Программа по адаптации детей к школе "Путь в школу"
рабочая программа (1 класс) по теме
Сохранение психологического здоровья воспитанников на современном этапе развития российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека, но это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед детьми целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Для того чтобы наиболее успешно прошла адаптация первоклассников в школе, мною и была разработана программа «Путь в школу».
Цель: сохранение психофизического здоровья детей 5 – 6 и 6-7 лет на нулевом (дошкольном) и первом школьном этапах адаптации детей к школе.
Задачи:
l.создать условия для социально-психологической адаптации детей к школе;
l.повысить уровень психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.
Решение этих задач предполагает адаптацию ребенка, пришедшего учиться, к социально-педагогической среде, в которой будет происходить его обучение. С одной стороны, должны предприниматься специальные усилия, для того чтобы повысить уровень готовности ребенка к обучению, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями.
Поставленные мной задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы, обеспечивающих процесс адаптации детей к новым социальным условиям:
l.психологическая диагностика (приложение 1);
l.коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста (приложение 2) и с детьми школьного возраста (приложение 3);
l.план работы педагога-психолога с воспитателями ГОУ «Детский дом №4» . Усинска по теме «Адаптация детей в школе» (приложение 4)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по адаптации детей к школе | 276.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
“Детский дом №4” г. Усинска
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на совещании (при директоре) Директор
педагогического коллектива ГОУ «Детский дом №4»
Протокол № г.Усинска
От «» г. __________Лунгу С.В.
г.
Составитель:
Прижимова Анна Ивановна
Педагог – психолог первой квалификационной категории
ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206
Усинск
2010 г.
Пояснительная записка
Сохранение психологического здоровья воспитанников на современном этапе развития российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека, но это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед детьми целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Для того чтобы наиболее успешно прошла адаптация первоклассников в школе, мною и была разработана программа «Путь в школу».
Цель: сохранение психофизического здоровья детей 5 – 6 и 6-7 лет на нулевом (дошкольном) и первом школьном этапах адаптации детей к школе.
Задачи:
- создать условия для социально-психологической адаптации детей к школе;
- повысить уровень психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.
Решение этих задач предполагает адаптацию ребенка, пришедшего учиться, к социально-педагогической среде, в которой будет происходить его обучение. С одной стороны, должны предприниматься специальные усилия, для того чтобы повысить уровень готовности ребенка к обучению, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями.
Поставленные мной задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы, обеспечивающих процесс адаптации детей к новым социальным условиям:
- психологическая диагностика (приложение 1);
- коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста (приложение 2) и с детьми школьного возраста (приложение 3);
- план работы педагога-психолога с воспитателями ГОУ «Детский дом №4» . Усинска по теме «Адаптация детей в школе» (приложение 4)
Структура (практические маршруты).
0 этап. «Школа раннего развития» (сентябрь – апрель)
Все воспитанники ГОУ «Детский дом №4» г. Усинска в возрасте 6-7 лет посещают «Школу раннего развития» на базе начальной школы №7 и на базе детского дома проходят коррекционно-развивающий курс подготовки к школе. Именно с данного возраста, по моему мнению, программу по адаптации детей к школе наиболее целесообразно начинать, так как дети с большим интересом ходят в школу, постепенно знакомятся с ее условиями, правилами поведения. Учатся систематически посещать занятия. Для некоторых детей это увлекательная игра, для других – тревожность, стресс. И справиться с негативными эмоциями, научиться систематически, выполнять свою «работу», дружить и работать в новом коллективе - вот цель моей работы на нулевом подготовительном к школе этапе адаптации детей.
Более 50% детей, придя в «Школу раннего развития» сталкиваются с различного рода трудностями: низкое развитие мелкой моторики, неумение слушать учителя и держать карандаш, ручку, низкое развитие внимания, памяти, восприятия и мн.др. Занятия, проводимые педагогом-психологом в ГОУ «Детский дом №4» г. Усинска на 63% помогают детям справиться с данными трудностями (Приложение 2). И после обучения по программе «Путь в школу» дети приходят 1 сентября в школу, имея весомый «багаж» ЗУНов, необходимый для первоклассников.
