Конструктор системно-деятельностного урока
консультация на тему
Данные материалы могут быть использованы для конструирования урока в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
universalnye_uchebnye_deystviya.doc | 42 КБ |
uud.doc | 72.5 КБ |
zadanie_2.1.doc | 46 КБ |
zadanie_2.3.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Универсальные учебные действия
Регулятивные УУД (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность) | Познавательные УУД (работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знаково-символьных средств, общих схем решения, выполнение логических операций) | Коммуникативные УУД (речевая деятельность; навыки сотрудничества) |
|
|
|
Предварительный просмотр:
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися
на уроках открытия нового знания по ТДМ «Школа 2000...»
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ | Перечень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на соответствующих этапах |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | |
Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). | - самоопределение (Л); -смыслообразование(Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | |
На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, этот этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. | - мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смыслообразование (Л); - эмпатия (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П); - структурирование знаний (П); - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - волевая саморегуляция (Р) |
3. Выявление места и причины затруднения. | |
На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | - учебно-познавательный интерес (Л); - смыслообразование (Л); - эмпатия (Л); - волевая саморегуляция (Р); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково-символических средств (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | |
На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ü ставят цель, ü согласовывают тему урока, ü выбирают способ, ü строят план достижения цели; ü определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. | - самоопределение (Л); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - планирование, прогнозирование (Р); - построение логической цепи рассуждений (П); - использование знаково-символических средств (П); - построение речевых высказываний (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
5. Реализация построенного проекта. | |
На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - чувство прекрасного и эстетические чувства (Л); - установка на здоровый образ жизни (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - волевая саморегуляция (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - познавательная инициатива (Р); - использование знаково-символических средств (П); - поиск необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - установление причинно-следственных связей, доказательство (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К); - управление поведением партнера (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |
На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | - контроль (Р); - коррекция (Р); - волевая саморегуляция (Р); - подведение под понятие (П); - использование общих приемов решения задач (П); - использование знаково-символических средств (П); - самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); - построение речевых высказываний (П); - выведение следствий (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |
При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); - анализ, сравнение, классификация (П); - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); - использование знаково-символических средств (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - использование общих приемов решения задач (П); - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); - рефлексия способов и условий действия (П); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р); - выделение и формулирование проблемы (П); - постановка познавательной цели (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - подведение под понятие (П); - выведение следствий, доказательство (П); - координирование разных позиций с учетом разных мнений (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
8. Включение в систему знаний и повторение. | |
На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - моделирование, преобразование модели (П); - умение структурировать знания (П); - смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - использование общих приемов решения задач (П); - построение речевых высказываний (П); - подведение под понятие (П); - выведение следствий (П); - доказательство (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - управление поведением партнера (К) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |
На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | - внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - эмпатия (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К); - планирование учебного сотрудничества (К) |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок обучающего контроля
Этап | Цель | Задачи | Показатели достижения результата |
1. Мотивации, (самоопределения) к коррекционной деятельности | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований контрольно-коррекционной деятельности. | - создать условия для включения в контрольно-оценочную деятельность; - установить тематические рамки; - установить форму и процедуру контроля; - предъявить критерии оценивания работы. | - созданы условия для включения в контрольно-оценочную деятельность; - предъявлены критерии оценивания работы. |
2. Актуализации и пробного учебного действия | Подготовка учащихся к осознанию ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности. | - организовать повторение контролируемых способов деятельности; - актуализировать мыслительные операции и познавательные процессы, необходимые для выполнения контрольных работ; - организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы; - организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок); - предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по предъявленным ранее критериям. | - организовано повторение контролируемых способов действий; - актуализированы мыслительные операции и познавательные процессы, необходимые для выполнения работы; - проведена самостоятельная контрольная работа; - организована самооценка учащимися выполненных работ по готовому образцу с применением критериев оценивания |
