Обучение детей с ЗПР
учебно-методический материал (3 класс) на тему
Материал содержит рекомендации по составлению учебно-методического комплекса для изучения раздела общеобразовательной программы по предмету " Русский язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_s_zpr.docx | 92.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Колывань
муниципального района Красноармейский Самарской области
Учебный курс: «ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Разработчик:
Каштанова Елена Николаевна
учитель начальных классов
Самара 2014год
Составление учебно-методического комплекса для изучения раздела образовательной программы по предмету с учетом особенностей познавательных функций детей с задержкой психического развития.
1.Русский язык 3 класс
Раздел программы: Части речи. 44 ч
Цель: научить различать понятия об изучаемых частях речи , уметь классифицировать слова по главным отличительным признакам и изменять части речи по определённым категориям.
2. Знания и умения, которыми должен овладеть ученик с ЗПР при изучении данного раздела.
- Различать понятия об имени существительном, имени прилагательном, глаголе и местоимении как о частях речи.
-Классифицировать существительные по родам.
-Изменять существительные по числам, прилагательные- по числам и родам.
- Изменять существительные и прилагательные по вопросам.
-Классифицировать личные местоимения по лицам и числам.
-Изменять глаголы по лицам , числам и временам.
-Различать личные окончания глаголов.
-Употреблять глаголы в речи и в тексте.
3. Знания и умения, которыми должен владеть ученик, чтобы успешно воспринять и усвоить материал раздела.
Уметь различать понятия об имени существительном, имени прилагательном, глаголе и местоимении как о частях речи.
Уметь классифицировать существительные по родам.
Уметь изменять существительные по числам, прилагательные - по числам и родам.
Уметь изменять существительные и прилагательные по вопросам.
Уметь классифицировать личные местоимения по лицам и числам.
Уметь изменять глаголы по лицам , числам и временам.
Уметь различать личные окончания глаголов.
Уметь употреблять глаголы в речи и в тексте.
4.Подробно будут изучены следующие темы раздела:
Имя существительное и его роль в речи. |
Род имён существительных. |
Изменение имён существительных по числам. |
Изменение имён существительных по падежам. |
Понятие об имени прилагательном как части речи. |
Изменение имён прилагательных по родам. |
Изменение имён прилагательных по числам. |
Понятие о глаголе как части речи. |
Изменение глаголов по числам. |
Неопределённая форма глагола. |
Изменение глаголов по временам. |
Правописание частицы не с глаголами. |
Обзорно будут изучены следующие темы раздела:
Части речи и члены предложения. |
Большая буква в именах собственных. |
Прилагательные- синонимы и прилагательные – антонимы. |
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. |
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. |
Текст-рассуждение. |
Речевой этикет. |
Употребление глаголов в прошедшем времени. |
5. Области практического применения приобретенных при изучении раздела знаний и умений.
-Уроки русского языка – при определении категорий рода, числа ,падежа у имён существительных и прилагательных, при определении лица у личных местоимений, при определении лица, числа и времени глаголов и т.д.
-Уроки литературного чтения- при работе над средствами выразительности речи и ролью каждой части речи в литературном строе языка, при составлении текста и устном пересказе.
-Уроки окружающего мира- при составлении пересказа -выбор слов , передающих наиболее точно содержание прочитанного.
-Уроки математики- при решении задач- правильное понимание лексического значения слов помогает четко представить условие задачи и составить дальнейший алгоритм действий.
6.Приёмы пропедевтической и коррекционно-развивающей работы .
Приёмы работы | Познавательные функции |
Словарный диктант | Объём и концентрация внимания |
Обнаружение ошибок в тексте | Произвольность внимания |
Чтение текста до заданного выражения | Распределение внимания |
Отыскивание слов в бессмысленном наборе букв | Произвольность внимания |
Чтение с помехой (читают и одновременно выстукивают ритм) | Распределение внимания |
Работа по образцу, работа с опорой на зрительный образ | Зрительно-моторная и слуховая память |
Выделение главного в тексте | Логическая память |
Деление слов на группы по различным признакам | Логическая память |
Выделение главного в тексте (создание мнемических опор) | Логическая память |
Исключение одного предмета ,не имеющего некоторого признака по отношению к другим | Логическое мышление |
Придумывание недостающих частей рассказа | Логическое мышление |
Поиск аналогов(вертолёт-птица, бабочка; вертолёт-поезд, автобус) | Логическое мышление |
Составление рассказа с использованием определённых слов | Воображение |
Завершение рассказа | Воображение |
Незаконченные фигуры | Воображение |
Задания и упражнения, направленные на развитие психических процессов младших школьников с ЗПР на уроках русского языка.
Упражнения, направленные на развитие восприятия.
«Узнай по контуру»
Цель: развитие зрительного восприятия и пространственных отношений
Детям показывают перепутанные контурные изображения букв. Необходимо узнать все буквы по контуру.