Основное содержание групповых занятий составляют: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, рисуночные методы, техники и приемы саморегуляции, метод направленного воображения, приемы сказко- и игротерапии направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения дошкольников на занятиях.
Положительные моменты данного этапа для наиболее успешной адаптации детей к школе:
- Развитие умственных способностей детей;
- Знакомство с правилами поведения в школе, на уроках, на переменах;
- Выработка систематичности посещения занятий и подготовки к ним;
- Развитие волевых качеств;
- Снижение тревожности.
1 этап. «Развивающая работа педагога-психолога на этапе адаптации детей в школе»
Цель развивающей деятельности на данном этапе: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Задачи:
- Помощь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
- Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я - концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
- Способствование развития творческого потенциала и установления норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.
Проведение цикла занятий по предлагаемой программе.
На данном этапе групповые развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю по 40минут.
Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на начало сентября. Цикл включает в себя 10 занятий (Приложение 3)
Основное содержание групповых занятий составляют: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, рисуночные методы, техники и приемы саморегуляции, метод направленного воображения, приемы сказко- и игротерапии направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников.
Положительные моменты данного этапа для наиболее успешной адаптации детей к школе:
- Вводится единая универсальная структура группового занятия с детьми в рамках психологической практики в ГОУ «Детский дом №4» г. Усинска.
- Закрепление усвоения этот структуры (привыкание к ней начинается на нулевом этапе, еще на этапе адаптации), а в дальнейшем в какие бы групповые формы работы не попадал воспитанник в процессе своего обучения, он будет сталкиваться с хорошо знакомой, привычной формой организации работы, что значительно облегчит ему вхождение в новую деятельность.
2 этап. «Изучение социально-психологической адаптации детей к школе»
Адаптация (приспособление) ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Основными показателями благоприятной адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контакта с учащимися и учителями, овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором - трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка - это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
В ноябре – декабре мы проводим психологическое исследование с целью изучения того, как адаптируются дети в школе. Исследование включает тестирование детей, анкетирование воспитателей и педагогов в школе (приложение 1). Оно проводится совместно педагогом-психологом детского дома и педагогом-психологом начальной школы №7.
3 этап. «Психолого-педагогический консилиум по результатам исследований»
Это одно из направлений работы педагогов - психологов и педагогов во время адаптационного периода. В консилиуме принимает участие каждый ребенок – первоклассник и проводится педагогом-психологом с участием зам.директора по УВР, воспитателей ребенка и приглашаются учителя из начальной школы №7, работающие с данными детьми.
Прижимова А.И. представляет анализ результатов проведенных исследований по адаптации каждого ребенка. Графики адаптации позволяют наглядно увидеть, как первоклассники вошли в школьную жизнь.
Классные руководители дают характеристику класса, в котором учатся дети, делятся своими наблюдениями.
В задачу консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. Здесь же вырабатываются рекомендации отдельным учащимся для воспитателей, учителей, педагогу-психологу. Это могут быть предложения о проведении беседы с воспитателями, рекомендации о консультации с врачом, пожелания по развивающей работе педагога-психолога с ребенком в группе «Общение».
Таким образом, данная разработка - очень тонкое, мудрое, а главное, своевременное решение проблемы адаптации ребенка к школьной среде.
По данной методической теме Прижимова А.И. проводила открытые занятия, выступала на методическом объединении воспитателей, разработала методический и дидактический материал, который использует на занятиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Психодиагностическое исследование детей на 0 этапе:[1]
Протокол индивидуального психолого-педагогического обследования
Дата обследования ___________.
Ф. И. О. ребенка ______________________.
