Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР)ОНР 1-2 год обучения
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР) ОНР 1-2 год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_log.zanyatiy-_onr_12_kl.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к программе «Коррекция ОНР у младших школьников».
Настоящие примерные программы развития разработаны для учащихся 1-2-х классов массовой школы, имеющих проблемы в речевом развитии.
Полноценная речь ребенка, поступающего в школу, является непременным условием его успешного обучения, тем не менее, проводимое обследование речи детей, поступающих в школу, выявляет большое количество первоклассников с речевыми затруднениями.
Речевое развитие учащихся начальных классов с ОНР – одно из центральных направлений коррекционно-развивающего обучения в логопунктах при общеобразовательных школах.
Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребенка.
В условиях происходящих перемен в жизни школы особое значение приобретает проблема совершенствования методов преодоления нарушений речевого развития и оптимизации логопедической работы.
Многие зарубежные исследователи сходятся во мнении, что нарушение письма и чтения основываются на совокупности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор исследователи отмечают у детей с нарушением письма и чтения трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности.
Дети с ОНР принадлежат к той категории учащихся, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающего по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть ОНР и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.
Цель данной программы состоит в повышении качества корекционно-логопедической работы в начальной школе, в обобщении имеющихся сведений в области методике коррекционной работы, коррекционной педагогики о структуре речевых недостатков, оптимизации логопедической работы.
Основной задачей данной программы является обеспечение условий для возможности приобретения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения учащимися материала по родному языку в целом.
Оптимизация коррекционного обучения требует соблюдения специфического требования к его организации: необходимость одновременной работы над всеми компонентами речевой сиситемы-звуковой стороны речи и лексико-граматическим строем.
Правомерность и обязательность выполнения этого требования очевидны: в силу пониженной наблюдательности к языковым явлениям, несовершенного набора речевых средств, а также невысокой способности к переключению, ребенок с ОНР не в состоянии с равной степенью внимания и сосредоточенности производить осознанные наблюдения над фонематическими,
морфологическими и синтаксическими признаками используемых в коррекционных упражнениях слов и предложений.
Восполнение пробелов в развитии компонентов речевой системы ведется методом устного отражения. Специфическое требование работать одновременно над всеми компонентами речи реализуется в процессе логопедических занятий методом устного отражения в плане создания базы для дальнейшей целенаправленной работы. Решение проблемы оптимизации коррекционного обучения учащихся с ОНР и формирование у них таких важных свойств личности, как___________ и речевая активность, может быть продуктивным только тогда, когда устранение пробелов в формировании языковых средств и развитие полноценных фонематических обобщений осуществляется как вид учебной деятельности. В связи с этим выполнение детьми различных видов заданий по коррекции устной речи, письма и чтения следует рассматривать как вид осваиваемой учебной деятельности, а позже – как формулируемое речевое умение.
Содержание данной программы включает в себя материал, предполагающий создание оптимальных условий для коррекции.
Этапы коррекционного обучения:
- Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Развитие навыков связного высказывания.
- Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: уточнение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
- Восполнение пробелов в формировании связной речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности)изложение, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.
При планировании логопедической работы необходимо учитывать связь развития речи с такими психическими функциями, как восприятие, внимание, память, воображение, мышление, целенаправленное поведение. Это взаимообусловленные процессы. Каждый компонент речи связан с другими сторонами психического развития ребенка специфично и дифференцированно.
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, учителями музыки, физкультуры, психологами, родителями, а также тесного сотрудничества с врачами-неврологами и другими узкими специалистами. Основными формами работы учителя-логопеда является индивидуальные и групповые занятия.
Методическая система по речевому развитию младших школьников с ОНР – одно из центральных направлений коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Она основана на теории речевой деятельности, сформулированной в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича и других авторов.
При коррекционно-развивающем обучении учитываются не только закономерности формирования речи у нормального развивающихся детей, но и теория процесса нарушения речевого развития.
В настоящее время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы, имеющей профилактический характер. Общим для этих указаний является признание:
а) связи между развитием устной и письменной речи;
б) необходимости тесной связи в работе школьного учителя и логопеда.
Современные технологии в области логопедии направлены на комплексный подход в реализации устной работы по коррекции речевых нарушений у младших школьников.
Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся, страдающих ОНР. Программа предусматривает необходимость коррекционной работы в течение 2-х лет.
Занятие с обучающимися проводится как индивидуально, так и в группе. Основной формой является групповые занятия. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия с обучающимися, имеющими ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР, проводятся не менее 3-х раз в неделю.
Программа групповых занятий включает 3 раздела:
- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя и связной речи.
На первом году обучения коррекционная работа начинается с формирования фразы и связной речи. Эта работа начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического, грамматического и синтетического значения.
Ученики усваивают понятия «предмет», «слово», после чего у детей формируются понятие «слов, обозначающих предмет», «слов, обозначающих действие предмета», «слов, означающих признак предмета».
На этом этапе также проводится работа над структурой предложения, грамматическим и интонационным его оформлением. Закладывается основа для того, чтобы учащиеся успешно овладели в дальнейшем синтаксическим разбором предложения.
Отработав структуру простого двусоставного нераспространенного предложения, переходя к работе над распространением предложения путем введения второстепенных членов и его грамматическим оформлением.
Одновременно ведется работа по связной речи.
Дальнейшая работа направлена на развитие фонематического восприятия. Уточняется представление ребенка о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги, а слоги – в слова.
Первый год коррекционной работы завершается развитием навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Второй год обучения – продолжается работа по развитию фонематического восприятия на материале дифференциации гласных I и II ряда и согласных звуков. Дети учатся различать гласные и согласные звуки, определить слогообразующую роль гласного звука, знакомятся со словами разной слоговой структуры, осмысленно подбирают проверочные слова к слову с безударным гласным. Учащиеся учатся выделять родственные слова из предложений. Предусматривается работа по различению типов предложений: повествовательных, восклицательных, вопросительных. Формируются понятие о тексте и его частях.
Учитывая, что у детей с ОНР остаются несформированными неречевые процессы, такие, как мышление, слуховое и зрительное внимание и память, на протяжении всей коррекционной работы в содержание занятий включают задания, направленные на их развитие.
Учащиеся должны знать:
- признаки гласных и согласных звуков;
- гласные ударные и безударные;
- согласные глухие и звонкие;
- согласные твёрдые и мягкие;
- способы обозначения мягкости согласных звуков на письме;
- большая буква в именах, фамилиях, географических названиях;
- правила переноса слов;
- правила оформления предложения на письме.
Учащиеся должны уметь:
- выделять звуки в слове;
- делить слово на слоги;
- ставить ударение;
- различать ударный и безударный слоги;
- переносить слова по слогам;
- выполнять звуко-буквенный анализ слов;
- писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, географические названия;
- находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛ?, ставить эти вопросы;
- писать первое слово в предложении с большой буквы и ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак;
- правильно описывать слова, предложения, текст с учебника, проверять написанное, сравнивая с образцом.
Перспективный план работы (1 класс ОНР)
№ п/п | Раздел | Тема | Виды работ | Словарная работа | Национально-региональный комплект | Примечание |
1 | Подготови-тельный этап (6 часов) | - артикуляционная гимнастика - пальчиковая гимнастика - дыхательная гимнастика - ориентировка в пространстве - ориентировка во времени - зрительное восприятие - внимание, память, мышление | - статические упражнения; - комплекс №1 (по отдельности каждой рукой) - развитие длительной воздушной струи - упражнять в соматогнозисе - времена года -узнавание предмета и различие предметов по их натуральной величине - игры на внимание | Слова по лексической теме: «Цветы» | Стихотворение Сибгата Хакима «Мы с Волги, из Казани». | |
