Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_log.zanyatiy-_ffn_fn_12_kl.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящие примерные программы развития разработаны для учащихся 1-2 классов массовой школы, имеющих проблемы в речевом развитии.
Полноценная речь ребёнка, поступающего в школу, является непременным условием его успешного обучения, тем не менее проводимое обследование речи детей, поступающих в школу, выявляет большое количество первоклассников с речевыми затруднениями.
Речевое развитие учащихся начальных классов с фонетико-фонематическим недоразвитием – одно из центральных направлений коррекционно-развивающего обучения в логопунктах при общеобразовательных школах.
Более тщательное изучение звуковой стороны речи младших школьников показывает несформированность у многих из них всей совокупности её элементов: звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем. Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.
Р.Е.Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороной речи. Было установлено, что у детей сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отличается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. А.Ф.Спирова считает, что уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находится в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Выделяют при возможных состояниях фонематического слуха:
- Недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
- Недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
- Грубое фонематическое недоразвитие, когда ребёнок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.
Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с ФФН наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости. Без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
Цель данной программы состоит в повышении качества коррекционно-логопедической работы в начальной школе, в обобщении имеющихся сведений в области методики коррекционной работы с детьми, имеющими ФФН и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.
В процессе обучения детей с ФФН в условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи:
- Сформировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;
- Развить у них полноценный фонематический слух и восприятия, т.е. с помощью специальных приёмов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;
- Сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово из слогов (синтез);
- На основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми элементов грамоты.
Несмотря на вполне понятные различия, существующие в содержании коррекционного обучения и воспитания для детей 1-го и 2-го классов, выделенные задачи являются основополагающими.
Этапы коррекционного обучения:
- Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др. анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.
а) уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:
- уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
- выделение его на фоне слога;
- определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);
- определение места звука по отношению к другим (какой по счёту звук, после какого звука произносится, перед каким звуком
слышится в слове);
- выделение его из предложения, текста.
б) сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нём количества слов; придумывание предложений с определённым количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение место слов в предложении; выделение предложения из текста с определённым количеством слов и.т.д.;
- уточнение значениё имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Преемственность
Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логослужб. Взаимосвязь в работе логопедов школьных логопунктов и логопедов дошкольных учреждений осуществляется путём проведения совместных методических объединений, на которых решаются организационные, методические вопросы и изучается передовой опыт работы.
Для успешной реализации коррекционных задач необходимо взаимодействие логопеда с учителем начальных классов, воспитателем группы продлённого дня, медицинским персоналом школы, психологом, социологом, родителями, т.е. со всеми звеньями педагогического процесса.
Организуя коррекционную логодеятельность по формированию звукопроизношения, развитию фонематических представлений – фонематического слуха, анализа и синтеза слов, слогового анализа и синтеза, формированию связной речи, совершенствованию пространственно-временных ориентировок, логопед совместно с психологом подбирает упражнения на развитие познавательных процессов, а также необходимо совместное планирование и проведение занятий, согласование совместных программ коррекционной работы с детьми, требующими повышенного внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности, разработку реализаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического развития детей с нарушением речи.
Успешное осуществление коррекционной работы во многом зависит и от контакта учителя-логопеда с учителем начальных классов. Логопед согласовывает содержание своих занятий с каждым учителем начальной школы в зависимости от этапа коррекции, с учётом прохождения программы по родному языку и чтению.
Не менее существенно взаимодействие логопеда с воспитателем ГПД. Очень важным и ответственным в работе воспитателя ГПД является закрепление отработанных на логозанятиях навыков по коррекции устной и письменной речи.
Большую роль в коррекции речи играет взаимодействие логопеда с учителем физкультуры. На уроках физкультуры достигается развитие координации движений, ориентировка в пространстве, способность запоминать последовательность двигательных операций, умение выполнять движение по словесной инструкции, развитие речевых умений и навыков.
Учитель-логопед взаимодействует с учителем музыки, помогает отобрать материал для логоритмических занятий. На уроках музыки проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, голоса, работа над просодической стороной речи (тембром, темпом, силой, высотой, интонацией), развитию мелкой и общей моторики, отработки координации движений, согласованности с речью.
Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Логопед принимает активное участие в родительских собраниях, семинарах, на которых знакомит родителей с видами речевых нарушений, формами их проявления, приёмами правильного речевого воспитания в семье, доступными методами коррекции, проводит анкетирование.
Таким образом целенаправленная логопедическая работа в системе взаимодействия с педагогическим коллективом школы и родителями может оказать существенное влияние на качество обучения.
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно. Это зависит от правильного взаимоотношения применяемых методов.
Методика логопедического воздействия при различных видах и формах речевой недостаточности использует всё многообразие психолого-педагогических методов школьной коррекционной педагогики. Особенность применения этих методов определяется спецификой речевого расстройства, структурой соотношения первичных и производных нарушений речи ребёнка, его возрастными особенностями.
Данная программа позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принцип педагогики сотрудничества.
Основные методы обучения:
- практические
- наглядно-демонcтрационные
- игровые
- словесные
- методы речевого моделирования типовых ситуаций.
Таким образом использование современных технологий в коррекционной работе с детьми-логопатами позволяет добиваться более высоких результатов коррекции.
Настоящая программа составлена на основе изучения специализированных программ Филичевой Т.Б., Каше Г.А., Чиркиной Г.В., Козыревой Л.М., а также на основе изучения речевых нарушений школьников, их особенностей и изучение методики работы по преодолению нарушений письма и чтения.
Программа рассчитана на 2 года обучения в первом и втором классах начальной школы. Занятия проводятся 3 раза в неделю во внеурочное время. Начало курса занятий третья и четвёртая недели сентября.
Программа курса по преодолению ФФН на первом году обучения включает в себя несколько разделов, определяющих изучение таких структурных единиц речи, как звук, слово, предложение, слоговой состав слова, дифференциация звуков и звуко-буквенный анализ.
Первый год коррекционной работы завершается дифференциацией звуков. Учитывая то, что у некоторых детей с ФФН остаётся недостаточно сформированным фонематическое восприятие, второй год обучения включает работу по звуко-буквенному анализу и синтезу и завершается дифференциацией звуков на письме.
Содержание образовательной программы в группе учащихся 1 классов с заключением ФФН (ФН)
Раздел | Тема | Кол-во часов | Содержание | Требования к знаниям детей | Национ.-регион. компонент |
I четверть I.Подготови- тельный этап | Уточнение и развитие пространственных представлений и зрительного восприятия. Уточнение и развитие временных представлений. Развитие ритмики и просодической стороны речи, физического слуха | 2 ч. 2 ч. | Определение схемы собственного тела, направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений объектов, графическое обозначение объектов. Уточнение понятий об основных единицах времени; определение временной последовательности. Работа над развитием подвижности артикуляционного аппарата, мелкой моторики, ритма, просодики. | Дети должны различать и сравнивать: - направление в пространстве - взаимоотношение объектов - дни недели, время суток, последовательность времён года, месяцев - определять временную последовательность действий и событий - неречевые звуки - высоту и силу голоса - изображения предметов, букв | Республика город улица |
II. Речь. Предложение. Слово. | Речь. Предложение. Предложение. Слово. | 2 ч. 4 ч. | Роль речи, слова в жизни человека. Деление текста на предложения; составление предложений по картинкам и по двум предметным картинкам Распространение предложений. Составление схемы предложения. Определение количества и порядка слов в предложении. | Дети должны уметь: - определять количество слов в предложении - писать первое слово в предложении с большой буквы и ставить в конце предложения точку - писать каждое слово раздельно | Города, реки, сёла РТ (письмо слов с заглавной буквы) |
III. Звуки речи | Звуки речи. Буквы. Гласные звуки (и пройденные в классе буквы) Гласные II ряда | 1 ч. 5 ч. 1 ч. | Речевые и неречевые звуки, образование звуков, строение и функции речевого аппарата, звуки и буквы. Артикуляция гласных звуков, выделение гласного звука. | Дети должны знать: - признаки гласных звуков - выделять гласные в слове - об образовании гласных II ряда | Пословицы народов Поволжья |