№ | Диагностика | Результат |
1. Нейрофизическая готовность к школе | ||
Тест на праворукость-леворукость | ||
Тест на кручение | ||
Теппинг-тест | ||
Тест Керна-Ирасека | ||
2. Память | ||
Тест Венгера | ||
Тест для исследования зрительной памяти | ||
Тест на узнавание | ||
Запоминание цифр в прямом и обратном порядке | ||
3. Внимание | ||
Корректурная проба | ||
4. Глазомер и ориентация в пространстве | ||
Графический диктант Эльконина | ||
Таблица Венгера | ||
Лабиринты Венгера | ||
5. Мышление | ||
Тест школьной зрелости | ||
Закономерности (модификация Агафоновой) | ||
Методика определения умственного развития | ||
Тест на сообразительность | ||
Тест на определение словарного запаса и общего понимания смысла текста. |
Психодиагностика 1 этапа:[2]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ анализ
Определение уровня дезадаптации первоклассников
(Л.М. Ковалева, Н.Н. Тарасенко)
Особенностей адаптации первоклассников к школе (заполняет учитель)
В_______ - ____ году
Ф.И.ученика_____________________________________________
Ф.И.О.учителя________________________________________________
1. Воспитатели совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
2. При поступлении в школу, ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал букв и т.д.).
3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т.п.).
4. Плохо развитые мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, и т.п.).
5. Пишет правой рукой, но со слов родителей, является переученным левшой
6. Пишет левой рукой.
7. Бесцельно двигает руками.
8. Часто моргает.
9. Сосет палец или ручку.
10. Иногда заикается.
11. Грызет ногти.
12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
13. Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
14. Очень любит играть, играет даже на уроках.
15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту он им ровесник.
16. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5 летнего ребенка.
17. Чрезмерно беспокоен на уроках.
18. Быстро примеряется с неудачами.
19. Любит шумные, подвижные игры на переменках.
20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается побыстрее, не заботясь о качестве.
21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу
22. Долго переживает неудачи.
23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, то может ответить хорошо.
24. Очень долго выполняет любое задание.
25. Домашнее задание выполняет гораздо лучше классных.
26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
27 Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах.
28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя.
29. Допускает много ошибок при списывании.
30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.
З1. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
32. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремиться узнать, что-то рассказать.
33. Воспитатели жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
34. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.
35. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т.п. К
36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).
37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.
з9. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем "отключиться", бросить работу.
40. Часто жалуется на усталость, головную боль.
41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.
42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.)
43.После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
45.Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
46. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.
___________________________________1_|______________________________РО
___________________________________2_|___3____4___________________НГШ
____________________________5______6_|________________________________Л
______________________7_____8______9_|__10____11____________________НС
______________________12____13_____14|__15____16______________________И
______________________17____18_____19|__20____21____________________ГС
____________________________22_____23|__24____25_____26____________ИНС
___________________________________27|__28____29_____30_____________НП
_______________________31____32____33|__34____35____________________НМ
___________________________________36|__37____38_____39_____40______АС
______________________41___________42|__43____44_____45_____46_____НИД
К= П: 70 *100
До 14% - норма
От 15 до 30 % - средняя степень дезадаптации
Менее 30% - серьезная степень – дезадаптации
Менее 40% - дезадаптация
При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ученика. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке защитывается 1 балл, если справа - 2 балла;
Максимальная возможная сумма баллов - 70.
Подсчитав какую сумму баллов, набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации:
П
К = - х 100, где п - количество баллов, набранных ребенком.
70
Учителя заполняют опросник дважды в ноябре-декабре и в апреле.
Условия обозначения:
РО - родительское отношение
НГШ - неготовность к школе
Л - леворукость
НС - невротические симптомы
И - инфантилизм
ГС - гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность
ИНС - инертность нервной системы
НП - недостаточная производительность психических функций
НМ - низкая мотивация учебной деятельности
AC - астенический синдром
НИД - нарушение интеллектуальной деятельности
Дополнительный материал при изучении адаптации детей в школе
Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
Форма проведения: индивидуальная.
Оборудование: стимульный материал к методике.
Инструкция:
"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".