2 | - артикуляционная гимнастика - пальчиковая гимнастика - дыхательная гимнастика - ориентировка в пространстве - ориентировка во времени - зрительное восприятие - внимание, память, мышление | - статические упражнения - комплекс №1 (двумя руками) - развитие длительно-воздушной струи - упражнять в определении правой и левой стороны у товарищей - месяцы - наложение предметов - игры на развитие памяти | Слова по лексической теме: «Школьные принадлеж-ности» | Стихотворение Мажита Гафури «Красный флаг» | ||
3 | - артикуляционная гимнастика - пальчиковая гимнастика - дыхательная гимнастика - ориентировка в пространстве - ориентировка во времени - зрительное восприятие - внимание, память, мышление | - статические упражнения - комплекс №1 (двумя руками) - диафрагмальное дыхание - упражнять в ориентировке на столе - части суток - химеры - игры на развитие мышления | Слова по лексической теме: «Моя Республика - Татарстан» | Стихотворение Мусы Джалиля «Клятва» | ||
4 | - артикуляционная гимнастика - пальчиковая гимнастика - дыхательная гимнастика - ориентировка в пространстве - ориентировка во времени - зрительное восприятие - внимание, память, мышление | - динамические упражнения - комплекс №2 (по отдельности каждой рукой) - диафрагмальное дыхание - упражнять в ориентировке на листе бумаги - дни недели - сравнить и найти отличия - игры на развитие внимания | Слова по лексической теме: «мой родной город –Нижнекамск» | Пословица: «Без воды земля – пустырь, Без Отчизны слаб батыр» | ||
5 | - артикуляционная гимнастика - пальчиковая гимнастика - дыхательная гимнастика - ориентировка в пространстве - ориентировка во времени - зрительное восприятие - внимание, память, мышление | - динамические упражнения - комплекс №2 (двумя руками) - диафрагмальное дыхание - упражнять в ориентировке по картине - бытовое время (скоро, потом, вчера и др.) - узнавание предметов по их части - игры на развитие памяти | Слова по лексической теме: «моя Родина- Россия» | Пословица: «Человек без Родины своей - что без песни соловей» | ||
6 | - артикуляционная гимнастика - пальчиковая гимнастика - дыхательная гимнастика - ориентировка в пространстве - ориентировка во времени - зрительное восприятие - внимание, память, мышление | - динамические упражнения - комплекс №2 (дыхание) - диафрагмальное дыхание - профилактика зеркальности - предлоги ПЕРЕД и ПОСЛЕ - дописать букву, узнать букву - развивать мышление | Слова по лексической теме: «Семья» | Стихотворение Бари Рахмата «Ахмет и его братец Ильдар» | ||
7 | Слово (12 часов) | Слово-предмет (3 часа) | - усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения - практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы - закрепить навыки классификации и обобщения - графическое обозначение слов | Слова по лексической теме «Ранняя осень» | Стихотворение Габдуллы Тукая «Осень» Рассматривание картины татарских художников | Ефимен- кова (с.15-18) |
8 | Слово-действие (3 часа) | - учить различать слова, обозначающие действия предметов - графически их записывать - составлять словосочетания с существительными - дифференцировать слова-предметы и слова-действия | Слова по лексической теме «Овощи» | Стихотворение Рустема Кутуя «Осень» Загадки татарских писателей об овощах | Ефимен- кова (с.19-23) | |
9 | Слово-признак (3 часа) | - познакомить со словами, обозначающими признак предмета - учить правильно изменять слова по родам и числам - упражнять в составлении предложений - упражнять в составлении описаний предметов | Слова по лексической теме «Насекомые» | Стихотворение Муссы Джалиля «Осень пришла» Рассматривание картины татарского художника Растительный мир Татарстана | Ефимен- кова (с.23-27) | |