II четверть IV. Слоговой состав слова | Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Ударение. | 1 ч. 3 ч. 3 ч. | Слогообразующая роль гласного. Деление слов на слоги, составление слоговых схем, работа с двусложными, трёхсложными словами. Выделение ударного слога в чужой и собственной речи. Составление слоговой схемы слова | Дети должны уметь: - делить слова на слоги - различать ударные и безударные слоги - ставить ударение | |
V. Согласные звуки. | Согласные звуки (и пройденные в классе буквы) Звуковой анализ слов Твёрдые и мягкие согласные Звонкие и глухие согласные | 1 ч. 5 ч. 3 ч. 1 ч. | Образование согласных, выделение согласных звуков из слогов и слов. Выделение звука на фоне слова, слога, определение количества и последовательности звуков в слове Дифференциация твёрдых и мягких согласных, обозначение мягкости 2-мя способами; чтение с опорой на последнюю гласную. Способы образования звонких и глухих согласных, дифференциация звонких и глухих согласных. | Дети должны знать: - образование, признаки согласных Дети должны уметь: - различать звонкие и глухие согласные Различать твёрдые и мягкие согласные Обозначать мягкость согласного на письме Читать с опорой на последнюю гласную - производить звукобуквенный анализ доступных слов | Нац. головной убор - тюбетейка |
VI. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство | Звуки С – С. Буква С. Звуки З – З. Буква З. Дифференциация С – З (С – З) Звуки П – П. Буква П. Звуки Б – Б. Буква Б. Дифференциация П – Б (П – Б) Звуки Ф – Ф. Буква Ф Звуки В – В. Буква В. Дифференциация Ф – В (Ф – В) Звуки Т – Т. Буква Т. Звуки Д – Д. Буква Д. Дифференциация Т – Д (Т – Д) Звуки К – К. Буква К. Звуки Г – Г. Буква Г. Дифференциация К – Г (К – Г) Дифференциация К – Г - Х Звук Ш и буква Ш Звук Ж и Буква Ж Дифференциация Ш–Ж Проверочная работа Дифференциация С – Ш Дифференциация З – Ж Дифференциация Р – Л (Р – Л) Звук и буква Ч Дифференциация Ч – Т Звук и буква Щ Дифференциация С– Щ Дифференциация Щ– Ч Звук Ц и буква Ц Дифференциация Ц – С Дифференциация Ц – Т Дифференциация Ц – Ч Закрепление. Проверочные работы. | 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 10ч. | Уточнение артикуляции, выделение звуков, дифференциация по мягкости – твёрдости, звонкости – глухости. Сходство и различие звуков, подбор слов с данным звуком. Оглушение звонких согласных в середине и в конце слова. Выделение (с) и (ш) из слов, рассмотрение артикуляции, сравнение по артикуляции, определение места звука в слове, дифференциация с-ш Сравнение по артикуляции, соотнесение с буквами, выделение звуков, дифференциация р-л (р-л), определение места звука в слове | Дети должны уметь: - различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости - правописание парных согласных в середине и конце слова - правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу | Праздники народов Поволжья, РТ |
Контрольные задания
Раздел: «Звукобуквенный анализ и синтез слова»
«Верно-неверно». Поставь знак «+», если высказывание верно, знак «-«, если высказывание неверно
- Буква М обозначает звук «МЭ»
- В слове «окунь» первая гласная «а»
- В слове «куст» первый согласный «к»
- В слове «кошка» 5 звуков
- При произнесении гласного «а» губы вытянуты в трубочку
- Буква Я обозначает два звука
- В слове «якорь» буква «я» на первом месте
Раздел: «Слоговой анализ и синтез слов»
«Верно-неверно». Поставь знак «+», если высказывание верно, знак «-«, если высказывание неверно
- В слове столько слогов, сколько в нём согласных букв
- В слове столько слогов, сколько в нём гласных букв
- Слог обязательно содержит гласную букву
- Слог не бывает без согласных букв
- Слог может состоять из одной буквы
- В слове «фрукт» 5 слогов
- В слове «Дрозд» 1 слог
Раздел: «Согласные звуки»
«Верно-неверно». Поставь знак «+», если высказывание верно, знак «-«, если высказывание неверно
- При произнесении звука «П» сомкнутые губы «взрываются» под давлением выдыхаемого воздуха
- В слове «ладони» звук «д» на третьем месте
- В слове «шкаф» звук «ф» на третьем месте
- Правильно ли произнесено слово «лысята»
- В слове «собака» слышим звук «п»
Задания:
- Исправь ошибки:
- старая прялка
- вкусная плюшка
- дадя Миша
- грязная трапка
- Прочитай предложения, выбирая по смыслу слова
- Коля (ел, ель) кашу. В лесу (ел, ель)
- (Хор, хорь) поёт песню. (Хорь, хор) крадёт цыплят
Раздел: «Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство»
Диктант
У Паши пёс Барбос.