«Найди такой же»
Цель: развитие восприятия, зрительного анализа
Задание: подчеркни те буквосочетания, которые написаны до черты
«Найди одинаковые буквы»
Цель: развитие константности зрительного восприятия, развитие мыслительной операции сравнения
Оборудование: буквы, разбросанные по листу
Задание: Посмотри, буквы рассыпались, соедини одинаковые буквы
- какие буквы остались?
Задания, направленные на развитие и тренировку внимания.
Упражнение для развития концентрации и устойчивости внимания.
Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТ
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР
. Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Пример (слова, которые необходимо ребенку подчеркнуть, выделены курсивом):
бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай
«И мы...». Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершать отдельные фразы учителя словами «и мы...» (разумеется, только в тех случаях, когда такое завершение является логичным). Например, для отрывка текста: «Белка взобралась на дерево... Устроившись на ветке, она расправила свой пушистый хвост...» завершение «и мы...» является, в принципе, логичным в конце первого предложения («... и мы тоже взобрались на дерево») и абсолютно невозможным — в конце второго. Следует к тому же заметить, что данное задание, предполагающее возникновение из-за невнимательности забавных несуразностей, может быть эффективно использовано для снятия элементов утомления детей в процессе урока и создания положительного эмоционального фона.
Упражнение, направленное на увеличение объема внимания
Детям предлагается по сигналу "Внимание!" фиксировать взглядом середину доски и постараться прочесть предъявляемый на короткое время материал и записать его. При этом детям сообщается, что если они записали правильно больше 3 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли. Выигравшие получают какой-либо приз.
Задание № 1.
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:
РБВЛ ЖКПРЧ
ШРВТБЧ
шгс мвхштсг
Задание № 2.
Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:
Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.
Упражнение, направленные на увеличение уровня распределения внимания. Вслух читается небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить предложение и сосчитать число ударов.
Упражнения, направленные на развитие памяти.
«Группировка по смыслу»
Цель: обучение детей мнемическому приему группировки по смыслу.
Занятие проводится в группе. Детям предлагаются слова: зима, ель, птица, лес, гнездо, река, снег, рыба. Учитель рассказывает о том, что для лучшего запоминания эти слова надо объединить в пары по смыслу. Дети обсуждают и подбирают смысловые пары. Например, снег — зима; ель — лес и пр.
После этого предлагаются другие варианты для запоминания: нога, лицо, обувь, море, часы, лодка, стрелки, нос, дом.
Детям рекомендуется запомнить ряд гласных букв: А У И О Е Е.
Затем детям рассказывается о мнемическом приеме: разделить буквы на две или три группы и пропеть «песенку», делая остановки в конце каждой группы(АУИ-ОЕЕ).
Детям предлагается запомнить ряд согласных букв: Ж Н Л П В Т. Чтобы лучше их запомнить, психолог предлагает мысленно добавить к каждой букве гласную, например У, затем предлагает разбить на удобные группы и прочитать (ЖУНУ-ЛУ-ПУВУТУ). Ответ записать, отбрасывая гласные.
Развитие слуховой памяти.«Снежный ком». Игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, причем каждый участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово.
Упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления. «Подбери слова»
"Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:
мяч
тополь
шкаф
тарелка
пальто
роза
муравей
щука
роза
мебель
цветок
дерево
игрушка
одежда
посуда
Подобные задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое мышление.
«Найди общее слово»
В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать, одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способности к абстракции.
- Каким общим словом можно назвать следующие слова:
- Вера, Надежда, Любовь, Елена
- а, б, с, в, н
- стол, диван, кресло, стул
- понедельник, воскресенье, среда, четверг
- январь, март, июль, сентябрь".
«Анаграмма»
Упражнение направлено на развитие операций анализа и синтеза.
В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций.
Предлагается ребенку составить слово из определенного набора букв. Начинаем с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.
"Составь слова из следующих букв'.
а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п
б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у и т.д.
После того, как ребенок усвоит принцип составления слов
из буквосочетаний, усложните задание. С этой целью введите новое условие: "Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее".
Упражнения, направленные на развитие речи.
«Формирование умения отделять форму слова от его лексического значения» Школьнику нужно сначала сравнить между собой слова, а затем предметы, которые они обозначают.
- Карандаш или карандашик? Какое слово короче? Почему? Какой предмет длиннее?
- Кот или кит? Какое слово больше? Почему? Какое животное больше?
- Удав или червячок? Какое слово длиннее? Почему?
- Хвост или хвостик? Какое слово короче? Почему?"
7.Оборудование, дидактические / наглядные пособия, раздаточные материалы, используемые при изучении раздела (см.презентацию).
При изучении раздела используется ноутбук, проектор, диск с тренировочными упражнениями к учебнику
Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Русский язык. 3 класс.
8. Материалы для закрепления каждого умения ребенком с ЗПР.
Таксономия учебных задач (по Д. Толлингеровой)
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник:3 класс).
