Памятка по использованию методов исследования для учащихся начальных классов
проект на тему
Памятка поможет учащимся в исследовательской деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ширгазина Рузиля Кашифовна,
г. Сургут,
МБОУ СОШ № 46 с УИОП
Памятка по использованию методов исследования
для учащихся начальных классов.
Методы или способы достижения цели исследования для учащихся начальной школы:
- Подумать!
- Прочитать;
- Обратиться к компьютеру;
- Спросить у взрослых;
- Понаблюдать;
- Провести эксперимент.
1. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод - это способ применения старого знания для получения нового, это способ достижения цели. Подумать самостоятельно! С этого надо начинать любую исследовательскую работу. Задай себе вопросы:
- Что я знаю об этом?
- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
- Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
2. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Первый источник для тебя - это книги, энциклопедии и справочники.
Умение работать с литературным источником – основа научного познания. Если то, что ты исследуешь, описано в книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём». Читая литературу, отметь и выписывай всё, что должно быть включено в работу.
Второй источник информации для тебя – это компьютер. Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.
3. Спросить у взрослых. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
- Обратись за помощью к своим родителям. Очень важна помощь твоих родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме исследования. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют тебе в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме исследования и сами ответят на твои вопросы.
- Обратись к специалистам – практикам. Они расскажут все тонкости, касающиеся твоей темы. Если тема исследовательской работы по экологии – экологам , медицинским работникам – по теме «Здоровье» и. т. д.
- Обратись к научному руководителю.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
4. Понаблюдать.
- Записи наблюдений делай в специальных журналах или в дневнике, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.
- Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.
- Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.
- По-возможности сделай фотографии.
5. Провести эксперимент.
Эксперимент проводится с целью проверки гипотезы. Запиши план и результаты эксперимента. Виды (типы) экспериментов весьма разнообразны. По своим функциям у тебя исследовательский (поисковый) эксперимент. Результатом поискового эксперимента является новая информация об изучаемой области. Запомни! Эксперимент не может принести правильного результата без теории.
Удачи тебе, юный исследователь! ПОМНИ: совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Предварительный просмотр:
Ширгазина Рузиля Кашифовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 46 с УИОП
г. Сургут
Упражнения на формирование исследовательских умений и навыков.
Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.
Начинать организацию исследовательской деятельности целесообразно с первого класса. В первом классе в своей работе я использовала специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Применять метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками, используя упражнения Е.Ю. Коростылевой – умение классифицировать, умение давать определения понятиям - на уроках обучения грамоте и окружающего мира.
Упражнение «Кто лишний?»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание: учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.
Упражнение «Найди пару»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание: прочитайте предложенные ниже слова и найдите пару
Игла цыплята
Дерево пуговица
Чашка аквариум
Курица лист
Рыбка блюдце
Упражнение «Узнай по описанию»
Цель: развитие умений давать определения понятиям - описание предметов.
Задание: учитель показывает предмет учащимся класса, один ученик выходит из кабинета, дети не называя предмет, описывают, а ученик должен отгадать предмет по описанию.
2 - 4 класс.
В последующих классах упражнения остаются те же, но задания усложняются.
Упражнение «Что это?»
Цель: развитие умений давать определения понятиям.
1.Зацвела весной бела – весь овражек замела! И не снегом – лепестками. Кто она, узнайте сами! (черёмуха)
2.Маленький Тимошка, голова да ножка,
Подрастёт немножко, попадёт в лукошко. ( гриб)
3. Затерянный и одинокий, вблизи тропинки полевой скрывает он во ржи высокой осколок неба над землёй. (василёк)
4. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок, словно снег у них
реснички и, как солнышко глазок. (ромашки)
5. По заснеженной лужайке ходит мальчик в белой майке. ( подснежник)
Упражнение «Найди пару»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание: подберите парные имена существительные женского рода к существительным мужского рода на тему Домашние животные и птицы.
Бык – корова петух - …(курица)
Баран - … (овца) гусь - …(гусыня)
Козёл - … (коза) конь - …(лошадь)
Упражнение «А может быть…»
Цель: развитие умений выдвигать гипотезы
Задание: учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например: Почему бывают день и ночь?), учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: «А может быть…».
Упражнение «Полезный – бесполезный»
Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы
Задание: учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»
Упражнение «Что скрывает черный ящик»
Цель: развитие умения задавать вопросы
Задание: учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».
Упражнение «Кто о чем»
Цель: развитие умения задавать вопросы
Задание: ученику, вышедшему к доске, учитель дает несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите фрукты?» Учащийся отвечает «Я люблю яблоки». Всем остальным надо угадать, какой вопрос был задан.
Упражнение по математике – умение видеть проблему.
Введение математических понятий представляет также много возможностей
для организации проблемных ситуаций в классе. Например, ученик получил
задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5,
помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2+5*3=21
2+5*3=17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий
учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным
и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение.
Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить
правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они
приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:
(2+5)*3=21
2+5*3=17
Упражнение «Сочини сказку».
Цель: умение видеть проблему.
Задание: сочините сказку самостоятельно, используя приведённое начало
( по выбору).
1. На море – на океане, на острове – не Буяне стояла небольшая ветхая избушка; в той избушке жили старик да старуха…
2. Жил – был царь, у него было три дочери, да такие красавицы. Что ни в сказке сказать, ни пером описать…
3. Жил – был мужик; у него было три сына…
4. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был…
Упражнение «Кто я? Что я?»
Цель: развитие умение создавать кластеры
Задание: на доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. (Можно заполнить середину, написав тему, например «Имя существительное», а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.
Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей....
Использование метода проектов при обучении и развитии научно – исследовательской культуры учащихся начальных классов
Применение метода проектов в начальной школе. Обощение опыта по данной проблеме учителя начальных классов Гридасовой О.А....
Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контроли...
Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"
В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....
Особенности использования метода проектов с учащимися младшего школьного возраста
Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность и качество образования напрямую зависит от уровня сформированности универсальных учебных действий. Степень их освоения в значит...
Из опыта работы. «Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся».
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....