В поле созрели арбузы.
На поляне зажгли костёр.
Ученица получила пять с плюсом.
Требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании курса (1 класс)
Дети должны уметь:
- Обозначать границы предложений: начинать запись предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.
- Слова в предложении писать отдельно.
- Делить слова на слоги, выделять ударную гласную.
- Производить звукобуквенный анализ слов.
- Обозначать мягкость согласного.
- Дифференцировать оппозиционные звуки по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.
Дети должны знать:
- Образование гласных, согласных звуков
- Признаки, характеристики гласных, согласных звуков.
Содержание образовательной программы в группе учащихся 2 классов с заключением
нарушение письма, обусловленное ФФН (ФН)
Раздел | Тема | Кол-во часов | Содержание | Требования к знаниям детей | Национ.-регион. Компонент |
I. Подготовительный | Уточнение и развитие пространственного представления и зрительного восприятия. Уточнение и развитие временных представлений. Развитие ритмики и просодическое стороны речи, физического слуха. | 2 ч. 2 ч. 2 ч. | Определение схемы собственного тела, направления в пространстве; пространственные взаимоотношения объектов; графическое обозначение направлений Уточнение понятий об основных единицах времени; образование временной последовательности Развитие ритмики, просодической стороны, мелкой моторики, подвижности артикуляционного аппарата | Дети должны различать и сравнивать: - направление в пространстве - взаимоотношение объектов - время суток, дни недели, последовательность времён года, месяцев - определение временной последовательности действий и событий Неречевые звуки Ритмические рисунки Высоту и силу голоса Изображение предметов, букв (наложенные, зашумленные, незаконченные, химеры и.т.д.) | Страна, республика, город |
II. Звукобуквенный анализ и синтез | Выделение первого и последнего звука в слове. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Определение количества звуков в слове. Соотношение между звуком и буквой в слове. Буква-смыслоразличитель. Проверочная работа. | 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. | Развитие слухового внимания, фонематического слуха, умения выделять на слух первый, последний звук в слове. Умение определять место звука в слове (в начале, конце, середине). Последовательность звуков в слове, количество звуков в слове. Учить выделять заданный звук на фоне слова, связывать звук со зрительным образом буквы. Находить слова с заданным звуком | Дети должны овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза | |
III. Слоговой анализ и синтез слова | Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Проверочная работа. | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Учить выделять первый слог в слове. Показать словообразующую роль гласного, учить называть только гласные звуки в слоге, в односложном слове, двухсложном слове, учить находить слоги, которые начинаются с гласных, заканчиваются на гласные; учить составлять схемы. Учить составлять слова по заданному слогу или вставлять пропущенные слоги. Закрепить умение делить слова на слоги (из 2-х, 3-х слогов); учить соотносить слова с нарушенным слоговым составом. | Дети должны овладеть слоговым анализом, переносом слов | |
IV. Ударение | Ударение в двусложных словах. Ударение в трёхсложных словах. Безударные гласные. Проверочная работа. | 1 ч. 1 ч. 3 ч. | Выделение ударного слога в двусложных словах. Упражнять в определении ударного гласного, восприятии ритма; учить узнавать слова по их слуховой схеме. Выделение ударного слога в трёхсложных словах. Показать смыслоразличительную роль ударения. Учить орфоэпическому произношению | Дети должны уметь выделять ударный гласный, подбирать проверочные слова к безударным гласным, соблюдать орфоэпические нормы | |
