Статья "Психологический комфорт детей в школе"
статья (1, 3 класс) на тему

Карпенко Ирина Юрьевна

Для эффективности обучения и воспитания детей необходимо создание наиболее комфортных условий.

Атмосфера доброжелательности, взаимпонимания, поддержки, принятия друг друга вселяет в ребёнка уверенность в себе, в своих силах. поддерживает его самооценку,

позволяет раскрыться и другим, и самому себе. Работа по созданию атмосферы психологического комфорта ложится на плечи учителя.

Терпение, мудрость, желание идти навстречу каждому ребёнку, умение "видеть" ситуацию...Задача сложная, но каждому учителю под силу разработать систему мер, мероприятий для того, чтобы каждый ребёнок в классе сумел найти себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psihologicheskiy_komfort_detey_v_klasse.docx77.41 КБ

Предварительный просмотр:

БУДЕМ ЗНАКОМЫ

(внеклассное занятие для 1 класса)

ГБОУ СОШ № 507

Карпенко И. Ю.

учитель начальных классов

Как обмануть эти глаза?

Как оттолкнуть эти ладошки?

Дарить тепло и согревать,

И счастье узнавать по крошкам...

Бывает, детский взгляд кольнёт

Больней любой беды на свете.

И ты готов отдать им всё...

Просто за то, что они - дети.

Эти строчки родились у меня в душе, когда я 1 сентября 200… года смотрела на своих новых первоклашек. А 28 пар глазёнок, синих и карих, круглых и раскосых, испуганных и восторженных, внимательно смотрели на меня. Малыши старались выглядеть серьёзными учениками, но… дети есть дети. Кого-то больше всего интересовал новый яркий рюкзак, кто-то пытался развязать надоевший галстук, кто-то пытался угадать, что сейчас скажет учитель. А я, глядя на них, таких разных, думала о том, что вот она – наша новая большая школьная семья. Целых 4 года мы проведём вместе. Будем радоваться и огорчаться, будем дружить, ссориться и мириться, будем учиться.

Как сделать нашу жизнь яркой и интересной? Как научить детей школьной дружбе и добру?

Современная жизнь непредсказуема и динамична. Она сводит вместе людей разных национальностей, людей разного социального положения. Всё это находит отражение и в детской среде. Как объяснить малышам, что каждый из них - неповторимая личность, каждый достоин уважения? Вопросов много. Где взять ответы?

Ответы подсказывает сама жизнь. Наша жизнь – кладезь опыта и мудрости. Профессия педагога обязывает впитывать этот опыт, чувствовать эту мудрость, делиться своими знаниями, своим сердцем с детьми, ради которых мы и пришли в школу. Наш долг – сделать жизнь ребёнка в школе комфортной, дать почувствовать каждому ученику свою значимость.

Ребёнок в начальной школе открыт и доверчив. Нельзя перечеркнуть это доверие. Доверие к нам, взрослым, доверие к окружающим людям. Значит, необходимо помочь каждому росточку укрепиться, почувствовать в себе силы и уверенность. Надо учить общаться с людьми, строить отношения с одноклассниками, терпимо относиться к ошибкам других, находить в людях то хорошее, что спрятано внутри.

                         

               В истории нашего класса много различных занятий, творческих дел, которые учат дружить, приходить на помощь, которые раскрывают неповторимость каждого ученика.

Хорошей традицией стали выпуски фотогазет, рассказывающие о нашей школьной жизни, о наших мечтах, о наших планах на будущее.

Мы выпускаем альбомы и книги сочинённых нами сказок, стихотворений, смешных рассказов о школе. Участие принимает каждый ребёнок, и каждый потом может увидеть своё творение в общем деле.

Дети, умеющие играть на музыкальных инструментах, могут показать в классе своё мастерство. Те, кто занимается в художественных студиях, представляют свои работы на выставках. Лучшие спортсмены класса отстаивают честь в спортивных состязаниях.

Главное - найти в каждом ребёнке то, чем он будет интересен всем, его маленький секрет. Помочь раскрыть его для других. Это требует постоянной терпеливой работы педагога. Но радость в детских глазах того стоит!