10 | 3 часа- последовательный пересказ - «Воробей и ласточки» (Ефименкова, стр.92) - «Муравей» (Ефименкова, стр.92) - составление загадок | - упражнять детей в дифференциации слов, обозначающих предмет, действие и признак - учить ставить вопросы к ним - составлять с заданными словами словосочетания, предложения - описание предметов | Слова по лексической теме «Перелётные птицы» | Стихотворение Джаудата Тарджеманова «Золотые листья» «Улицы нашего города» | Ефимен- кова (с.28-29) | |
11 | Предложе- ние (7 часов) | 2 часа описательные рассказы - «Осень» (Ефименкова, стр.99) - «Животные и птицы в осеннем лесу» (Ефименкова, стр.101) | - дать понятие о предложении - учить составлять нераспространённое предложение - учить понимать интонационную законченность предложения - учить изображать слова графически - упражнять в распространении предложения через дополнение, определение и обстоятельства места | Слова по лексической теме «Поздняя осень» | Стихотворение Равиля Файзуллина «Орешек» «Птицы нашего края» | Ефимен- кова (с.31-44) |
12 | Граммати- ка (25 часов) | Грамматическое оформление и распространение предложений (13 часов) 2 часа: - составление рассказа по картине «Зима» - составление рассказа по опорным словам (серии сюжетных картинок) | - учить детей согласовывать существительные с глаголами в роде и числе - упражнять в согласовании прилагательного с существительным в роде и числе - управление слов в предложении (падежи) - упражнять в составлении и распространении предложений | Слова по теме «Домашние животные» | Стихотворение Габдуллы Тукая «Забавный ученик» | Ефимен- кова (с.45-70) |
Слова по теме «Дикие животные» | Стихотворение Рустема Кутуя «Урок» | |||||
Слова по теме «Зимующие птицы» | Стихотворение Хакимзяна Халикова «Щедрый дятел» | |||||
Слова по теме «Зима» | Стихотворение Габдуллы Тукая «Белый дед» | |||||
Слова по теме «Одежда» | Стихотворение Зии Мансур «Загадка» | |||||
13 | Предлоги (10 часов) (на, в, с (со), из, по, к, за, из-за, над, под, из-под) Выборочный пересказ - «Дружок и Пушок» (Ефименкова, стр.114) - «Храбрая девочка» (Ефименкова, стр.114) | - учить понимать пространственное значение предлога, направление и.т.д. - учить в составлении деформированных предложений с предлогами - дифференциация предлогов - графическое изображение предметов | Слова по теме «Новый год» | Стихотворение Резеды Валеевой «Морозище» | Ефимен- кова (с.71-88) | |
Слова по теме «Зимние развлечения» | Стихотворение Роберта Минуллина «Пусть он будет тёплым» | |||||
Слова по теме «Обувь» | Пословица «Работа учит, безделье портит» | |||||
Слова по теме «Головные уборы» | Народный юмор «Ответ иголки» | |||||
14 | Фонетика | Звук, гласные I и II ряда; слоговой состав слова; ударение; согласные звуки; обозначение мягкости на письме двумя способами (26 часов) 2 часа краткий пересказ - «Водолаз и акула» (Ефименкова, стр.108-109) - составление описательного рассказа по картине «Весна» | - познакомить со способами образования различных звуков и строением артикуляционного аппарата - учить детей слышать и выделять гласные I ряда из слогов и слов - познакомить с образованием гласных II ряда - дать представление о слогообразующей роли гласного; учить выделять гласные звуки из слов - учить определять порядок слогов в слове - учить изображать слова схемой - учить детей делить слова на слоги (2 и 3-составные слова) - учить составлять слова по заданному слогу или вставлять пропущенный слог - упражнять в слоговом анализе и синтезе - учить выделять ударный слог, находить ударный гласный - учить воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога - учить узнавать слово по его слуховой схеме, зрительной схеме - научить слышать твёрдое и мягкое звучание согласных - научить обозначать мягкость согласных на письме буквой Ь в конце слова; различать твердые и мягкие согласные - научить обозначать мягкость согласных на письме буквой Ь в середине слова - учить слышать мягкие согласные перед гласными II ряда - учить вычленять из слова первый и последний согласный - определять место звука в слове - упражнять в составлении слов путём добавления звуков - учить читать слова, называть звуки как в прямом, так и в обратном порядке (сон-нос) | Слова по теме «Транспорт воздушный» | Народный юмор «Два лентяя» | Ефимен- кова (с.123-149) |