V. Твёрдые и мягкие согласные звуки | Мягкий знак на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Дифференциация на письме а-я после согласных. Дифференциация у-ю Дифференциация о-ё Дифференциация ы-и Твёрдые и мягкие согласные звуки перед е Непарные твёрдые согласные ш-ж-ц Непарные мягкие согласные щ-ч-й Проверочная работа | 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. | Различение согласных по твёрдости-мягкости Чтение с опорой на последнюю гласную Смыслоразличительная роль «ь», йотированных гласных на примере слов-паронимов Знакомство с нормами орфоэпии (шоссе, ателье, музей, крем и.т.д.) | Дети должны уметь: - различать твёрдые и мягкие согласные - обозначать мягкость согласного на письме «ь» или гласными II ряда - писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу | |
VI. Глухие и звонкие согласные звуки и буквы | Дифференциация б –п (б – п) Дифференциация д –т (д – т) Дифференциация к –г (к – г) Дифференциация в -ф (в – ф) Дифференциация з –с (з – с) Проверочная работа Слуховой диктант | 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 1 ч. 1 ч. | Упражнение в различении звуков по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости на уровне слога, слова, предложения, в связной речи. Упражнение в подборе проверочных слов при оглушении звонких согласных в середине и в конце слова. Уточнение артикуляции данных звуков и сравнение, анализ различий; учить соотносить звук с буквой. | Дети должны уметь: - различать звонкие и глухие согласные - правильно писать слова с парными согласными в середине и конце слова | |
VII. Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы | Звуки и буквы с-ш Звуки и буквы з-ж Проверочная работа | 3 ч. 3 ч. 1 ч. | Упражнение в различении данных звуков на уровне слога, слова, предложения, в связной речи. Уточнение артикуляции данных звуков и сравнение, анализ различий; учить соотносить звук с буквой | Должны уметь дифференцировать свистящие-шипящие согласные | |
VIII. Аффрикаты | Дифференциация с-ц Дифференциация ц-ч Дифференциация ч-т Дифференциация ч-щ Дифференциация с-щ Проверочная работа | 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 2 ч. 1 ч. | Упражнение в различении данной пары звуков на уровне слога, слова, предложения, в связной речи; упражнение в вычленении звуков из слов; вставление пропущенных букв | Должны уметь различать: С-ц Ц-ч Ч-т Ч-щ С-щ | |
IX. Сонорные звуки и буквы | Звуки и буквы л-р Звуки и буквы л-р Звуки и буквы й-л-р Проверочная работа | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Упражнение в различении звуков на уровне слога, слова, предложения, в связной речи Уточнение артикуляции данных звуков, сравнение и анализ различий; учить соотносить звук с буквой | Должны уметь различать сонорные звуки | Татарские национальные праздники: Сабантуй, Науруз |
X. Кинетические сходные буквы | Дифференциация б-д Дифференциация а-о Дифференциация п-т Проверочная работа | 1-2 1-2 1-2 1 ч. | Уточнить артикуляции звуков, анализ различий; учить соотносить звуки с буквой с опорой на зрительный образ. Дифференцировать в слогах, словах, предложениях, в связной речи. | Должны уметь дифференцировать на письме: Б-д А-о П-т | Деревья и животные РТ |
Контрольные задания
Раздел: «Звукобуквенный анализ и синтез слова»
«Верно-неверно». Поставь знак «+», если высказывание верно, знак «-«, если высказывание неверно
- Буква П обозначает звук «пэ»
- Буква Я обозначает два звука в слове «яма»
- Звуки мы произносим, а буквы читаем и пишем
- В слове «платье» 6 букв и 6 звуков
- В слове «синий» 5 букв и 4 звука
- В слове «жизнь» букв больше, чем звуков
- В слове «ключ» букв меньше, чем звуков
Раздел: «Слоговой анализ и синтез слова»
Тест. В конце дана таблица. В её верхней строке – номера предложенных вам заданий. Вписывайте в пустую клетку под номером задания номер выбранного вами ответа.
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) рысь; 2) гусь; 3) съезд; 4) лось.
- В каком слове букв больше, чем звуков?
1) юла; 2) платье; 3) яйцо; 4) пальто.
- Буква Я обозначает один звук в слове:
1) яма; 2) лилия; 3) мята; 4) объявление.
- Какое слово лишнее?
1) юг; 2) люк; 3) плюс; 4) меню.
- Какое слово лишнее?
1) берёза; 2) сырьё; 3) пузырёк; 4) ларёк.
- Буквы Л, М, Н, Р, Й обозначают:
- твёрдые непарные согласные звуки;
- мягкие непарные согласные звуки;
- глухие непарные согласные звуки;
- звонкие непарные согласные звуки.