Внеклассное занятие «Будем знакомы!»

Цели:

  1. Помочь первоклассникам более комфортно пройти адаптационный период
  2. Помочь детям в осознании того, что каждый человек неповторим и интересен

Задачи:

  1. Помочь детям научиться рассказывать о себе
  2. Познакомить детей с увлечениями и интересами одноклассников
  3. Показать важность и необходимость доброго отношения друг к другу

Оборудование:

  1. Заготовка для оформления газеты (на листе – фотографии всех детей класса, заголовок, стихотворение о детях)
  2. Раздаточный материал – рамка с вопросами
  3. «Цветики-доброцветики» - заранее приготовленные модели цветов для каждого ребёнка. Серединка цветка – фотография ребёнка. Лепестки – для пожеланий.

Методические рекомендации к проведению занятия:

  1. Занятие проводится в 1 классе в сентябре. Время проведения – третья неделя обучения. Первые две недели необходимы для более близкого знакомства учителя с детьми, для первого периода адаптации детей к классу.
  2. До дня проведения занятия необходимо выяснить, кто из детей умеет писать печатными буквами, кто может выразить свои мысли рисунками.
  3. Исходя из полученных сведений, заранее подготовить материал для оформления газеты.
  4. Для того, чтобы занятие прошло в более тёплой обстановке, в течение двух первых недель шла подготовительная работа. Были выпущены две фотогазеты. На первой неделе – «Угадай!», на которой были фотографии детей в раннем возрасте. На второй неделе – «Школа – что может быть лучше!», на которой были фотографии детей, сделанные в школе на уроках, на переменке, на прогулке. Дети с радостью, неподдельным интересом рассматривали газеты, находили друг друга, обсуждали увиденное, знакомились более близко.

Ход занятия

Все парты расставлены по 2-3 так, чтобы дети могли работать группами. На этом занятии дети сами выбирали участников своей группы.

Учитель: Добрый день всем девочкам и мальчикам! Сегодня на нашей встрече мы будем знакомиться друг с другом. Да, да, не удивляйтесь! Вам кажется, что вы уже познакомились, но это не совсем так.

У каждого из вас есть семья. Мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сёстры – это те люди, которые всё о вас знают, которые любят вас, которые находились рядом с вами со дня вашего рождения. Это – ваша семья. Для чего человеку нужна семья, близкие люди?

Ответы детей:

- Заботиться друг о друге.

- Помогать.

- Ухаживать, жалеть, успокаивать.

- Чтобы дома всегда было хорошо.

Учитель: Всего две недели назад у каждого из вас появилась новая семья, школьная – наш класс. Семья большая, интересная, весёлая, шумная. В нашей новой семье мы тоже будем заботиться друг о друге, помогать друг другу, стараться делать так, чтобы всем в нашей семье было хорошо и уютно. Для этого мы должны больше узнать друг о друге.

Я уже знаю несколько секретов, но пока не стану их открывать. Я прочитаю вам стихотворение, которое сочинила о ребятах нашего класса.

В нашем классе все таланты!

Есть певцы и музыканты,

Есть художники, артисты,

Фигуристы, шахматисты.

И про каждого из нас

Можно сочинить рассказ!

В каждом лучик счастья есть,

В каждом добрых дел – не счесть!

Интересно ли вам узнать, кто из наших ребят умеет кататься на коньках, а кто играет на трубе и скрипке? Чьи рисунки были напечатаны в книге? Кто побеждает на шахматных олимпиадах? Видите, сколько секретов ещё не открыто!

Я знаю, что каждый из вас кроме школы занят ещё одним интересным серьёзным делом. Это значит, что каждый из вас умеет трудиться, умеет приносит радость другим людям своим трудом. Это достойно уважения. Давайте откроем друзьям свои маленькие тайны, поделимся с ними своей радостью.

Меня зовут ______________ .

Мне _____ лет.

Я занимаюсь ____________ .

Я люблю ________________ .