На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком
№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)
№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)
№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Выборы | Мотивы, № | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I выбор | ||||||
II выбор | ||||||
III выбор | ||||||
Контрольный выбор |
Внешний мотив - 0 баллов;
учебный мотив – 5 баллов;
позиционный мотив - 3 балла;
социальный мотив – 4 балла;
отметка - 2 балла;
игровой мотив - 1 балл;
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
Стимульный материал к методике исследования мотивации учения у первоклассников
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
“Детский дом №4” г. Усинска
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на совещании (при директоре) Директор
педагогического коллектива ГОУ «Детский дом №4»
Протокол № г.Усинска
От « » г. __________Лунгу С.В.
г.
Составитель:
Прижимова Анна Ивановна
Педагог-психолог 1 квалификационной категории
ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206
г. Усинск
2008 г.
Пояснительная записка
Можно ли быть уверенным, что читающий, считающий, и знающий названия всех давно вымерших динозавров ребенок будет успешным в школе?
К сожалению, нет. Помимо интеллектуальной готовности, готовность к школе включает в себя и другие, очень важные характеристики, отсутствие которых может очень усложнить жизнь ребенка в школе. Самостоятельность, адекватная самооценка, умение планировать и контролировать свою деятельность, хорошая пространственно-временная ориентировка, крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокая познавательная активность, преобладание учебных мотивов над игровыми — вот перечень важнейших характеристик, от которых зависит, будет ребенок успешным в школе или нет.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Гутановой Н.В., Туниной Е.Г. Тесты для подготовки детей к школе. Издательский дом «НЕВА». СПб. 2004.
Цель данной программы – раскрыть и развить необходимые для успешной учебной деятельности в школе познавательные и коммуникативные способности.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к школе.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
- Развивать память, внимание, мотивацию учения, мышление, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Обогащать слуховой и визуальный опыт детей через игру, коллективное творчество.
Возраст участников: воспитанники детского дома 6-7 лет.
Объемы и сроки изучения курса:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 мин.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Основной формой работы являются учебные занятия.
Виды контроля: диагностика
Ожидаемые результаты:
- ребенок должен уметь планировать свою деятельность.
- у ребенка должно быть развито умение контролировать результат своих действий.
- у ребенка должна быть развита мотивация учения, как стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и их использование.
- у ребенка уровень развития интеллекта должен характеризоваться: умением слушать другого человека, выполнять такие логические операции, как анализ, обобщение, сравнение, классификация словесных понятий.
Содержание работы
Особенности каждой темы:
Введение. Знакомство.
Каждое новое занятие нужно начинать со знакомства с ним. Нейрофизическая готовность к школе.
Важным показателем готовности к школе является функциональное созревание центральной нервной системы, выражающееся в так называемой асимметрии больших полушарий. При обработке информации, получаемой извне, каждое полушарие начинает выполнять специфические функции. Так, правое полушарие отвечает за пространственную ориентировку, за эмоционально-образное восприятие. Правое полушарие схватывает картинку всю целиком, со всеми деталями, не дробя ее на части. Дробным восприятием занимается левое полушарие. Именно в нем находятся центры речи, которые и позволяют выделять в окружающем мире части, анализировать их, выстраивать логические причинно-следственные цепочки. Чем лучше выражена специализация полушарий, тем выше уровень восприятия и переработки информации.
Память
Уровень сформированности асимметрии позволит определить тест на праворукость-леворукость. В школе большая часть информации поступает ребенку в основном по двум каналам: зрительному и слуховому
- Если у ребенка лучше развита зрительная память, значит, ему будет легче запомнить материал, который представлен в виде картинок, схем, наглядных пособий.
- Если у ребенка лучше развита слуховая память, то, заучивая учебный материал, ему необходимо его проговаривать, читать вслух, слушать. Учить уроки такому ребенку легче вслух.
Однако если у дошкольника хорошо развита зрительная память, ему все равно необходимо развивать слуховую память и наоборот.
Внимание.
Если у ребенка не все благополучно в школе, то часто в этом винят внимание. Внимание — это волшебная дверь, которая впускает в внешний мир. Увидим ли мы его во всей красе, во всех мельчайших подробностях зависит от того, как мы управляем своим вниманием. У детей нет опыта организации собственного внимания — их вниманием почти всегда управляли взрослые. Именно взрослые говорили слова-ключи: «Посмотри сюда», «Сравни», «Ты заметил?» и т. п. Если мы педагоги совместно с родителями научим ребенка самостоятельно отдавать себе такие команды, мы сделаем первый шаг в сторону самоорганизации его внимания.