Слова по теме «Профессии» | Стихотворение Барии Рахмата «Врач Асия» | |||||
Слова по теме «Транспорт водный» | Пословица «Пораньше встанешь – не пожалеешь» | |||||
Слова по теме «Транспорт железнодор.» | Народный юмор «Не выпустила» | |||||
Слова по теме «Музыкальные инструменты» | Народный юмор «Кто же царь?» | |||||
Слова по теме «Инструменты» | Стихотворение Шауката Галиева «Узнаю …» | |||||
Слова по теме «День Победы» | Пословица «Если Родина живёт, и герой не пропадёт» | |||||
Слова по теме «Деревья» | Стихотворение Рустема Кутуя «Верба» | |||||
Слова по теме «Ранняя весна» | Стихотворение Шауката Галиева «Первомай» | |||||
Достопримечательности нашего города | ||||||
Животный мир нашего края | ||||||
15 | Развитие фонематического анализа и синтеза (10 часов) 2 часа: - изложение, восстановление деформированного текста «Кошка и птичка» Л.Толстой (Щеглова, стр.11) - изложение, восстановление деформированного текста «Кошка и птичка», «Чиж» Л.Толстой (Щеглова, стр. 13) | - упражнять в звуко-буквенном анализе слов - упражнять в узнавании и выделении гласного звука - определять количество и место звуков в слове | Слова по теме «Цветы» | Стихотворение Бари Рахмата «На Сабантуе» | ||
Слова по теме «Поздняя весна» | Стихотворение Мусы Джалиля «Май» | |||||
Слова по теме «Ягоды» | Стихотворение Махмуда Хусаина «Земляника» | |||||
Слова по теме «Лето» | Стихотворение Рустема Кутуя «Утро» |
Учащиеся должны знать:
- признаки гласных и согласных звуков;
- гласные ударные и безударные;
- согласные глухие и звонкие;
- согласные твёрдые и мягкие;
- способы обозначения мягкости согласных звуков на письме;
- большая буква в именах, фамилиях, географических названиях;
- правила переноса слов;
- правила оформления предложения на письме.
Учащиеся должны уметь:
- выделять звуки в слове;
- делить слово на слоги;
- ставить ударение;
- различать ударный и безударный слоги;
- переносить слова по слогам;
- выполнять звуко-буквенный анализ слов;
- писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, географические названия;
- находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛ?, ставить эти вопросы;
- писать первое слово в предложении с большой буквы и ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак;
- правильно описывать слова, предложения, текст с учебника, проверять написанное, сравнивая с образцом.
1 класс – ОНР
Контрольные работы и срезы.
Тема: «Слово». Графический диктант. Логопед называет слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Дети графически изображают их на листе бумаги. (12-12 слов).
Тема: «Предложение». 1. Составление предложений по данным схемам;
2. Составление схем к предложениям:
а) Грач нашел червяка;
б) Наступила осень;
в) Мама связала красивый свитер;
г) Маленькая девочка рисует полевые цветы.
Тема: «Грамматическое оформление и распространение предложений».
- Логопед предлагает ряд слов мужского, женского и среднего рода. Дети графически обозначают их в тетради.(10-12 слов);
- Образовать множественное число существительных и записать их (дом, окно, оса, ухо, лоб, глаз, трава, поле, белка).
Тема: «Предлоги».
- Составить схему предложения с предлогом;
- Изобразить предлоги графически;
- Вставить пропущенный предлог.
Тема: «Звук». У Сони зайка. Я ела сушку. На дубе кора. В чаще волк.
Тема: «Слоговой состав слова». Выписать слова, состоящие из одного слога, затем из двух и трех слогов: вишня, суп, торт, кошка, сапоги, тыква, ключ, лук, ребята, рысь, фиалка, стол, щука, ракета, лепешка, булка, край, повар, капитан, лимоны, вазы, мимоза. (поставить ударение)
Тема: «Мягкие согласные». Найти ошибки:
Свинья перья пьет листья
Деревя ульи бьет собачья
Мурави солови лются кошачя
Стулья вьюга вьюжит медвежья
Тема: «Гласные I и II ряда».
Разделить слово на слоги, обозначить его схемой с выделением гласных звуков: Соня, руки, знамя, костер, утюг, вилы, весла, салют, клюнул, овес, поэт, месяц, маяк.
Тема: «Развитие фонематического анализа и синтеза».
