Использование метода проектов при обучении и развитии научно – исследовательской культуры учащихся начальных классов
статья на тему
Применение метода проектов в начальной школе. Обощение опыта по данной проблеме учителя начальных классов Гридасовой О.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Использование метода проектов при обучении и развитии научно – исследовательской культуры учащихся начальных классов
Учитель начальных классов Гридасова О.А.
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Исследования ученых показали, что человек запоминает только
10% того, что он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит.
50% запоминается из того, что мы видим и слышим,
просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях.
70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях.
И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. разработанный американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
В России практически параллельно с американскими педагогами метод проектов разрабатывается Станиславом Тиофиловичем Шацким . Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. И в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Чего мы ожидаем от проектной деятельности учащихся в младших классах?
Мы считаем, что грамотно организованная проектная деятельность даст ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины и самоорганизации.
Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности ученика.
Цель образовательных проектов состоит в том, чтобы научить детей проектировать собственную «траекторию движения» при решении того или иного вопроса
Какие же педагогические задачи помогает решить применение метода проектов?
-Умение работать в команде;
-Поиск нестандартных, оригинальных решений;
-Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой;
-Раскрытие индивидуального потенциала.
- Принятие самостоятельных решений;
Что такое исследования для маленького ребёнка?
Это наблюдения за жизнью
- Открытие многих явлений
- Открытие явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному ребёнку
- Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом
- Возникают вопросы
- Находятся ответы
- Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни
Ранее в 2009 году, в классе, я провела тестирование учащихся классов по методике А.А. Волочкова. Цель выявление познавательной активности учащихся
мотивация | высокая | средняя | низкая |
общая | 27% (7 чел) | 39% (10 чел) | 35% (9 чел) |
внутренняя | 16% (4 чел) | 46% (12 чел) | 38% (10 чел) |
внешняя | 21% (5 чел) | 39% (16 чел) | 40% (5 чел) |
Из графика и таблицы мы видим, что слишкои мал высокий уровень мотивации, как внутренней, что особенно важно, так и внешней и общей.
Исходя из полученных результатов, я начала искать новые нетрадиционные формы работы, которые смогли бы повысить познавательную активность школьников, являющейся необходимым условием развития у ребенка внутренних мотивов. И конечно выбор упал на проектную учебную деятельность.
Решив заняться этой проблемой, я определила для себя цели и задачи.
Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- развитие научно – познавательной культуры
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
1Вспомни, что ты знаешь? Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2. Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
3. Спросить у знакомых, родителей. Просмотреть телематериалы.
Использовать Интернет.
4. Понаблюдать.
5. Провести эксперимент.
И каждый этап зафиксировать в специальной тетради
Так сложилось, что ещё в 1 классе были заложены основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе (но только у отдельных учеников). Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира и литературного чтения. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта. Для тренировочного проекта я выбрала самый простой вид – информационный. Это сбор информации о животных. Например: «Кошки и собаки – лучшие друзья людей»
Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками.
Я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний. Перед работой я задаю детям вопросы:
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
- Где мы можем узнать что-то полезное по теме?
В течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждым по мере необходимости.
Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.
Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях.
Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и выпустить газету.
В следующий проект я предложила включиться всему классу.
Начали мы как обычно – с выбора темы. Я предложила ребятам тему «Какие бывают грибы», над которой они могут поработать, и поиск материала не должен вызвать у них затруднение.
Чтобы помочь детям в поиске информации, я приносила в класс энциклопедии, справочники.
Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали на карточках, указывая источники. Впоследствии всю собранную информацию дети оформили.
Проведя данные первые мероприятия, я убедилась, что данная технология может быть широко использована на уроках.
В последующих учебные годы я продолжила исследовательскую работу, включив проектную деятельность в учебную и внеклассную работу. Это оказало влияние на повышение интереса детей к предметам
В начале учебного года мы работали над проектом классного уголка « Солнечный город». А так же дети помогали в сборе информации по теме: История образования школы поселения «Новомирское», предназначенное для научно – практической педагогической конференции
Мы разрабатывали такие проекты «Золотое кольцо России», «Планеты солнечной системы», «Жемчужины Южного Урала», «Дикие животные».
В дальнейшем в 4 классе я запланировала проектную работу по темам «С чего начинается Родина», «Удивительное творение – рыбы», на урок основы религиозных культур народов России «Возникновение христианства на Руси».
В результате работы с проектами выявлены позитивные изменения в динамике высокого, среднего уровней общей, внутренней и внешней мотивации учебной деятельности:
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» (В.А. Сухомлинский)
Считаю, что зажечь этот «факел» интереса к познанию нового у каждого школьника мне удалось. Во многом благодаря организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/07/picture-47146-1565210140.jpg)
Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов
Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/05/picture-134509-1583436516.jpg)
ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ научно-исследовательских работ учащихся начальной школы
Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы предлагаю использовать листы оценки проектной деятельности учащихся начальной школы, разработанные по образцам анал...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/05/picture-134509-1583436516.jpg)
ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ научно-исследовательских работ учащихся начальной школы
Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы предлагаю использовать листы оценки проектной деятельности учащихся начальной школы, разработанные по образцам анал...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/05/picture-134509-1583436516.jpg)
ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ научно-исследовательских работ учащихся начальной школы
Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы предлагаю использоватьследующие листы оценки проектной деятельности учащихся....
Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.
Статья посвящена организации проектной деятельности в начальной школе. Рассматриваются особенности позиции педагога в организации этой деятельности как руководителя, организатора и участника. Со...
«Научное общество учащихся «Шаг к успеху» как средство развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов»
Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-101737-1369328191.jpg)
«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»
Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...