Научить ребенка управлять своим вниманием, значит научить его планировать наблюдения, работать системно, проговаривая последовательность действий. Для того чтобы контролировать выполнение действий, можно выкладывать палочки, как только один этап работы будет завершен, или ставить галочки на листочке бумаги.
Необходимо приучить ребенка доводить начатое дело до конца. Для этого нужно ставить перед ним посильные задачи. Если всю работу нельзя выполнить за один раз, сразу же нужно оговорить с ребенком, что он сделает сейчас только часть работы, а остальное — в следующий раз.
Глазомер и ориентация в пространстве.
Ребенок способен ориентироваться в пространстве гораздо раньше, чем проделывать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, классификации и т. п. Если данная функция развита хорошо, у малыша формируется первичная картина мира очень близкая к реальной. В дальнейшем эта картина будет уточняться, и конкретизироваться с помощью более сложных мыслительных операций. Хорошо развитый глазомер позволяет соотносить не только размеры плоскостных изображений, но и, что более важно, строить объемную, трехмерную картину мира, сравнивая предметы по степени удаленности, глубине. Способность ориентироваться в пространстве не дается нам от рождения, она формируется при условиях активного взаимодействия с жизненным пространством.
Мышление.
Мышление человека многогранно. В этом разделе представлены методики, позволяющие определить уровень развития, как отдельных мыслительных операций (классификации, группировки), так и характеристик, имеющих интегральное значение, таких как общая осведомленность и понятливость, словарный запас и уровень развития речи. Каждое задание этого раздела служит хорошим упражнением для развития интеллектуальных способностей малыша. После каждого теста даются упражнения, позволяющие развивать те аспекты мышления, которые исследовал тест.
Итоговая работа
Данная работа необходима для того, чтобы проверить уровень готовности ребенка к школе: сформированность его психических, поведенческих, мыслительных процессов.
Для диагностики используются тестовые задания.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Дата проведения |
1 | Введение. Знакомство | 1 | |
Нейрофизическая готовность к школе | |||
2 | Занятие 1.
| 1 | |
3 | Занятие 2.
| 1 | |
4 | Занятие 3 Закрепление пройденного материала | 1 | |
Память | |||
5 | Занятие 1
| 1 | |
6 | Занятие 2
| 1 | |
7 | Занятие 3
| 1 | |
8. | Занятие 4 Закрепление пройденного материала:
| 1 | |
Внимание | |||
9. | Занятие 1
| 1 | |
10 | Занятие 2
| 1 | |
11. | Занятие 3
| 1 | |
12 | Занятие 4
| 1 | |
13 | Занятие 5 Закрепление пройденного материала | 1 | |
Глазомер и ориентация в пространстве | |||
14 | Занятие 1
| 1 | |
15 | Занятие 2
| 1 | |
16 | Занятие 3
| 1 | |
17 | Занятие 4 Закрепление пройденного материала | 1 | |
Мышление | |||
18 | Занятие 1
| 1 | |
19 | Занятие 2
| 1 | |
20 | Занятие 3
| 1 | |
21 | Занятие 4
| 1 | |
22 | Занятие 5
| 1 | |
23 | Занятие 6
| 1 | |
24 | Занятие 7
| 1 | |
25 | Занятие 8
| 1 | |
26 | Занятие 9 Закрепление пройденного материала | 1 | |
Итоговая работа | |||
27 | Диагностика «Уровень готовности к школьному обучению» | 1 | |
28 | Работа с детьми по проведенной диагностике (объяснение заданий, с которыми дети не справились) | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
“Детский дом №4” г. Усинска
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на совещании (при директоре) Директор
педагогического коллектива ГОУ «Детский дом №4»
Протокол № г.Усинска
От « » г. __________Лунгу С.В.
г.