- Буквы Ч, Х, Щ, Ц обозначают:
- твёрдые непарные согласные звуки;
- мягкие непарные согласные звуки;
- глухие непарные согласные звуки;
- звонкие непарные согласные звуки.
- В словах брошь, тушь, вещь, печь несоответствие между звуками и буквами проявляется в результате:
- смягчения предыдущего согласного звука перед ь;
- отсутствие звука у буквы ь;
- оглушение звонких согласных звуков на конце слова.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел: «Ударение»
«Верно-неверно». Поставь знак «+», если высказывание верно, знак «-«, если высказывание неверно
- В многосложных словах только один слог является ударным
- В слове «алфавит» ударение падает на второй слог
- В русском языке ударение никогда не падает на предлог
- В русском языке ударение может падать на любую часть слова
- В слове «начал» ударение падает на первый слог
Раздел: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
«Верно-неверно». Поставь знак «+», если высказывание верно, знак «-«, если высказывание неверно
- Мягкий знак обозначает мягкий согласный звук
- Мягкий знак указывает на мягкость предыдущего согласного звука
- В слове «мышь» нет мягких звуков
- Для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков применяются только гласные буквы
- В русском языке нет парных по твёрдости-мягкости согласных букв
- Твёрдые согласные звуки смягчаются перед мягкими согласными звуками в середине слова
- В слове «шесть» все согласные мягкие.
Задание. Запомни со слуха потешку, повтори про себя, вслух, запиши под диктовку.
У пенька опять пят опят.
Подчеркни мягкие согласные
Раздел: «Звонкие и глухие согласные звуки и буквы»
Диктант.
- Засыпанный снегом лес был сказочно красив.
- Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков.
- У Антона длинная удочка. Девочка кормила уточку.
- На фасоли и моркови появились вредители.
- Огнём горят гроздья рябины сквозь зелёные кружева гибких веток.
- Школьники должны жить дружно.
Раздел: «Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы. Аффрикаты»
Тест. В конце текста дана таблица. В её верхней строке номера предложенных заданий. Вписывайте в пустую клетку под номером задания номер выбранного вами ответа.
- В слове «ра_ _ ал» пропущены буквы:
1) з-з; 2) ж-ж; 3) з-ж; 4) ж-з.
- В слове « _ _ епить» пропущены буквы:
1) ц-ц; 2) ц-с; 3) с-с; 4) с-ц.
- В слове « _ елове _ ек» пропущены буквы:
1) ц-ц; 2) ч-ч; 3) ц-ч; 4) ч-ц.
- В слове « _ ис _ и _ь» пропущены буквы:
1) ч-т-т; 2) т-т-т; 3) ч-т-ц; 4) ч-ч-ч.
- В слове «по _ е _ ние» пропущены буквы:
1) с-с; 2) с-щ; 3) щ-щ; 4) щ-с.
- Вставьте нужное слово в предложение: «Стрелы летят в …»
1) сел; 2) цель; 3) щель; 4) желе.
- Какая пара слов «лишняя»
- споры – шпоры
- краска – крошка
- сутки – шутки
- башня – басня.
- Какая пара слов «лишняя»
- луза – лужа
- зал – жал
- Луша – лужа
- Ложа – лоза
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел: «Сонорные буквы и звуки»
Тест. В конце текста дана таблица. В её верхней строке – номера предложенных заданий. Вписывайте в пустую клетку под номером задания номер выбранного ответа.
- В слове « _ е _ ка» пропущены буквы:
1) й-л; 2) й-й; 3) л-л; 4) л-й.
- В слове «пе _ епо _ ти _» пропущены буквы:
1) л-л-р; 2) р-р-л; 3) л-р-р; 4) р-р-р.
- В слове «каст _ ю _ я» пропущены буквы:
1) р-р; 2) р-л; 3) л-л; 4) л-р.
- Вставьте нужное слово в предложение: «Корабль сел на …»
1) мел; 2) умей; 3) мель; 4) мал.
- Вставьте нужное слово в предложение: «Утка кричит …»
1) кра; 2) рак; 3) кряк; 4) як.