Я уже умею _______________

_________________________

Каждому ребёнку выдаётся рамочка с вопросами. Вопросы зачитываются учителем, так как не все дети умеют ещё читать. Ответы дети или пишут печатными буквами, или рисуют схематические рисунки.

Я занимаюсь…

Я умею…

На доске прикреплена газета:

На листе располагаются фотографии всех детей. Тот, у кого рамочка готова, приклеивает её на лист рядом со своей фотографией. Дети помогают друг другу в работе. Пока у детей есть к ней интерес, пока они прочитывают друг о друге, задают друг другу вопросы, высказываются – газета висит в классном уголке.

Учитель: Теперь мы будем знать друг о друге немножко больше. Но как сделать так, чтобы нам всем, таким разным, таким неповторимым, было вместе хорошо, тепло, интересно? Как поступаете вы дома, чтобы показать своё хорошее отношение к членам своей семьи?

Ответы детей:

- Рисую рисунки.

- Говорю: «Доброе утро!»

- Поздравляю с праздниками.

- Говорю разные хорошие слова.

- Помогаю, стараюсь совершать хорошие поступки.

Учитель: Вы правы! Для того, чтобы сделать человеку что-то приятное, хорошее, иногда достаточно нескольких тёплых слов, маленького рисунка, пожелания удачи. Главное, чтобы наши слова шли от самого сердца. Тогда всем вокруг будет уютно и радостно. Тогда в душе у каждого зацветут яркие цветы добра. Давайте сегодня поможем распуститься этим цветам, чтобы каждый унёс с собой домой частичку нашего общего тепла и хорошего отношения.сканирование0002

На столах - заранее изготовленные цветы из картона. В серединке цветка дети видят фотографию того, кому они буду писать пожелания и тёплые слова. На лепесточках дети пишут добрые пожелания или делают рисунки – солнышко, радуга, цветочек, улыбка.

Учитель: Сегодня каждый из вас увидел, как интересен мир вокруг, сколько в нём разных, необычных, интересных людей. Если относиться к человеку со всей душой, открыто, доброжелательно, то он откроется перед тобой, как распустились сегодня и наши цветики – доброцветики.

Как за цветами нужен уход, так и человеку приятны доброе слово и уважительное отношение. Будьте щедрыми на добро, тогда у вас появится много верных друзей. Пусть сегодня каждый унесёт с собой то тепло, которое мы подарили друг другу. Если станет грустно, можно достать свой цветочек и вспомнить, сколько друзей есть у тебя в классе!

Данное занятие проводилось 2 года назад, когда мы стали первоклассниками. Дети работали с большим желанием и интересом. Газета привлекала внимание детей очень долгое время. В конце учебного года мы снова повесили её, чтобы вспомнить, как начиналась история нашего класса. Воспоминания, улыбки, смех – это тоже часть большой работы под названием «Учусь дружить!» Сейчас мы уже в 3 классе. Но многие дети до сих пор сохранили цветы, «посаженные» добрыми руками в 1 классе.

Творческое занятие «Без друзей меня чуть-чуть…»

(творческое занятие для 3 класса)

Занятие проводится  в 3 классе. Ему предшествует исследование межличностных отношений по методике «Дворец, квартира, дом, шалаш». Каждый ребёнок получает карточку с таблицей:

Дворец

Квартира

Дом

Шалаш

Детям предложено «расселить» всех детей в определённые колонки. Далее подсчитываются и анализируются результаты. Определяется статус ребёнка в коллективе на данный момент – лидер, предпочитаемый, приятный, изолированный (методика описана в книге Т.Б. Мазепиной «Тесты для маленьких умников и умниц», изд-во «Феникс», 2005г.).

Анализ результатов в классе показал, что есть несколько явных лидеров. Большинство детей были выбраны как предпочитаемые. Наличие мини-групп, более тесно связанных общением, не повлияло на хорошее доброжелательное отношение к другим детям. Но более чётко стала видна и другая сторона - один ребёнок (И.) получил минимальное количество выборов. Причина этого была очевидна для меня – особое медико-психологическое состояние здоровья. Но это разговор для нас, взрослых. А в классе должно быть комфортно каждому ребёнку, у каждого должен быть друг и помощник. Поэтому ход занятия строился с учётом полученных результатов.