Составитель:
Прижимова Анна Ивановна
Педагог-психолог 1 квалификационной категории
ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206
г. Усинск
2013 г.
Пояснительная записка
Актуальность. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью ( для детей в возрасте 7 лет, эта нагрузка является наиболее утомительной. Большинство детей в основом готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса («Я уже ученик», готовность к выполнению учебных задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, неизбежности установления временных рамок. Предлагаемый курс помогает им осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в исполнении устанавливаемого распорядка. Курс предусматривает игровые занятия, которые предполагают свободную форму общения. Здесь возможны подвижные упражнения, не столь жестко как на уроке, лимитировано время. Выполнение этих упражнений - своего рода переходное звено между игровой деятельностью и учебной.
Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов способствует процессу адаптации.
Предлагается один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья младших школьников на этапе первичной адаптации к школе – программа психолого-педагогического сопровождения «Первый раз в первый класс». Программа может быть использована в работе педагогов-психологов интернатных учреждений направлении «Адаптация младшего школьника».
Цель: профилактика нарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.
Задачи:
- создание условий для социально-психологической адаптации детей к школе (предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
- повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
Решение этих задач предполагает взаимную адаптацию ребенка, пришедшего учиться, и социально-педагогической среды, в которой происходит его обучение. С одной стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень готовности ребенка обучаться, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями.
Поставленные задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы, обеспечивающих процесс адаптации детей к новым социальным условиям: психологическая диагностика; психологическое просвещение; психологическое консультирование; коррекционно-развивающая работа; диспетчерская функция (обеспечение взаимодействия со всеми структурами, влияющих на процесс адаптации).
Возраст участников: воспитанники детского дома 7 лет.
Объемы и сроки изучения курса: Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 мин. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Основной формой работы являются учебные занятия.
Виды контроля: диагностика.
Прогнозируемый результат:
- уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.
- формирование комфортной образовательной среды.
Критерии оценки эффективности:
- Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
- Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
- Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
- Включение воспитателей семьи в образовательный процесс первоклассника.
Содержание программы
Структура программы:
Программа состоит из трех блоков и предполагает работу в каждом из них по трем основным направлениям:
- диагностическое;
- информационно-просветительское;
- коррекционно-развивающее.
Блок «Воспитатель»
Цель: повышение уровня психолого-педагогическое компетенции воспитателей.
Задачи:
- Повышение психологической компетентности воспитателей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.
- Создание педагогом-психологом доброжелательного климата, доверительных отношений детей первоклассников с воспитателями.
- Формирование комфортной образовательной среды.
- Проведение семинаров, круглых столов и т.д.
Блок «Первоклассник»
Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Задачи:
- Помощь учащимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
- Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я - концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
- Способствование развития творческого потенциала и установления норм во взаимоотношениях со сверстниками, учителем и воспитателями.
- Проведение цикла занятий по предлагаемой программе.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Цели | Название темы | Количество часов |
| Занятие первое | 1 | ||
| Занятие второе | 1 | ||
| Занятие третье | 1 | ||
| Занятие четвертое | 1 | ||
| Занятие пятое | 1 | ||
| Занятие шестое | 1 | ||
|
| Занятие седьмое Занятие восьмое | 1 | |
9 | Учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния. | Занятие девятое | 1 | |
10 | Развитие прогнозирования. | Занятие десятое | 1 |
Заключение
Работа с детьми – живой, только отчасти запрограмированный и регламентированный процесс. В программе используются следующие методические приемы:
- Регулярно в конце логически завершенного отрезка времени (темы) или в конце занятия проводится рефлексия, цветодиагностику по поводу того, каково впечатление у детей от занятия, что поняли (не поняли), что больше всего запомнилось, для чего это нужно знать и уметь.
- Нужно гибко реагировать на вопросы детей, стараться не оставлять их «на потом», оставлять место для импровизации.
- Внедрение игры в учение и учения в игру – особенно важно на этом первом этапе обучения.
Всегда необходимо подкреплять пусть даже небольшой успех учащегося, его усилия. Это важнейшее условие вхождения ребенка в школьную жизнь, адаптации к новым социальным условиям.
