Формирование рефлексивных умений в начальной школе
статья по теме
доклад на МО учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_doklad_na_shmo_uchiteley_nachalnykh_klassov.docx | 124.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование
рефлексивных умений учащихся
доклад на ШМО
учителей начальных классов
2012-13 уч.год
Введение
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося. [8]
I Актуальность формирования универсального учебного действия.
1. Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.
2. Концепция развития УУД для начального общего образования.
Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования заключается в необходимости:
- совершенствования образовательного пространства ;
- формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся;
Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка .
- сохранения единства образовательного пространства;
- преемственности ступеней образовательной системы;
- целенаправленного формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;
- коммуникационного взаимодействия и толерантности членов общества.
Формирование у учащихся универсальных учебных действий позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
II Теоретические основы рефлексивного УУД
1.Понятие рефлексии.
Ведущей тенденцией современного образования является его ориентация на психическое и личностное развитие ребенка. В практику современной школы внедряются педагогические технологии, реализующие идеи личностно- ориентированного обучения Процесс обучения направлен на формирование у младших школьников умения учиться. Если в учебной деятельности ученик является субъектом этой деятельности, то развитие школьника будет характеризоваться появлением у него новых психических новообразований, в том числе и рефлексии.
Среди современных разработчиков теории рефлексивной деятельности следует отметить А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова. В подходе А.В. Карпова рефлексивность выступает как мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы - как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка - синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности. А.В. Карпов пишет: «Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям».
В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием. По этому поводу А.В. Карпов отмечает: «Рефлексия - это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания». Многие авторы указывают на то, что именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности и не сводится ни к одной из них.[3]
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими учащимися со своими способами и методами действия. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. [4]
Таблица №1. Рефлексия на различных этапах учебной деятельности [7]
Этап учебной деятельности | Цель | Содержание |
Оргмомент | Обеспечить побуждение учащихся к деятельности | Мотивация и эмоциональный настрой на учебную деятельность |
Актуализация знаний | Определяет полноту знаний по теме, оценивает самостоятельность и правильность выполнения | По своей сути – это диагностический срез, позволяющий ученику увидеть уровень своей подготовленности |
Целеполагание Основной этап урока | Осознание «конфликта между знанием и незнанием», выдвижение учебной задачи и путей (этапов) ее решения | Самостоятельное решение учебной задачи |
Подведение итога урока | Подведение итогов работы на уроке, оценка удовлетворенности своей работой, выдвижение задач для следующего урока | Эмоциональная и содержательная рефлексия |
]2.Классификация рефлексии. Систематизируя знания и опыт работы по данному вопросу, рассмотрим следующую классификацию видов рефлексии:
[10]
Остановимся на некоторых видах рефлексии и их приёмах работы, которые можно использовать на уроке.
Рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, рифмовка).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя различные приемы.
«Лесенка успеха»: нижняя ступенька - у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.
«Наряди ёлку»: успешно выполнил задание – повесил шарик,
были ошибки – шарик остался возле ёлки.
«Дерево успеха»: зелёный лист – нет ошибок,
жёлтый лист – 1 ошибка,
красный лист – 2-3 ошибки;
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «Древа целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…). На последнем этапе занятия можно организовать рефлексию детей, которая связана с целью урока, в словесной форме учащимся предлагается оценить свою работу, настроение от урока:
1. Короткая беседа в конце урока:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что мы для этого делали?
- Что у нас получилось хорошо?
- Что нам пока не удается?
2. Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными.
- Что мы делали для достижения поставленных целей?
- Довольны ли мы результатом?
- Можно ли это было сделать иначе?
- Какой вариант лучше?
- Где нам пригодится это умение?
3. Закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
- Сегодня на уроке я …
- Больше всего мне понравилось …
- Самым интересным сегодня на уроке было ...
- Самым сложным для меня сегодня было ….
- Сегодня на уроке я почувствовал ...
- Сегодня я понял ...
- Сегодня я научился .. .
- Сегодня я задумался … .
4.Определить уровень понимания поможет следующий вариант:
- 3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;
- 2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;
- 1 балл - я не все понял, но мне было интересно;
- 0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.
