Достижение нового образовательного результата через использование технологии деятельностного типа.
материал на тему
Основная задача школы в условиях внедрения стандартов второго поколения: подготовка ученика, способного решать жизненные задачи и проблемы, чтобы знания становились инструментом, а не оставались залежами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._vystuplenie_na_avgustovskoy_konferentsii1.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на августовской конференции.
Тема: «Достижение нового образовательного результата через использование технологии деятельностного типа».
Не иди туда, куда ведет дорога.
Иди туда, где дороги нет,
и оставь свой след.
Ральф Эмерсон
В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. Но чтобы отточить, воспитать и сформировать, нужны не только знания и эрудиция, но и гибкость мышления, умение творчески подходить к решению познавательных и практических задач. Ведь основная задача школы в условиях внедрения стандартов второго поколения: подготовка ученика, способного решать жизненные задачи и проблемы, чтобы знания становились инструментом, а не оставались залежами. Для этого, на мой взгляд, нужно заменить знаниевую образовательную ориентацию на создание компетентностно-ориентированного обучения.
Мне кажется, что для этого, самое главное, урок ориентировать на решение жизненных ситуаций, учить не знанию, а умению его использовать. Это совсем непросто, как кажется.
Современному учителю необходимо уметь учиться вместе с учениками, ведь способности человека не проявляются в деятельности, а создаются в ней. Это важно, собирать, играть, учиться, открывать вместе с детьми, именно с ними, а не за них.
Что значит "деятельность"? Деятельность - это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе УУД). Таким образом, любая деятельность, осуществляемая еѐ субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В связи с этим учитель начальных классов, начинающий реализовывать ФГОС, должен внести значительные изменения в свою деятельность.
Продумывая сценарий урока, я уделяю внимание следующим этапам:
1. Создание проблемной ситуации на уроке и формулирование проблемы учениками.
2.Актуализация обучающимися своих знаний.
Продумываю и задаю вопросы, при ответе на которые возможен не один правильный вариант ответа. Для того, чтобы дать ответ, учащиеся вспоминают изученный ранее материал: понятия, факты, которые связаны с формулировкой проблемы.
На уроках стала использовать современное оборудование – систему интерактивного тестирования и голосования. Мои ученики стали проявлять большую активность, радоваться успехами одноклассников и гордиться своими.
3. Поиск решения проблемы.
На данном этапе на основе ранее обобщённого материала учащимся необходимо найти ответ на заданный проблемный вопрос, составить план действий для достижения результата.
Часто использую задания – ловушки. Например, на уроке окружающего мира: дождь нам не нравится, потому что слякоть, так может, таких изменений не было бы весной и нам было бы хорошо. Учащиеся доказывают, объясняют и делают выводы.
4. Решения, продукт урока.
На этом этапе ученики обобщают, делают вывод по проблеме. Дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.
5. Рефлексия.
На этом этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Некоторые приёмы рефлексии.
1)Светофорик.
Красный – не получилось
Жёлтый – почти получилось
2). Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
3)Рефлексией деятельности может быть и такое задание:
Рисуем контур руки. Каждые палец означает ответ на вопрос.
Большой
-Что нового узнали?
Указательный
-Что больше всего понравилось
Средний
-Что запомнилось на уроке?
Безымянный
-С каким настроением уходим с урока?
Мизинец
- Что не понравилось?
Согласно данным психологии у человека остаётся в памяти 10% от того, что он слышит, 50% от того, что он видит и 90% от того, что он делает. Я считаю, что новые стандарты образования связаны, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между учителем и учеником. У учителя сейчас новые функции: учитель – собеседник, исследователь, режиссёр, тьютор, человек, создающий условия для учения. Позиция ученика тоже меняется – из объекта обучения он становится субъектом деятельности. Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в иной организации урока и деятельности на нём.
Вывод.
На мой взгляд, подготовка компетентного ученика как активного деятеля, способного решать проблемы различной степени сложности на основе приобретённых знаний, умений и навыков, является одной из целей сегодняшнего образования. Такой подход делает акцент на выработку у учащихся жизненного опыта, когда ребёнок должен понимать: зачем он изучает данную тему и где этот материал ему пригодится. При этом особое внимание уделяется формированию способности эффективно действовать в новых, нетипичных проблемных ситуациях.
Использование деятельностного метода обучения на уроках позволяет оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, обеспечить глубокое и прочное усвоение знаний. В результате наблюдается положительная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся, повышение мотивации и интереса к изучению предметов, активное участие учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей.
В учебном взаимодействии приоритетным становится творческое и раскрепощающее общение, свободный контакт ученика с учителем. Сегодня как никогда актуальными становятся слова Чарльза Дарвина:
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения
Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...
Освоение технологий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов обучающихся в объединении «Цветная фантазия»
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности....
Методический семинар на тему " ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА "
На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диа...
Презентация к методическому семинару"ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА"
На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диа...
Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов
В работе описывается практика достижения новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе через создание педагогически комфортной образовательной...
Презентация к докладу " Технология проблемного диалога как средство достижения нового образовательного результата"
Выступление на педсовете с темой " Технология проблемного диалога"...
Презентация к выступлению по теме "Бинарный урок- технология достижения новых образовательных результатов"
Два или три педагога в классе... Педагог и специалист коррекционно- развивающего обучения.Педагог начальных классов и педагог дополнительного образования. Тема бинарных занятий и уроков с ...