнения следующих операций: * выделить в задаче условия; * проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к условиям задачи; * зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий; *указать на это противоречие взрослому; * определить , какие средства (знания, умения, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения. Каждая из операций требует выполнения рефлексии.
Работу с первоклассниками в дни адаптации к школе лучше начинать с формирования рефлексии настроения и эмоционального состояния. Помогая первокласснику сформулировать собственные оценочные критерии, вводим оценочные линеечки, напоминающие ребёнку измерительный прибор, по которым учащиеся оценивают свою и чужую работу по различным параметрам: красиво, аккуратно, правильно. При этом педагог вправе согласиться с оценкой и обвести детский знак, что означает высшую похвалу учащемуся. (Есть специальные страницы в «Портфолио») Не желательно ставить свой крестик ниже, чем оценил себя ребенок. Особенности организации обучения на разных стадиях становления рефлексии младших школьников Этап становления коллективной рефлексии (1 класс)
На втором этапе формирования рефлексивных способностей у детей происходит становление содержательной самооценки. Этот этап продолжается до конца 4 класса. Теперь важным является не общее оценивание своих действий по параметру «правильность» (т.е. по количеству допущенных ошибок), а оценивание своих умений по количеству правильно выполненных операций, входящих в способ действия. Особенности организации обучения на разных стадиях становления рефлексии младших школьников Этап становления групповой рефлексии (2-3 класс).
Особенности организации обучения на разных стадиях становления рефлексии младших школьников Этап становления групповой рефлексии (3 -4 класс ). В 3–4 классах вводится постановка баллов, с постоянным изменением балльных шкал. Так, совместно с детьми вырабатываются критерии, и производится оценка своей работы по заданным критериям, что способствует формированию рефлексии, самооценки. Например, 1. на уроках литературного чтения в 3 классе предлагается оценить свое чтение по заданным критериям и узнать мнение одноклассника (работа в парах); 2. на уроках русского языка оценивается учащимся и соседом по парте каждый этап урока (чистописание, целеполагание, выполнение определенного задания и т.д.), аккуратность и каллиграфия (в зависимости от заданных критериев) 3. на уроках математики оценивается арифметический диктант, самостоятельная работа или работа у доски
Особенности организации обучения на разных стадиях становления рефлексии младших школьников Этап становления индивидуальной рефлексии (4 клас с). « Прогностическая самооценка» – прием специальных вопросов перед выполнением контроля, проверки работ. Прогностическая самооценка является «точкой роста» способностей детей младшего школьного возраста. Ученик определяет «точку» своих знаний на «шкале успеха» до диктанта или самостоятельной работы, вторая точка ставится после проверки учителем . « Отсроченный контроль» - прием предполагает самостоятельную проверку работы в несколько этапов: в день выполнения работы и через несколько дней, после повторения учащимся орфограмм или математических правил. « Собственный выбор» - прием предполагает выбор учащимся одного задания их нескольких предложенных заданий, среди которых имеются задания репродуктивного характера, задания на применение знаний в незнакомой ситуации, задания на применение знаний в новой ситуации на основе частичной переработки способа решения, задания на применение знаний в новой ситуации на основе поиска новых способов решения.
Рефлексивные способности являются важным условием организации учебной деятельности. Учащийся, обладающий рефлексивными способностями, имеет возможность достичь большей эффективности в процессе обучения .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование рефлексивных умений у младших школьников
Формирование рефлексивных умений у младших школьников (из опыта работы)....
Формирование рефлексивных умений в начальной школе
доклад на МО учителей начальных классов...
обобщение опыта "Развитие рефлексивных умений педагога в процессе профессиональной деятельности"
Целью своей работы над методической темой «Развитие рефлексивных умений педагога в процессе профессиональной деятельности» считаю, развитие индивидуального творческого потенциала через осмыслени...
Формирование рефлексивных умений
Формирование рефлексивных умений...
Описание опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»
Представление педагогического опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»...
Модель технологии рефлексивных умений учащихся начальных классов
По требованиям ФГОС НОО у выпусники должны уметь планировать , прогнозировать,контролировать ,вносить коррективы,оценивать адекватно свои результаты.Данный методический прием более эффективно способст...
Модель технологии развития рефлексивных умений учащихся начальных классов в процессе работы над текстами
Начальное образование- период активного становления собственного «Я», формирования мировоззрения, самооценки, уверенности в себе. В этом возрасте учащиеся затрудняются в написании изложения, сочинения...