- Какая пара слов «лишняя»:
- бурка – булка
- рис – лис
- укор – укол
- дар – дал
- Какая пара слов «лишняя»:
- жарь – жаль
- жарь – жар
- речь – лечь
- рис – лис
- В слове «соболь» сонорные звуки занимают позиции:
- последний звук
- первый и последний звук
- нет сонорных звуков
- второй звук
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел: «Кинетически сходные буквы»
Задание «Исправь ошибки»
Б – Д. Волобя поймал дабочку. Бадочка билалась в руках у Волоби. Прибежала Либа. Она просила Володю отпустить бадочку. Волобя отпустил бадочку. Бадочка села на берево, а потом полетела дальше. Либа и Волобя болго людовались бадочкой.
П – Т. Прут кормип, а лень порпит. От потопа копыт тыль по полю летип. Не степь ли нам про спеть.
Нормативы: Тест «Верно-неверно» Тесты из 8 заданий
- ошибка – отлично 0-2 ошибки - отлично
2 ошибки - хорошо 3-4 ошибки - хорошо
3 ошибки – удовлетворительно 4-5 ошибок - удовлетворительно
Более 3 ошибок – незачёт более 5 ошибок - незачёт
Требования к знаниям, умениям, навыкам детей по окончании курса
(нарушение письма, обусловленное ФФН, 2 класс)
- Дети должны различать и сравнивать:
- направление в пространстве;
- взаимоотношение объектов;
- время суток, дни недели;
- последовательность времён года, месяцев;
- определение временной последовательности действий и событий;
- неречевые звуки;
- ритмические рисунки;
- высоту и силу голоса;
- изображение предметов, букв (наложенные, зашумленные, незаконченные, химеры, изографы и.т.д.);
- твёрдые и мягкие согласные;
- звонкие и глухие согласные;
- свистящие и шипящие согласные;
- аффрикаты;
- сонорные звуки;
- буквы, сходные кинетически (б-д, о-а, п-т).
- Дети должны овладеть навыками:
- звукобуквенного анализа и синтеза;
- слогового анализа, переноса слов;
- орфоэпического произношения;
- правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- Правописания парных согласных на конце и в середине слова;
- правописание безударных гласных в корне слова.
- Дети должны уметь:
- выделять ударный гласный;
- подбирать проверочные слова с безударным гласным, с парным согласным в конце и в середине слова;
- обозначать мягкость согласных двумя способами («ь» и гласными II ряда).
Литература:
- Волкова Л.С. «Логопедия» (Москва, «Просвещение», 1989)
- Филичева Т.Б. «Основы логопедии» (Москва, «Просвещение», 1989)
- Поваляева М.А. «Справочник логопеда» (Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002)
- «Основы логопедической работы» (под ред. Чиркиной Г.В., Москва, АРКТИ, 2002)
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» (Москва, «Владос», 2001)
- «Логопедия в школе» (под ред. Кукулина В.С., Ростов-на-Дону, «МаРТ», 2004)
- Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» (Москва, «Владос», 1997)
- Каше Р.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи»
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» (Москва, «Владос», 1999)
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» (СПб, КАРО, ДЕЛЬТА, 2005)
- Дурова Н.В. «Фонематика» (Москва, Мозаика-синтез, 2002)
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников» (Москва, «АКАЛИС»,1995)
- Лопухина И.С. «Логопедия, 500 занимательных упражнений для развития речи» (Москва, «Аквариум», 1995)
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия»
- Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов» (Ярославль, Академия Холдинг, 2003)
- Козырева Л.М. «Тайны твёрдых и мягких согласных» (Ярославль, Академия Холдинг, 2003)
- Козырева Л.М. «И свистящие, и шипящие, и самые звонкие» (Ярославль, Академия Холдинг, 2003)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате
В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ для 5 года обучения
рабочая программа...
программа обучения детей с ОВЗ"Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ"
Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной моторике,способствующей коррекции мелкой моторики рук,развитию мышления,памяти,внимания....
Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР)ОНР 1-2 год обучения
Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР) ОНР 1-2 год обучения...
Программа обучения детей с умеренной УО
2 класс...
программа обучения детей с ДЦП элементарным математическим представлениям, чтению и письму
программа для работы с детьми ДЦП...
Презентация"Роль педагога в обучении детей с ОВЗ" Статья "Роль педагога в обучении детей с ОВЗ"
В представленной презентации и статье к ней, предложенной для учителей начальных классов, имеющих в своих классах детей с ОВЗ, показаны некоторые виды работ на уроках и во внеу...