Или баллы заменить цветом
- Зеленый – Я все понял, я молодец!
- Желтый – Не все удалось, я могу лучше!
- Красный – Мне надо больше стараться!
5. При подведении итогов урока - «Плюс-минус-интересно»
+ | - | интересно |
-ученик записывает чем ему понравился урок, чему новому он научился | - ученик записывает то, что ему не понравилось на уроке, показалось скучным или информация была ненужной | - ученик записывает все, что его особенно заинтересовало по теме, возникшие к учителю вопросы |
6. Анкета «Да/нет», дающая количественную и качественную оценку уроку
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
7. Самооценка каждого этапа урока (пример) Оцените свою работу, заполнив таблицу (+ - )
Этапы урока | Моя оценка | Оценка учителя |
М\чистописания | ||
Звуко-буквенная зарядка | ||
Умею выделять корень слова | ||
Умею работать со словарем | ||
Активно работал на уроке | ||
Общая оценка (в баллах) |
8. Радуга настроений: Ощущал(а) себя на уроке.....
Красный – комфортно Оранжевый — уверено Желтый – хорошо
Зеленый – смело Голубой – неуверенно Синий - испуганно
Фиолетовый - грустно
9. Солнышко и тучка : Мое настроение похоже на
солнышко; солнышко с тучкой; тучку;
тучку с дождиком; тучку с молнией.
10. Карточка самооценки
Всё правильно сделал | Допустил 1 ошибку | Допустил много ошибок | |
1 задание | |||
2 задание | |||
3 задание |
Применять можно:
- карточки с изображением лица;
- показ большого пальца вверх или вниз;
- «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
- «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато.
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Понимая, что ребёнку не в силах запомнить представленные фразы, есть очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и на каждой парте постоянно будет лежать «Карта рефлексии урока». Этой картой можно пользоваться не только на уроке, но и при работе дома детей и их родителей.
Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно, например, оценить по составленному учителем алгоритму.[10]
3. Модель формирования рефлексии у младшего школьника в учебной деятельности
В психолого-педагогической литературе младший школьный возраст характеризуется как период формирования учебной деятельности. Наиболее полно и точно, на наш взгляд, определение понятия учебной деятельности даёт В.В.Давыдов: «Учебная деятельность – это особая форма активности ребёнка, направленная на изменение себя как субъекта обучения».
При создании модели становлении рефлексии младших школьников использованы результаты исследования Г.А. Цукерман, согласно которым формирование рефлексивных умений состоит из трех этапов:
1) этап формирования коллективной рефлексии;
2) этап формирования групповой рефлексии;
3) этап становления индивидуальной рефлексии.
Этап формирования коллективной рефлексии совпадает с началом школьного возраста. На этой стадии перед учителем стоит цель – формирование учебной деятельности класса.
На стадии формирования групповой рефлексии учитель преследует цель – формирование учебной деятельности у группы учащихся. Учитель адресует свои действия не к отдельным учащимся, а к группе учеников.
На стадии становления индивидуальной рефлексии учитель ставит цель – формирование индивидуальной учебной деятельности. Именно в такой форме рефлексия становится основой саморазвития личности.
Модель формирования рефлексии у младшего школьника в учебной деятельности
[9]
В исследованиях по учебной деятельности А.Б. Воронцов выделяет
В своей совокупности названные критерии взаимосвязаны, но не подменяют друг друга. [9]
III. Методические рекомендации формирования рефлексии на уроках.
1. Формирование рефлексии у младших школьников в процессе обучения.
Одним из условий развития рефлексии на уроке русского языка следует признать организацию обучения, когда младший школьник является его субъектом. Из этого следует, прежде всего, что учащийся осознает цель обучения.
