Уровневая дифференциация обучения.
учебно-методический материал на тему
Механизм реализации уровневого дифференцированного обучения. Структура занятий с каждой группой учащихся. Характеристика учащихся по уровням.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urovnevaya_differentsiatsiya_obucheniya.odt | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровневая дифференциация обучения
Психолого-педагогические исследования показывают, что дети осваивают знания и способы деятельности по-разному. Различен темп, уровень, тип мышления, долговременность сохранения знаний в памяти, их перенос в иную ситуацию. Различно и влияние знаний на развитие личности ребенка. Освоить же определенный минимум должен каждый обучающийся, реализовать требования стандарта – каждый учитель.
Здесь возникает очень сложная проблема – как учителю учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого? Решить эту проблему можно за счет уровневой дифференциации. Смысл ее в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика.
Механизм реализации таков: в течение ряда уроков идет образовательный процесс в обычном режиме. После учитель и ученики анализируют и оценивают, как усвоен материал, изученный в эту неделю, и как освоены способы деятельности. Результатом анализа и оценки становится деление всех учащихся на три группы.
Первая группа – дети, усвоившие материал (дети «нормы»)
Вторая группа - дети, не усвоившие материал или частично его усвоившие; дети с проблемами в обучении, нуждающиеся в педагогической поддержке.
Третья группа – дети с высоким уровнем обученности и обучаемости, интеллектуально продвинутые, проявляющие способности в учебных дисциплинах; одаренные.
Структура занятий с каждой из трех групп включает три этапа:
Первый этап – интеллектуальная разминка.
Второй этап – актуализация, «выращивание», углубление знаний. Для детей с проблемами в обучении подбираются:
- задания из изученного, но базового материала;
- задания по теме, изучаемой в течение учебной недели.
Назначение этапа – усвоение знаний и способов деятельности в соответствии с требованиями стандарта.
Для детей интеллектуально продвинутых подбираются задания, направленные на углубление и расширение знаний по изученным и изучаемой темам.
Третий этап – развитие умственной и эмоционально-волевой сферы. Учащимся предлагаются задания, обеспечивающие общее развитие: нестандартные, логические, повышенной трудности и др.
Важно отметить:
- распределение детей по группам является условным, так как группы динамические. В течение месяца ребенок может оказаться в каждой из трех групп. Это обеспечивает и сохраняет душевное здоровье, эмоциональное благополучие детей как необходимое условие успешности любой деятельности, особенно учебной;
- занятие с детьми второй малой группы дают ощутимый результат;
- в подборе материала для проведения интеллектуальной разминки (этап развития умственной и эмоционально-волевой сферы) принимают участие дети;
- учащимся третьей группы предоставляется возможность самостоятельно готовить и проводить один из этапов занятия; в режиме урока предусмотрено время для самостоятельной деятельности ребенка.
При проведении интеллектуальной разминки используется фронтальная форма организации деятельности, на втором и третьем этапах – фронтальная, групповая и индивидуальная, включающая самостоятельную работу индивидуализированного характера.
Выбор формы проведения самого занятия предоставляется учителю, что закрепляет за ним право на изобретательность и творчество. В течение всех дней недели в один из уроков включается этап интеллектуального развития. Для этого нужны игры, познавательная литература, карточки с заданиями разного уровня сложности.
Задача учителя заключается не только в том, чтобы зафиксировать уровень успешности учащегося, но и найти путь устранения трудностей, которые он встречает.
Номер группы | Характеристика учащихся по уровням | Фамилия, имя ученика |
3 (высокий уровень) | Высокие учебные способности. Ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач. Умеют хорошо работать. Уравновешенны процессы возбуждения и торможения. Устойчивое внимание. Успешно осваивают процессы обобщения. Большой словарный запас. | |
2 (средний уровень) | Выполняют задания первой группы, но с помощью учителя, по опорным схемам. Интеллектуальная работоспособность. Учебная мотивация. Интерес. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Для запоминания материала им необходимы многократные повторения. Торопливы, эмоциональны, невнимательны и несобранны. Трудны задания на обобщение, так как уровень аналитического мышления низок. | |
1 (низкий уровень) | Требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке. Низкая мотивация учения. Низкие показатели успеваемости. Быстрая утомляемость. Большие пробелы в знаниях. Ученики попадают в разряд слабых. Медлительны, апатичны, не успевают за темпом класса. При отсутствии индивидуального подхода теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя, на самом деле, могут учиться успешно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы
Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....
Индивидуализация и уровневая дифференциация обучения
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. У каждого из них свой набор познавательных способно...
Методический час на тему:" Уровневая дифференциация в обучении младших школьников"
Одно из направлений модернизации обучения в начальной школе - это уровневая дифференциация образования как средство реализации дифференцированного подхода в обучении.С психолого-педагогической точки з...
открытого урока литературного чтения в 4 классе c применением личностно-ориентированного обучения с уровневой дифференциацией и проблемного диалога, разработанную ею.
Открытый урок литературного чтения в 4-А классе c применением технологий уровневой дифференциации, обучения в сотрудничестве, проблемного диалога ,...
Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения
Основным показателем эффективности названных технологий является то, что школьники начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своих успехов и неудач, стремятся преодолевать трудност...
Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы
Для значительной части школьников предъявляемый школой уровень требований оказывается недостижимым как вследствие индивидуальных неспособностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.Обязат...