- Вставить пропущенный буквы:
Высокая со…на крупные с…езы
Пушистая вер…а яркое п….амя
Серые во…ки большая ды…кА
Серые г…аза теплая бу…кА
- Найти ошибки:
Кругый стол майский ландыш
Новая кига белая ромашка
Тудное время алая гоздика
Мелая речка сладая малина
- Записать слова из данных букв:
а, з, о, р а, з, о, к а, х, у,м
б, у, г, ы у, ш, а, б ш, к, о, к, а
- Найти ошибки:
Вилак тарва чевряк чевтерг
Корак кырша киприч стурна
Горак борви такпи куржок
Перспективный план работы (2 класс ОНР)
№ п/п | Раздел | Тема | Цели | Национально-региональный комплект | Примечание |
1 | Подготови-тельный этап (6 часов) | - артикуляционная гимнастика - пальчиковая гимнастика - дыхательная гимнастика - ориентировка в пространстве - ориентировка во времени - зрительное восприятие - внимание, память, мышление | - статические упражнения - комплексы по развитию мелкой моторики - развитие длительной воздушной струи, диафрагмальное дыхание - упражнение в соматогнозисе, правая, левая сторона - ориентировка на листе бумаги, на столе, на картине, зеркальность - времена года, месяцы, части суток, дни недели - узнавание предмета по натуральной величине, наложение предмета, «химеры», узнавание предмета по части Игры на развитие памяти, внимания, логического мышления | Мой город Нижнекамск, улицы нашего города, достопримечательности нашего города, города и реки Татарстана | |
2 | Звуки речи | Звук (1 час) Гласные I ряда (1 час) Гласные II ряда (1 час) | Познакомить детей со способами образования различных звуков, со строением артикуляционного аппарата Учить детей слышать и выделять главные I ряда на уровне слове, слога с заданными гласными Познакомить с образованием гласных II ряда. Учить выделять их на слух; находить в словах, выделять голосом гласные II ряда | Татарские пословицы «Человек без Родины своей, что без песни соловей» «Поработай до поту – будешь есть в охоту» | Ефименкова стр.123-125 Ефименкова стр.127 Ефименкова стр.129 |
Дифференциация А-я 2 час О-е 2 час У-ю 2 час Ё-ю 2 час Ы-и 2 час Рассказ-описание «Осень» 1 час Твёрдые и мягкие согласные 1 час I способ смягчения согласных с помощью гласных II ряда- 5 часов Выборочный рассказ «Хорошая постелька» 1 час, стр.115 | Учить детей различать гласные устно и на письме, в слоге, слове и предложении. Учить составлять предложение с новыми словами. Расширять словарь. Развивать способности к анализу слов. Учить изображать слово схематично, выделяя нужную гласную. Научить детей слышать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков перед гласными II ряда, выделять мягкие согласные в слове; чётко объяснять, как обозначена мягкость согласного. Подбирать слова к схеме, самостоятельно строить схемы, составлять предложения с заданными словами Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными II ряда, выделять мягкие согласные в слове; чётко объяснять, как обозначена мягкость согласного; подбирать слова к схеме | Татарская народная сказка «Обманщик и мост» Ахмет Ерикей «Осень» с.153 Картины татарских художников Габдулла Тукай «В школе» с.98 Габдулла Тукай «Ель» с.100 | Ефименкова стр.194-210 Козырева стр.2 Ефименкова стр.142 Ефименкова стр.145-148 | ||
3 | Дифференциация согласных звуков. Слоговой анализ. Словоизме- нение и словообра- зование | Дифференциация Б-п 5 часов (4+1) В-ф 5 часов (4+1) Г-к 5 часов (4+1) Д-т 5 часов (4+1) Ж-ш 5 часов (4+1) З-с 5 часов (4+1) Ч-ть 5 часов (4+1) Ч-щ 5 часов (4+1) С-ц 5 часов (4+1) | Учить дифференцировать согласные в слогах, словах, предложениях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ для 5 года обучения
рабочая программа...
программа обучения детей с ОВЗ"Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ"
Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной моторике,способствующей коррекции мелкой моторики рук,развитию мышления,памяти,внимания....
Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения
Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения...
Программа обучения детей с умеренной УО
2 класс...
программа обучения детей с ДЦП элементарным математическим представлениям, чтению и письму
программа для работы с детьми ДЦП...
Адаптированные рабочие программы для детей с умственной отсталостью (VIII вид) 3 класс. Домашнее обучение в общеобразовательной школе
Адаптированные рабочие программы (8 вид), домашнее обучение:по русскому языку (письму) - 2 часа в неделю, математике - 2 часа в неделю, чтению - 2 часа в неделю, развитию устной речи на основе предмет...
Программа обучения детей инофонов (1 класс) русский язык
Примерная рабочая программа (1 класс) обучения детей инофонов....