Тема: « Имя существительное»
1.2. Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё два слова. Запишите их.
Инструменты: (что?) топор, …
Явления природы (что?) вьюга, …
Растения (что?) крапива, …
Посуда (что?) тарелка, …
2.8. Прочитайте. Какое слово в каждой строчке лишнее? Почему? Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. М..двежата, в..р..бьишки, Чуковский.
2. Ол..га, учит..льница, метель.
3. Т..варищ, м..сяц, комната, м..бель
4.2. Подготовьте рассказ о своей кошке по вопросам:
1. Как появилась кошка в вашем доме?
2. Как зовут вашу кошку?
3. Как она выглядит? За что вы любите свою кошку?
Тема: « Имя прилагательное»
1.3 Докажите, что данные слова-имена прилагательные. Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.
Оранжевый…, большое…, синее…, тяжёлая…, тёплый…, узкая…, душистая…, приветливая…, сладкая…, громкий…, красивые…, отзывчивый…, прохладная.
2.7. Прочитайте словосочетания. Поставьте вопросы от имён существительных к именам прилагательным. Определите род имён прилагательных.
м.р. м.р.
Жареный картофель, вкусное какао, летучая мышь, белый лебедь, лесная глушь, московское метро, устная речь, известная фамилия, чёрный кофе.
2.5. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Подбирая слова, помните, что предметы сравниваются по одному признаку: либо по размеру, либо по цвету, либо по качеству.
- Стебель тонкий, а ствол ________. 2. У зайца хвост короткий, а уши __________. 3. Слон большой, а мышь__________. 4. Ворота широкие, а калитка___________ . 5. Весна бывает ранняя и ___________ . 6. Настроение у человека бывает весёлое и _________.
Тема: « Глагол».
2.2. Прочитайте. В чём различие каждой пары глаголов? Запишите глаголы. Укажите их число и выделите окончания.
Напишет -напишут помнил- помнили
дружит- дружат плавала-плавали
обидит- обидят выросло -выросли
3.1. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени. Запишите. Выделите окончания глаголов.
м.р. ж.р. ср.р.
Расти- рос , росла, росло; упасть , говорить, поднять, гореть, звенеть, цвести, играть.
1.3.Прочитайте.
(С)гор (с)бегали г.в.рливые руч.йки. (На)полях (за)з.л.нели озимые хлеба. (За)цвели голубен.кие (под)снежники. С.нички вес.ло (пере)л.тали( с) ветки (на)ветку. (За)пели (над)руч.ями г.л.систые сол.вьи.
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Докажите, что вы правильно записали предложения.
9. Контрольно-измерительные материалы для текущего и итогового контроля.
Текущий контроль
Контрольное списывание
Родник
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тени,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.
Грамматическое задание.
1. Выпиши из текста имена существительные
2. Найди основу первого предложения и подчеркни её.
Итоговый контроль
Тест. Имя существительное.
1. Что обозначают имена существительные?
1) признак
2) действие
3) предмет
2. На какие вопросы отвечают имена существительные?
1) что делать?
2) какой? как?
3). кто? что?
3. Найди ошибочное утверждение.
1) Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
2) Имена существительные бывают только мужского и женского рода.
3) Имена существительные изменяются по числам.
4. Найди имя существительное.
1) спортивный
2) космонавт
3) читать
5. В какой строке приведены имена существительные только среднего рода?
1) край, колос, праздник
2) тарелка, лампа, бабушка
3) гнездо, яблоко, крыло
6. В каком варианте падежные вопросы поставлены ошибочно?
1) родительный падеж — кого? чего?
2) винительный падеж — кто? что?
3) предложный падеж — о ком? о чём?
7. Сколько имён существительных в стихотворении?
Белка щёлкает орешки
На дубу без всякой спешки.
1) 5
2) 6
3) 4
8. В какой строке все имена существительные стоят в единственном числе?
1) стол, лиса, цветы
2) рука, тетрадь, банан
3) медведь, машины, девочки
9. В какой строке во все слова необходимо вставить Ь?
1) овощ.., мяч.., ёрш.., дич..
2) реч.., вещ.., доч.., помощ..
3) печ.., малыш.., гараж.
10. Какие слова являются главными членами предложения?
1 2 3 4 5
Витя пошёл с другом в школьную библиотеку.
- 1, 2
- 2,3
- 4,5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате
В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ для 5 года обучения
рабочая программа...
Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.
Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...
программа обучения детей с ОВЗ"Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ"
Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной моторике,способствующей коррекции мелкой моторики рук,развитию мышления,памяти,внимания....
Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР)ОНР 1-2 год обучения
Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР) ОНР 1-2 год обучения...
Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения
Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения...
Итоговый проект на тему : «Как я реализую обучение ученицы 2 "Б" класса в рамках проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов».
Здесь представлен проект по материалам моей работы с ученицей 2ого класса. На момент написания проекта она обучалась по индивидуальной программе...