Данная программа апробирована в течение 5 лет. Результативность при сравнении следующая:
Предмет сравнения | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2013-2014 |
% «неорганизованных» детей от общего кол-ва первоклассников. | 0 чел. 0% | 0 чел. 0% | 0 чел. 0% | 0 чел. 0% |
Нарушения социализации. | 0 чел. 0% | 0 чел. 0% | 1 чел. 33% | 0 чел. 0% |
Несформированность мотивационной сферы. | 0 чел. 0% | 0 чел. 0% | 0 чел. 0% | 0 чел. 0% |
Положительное отношение учащегося к школе после первого месяца обучения и реализации данной программы (по результатам диагностик): по наблюдению учителя – по мнению воспитателей- | 1 чел. 100% 1 чел. 100% | 3 чел. 100% 3 чел. 100% | 2 чел. 77% 2 чел. 77% | 1 чел. 100% 1 чел. 100% |
% детей, требующих дальнейшей коррекционной работы. | 0 чел. 0% | 0 чел. 0% | 1 чел. 33% | 0 чел. 0% |
Психологическая поддержка в период начала первого года обучения - важная и большая проблема. И оттого, насколько быстро ребенок справится с новой для себя ролью ученика, будет зависеть благополучие всей дальнейшей школьной жизни и формирование его как личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План работы педагога-психолога с воспитателями
ГОУ «Детский дом №4» г. Усинска
по теме «Адаптация детей в школе»
2008-2009уч.г.
Тема 1. Трудности адаптации первоклассников к школе
Вопросы для обсуждения:
- Физиологические трудности адаптации первоклассника к школе.
- Психологические трудности адаптации первоклассника к школе.
- Значение отношения воспитателей к ребенку в период преодоления трудностей первого года обучения.
Тема 2. Форма работы: устный журнал "Перелистывая страницы учебного года"
Подводится итог работы воспитателей и воспитанников-первоклассников за год. Встреча торжественная, интересная, необычная, проводится совместно с учащимися.
Страница №1 "Наша жизнь на занятиях" (фрагменты занятий).
Страница №2 "Наша дополнительная подготовка к урокам" (физкультпаузы, упражнения, игры и т.д.).
Страница №3 "Наша жизнь в школе" (самые яркие моменты уроков, мероприятий, проведенных в школе за год).
Страница №4 "Наше творчество" (выставка творчества воспитанников, чтение стихов, песен, кружковая деятельность).
Страница №5 "Мы и наши воспитатели" (награждение воспитателей за работу с воспитанниками). Медаль - детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.
2009-2010уч.г.
Особенности мыслительной деятельности младших школьников.
Форма работы: круглый стол.
Вопросы для обсуждения
1. Методы и приемы развития познавательной активности детей.
2. Речевые умения учащихся и их значение в учебе.
3. Наблюдательность и пути ее формирования у учащихся.
4. В чем проявляется познавательная активность ребенка? Как вы ее стимулируете?
5. Как вы развиваете речевые умения своего ребенка?
6. Наблюдателен ли ребенок и как это проявляется?
Тема 2. Форма работы: устный журнал "Перелистывая страницы учебного года"
Подводится итог работы воспитателей и воспитанников-первоклассников за год. Встреча торжественная, интересная, необычная, проводится совместно с учащимися.
Страница №1 "Наша жизнь на занятиях" (фрагменты занятий).
Страница №2 "Наша дополнительная подготовка к урокам" (физкультпаузы, упражнения, игры и т.д.).
Страница №3 "Наша жизнь в школе" (самые яркие моменты уроков, мероприятий, проведенных в школе за год).
Страница №4 "Наше творчество" (выставка творчества воспитанников, чтение стихов, песен, кружковая деятельность).
Страница №5 "Мы и наши воспитатели" (награждение воспитателей за работу с воспитанниками). Медаль - детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.
2010-2011уч.г.
Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития
Вопросы для обсуждения
1. Роль эмоций и чувств в жизни человека.
2. Сопереживание и пути его формирования у учащихся.