Цель: Учить терпимо относиться друг к другу, ценить дружбу.

Оборудование: блокноты для записей синквейнов, чистые листы для творческих работ, раздаточный материал – солнышки, письма учителя детям (в заклеенных подписанных конвертах), чистые конверты для писем детей.

Задачи:

  1. Показать ценность дружбы.
  2. Определить качества настоящего друга.
  3. Учиться выражать свои мысли.

Ход занятия

Учитель: Добрый день! Сегодня мы с вами должны открыть ещё один секрет человеческого счастья. Что или кто делает нас более сильными, уверенными в себе? Кто всегда готов протянуть нам руку помощи? Кто искренне радуется нашим успехам? Послушаем стихотворение Бориса Заходера.

«С виду мы

Не очень схожи:

Петька толстый,

Я худой,

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!

Дело в том,

Что он и я –

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоём.

Даже вместе...

Отстаём!

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

- Что-то, Вова,

Позабыл!

- И я забыл...

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну! Я как тресну!

- Он как даст!

- А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,

А она ещё смеется:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!»


О чём же пойдёт сегодня наш разговор? Да, он будет о дружбе, о друзьях. Есть ли у вас друзья? Их много? Уверена, что большинство из вас скажет: «Да, много!» Но как узнать, настоящий ли друг рядом с тобой? Может, это просто хороший знакомый? Какого человека вы бы назвали своим другом?

Ответы детей:

- Друг – добрый и верный.

- Друг всегда помогает.

- Друг никогда не предаёт.

- Друг рассмешит, если у тебя плохое настроение.

- Без друга скучно и одиноко.

- Другу можно доверить свою тайну, и он её не выдаст.

Учитель: Настоящий друг – тот, который готов помогать человеку в самые трудные минуты. Тот, кто не отвернётся от тебя, когда тебе плохо. Друг сумеет простить все обиды. Иногда бывает так, что друзья ссорятся. Каждый человек имеет свою точку зрения. Она может не совпадать с точкой зрения твоего друга. Происходит спор, потом ссора. Но настоящие друзья готовы мириться и прислушиваться друг к другу.

Иметь верного друга – большое счастье. Но это ещё и большая работа, работа души. Дружить надо уметь, надо быть готовым оказывать помощь и поддержку, быть готовым прощать.

Возьмите солнышки. Пусть эти солнышки покажут своим светом, умеете ли вы дружить. Подумайте, всегда ли честно вы поступаете со своим другом, не обижаете ли его, поддерживаете. Если да – пусть солнышко ласково засияет. Если у вас бывают ошибки, то на солнышке появятся тёмные пятна (солнышки подписывать не надо, рисунки только раскрашиваются).сканирование0002

Каждый из вас сейчас подумал о том, какой ОН друг. Но пришло время рассказать о своём настоящем друге. Закройте глаза, представьте его. Вспомните те моменты, когда помощь друга была вам необходима, и друг оказался рядом. Найдите для своего друга самые искренние, душевные слова. Попробуем выразить свои мысли в синквейне «Друг».

(Пока дети составляют синквейны, на магнитной доске развешиваются солнышки).

Дети работали ответственно и самокритично – полностью жёлтых солнышек было мало.

Примеры детских синквейнов:

Друг.

Весёлый, честный.

Дарит, играет, поддерживает.

Мой друг – самый лучший!

Лиза. (Тоня)

Друг.

Добрый, стеснительный.

Помогает, радует, поддерживает.

Друг меня всегда поддержит.

Девочка. (Алина)

Друг.

Добрый, доверчивый.

Утешает, поддерживает, веселит.

Без друга жить невозможно!

Настоящий! (Миша)

Далее я попросила зачитать синквейн того ученика, который дружит с И. Почему ты считаешь И.своим настоящим другом? В какой трудной ситуации он помог тебе?