Тема: Слова, которые выражают различные чувства.(2класс, «Школа 2100»)
Это первый урок в разделе "Слова, к которым нельзя задать вопрос»
2. Актуализация знаний– Ребята, задача нашего урока – открытие новых знаний. Прочитайте запись (слайд 1): … КАК ТРУДНО ЖИТЬ НА СВЕТЕ, НЕ УСВОИВ … – Правда, странная запись? Пропущенные слова вы сможете вставить тогда, когда окончится наш урок. - А пока, давайте повторим, с какими группами слов вы знакомы. (слайд2) - Замечательно. Значит, вы легко справитесь с заданием. Запишите слова в три группы (слайд 3) Кружились, ой, кувшин, дружили, эх, пушистый, чаща, ух, частый.
| -Запись пока непонятна --Слова-предметы, отвечают на вопросы - кто? что? - Слова-признаки, отвечают на вопросы - какой? какая? какое? какие? - Слова-действия, отвечают на вопросы — что делает? что делали? что сделает? -записывают слова в три столбика что? какой? что делали? | |
Определение темы урока -какие слова вы не записали ни в один столбик? Почему? - может быть, мы с вами пока не знаем всех вопросов к словам? - предположите, чем мы будем заниматься на уроке? - что нового мы должны узнать? | - называют слова ой, эх, ух - не смогли поставить к ним вопрос - выдвигают гипотезы:
| Формулировка проблемы (познавательные УУД) Выдвижение гипотез (Познавательные УДД) (РУУД: умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного) |
Русский язык 2класс («ПНШ»)
ТЕМА УРОКА: Слова, у которых несколько значений
Сообщение темы и цели урока | -Пожалуйста, подайте мне ручку. -Почему вы решили, что мне нужна эта ручка? Может быть, я говорила совсем о другом... -Что нужно сделать, чтобы понять о чем идет речь? -Почему мы попали в такую ситуацию? - Над какой темой мы будем работать? -Правильно. Тема нашего урока: многозначные слова. -Как вы думаете, каковы будут наши учебные задачи? | - подают авторучку -уточнить, переспросить -у слова может быть несколько значений -слова, у которых несколько значений -узнать, что такое многозначные слова, научиться употреблять их в своей речи | (РУУД: умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного) |
РУССКИЙ ЯЗЫК 2 класс
ТЕМА УРОКА: Слова, у которых несколько значений
Цели урока: предметные — Научиться выделять в слове корень, подбирая родственные слова.
Р. . Принимать и сохранять учебную задачу
П. Строить сообщения в устной и письменной форме.
Использовать знаково-символические средства для решения задач.
К. . Использовать речь для регуляции своего действия.
ЧТЕНИЕ 3 класс («ПНШ»)
ТЕМА УРОКА Лента времени. Почему люди фантазируют.
ЦЕЛИ УРОКА: знать временные особенности сказок;
уметь классифицировать сказки, используя ленту времени;
дать первоначальное представление о том, почему люди фантазируют.
Ход урока
I Оргмомент
II Актуализация знаний. Целеполагание.
1)Тест
- В каждой строчке подчеркни «лишнего» героя сказки. (содержательная рефлексия)
- Собака, кошка, обезьяна, куница.
- Черепаха, медведь, леопард, гиена.
- Черепаха, кролик, лиса, удав-маха.
- Определи, из какой страны сказка. Соедини название сказки и страну.
Индия «Откуда пошли болезни и лекарства»
Америка «Храбрый шакал»
Венгрия «Два жадных медвежонка»
- Что ценилось в просто древней сказке? Нужное подчеркни.
Жадность, зависть, хитрость, глупость, ум, трудолюбие.
- Как называются сказочные истории со сходными событиями, со сходным поведением героев?
- Самая древняя сказка
- Просто древняя сказка
- Менее древняя сказка
- Бродячая история
2) Проверка теста. Определение темы и цели урока
III Работа по теме урока
- Работа в р.т. по ленте времени.
- Приведите примеры сказок, которые мы могли бы разместить на ленте времени.
- Приходилось ли вам фантазировать (вспомним рассказ Н.Носова «Фантазеры»)? Может ли быть объектом нашей фантазии какой-либо неодушевленный предмет? Примеры своих мини-рассказов.
IV Закрепление. Чтение произведения из раздела «Пытаемся понять...» - хрестоматия. Беседа по вопросам.