3. Роль семейных традиций в воспитании эмоциональности ребенка.
Анкета для воспитателей
- Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как вы это делаете?
- Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
- Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
Тема 2. Форма работы: устный журнал "Перелистывая страницы учебного года"
Подводится итог работы воспитателей и воспитанников-первоклассников за год. Встреча торжественная, интересная, необычная, проводится совместно с учащимися.
Страница №1 "Наша жизнь на занятиях" (фрагменты занятий).
Страница №2 "Наша дополнительная подготовка к урокам" (физкультпаузы, упражнения, игры и т.д.).
Страница №3 "Наша жизнь в школе" (самые яркие моменты уроков, мероприятий, проведенных в школе за год).
Страница №4 "Наше творчество" (выставка творчества воспитанников, чтение стихов, песен, кружковая деятельность).
Страница №5 "Мы и наши воспитатели" (награждение воспитателей за работу с воспитанниками). Медаль - детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.
2013-2014уч.г.
Особенности учебной деятельности младших школьников.
Форма работы: круглый стол.
Вопросы для обсуждения
1. Методы и приемы развития учебной активности детей.
2. Роль школьной мотивации в учебе.
3. Как сберечь здоровье и хорошо обучить ребенка?
4. Как развить учебную активность ребенка? Как вы ее стимулируете?
5. Как вы мотивируете ребенка?
6. Не ухудшилось ли здоровье ребенка. Как вы за этим следите?
Тема 2. Форма работы: устный журнал "Перелистывая страницы учебного года"
Подводится итог работы воспитателей и воспитанников-первоклассников за год. Встреча торжественная, интересная, необычная, проводится совместно с учащимися.
Страница №1 "Наша жизнь на занятиях" (фрагменты занятий).
Страница №2 "Наша дополнительная подготовка к урокам" (физкультпаузы, упражнения, игры и т.д.).
Страница №3 "Наша жизнь в школе" (самые яркие моменты уроков, мероприятий, проведенных в школе за год).
Страница №4 "Наше творчество" (выставка творчества воспитанников, чтение стихов, песен, кружковая деятельность).
Страница №5 "Мы и наши воспитатели" (награждение воспитателей за работу с воспитанниками). Медаль - детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.
Список литературы
- Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998.
- Битянова М.Р. Азарова Т.В. Афанасьева Е.И. Васильев Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001.
- Битянова М.Р. Профессия школьник. М., 2000
- Готовность к школе: развивающие программы // Под. ред. И.В. Дубровиной. М., 2001.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
- Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. М., 2004.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2001.
- Практическая психология образования. // Под. ред. И.В. Дубровиной М., 1998.
- Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М., 1998.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-Пб., 2000.
[1] Н.В.Гатанова, Е.Г.Тунина.Тесты для подготовки к школе. Для детей 5-6 лет и старше. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 192 с. – (Программа развития и обучения дошкольника.
[2] Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей первого класса к школе.
Материал содержит рекомендации родителям, как помочь ребенку стать учеником....
Статья. «Адаптация детей-инофонов в условиях школы-интерната»
Проблемы, трудности адаптации детей билингвистов в образовательной среде. Помощь в адаптации таких детей, которую оказывает образовательное учреждение....
«Программа адаптации детей к условиям начальной школы с использованием игровых методик»
Программа «Игровые методики в работе педагога-психолога» составлена в рамках программы адаптации детей к условиям начальной школы с использованием игровых методик. Программ...
Программа по адаптации детей к школе "Я - Ученик"
Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциона...
Особенности адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
Официальная регистрация в России дает право детям мигрантов на получение образования в российской школе. Однако зачисление такого ребенка в школу – это лишь первый шаг. Современная российская шк...
Дополнительная общеразвивающая программа по адаптации детей к школе "Букварёнок"
Программа предназначена для подготовки дошкольников к обучению в школе....
Программа социальной адаптации детей - мигрантов в условиях малокомплектной школы
На сегодняшний день существует очень актуальная проблема в образовании – обучение детей мигрантов, которые воспринимают мир подругому, имеют свой национальный менталитет, другие религиозные уст...