3. Локализация индивидуальных затруднений | Выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. | - организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности; - проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости согласование их оценок с оценкой учителя; - организовать учащихся, которые не допустили ошибок, на работу по тренировке навыков использования знаний в новой нестандартной ситуации или консультативную помощью одноклассникам | - созданы условия для включения учащихся в коррекционную деятельность, направленную на анализ самопроверки учащимися своих работ, и анализ типичных ошибок и затруднений; - организованы условия для тренировки учащимися навыков решения творческих задач. |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений | Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - помочь сформулировать индивидуальную цель будущих коррекционных действий: понятия, способы действий, которые нужно уточнить и научиться правильно применять; - выбрать способ и средства коррекции | - определены понятия и способы действий, которые нужно уточнить и научиться применять; - установлено, какие изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи нужно осмыслить и понять; - определены средства коррекции (эталон, учебник, выполнение аналогичных заданий) |
5. Реализация построенного проекта | Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | - организовать работу по исправлению ошибок выбранным методом на основе выбранных средств; - предоставить возможность учащимся соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; - организовать деятельность учащихся по составлению заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки | - организована работа учащихся по исправлению ошибок и соотнесению результатов работы с эталоном; - организована работа по составлению детьми заданий с подобным алгоритмом решения или способом записи. |
5. Обобщение затруднений во внешней речи | Закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | - организовать обсуждение типовых ошибок; - организовать действия по обобщению затруднений во внешней речи | - организовано обсуждение типовых ошибок; - организовано проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самопроверка способов действий, вызвавших затруднения, по эталону, их усвоение. | - организовать самостоятельную работу, аналогичную контрольной работе, с выбором только тех заданий, в которых допущены ошибки; - предоставить возможность учащимся провести самопроверку своих работ по готовому образцу с фиксацией результата с помощью условных знаков; - зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения | - организована самостоятельная работа учащихся с предоставлением выбора заданий; - организована самопроверка самостоятельной работы по готовому образцу; - зафиксированы результаты с помощью условных знаков; - проведен контроль усвоения |
7. Включение в систему знаний и повторение | Подготовка к изучению следующих разделов курса. | - организовать выполнение заданий, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой; - организовать выполнение заданий на подготовку к изучению следующих тем | - обобщены знания по изученной теме; - проведена подготовка к изучению следующей темы |
8. Рефлексия учебной деятельности | Самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности. | - обобщить в устной речи механизм деятельности по контролю; - проанализировать причины допущенных ошибок и способов их исправления; - проанализировать и оценить степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов; - организовать деятельность учащихся по оценке результатов собственной деятельности; - наметить цели последующей деятельности | - обобщен механизм деятельности по контролю; - проведен анализ затруднений и способов их устранения; - проведен анализ достижения цели урока; - адекватность самооценки учащихся; - определены цели последующей деятельности |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Этапы урока/ прием | Орг.момент | Актуализация знаний | Постановка учебной задачи | Закрепление, тренировка, отработка умений | Повторение и систематизация изученного | Контроль | Рефлексия учебной деятельности | |
Прием | Приём “Удивляй”. | Приём “Шаг за шагом” | Приём “Отсроченная отгадка”. | Приём “Хорошо-плохо”. | Приём “Мудрые совы”. | Приём “Жокей и лошадь”. | Приём “Лови ошибку”. | Приём “Телеграмма”. |
Описание: приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: - умение анализировать; - умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. | Описание: приём используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы). Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. | Описание: приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: - умение анализировать и сопоставлять факты; - умение определять противоречие; - умение находить решение имеющимися ресурсами. 1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. | Описание: приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует: - умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; - умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); - умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Вариант 1 Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы». Вариант 2 Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д. | Описание: Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. | Описание: Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. | Описание: приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: - умение анализировать информацию; - умение применять знания в нестандартной ситуации; - умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время. | Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...
Системно-деятельностный подход. Урок математики в 3 классе "Деление с остатком". Презентация.
Системно-деятельностный подход. Урок математики в 3 классе "Деление с остатком" с презентацией....
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....
Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...
Организации урока ОРКСЭ в 4 классе в рамках системно-деятельностного подхода. Урок-проект. Тема: Творческие работы учащихся. Познавательный проект: « Человек и Бог в православии».
В ходе урока учащиеся создают проекты по теме курса "Основы православной культуры"...