V Итоги урока - Оцените свою работу на уроке (РУУД: умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной)
Этапы урока | Верно | С ошибкой | Неправильно |
Тест | |||
Лента времени | |||
Фантазия |
V Д\З Хр. Стр. Чит. выразительно
Организация осознания границ знания и незнания осуществляется не только на этапе постановки учебной задачи, но и на этапе закрепления, на уроке систематизации знаний. Рефлексия формируется при осознании способа действия на этапе решения учебной задачи. Осознание способа действия осуществляется в ходе преобразования конкретной языковой ситуации с целью выяснения закономерностей, характерных для класса идентичных лингвистических задач. Формулировка учащимися способа действия в виде алгоритма позволяет увидеть логику последовательности «шагов», обратить внимание именно на способ действия. Рефлексия, как умение указать в определённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия, также осуществляется на различных этапах урока.
Примером может служить задача определения безударной гласной в окончаниях имен существительных, в приставках. Наблюдая за изменением ударных окончаний опорных слов, за правописанием ударных гласных в приставках, делается вывод о том, что способ проверки безударной гласной аналогичен способу проверки гласной в корне слова. В ситуацию «открытия» учащиеся попадают и когда пытаются определить способ образования сложных слов : снегопад, снегоход и др. Кроме известных способов словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный) открывается новый способ: сложение корней.
В математике, например, хорошо прослеживается закономерность составления таблицы умножения. Учащиеся, зная смысл действия умножения, легко составляют первую из таблиц – умножение числа 2, а затем используют этот же способ действия в дальнейшем.
Математика, 2класс («ПНШ»)
Тема урока: Умножение числа 6 на однозначные числа
4. Изучение нового материала - Итак, первый пункт нашего плана, составление таблицы умножения числа 6. Какие у вас предложения? | - предлагают первые строчки таблицы 6х2, 6х3, 6х4, 6х5 (т.к. знаем 2х6, 3х6, 4х6, 5х6) | ЛУУД: Стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения (осознание способа действия на этапе решения учебной задачи) |
Как будем составлять таблицу дальше? - Проверьте, все ли у нас получилось верно. ФИЗМИНУТКА – упражнение для глаз(делаем стоя, предварительно хорошо потянувшись) | 6х6 (6х5 и +6) и т. д. - проверяют по учебнику стр. 136 | ПУУД: Применять усвоенный способ действий к решению новой задачи. |
На этапе итога урока отмечается важность актуализации новых знаний, которые ученики получили на уроке, необходимость соотнесения учебной задачи и результатов урока. Это также стимулирует рефлексию.
Рефлексия не становится психическим новообразованием младшего школьника спонтанно, она, как и любое психическое действие, развивается сначала в совместной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания. Под руководством учителя вместе с другими учениками ребенок проходит все структурные этапы учебной деятельности, и учитель строит обучение так, чтобы ученик осознал эти этапы. Следовательно, организация обучения в форме сотрудничества играет важную роль в развитии рефлексии.
Ситуация сотрудничества на уроке создается, когда ученик не может решить учебную задачу, а учитель готов ему помочь, но только тогда, когда ученик сам запросит недостающую информацию. Это потребует от ученика осознания, почему он не может решить задачу, и формулировки вопроса, который позволит ему добыть информацию для правильного решения.
Чтобы вступить в сотрудничество с учителем, младшему школьнику нужно выполнить следующие операции:
- выделить в задаче условия;
- проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к условиям задачи;
- зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;
- указать на это противоречие взрослому;
- определить, какие средства (знания, умения, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения.
Каждая из операций требует выполнения рефлексии.
Ситуации сотрудничества на уроке можно организовать с помощью «проблемных» заданий.
2. Особенности организации обучения на разных стадиях становления рефлексии младших школьников
А теперь подробнее рассмотрим, какие приемы используются для формирования рефлексии на разных этапах ее становления в начальной школе.
Этап становления коллективной рефлексии (1 класс)
Работу с первоклассниками в дни адаптации к школе лучше начинать с формирования рефлексии настроения и эмоционального состояния.
1. Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
2. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание: разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
3. Интересен прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две или три карточки: синяя, зеленая и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе урока, от урока к уроку, к концу учебного дня.
4. Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Помогая первокласснику сформулировать собственные оценочные критерии, вводим оценочные линеечки, напоминающие ребёнку измерительный прибор, по которым учащиеся оценивают свою и чужую работу по различным параметрам: красиво, аккуратно, правильно. При этом педагог вправе согласиться с оценкой и обвести детский знак, что означает высшую похвалу учащемуся. (Есть специальные страницы в «Портфолио») Не желательно ставить свой крестик ниже, чем оценил себя ребенок.
К рефлексивно-диагностическим относятся задания, в которых учащиеся должны самостоятельно придумать задания - «ловушки» для своих одноклассников, что позволяет выяснить, умеет ли ребенок выделять существенные связи и отношения.
Очень важно, чтобы дети научились спокойно говорить о своем незнании, о причинах этого незнания, а также знали способ действия в подобной ситуации: вопрос к учителю.
Важно использовать, начиная с первого класса, задания рефлексивно-методического характера типа «как научить других, выполнять, (придумывать) такие же задания».
Формированию рефлексии способствуют задания, которые требуют от первоклассника применения открытого способа действия в новой нестандартной ситуации.
Уже в первом классе можно использовать на уроках прием решения учебных задач с недостающими данными. Цель данного приема: научить детей обоснованному отказу от выполнения задания.
Этап становления групповой рефлексии (2-3 класс).
На втором этапе формирования рефлексивных способностей у детей происходит становление содержательной самооценки. Этот этап продолжается до конца 4 класса. Теперь важным является не общее оценивание своих действий по параметру «правильность» (т.е. по количеству допущенных ошибок), а оценивание своих умений по количеству правильно выполненных операций, входящих в способ действия.
Эти выделенные операции (отдельные «шаги») и становятся критериями для оценки освоения способа действия. Теперь уже каждая «линеечка» будет оценивать отдельную операцию (отдельный «шаг»).
От заданий с «ловушками» во втором классе можно перейти к заданиям, направленным на выявление личностной позиции учащихся при его выполнении, т.е. выходит ли он за пределы поставленной перед ним задачи.
Например, дан текст. Найдите в нем 3 (5) ошибок и исправьте их (работа в парах).
В тексте ошибок больше. Ценность данного упражнения в том, что учащийся должен переопределить задачу, поставленную перед ним, и исправить ВСЕ ошибки.
Ситуации интеллектуального разрыва ставят учеников в позицию выбора. На этом этапе обнаруживается умение учащегося определить границу своего знания, а также дефицит своих знаний.
На уроке русского языка в 2 классе при изучении темы «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» ставим учащихся в ситуацию выбора: писать или не писать непроизносимую согласную.
- Почему в слове «солнышко» пишется буква Л, понятно. Нужно ли писать эту букву в слове «солнце», если никакого звука на ее месте нет? Какие знания русского языка помогут нам подобрать способ проверки таких орфограмм?
Отвечая на поставленные вопросы, ученики осуществляют рефлексию способа действия и применяют уже известный закон русского письма: орфограммы слабых позиций проверяем по сильной позиции.
Сопоставление своих действий и результата с образцом - «помощником» позволяет младшему школьнику в случае ошибки вернуться к своим действиям, рассмотреть их ход и найти и устранить ошибку.
В 3–4 классах вводится постановка баллов, с постоянным изменением балльных шкал. Так, совместно с детьми вырабатываются критерии, и производится оценка своей работы по заданным критериям, что способствует формированию рефлексии, самооценки.
Например,
- на уроках литературного чтения в 3 классе предлагаем оценить свое чтение по заданным критериям и узнать мнение одноклассника (работа в парах);
- на уроках русского языка оценивается учащимся и соседом по парте каждый этап урока (чистописание, целеполагание, выполнение определенного задания и т.д.), аккуратность и каллиграфия (в зависимости от заданных критериев)
- на уроках математики оценивается арифметический диктант, самостоятельная работа или работа у доски.
Этап становления индивидуальной рефлексии (4 класс)
На этом этапе учебную деятельность следует выстроить так, чтобы она приобрела характер деятельности, направленной на самоизменение ребенка. Применяются приемы «Прогностическая самооценка», «Отсроченный контроль», «Собственный выбор».