Ребята, а вы заметили, как чисто было в классе, когда вы вернулись с прогулки? Какой порядок был на ваших партах, как блестела доска? Должна признаться, что в этом мне очень помог наш дежурный И. Я считаю, что ему можно доверять серьёзные дела. А вы доверяете своим друзьям? Цените ли вы вашу дружбу?

Ответы детей.

Учитель: Теперь давайте посмотрим на загоревшиеся солнышки. Вы были честными. Это достойно. Каждый человек может ошибаться, но только сильный человек может признаться в этом. Я уважаю вас за то, что вы готовы признавать свои ошибки. А значит, вы готовы идти вперёд, учиться настоящей дружбе, не бояться трудностей. Каждый из вас готов совершать хорошие поступки для своих друзей. Но иногда бывает достаточно тёплых слов, чтобы близкому человеку стало радостно на душе. Давайте попробуем описать, что мы чувствуем, что ощущаем, говоря о настоящей дружбе.

Дети составляют небольшие зарисовки о дружбе на отдельных листах.

Примеры детских работ.

Мой друг

«Друг должен быть верный. У меня есть друг – это девочка. Я ей всегда доверяю и могу положиться на неё. Она – скромная кокетка. Любит кукол, играть на улице. Она меня никогда не предаёт. Я считаю её своим настоящим другом!» (Рома)

Мой верный друг

«Я очень ценю своего друга, потому что он поддерживает меня в трудную минуту. Если у человека нет друга, то ему не с кем будет делиться своими секретами. Друг всегда добавляет внутреннего стимула. Друг поддерживает и даёт ценные советы. Настоящий друг – один на всю жизнь!» (Веня)

Лучший друг

«Друг – это человек, который тебя поддержит, с которым ты можешь поделиться впечатлениями. Друг придёт, когда ты болеешь. Утешит, если ты получишь плохую оценку. Настоящий друг никогда не обидит и не бросит. У меня есть такой друг!» (Алиша)

Учитель: А теперь запечатайте свои работы в конверты. Подпишите, кому из друзей вы бы хотели отправить это письмо. Думаю, что вашим друзьям будет очень приятно прочитать эти письма. Но я сегодня для вас тоже приготовила сюрприз. Я считаю вас своими друзьями, поэтому мне захотелось поделиться с каждым из вас своей маленькой тайной. «Почтальоны» вручат вам и мои письма. А я желаю всем вам иметь в жизни настоящего друга, научиться ценить эту дружбу. Недаром в песне поётся: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!».

«Почтальоны» вручают всем письма. Чтобы письма были душевными и настоящими, я писала их каждому ребёнку от руки, для каждого подбирала слова, важные именно для этого ребёнка. Старалась поддержать, добавить уверенности.

Например,

«Здравствуй, Настенька!

Вот и прошёл первый учебный месяц. Всё ли у тебя получилось так, как ты хотела? Тебе было трудно? Знаешь, открою тебе один секрет – в сентябре трудно всем, даже учителям! Много новых серьёзных дел, много работы. Но не беда! Ведь всё в наших руках. И читать мы научимся ещё красивее, и «вредную» таблицу умножения одолеем. Я верю в тебя! Удачи!

Ирина Юрьевна»

Некоторые дети поделились «секретом» с мамами. Кто-то носит моё письмо в дневнике, не открывая «тайну» никому. А с каким нетерпением они получали цветные конвертики от своих друзей! Наш творческий урок не прошёл даром. Он заставил ещё раз задуматься о таких важных человеческих ценностях!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации детей к школе "Путь в школу"

Сохранение психологического здоровья воспитанников на современном этапе развития российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в ...

Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе

Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕШНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технол...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...

Психологическое обследование детей по программе Веракса Готовность детей к школе

Психологическое обследование детей по программе Веракса о  готовности детей к школе....

Проект по психологической подготовке детей к школе «Я – будущий первоклассник» (для детей 6- 7 лет) 2021 г

Проектпо психологической подготовке детей к школе«Я – будущий первоклассник»(для детей  6- 7 лет)...