«Прогностическая самооценка» – прием специальных вопросов перед выполнением контроля, проверки работ. Прогностическая самооценка является «точкой роста» способностей детей младшего школьного возраста. Ученик определяет «точку» своих знаний на «шкале успеха» до диктанта или самостоятельной работы, вторая точка ставится после проверки учителем.
Наиболее выразительные расхождения двух самооценок стоит прокомментировать индивидуально или открыто.
Смысл прогностической самооценки – надо учиться рассчитывать на свои силы.
«Отсроченный контроль» - прием предполагает самостоятельную проверку работы в несколько этапов: в день выполнения работы и через несколько дней, после повторения учащимся орфограмм или математических правил.
Фактически дети «редактируют» свою работу, что помогает взглянуть на нее с позиции другого человека: давность написания работы делает ее в какой-то степени «чужой», и ученик легко находит в ней недочеты, ошибки, которые ранее оставались незамеченными. Дети учатся сами анализировать результаты своего труда.
«Собственный выбор» - прием предполагает выбор учащимся одного задания их нескольких предложенных заданий, среди которых имеются
- задания репродуктивного характера,
- задания на применение знаний в незнакомой ситуации,
- задания на применение знаний в новой ситуации на основе
- частичной переработки способа решения,
- задания на применение знаний в новой ситуации на основе поиска новых способов решения.
Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Рефлексивные способности, как педагога, так и учащихся являются важным условием организации учебной деятельности. Те, кто обладает ими, имеют возможность достичь большей эффективности процесса обучения.
Список литературы
1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя Москва[Текст] / «Просвещение» 2011- C.4-5 3. База психологических знаний «Понятие рефлексии и ее сущность». [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://psyera.ru/ponyatie-refleksii-i-ee-sushchnost-750.htm
4. Голиевская М.П. "Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе. [Электронный ресурс] - Режим доступа: "festival.1september.ru/articles/568088/
5. Крюкова Н.Ю. Универсальные учебные действия. [Электронный ресурс] – Режим доступа:sch26.moy.su/_ld/0/79____..doc ФГОС
6. Лепезина Е.С. Формирование УУД младших школьников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: vystuplenie_pa_pedsovete.docx
7. Михайлова Н.Н. Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии в начальной школе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200702105
8. Cоловьева Т. Г. Рефлексия как одна из форм организации обучения, способствующая формированию у младших школьников умения учиться. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zankov.ru/exp/page=5/category=1459/article=2843/
9. Учебное сотрудничество как педагогическое условие формирования рефлексии младшего школьника [Электронный ресурс] – Режим доступа:sch10tr.narod.ru/DswMedia/zahita_opyna.rtf
10. Кравцова Лариса Викторовна Приёмы рефлексии на уроках музыки. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
numi.ru/download.php?id=30918
Н.Д. Ильченко, учитель начальных классов
МКОУ «Славянская СОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование рефлексивных умений у младших школьников
Формирование рефлексивных умений у младших школьников (из опыта работы)....
Презентация "Формирование рефлексивных умений учащихся"
Презентация...
Формирование рефлексивных умений
Формирование рефлексивных умений...
Методы и приемы формирования рефлексивных умений на уроках в начальной школе
Методы и приемы формирования рефлексивных умений...
Система уроков, способствующая формированию читательских умений в начальной школе при изучении русских народных сказок
В современной начальной школе расширяются целевые задачи уроков чтения, учащихся следует знакомить с литературоведческими понятиями, формировать у них читательские умения....
«Приемы проблемного обучения как эффективный способ формирования коммуникативных умений выпускника начальной школы»
Общество немыслимо вне общения. Умение общаться является важной задачей, как для одного конкретного человека, так и для всего общества в целом. В сфере коммуникации человек осуществляет и профессионал...
«Приемы проблемного обучения как эффективный способ формирования коммуникативных умений выпускника начальной школы»
Общество немыслимо вне общения. Умение общаться является важной задачей, как для одного конкретного человека, так и для всего общества в целом. В сфере коммуникации человек осуществляет и профессионал...